Слова заострённое копьё Слишком уж опасное оружье

                (Несколько слов о поэзии Игоря Исаева)

                И во дни короткие мои
                До тех пор, покуда кровь не стынет,
                Дай мне, Боже, веры и любви
                И избавь от гнева и гордыни…
      Может быть это - главная тема поэзии Игоря Исаева.  Сейчас над этой модной темой работают многие поэты, которым важно отметиться, что и они не лыком шиты. Но не в них, других, суть. А суть в том, что эта тема предельно отчетливо звучит в стихах поэта. Попытка связать небо и землю, соединить духовное и материальное, материальное даже в его низменном звучании, попытка увидеть в этом низменном ростки «веры и любви», показать, как  и оттуда произрастает высокое понятие – Человек - вот свойства поэзии Игоря Исаева. А Человек – это уже свой макрокосмос, но у Исаева он особенный:
                Нам и надо немного
                (Остальное мы сами):
                Кружку счастья густого
                Пополам с небесами.
        Вот кажется и все – мысль сжата до предела, и в ней понимание – кто есть Человек.
        Образ в стихах Игоря Исаева вырисовывается не сразу, и поэтому надо прочитать стих целиком, осмыслить его, а потом уже делать выводы. И чем глубже этот образ запрятан, тем интереснее. Стихи поэта не для бездумного чтения, хотя иногда кажется, что поэт ерничает, играет с читателем, но это впечатление чисто внешнее, напускное.
Поэту, если хотите, хочется завлечь читателя, но завлечь умело, со смыслом.
                Цветет заря невдалеке.
                Не трезвый, и не пьяный,
                Живет поэт на чердаке
                И дружит с воробьями.
         «Не трезвый, и не пьяный» - а ведь у поэта особое состояние – совершенно отличное от реального, а какое? Для этого читателю надо пошевелить мозгами, и не как-нибудь, а усиленно. Потому то, наверно, «сквозь стены входят облака» и «звезда застряла в дымоходе». Будем считать, что образ пойман.
         Поэт ведь «небожителям чета», поэтому он свободно может говорить и о небе, и о звездах, и о солнце. Пусть даже не о солнце вообще, а лишь о «глотке солнца». Солнце – это жизнь, и хотя это прописная истина, но людям всегда нелишне напомнить о ней, особенно в стихах.
         Солнце – это наше всё, а вот жизнь людская далека от идеала, в ней «свет небес и пыль обочин». Поэтому и думается поэту, что «непросеянное, с сором, солнце падает в бачок», то есть в наше мышление, в наше бытие, в нашу далеко не лучшую действительность. И уж прав поэт - "хлеб попробуй испеки» из всего этого, да ещё, чтобы вкусным был. Ведь издавна – есть хлеб, есть жизнь. А если есть жизнь, то есть и поэзия. «Тут не убавить, не прибавить» - как сказал один великий русский поэт. Вот она цепочка понятий: солнце, хлеб, жизнь, стихи. А над всем этим – Бог.
         Если каждому по глотку солнца, то, наверняка, всем хватит. А если больше?
Сейчас многие хотят заграбастать побольше, особенно на «халяву». Но читая стихи Игоря Исаева, создается впечатление, что в реальной жизни солнца то и нет. Все живут в ожидании солнца или как облака плывут за ним.

                И кто бы ты ни был,
                И где бы ты ни был,
                Вернешься на круги своя
                Под бледное небо –
                Подбрюшие рыбы –
                И липнет к рукам
                Чешуя…
          Какое уж тут солнце.  Имеет место быть «бледное небо» и вместо лучей «чешуя». Поэтому и глоток солнца – это уже много. И как оно необходимо, даже «непросеянное», поскольку:
                Несмело роняя шаги,
                Выбираться наощупь
                Из гибельной тьмы.
          А ещё вначале книги «Глоток солнца» поэт заявил: свободен, но эта свобода для поэта выходит боком. И как добраться до солнца, коль:
                Небо злое и скорбное
                Над расквашенным городом.
         Да, поэт продекларировал свою свободу, но легче от этого не стало – до солнца ох как далеко. И, кажется, природа только сменила декорации, а солнце как было где то там –там и осталось. Поэт зовет в помощь «Спицы и пряху», но увы, потом вызывает «Радугу в небесах» и опять не то. Почему? Да потому, что они не помощники, то спицы увязнут, то пробиваются наобум. В общем вся надежда на себя:
                В «Книге огненных страниц»
                Догорает корешок.
                Напоследок оглянись
                И пошел.
          Свобода – штука сложная. Быть свободным, это не значит, что можно быть счастливым. Хоть человек и чувствует себя свободным, но:
                Каждый шаг и выдох так подобраны,
                Чтобы не упасть и не пропасть.
          Как же так получается, что человек, будучи свободным, не может обрести себя. Это хорошо видно из следующего стихотворения Игоря Исаева.  Приведу его полностью:
                Они полжизни потеряли
                На поиски самих себя.
                На придорожном материале
                Совсем не строится судьба.

                Из мира низких крыш и жалоб
                На свет не выбиться росткам.
                Их постоянно окружала
                Синюшно-бледная тоска.

                И, ничего не понимая
                Ни в высоте, ни в глубине,
                Они ночную стужу мая
                Мешали с пылью жарких дней…   
         Ну какая это свобода, да и нужна ли такая свобода, если человек «ночную стужу мая» мешает «с пылью жарких дней». Очень среднее что-то получается. Так до солнца не дойдешь – будешь топтаться на полдороге. А поэту это надо? Ему то точно надо дойти до солнца. Такая вот разница.            
         Стихи, бывает, появляются сиюминутно, спонтанно, как вспышка, как падающая звезда. Потому то они (стихи) часто торопят время, а потом и обгоняют его. И вот они уже впереди времени, или даже вне его и читающему такие стихи покажется вдруг, что он дошел до солнца, отпил глоток этого обжигающего напитка. Отрываются листки календаря, срываются ветром листья с деревьев, а поэту видится другое:
                Неизвестную сущность
                Откроют привычные вещи
                И –
                Золотые деревья
                Покроют поверхность Земли.
         Простому человеку видеть это не дано, а поэту дано. Богом! Только поэт может сказать:
                Не жена, не любовь, не подруга,
                Ненавидимая моя.   
       Ключевым словом «моя» и обозначена суть стихотворения. Только у поэта так бывает – одновременно: и «ненавидимая», и «моя». «Моя» - это тоже «Глоток солнца». Тем не менее «В цветах шиповника, в сиреневом дыму» пролетело лето. И опять осень, что в листопад «траву и тротуары пишет слитно» и остается только молиться солнцу, поэт повторяет как «Господи помилуй»:
                Их путь когда-нибудь прервется,
                А солнцу не бывать конца.
      Да земной путь человека прерывается, но «вырастающие дети» продолжат этот путь и будут хвалить «те же имена», поскольку:
                Они несут в своих сердцах
                Частицу пламенного Солнца.
      Но проходят осень и зима, о которых поэт говорит так:
                Бирюзовые зимы разлуки,
                Слюдяная печаль ноября.
                В небесах перелетные звуки
                И пугливая птица-заря.
      Удивительные строчки, так может написать только Игорь Исаевъ.
     И, наконец, наступает весна и День Победы – самый главный праздник страны.
                Идут на площадь старики.
     Идут вопреки всему: и тому, что «молодежь поет и скачет», и тому, что «боль стократ сильней недужит». И тому, что
                Пацаны в двенадцать лет
                Подняли свастику на плечи.
     А они (ветераны) только крепче смыкают ряды, поскольку их с каждым годом становится всё меньше, но они и есть «непобежденная Россия».
    И медаль за город Будапешт, которая горит как маленькое солнце, для всех живущих и есть тот «глоток солнца», который увидел поэт и передал читателю.
    Путь поэта. Легкий или тернистый, увенчанный или развенчанный, но он есть этот путь и с этим ничего не попишешь. У Игоря Исаева свой ни с чем несравнимый путь в поэзии. Яркие, образные стихи поэта говорят о том, что перед нами крупный русский поэт и стихи его будут востребованы сегодня и завтра. Я не говорю о качестве его стихов, Игорь Исаевъ филолог по образованию и редактор альманаха «Скобари». У него каждое слово продумано и выверено. Его стихи – маленькие шедевры русской словесности:
                А мир красотой
                И любовью спасется…
                Комочками снега,
                Кусочками солнца.
        А я бы еще добавил: и стихами Игоря Исаева.

               
          
               
    


Рецензии
Хорошая статья, Иван. Была ли где-нибудь опубликована, кроме как на Проза.ру?
Единственный момент - не понятно, это вообще о поэзии Исаева, или разбор отдельной книги стихов? Надо бы уточнить в тексте.
И два технических замечания: под каждой цитатой хорошо бы ставить название произведения. И я бы убрал из текста пару просторечных выражений (слов), например, "читателю надо пошевелить мозгами". Согласитесь, это не очень уважительно по отношению к читателю, каким бы он ни был.
Успехов!

Юрий Иванов-Скобарь   13.10.2018 07:18     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв, Юрий! Это несколько слов о поэзии Игоря Исаева. Спасибо за замечания, я подумаю, как исправить, поскольку согласен с Вами.
С уважением!

Иван Иванов-Псковский 2   19.10.2018 22:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.