Придёт ли понимание сущности времени?

                ***               

                Велотуризм.
            
            В 2017 году, в возрасте 80 лет,велотуристические поездки прекратил.               
            Однако, на восьмом десятке, с 2014 по 2017 год, пусть очень
            скромно, но я накатал 13.335 км. Мне удалось побывать
            практически во всех районах нашей Волгоградской области.
            Был в станице Вешенской Ростовской области и на озере Эльтон
            Палласовского района граничащего с Козахстаном.
            С группой друзей - велотуристов побывали в городе Туле
            и проехали вдоль всего побережья Крыма.

            Во время одиночных поездок много раз приходилось ехать
            под палящим солнцем от которого некуда спрятаться.
            Приходилось ехать на встречу сильному и горячему ветру.
            Приходилось и ночью ехать по трассе под проливным дождём,
            окатываемый потоками воды из под колёс
            большегрузных автомобилей.
            Ночевал в лесу в промокшей от дождя палатке.
            Не раз приходилось ехать под холодными дождями и под
            снегопадом и в сильную ослепительную грозу
            с оглушительными раскатами грома над головой,
            когда не знаешь какой следующий грозовой разряд
            может стать для тебя последним.

            
            Но пусть этот непродолжительный период
            моей жизненной истории до конца моих дней
            вдохновляет меня своим отчаянным романтизмом...

                ***             
                Жизнь - это Чудо!!! не имеющее рационального объяснения!!!
                В своей жизни я   м н о г о  раз очень больно падал,
                но Судьба всегда благоволила мне, быть может за то, что я
                никогда и никому не делал зла ... и поэтому каждый раз
                я снова вставал!
                А сколько раз, когда от боли я терял сознание и был на
                самом краю, мне предрекали мой финал...?
                И сейчас, на 87 - ом году жизни, после тяжёлого 6 - ти
                летнего перерыва, я снова сел на свой велосипед чтоб ощутить
                всю радость естества и утренний простор...
                Я выехал до восхода солнца и за три часа проехал > 50 км
                на свою Родину, где я впервые появился на свет, чтобы посетить
                могилы родных мне предков и помянуть их Вечной памятью...
                И пусть жизнь продолжается!   

 
                ***

Концепция физического времени, как естественного эволюционного процесса,
как и закона сохранения энергии, достаточно самоочевидны, а поэтому не
нуждаются в каких - либо  научных исследованиях и могут быть приняты        научным сообществом по соглашению, опираясь на логику здравого смысла,        поскольку  никаких других   альтернатив физическому времени, помимо         эволюционного процесса как и перспектив построения вечного двигателя-         ПРОСТО НЕТ!

ВРЕМЯ, как форма бытия нашего реального мира, во все времена человеческой истории привлекала внимание людей мыслящих, желающих постичь таинственную сущность этого явления. Однако, и сейчас, в 21 – ом веке, всё ещё нет общепризнанного его ПОНИМАНИЯ.

Парадоксально, но даже в научном сообществе современных физиков, исследующих самые  ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ основы нашего МИРА и непосредственно имеющих дело с явлением ВРЕМЕНИ, а следовательно, более чем кто – либо, близко стоящих к его разгадке, но, тем ни менее, и у них ещё нет полного ПОНИМАНИЯ и внятно сформулированного ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВРЕМЕНИ.

В результате этого, толкование явления ВРЕМЕНИ стало излюбленным предметом спекуляций для всякого рода философов и философствующих дилетантов, предметом абстрактно – умозрительных рассуждений  «интеллектуальной общественности» и предметом досужих домыслов «широких слоёв народных масс». 

Среди маргиналов, как людей оригинально мыслящих, нередко встречается мнение о том, что вообще ВЕСЬ МИР и ВСЯ НАША ЖИЗНЬ во ВРЕМЕНИ – это только наша ИЛЛЮЗИЯ, т.е. это не более чем психологический феномен, плод нашего ВОСПАЛЁННОГО воображения.

Однако те, которые  считают себя РЕАЛИСТАМИ и доверяют своим ощущениям и своему РАЦИОНАЛЬНОМУ рассудку, считают, что МИР и они сами, СУЩЕСТВУЮТ РЕАЛЬНО,  НЕОБРАТИМО ЭВОЛЮЦИОНИРУЯ, но при этом, ПОСТОЯННО оставаясь в своём субъективном, НЕПРЕРЫВНО длящемся НАСТОЯЩЕМ, которое изменяя физические состояния ПС – та, переходит в его ПРОШЛОЕ, образуя при этом постоянно удлиняющийся материальный шлейф, его ПРОШЕДШЕЙ жизненной истории в виде всё возрастающего на лице числа морщин, старческих седин и множественных хронических недугов.
А единственной гарантией РЕАЛЬНОСТИ для Познающего Субъекта, (ПС), как известно, является только его ОЩУЩЕНИЕ, корректируемое его РАЦИОНАЛЬНЫМ СОЗНАНИЕМ.

Все попытки в осознании ВРЕМЕНИ, как ДЛИТЕЛЬНОСТИ, редко сводятся к поиску физической и психологической СУЩНОСТИ САМОГО ЯВЛЕНИЯ,  а чаще всего ограничиваются поиском практических способов ИЗМЕРЕНИЯ ДЛИТЕЛЬНОСТИ.
Для нас, конечно, основной интерес представляют сторонники осознания ФИЗИЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ ВРЕМЕНИ, но к сожалению, и они расходятся в представлении «природы» ВРЕМЕНИ.

Одни из них, считают ВРЕМЯ как некий субстанциональный поток, который пронизывает весь наш МИР и является ПРИЧИНОЙ ВСЕХ механических ДВИЖЕНИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ. ТО ЕСТЬ, ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ, ЧТО НЕ ФИЗИЧЕСКИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, А ИМЕННО ВРЕМЯ ЯВЛЯЕТСЯ ПРИЧИНОЙ  ВСЕХ ПРОИСХОДЯЩИХ ИЗМЕНЕНИЙ. Другие считают, что ДВИЖЕНИЕ изначально присуще ВСЕМ объектам нашего МИРА. Но наиболее логичным было бы признать, в качестве первопричины всех ИЗМЕНЕНИЙ только ФИЗИЧЕСКИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, а ВРЕМЯ признать как частный случай НЕОБРАТИМЫХ ИЗМЕНЕНИЙ.

Первые – это так называемые СУБСТАНЦИОНАЛИСТЫ, а вторые – РЕЛЯЦИОНИСТЫ. Но в обоих направлениях существует ещё бесчисленное множество самых невероятных вариаций, число коих постоянно множится по мере увеличения числа страждущих ИСТИНЫ. 
                ***
Знакомясь со многими «теориями» о природе ВРЕМЕНИ, всегда поражает изначальная предвзятость творческой методологии подавляющего большинства их авторов, которые, вопреки рациональной логики и здравого смысла, почему то абсолютно не доверяют ОСЯЗАЕМОЙ и просто  САМООЧЕВИДНОЙ РЕАЛЬНОСТИ, предпочитая ей   самые НЕВЕРОЯТНЫЕ и «СУМАШЕДШИЕ», УМОЗРИТЕЛЬНЫЕ, АБСТРАКЦИИ и КОНСТРУКЦИИ.   

Из бесчисленного множества «определений» ВРЕМЕНИ и предпринимаемых попыток его осмысления,  приведём и прокомментируем, на наш взгляд, наиболее характерные, сделанные в разное время разными мыслителями.

1. И. Ньютон: «Абсолютное, истинное, математическое время само по себе и по самой своей сущности, без всякого отношения к чему-либо внешнему, протекает равномерно и иначе называется длительностью». Однако Ньютон, помимо «абсолютного, истинного» времени, которое не имеет «отношения к чему-либо внешнему», вводит для практического пользования обычное реляционное время: «Относительное время есть мера продолжительности, употребляемая в обыденной жизни вместо истинного математического времени — это час, день, месяц, год». Таким образом, Ньютон фактически признает, что для практических нужд «абсолютное» время неприменимо, что здесь работает только «относительное», то есть реляционное время.

2. Весьма своеобразное представление о времени отстаивал Ф.Энгельс. В работе «Анти-Дюринг» Энгельс, который по существу, развивает ньютоновскую интерпретацию «абсолютного, истинного» времени, времени "в котором, - как он считает, - не происходит ничего". Это явно антиматериалистическая интерпретация времени, которая не может не шокировать сторонников НАУЧНОГО МАТЕРИАЛИЗМА, поскольку звучит из уст одного из его создателей.

Приведём полностью высказывание Энгельса о времени, чтобы каждый мог оценить сделанный им вклад в сокровищницу НАУЧНОГО МАТЕРИАЛИЗМА.
Энгельс пишет: «Согласно г-ну Дюрингу, время существует только благодаря изменению, а не изменение существует во времени и благодаря времени. Именно потому, что время отлично, независимо от изменения, его можно измерять посредством изменения, ибо для измерения всегда требуется нечто отличное от того, что подлежит измерению. Затем, время, в течение которого не происходит никаких заметных изменений, далеко от того, чтобы совсем не быть временем; оно, напротив, есть чистое, не затронутое никакими чуждыми примесями, следовательно, истинное время, время как таковое. Действительно, если мы хотим уловить понятие времени во всей его чистоте, отделенным от всех чуждых и посторонних примесей, то мы вынуждены оставить в стороне, как сюда не относящиеся, все те различные события, которые происходят во времени рядом друг с другом или друг за другом, - иначе говоря, представить себе такое время, в котором не происходит ничего. Действуя таким путем, мы, следовательно, вовсе не даем понятию времени потонуть в общей идее бытия, а лишь впервые приходим к чистому понятию времени» (Маркс, Энгельс, т. 20, с. 52). Комментарии излишни...

3. А.Эйнштейн считал, что «деление на время и пространство не имеет объективного смысла, так как время больше не является „абсолютным“». Как пишет И.Пригожин, Эйнштейн, в своём диалоге с Рабиндранатом Тагором «подчёркивал, что наука должна быть независима от существования наблюдателя. Такая позиция привела его к отрицанию реальности времени как необратимости, эволюции». Эйнштейн считал, что «необратимость есть лишь иллюзия, обусловленная «неверными» начальными условиями». Это показатель того, как нелегко даётся постижение Истины даже для таких, безусловно, выдающихся мыслителей каким был Альберт Эйнштейн.

4. Г.Минковский: «Отныне пространство само по себе и время само по себе должны обратиться в фикции, и лишь некоторый вид соединения обоих должен ещё сохранить самостоятельность».
При этом, время было искусственно включено в качестве неопределяемого параметра в так называемое «пространственно – временное многообразие.

5. В 1975 году астрофизик Пулковской обсерватории Н.А.Козырев опубликовал свою статью «Об исследованиях физических свойств времени», где он выдвинул новую гипотезу субстанционального времени. Он считал, что ВРЕМЯ – это «некая физическая среда», которая «может воздействовать на вещество, на ход процессов», что время обладает свойством направленности, а так же свойством «плотности или интенсивности», что «время не распространяется, а появляется сразу во всей Вселенной». Козырев предлагал использовать время для связи, считая, что «связь через время должна быть мгновенной».
Гипотеза Козырева не получила признания научной общественностью, но до сих пор она продолжает существовать в качестве некоего экзотического объекта для фантастических измышлений.

6. Идея субстанционального времени получила своё развитие и в работах А.П.Левича, возглавлявшего более 30 лет Институт исследования природы времени при МГУ, который был учреждён в 1984 году.
А.П.Левич  методологически верно постулировал основополагающий принцип:  «время – свойство открытых систем и только их». Он считал, что «все существующие в Мире меняющиеся системы открыты по отношению к некоторой материальной субстанции, состоящей из дискретных элементов». Но Левич, слишком механистично, представлял себе сам механизм процесса изменчивости всех существующих объектов. Он считал, что «субституционное движение в пространстве происходит не путем “раздвигания” элементов субстанции, а путем “проникновения” элементов в объект и замены уже имеющихся в объекте элементов». Процесс изменения объектов – «субстратов», он рассматривает как «метаболическое» усвоение ими поступающего извне вещественно – энергетического потока в виде «шлейфа дискретных элементов субстанции», (это частицы и энергия). В результате «поглощения» «элементов субстанции», объект изменяется, но он, в свою очередь, может тоже испускать поток «элементов субстанции» и таким образом, в результате притока и оттока «элементов субстанции», в объектах происходит результирующее изменение. Что соответствует постулированному Левичем течению времени в открытых системах. 
 
В результате, подводится итог: «Появления (исчезновения) элементов субстанции в системе, - говорит Левич, - буду отождествлять с течением в ней метаболического времени». 
В разное время и в разных своих работах Левич по разному рассматривает «поток» «элементов субстанции» и склоняется к его отождествлению с некоим Вселенским временным потоком пронизывающим все системы и объекты Вселенной, вызывая их необратимые изменения. Относительно природы субстанционального потока он высказывает новое предположение: «…предлагаю понимать под субстанцией вид материи, отличный от представленных частицами-фермионами, атомами и молекулами субстратов».
То есть, субстанциональный поток это не частицы – фермионы, ( лептоны и адроны), а «вид материи… не идентифицируемый существующими экспериментальными технологиями», т.е. это некий специфичный и пока неизвестный нам вид материи.

От себя заметим, что в субстанциональных гипотезах содержится слишком много искусственных и просто фантастических допущений и положений, что естественно, вызывает серьёзные сомнения в их истинности.

7.    «…следует признать тот факт, что время – это одно из понятий, которое  определить невозможно…»
 ( Ричард Фейнман ) 
Но это отрицание самой возможности определения ПОНЯТИЯ ВРЕМЯ.
Очень жаль, что выдающийся физик Ричард Фейнман почему – то не пожелал уделить своё личное ВРЕМЯ для того, чтобы серьёзно заняться Проблемой реального физического ВРЕМЕНИ. 
Некоторые считают, что ВРЕМЯ логически непротиворечиво определить невозможно, что «в описании понятия ВРЕМЯ используется понятие ВРЕМЯ». То есть, якобы,  получается замкнутый круг. ВРЕМЯ - ЭТО ИЗМЕНЕНИЕ, А ИЗМЕНЕНИЕ (((как они  считают)))ПРОИСХОДИТ ТОЛЬКО ВО ВРЕМЕНИ.
В формальной логике есть операция а). <присвоения или обозначения> термина какому то предмету или явлению и есть операция б). <определения смыслового (семантического) содержания> присвоенному термину.
    Операция а). Явление представляющее собой ИЗМЕНЕНИЕ будем обозначать как
                ВРЕМЯ. То есть, ИЗМЕНЕНИЕ <=> ВРЕМЯ или ВРЕМЯ <=> ИЗМЕНЕНИЕ.
    Операция б). ВРЕМЯ - это необратимое эволюционное ИЗМЕНЕНИЕ или
                необратимое эволюционное ИЗМЕНЕНИЕ - это ВРЕМЯ.

8.  «Время – философская категория, выражающая длительность бытия и смену состояний материальных систем и процессов». (Краткий словарь философских терминов.)
* В приведённом определении, ВРЕМЯ представлено только как ЛОГИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ, (предельно общее понятие, т.е. «философская категория»), а не как ЕСТЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ. Действительно, ВРЕМЯ представляет собой «длительность бытия и смену состояний материальных систем» и, не только систем, но и единичных объектов, но не «процессов», поскольку само ВРЕМЯ представляет собой ПРОЦЕСС, причём, что особенно важно – НЕОБРАТИМЫЙ ПРОЦЕСС.
У «процессов» не может быть «смены состояний». Сама смена состояний - это и есть «процесс» изменения состояний материальных объектов, а если ещё этот процесс и НЕОБРАТИМЫЙ, то это уже ВРЕМЕННОЙ ПРОЦЕСС, т.е. реальное физическое ВРЕМЯ.   

9.  «Время - мера длительности существования всех объектов, характеристика последовательной смены их состояний в процессах изменения и развития…», (Википедия)
В приведённом определении, как и в предыдущем определении, ВРЕМЯ определяется как логическое понятие. В нём не раскрывается его Физическая Сущность.
ВРЕМЯ не является мерой ДЛИТЕЛЬНОСТИ – ОНО и есть САМА ДЛИТЕЛЬНОСТЬ, но что особенно важно, длительность НЕОБРАТИМОГО ПРОЦЕССА.  Выражение «ВРЕМЯ является «мерой» длительности», по меньшей мере, не корректно. Мерой длительности является Длительность в одну секунду, которая и является эталонной мерой временной длительности или, что одно и тоже, мерой ВРЕМЕНИ. 

 В 1964 г. Международный Комитет по вопросам мер и весов принял решение о введении нового физического эталона времени  - секунды. Секунда - это промежуток длительности, в течение которого происходит 9 192 631 770 периодов излучения, соответствующего переходу между двумя сверхтонкими уровнями основного (квантового) состояния атома цезия-133 в покое при 0 Кельвин при отсутствии возмущения внешними полями.


10. Американский астрофизик Шон Кэрролл, в своей книге с многообещающим названием
“В поисках окончательной теории времени”, рассматривает время всего лишь как “компонент измерительной системы”.
Он пишет: “Время — это компонент измерительной системы, используемый для определения порядка следования событий, для сравнения продолжительности событий и интервалов между ними, а также для количественного описания движения объектов. Время — одна из главных тем религиозных, философских и научных изысканий, но даже в е л и ч а й ш и м ученым не удается дать определение времени в непротиворечивой форме, применимой ко всем областям исследований”.

Как следует из определения, Кэрролл имеет в виду не собственное объективно существующее естественное(!) физическое время (ФВ)  присущее каждому эволюционирующему объекту, а внешнее по отношению к объектам, искусственное(!) равномерно текущее время, как “продолжительность событий”, которая измеряется с помощью часов.
Часы – это устройства которые с достаточно высокой точностью воспроизводят
м е р у длительности, что делает их удобным инструментом для измерения любых длительностей и, таким образом, дающим возможность исследовать эволюционные изменения, происходящие в окружающем нас мире.

Однако, важно понять, что эволюционные процессы для НАС, как внешних наблюдателей и Познающих Субъектов, представляются и характеризуются:
а). в е щ е с т в е н н ы м и изменениями      и      их
б). д л и т е л ь н о с т я м и (продолжительностями),
но сами эволюционирующие объекты непосредственно фиксируют только
свои в е щ е с т в е н н ы е изменения, но они только опосредованно фиксируют д л и т е л ь н о с т и (продолжительности) своих изменений.

Кэрролл считает: “что с течением времени Вселенная эволюционирует”.
Он высказывает это как предположение: “Очевидно, что с течением времени Вселенная эволюционирует”.
И это говорит о его не понимание того, что Вселенная эволюционирует не “с течением времени”, которое отсчитывают часы внешнего наблюдателя, а то что она необратимо и нелинейно физически (вещественно) изменяется в процессе эволюции.
Кэрролл не понял, что эволюция это необратимый п р о ц е с с вещественных изменений фазовых состояний в с е х объектов Вселенной, который и представляет собой е с т е с т в е н н о е(!) физическое время индивидуальное для каждого объекта.

11. «…временем называется эталонное движение, с которым сравниваются все остальные движения».         
«Сим уведомляется закрытие тематики времени как научной или философской проблемы. Ее более не существует». К сему - А.И.Сомсиков.

Приведённое «определение» автора А.И.Сомсикова -  это не определение ВРЕМЕНИ, как явления, а способ сравнения однородных величин, предлагающий определять численное значение измеряемой величины, приняв одну из них в качестве эталонной меры. Автор этого «определения» ВРЕМЕНИ,  А.И.Сомсиков, явно переоценил своё ОТКРЫТИЕ, поспешив уведомить ВСЕХ страждущих истины в преждевременном ЗАКРЫТИЕ проблемы ВРЕМЕНИ.

Однако, ко всеобщему сожалению, нужно сказать, что Проблема времени всё ещё сохраняется...

                ***

Приведём в качестве примера очень своеобразные, на наш взгляд, рассуждения г - на Николенко А.Д. о его понимание времени, высказанные им в статье «ДВИЖЕНИЕ ВО ВРЕМЕНИ И ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ЭТОМ ПАРАДОКСЫ»

Николенко пишет: «Факт существования течения времени порождает самый волнующий вопрос темпорологии: почему время вообще идет? Как из неподвижного рождается подвижное? Что за таинственный механизм запустил это движение? К сожалению, феномен течения времени по сей день остается одной из самых удивительных загадок природы, и она не торопится давать нам подсказки для ее решения».

И далее: «С точки зрения автора, (т.е. с его - Николенко А.Д. точки зрения), физический носитель свойств времени, тем не менее, действительно существует, и это сама материя. Ключ к тайнам времени следует искать в ней самой и свойствах пространственно-временного многообразия. Таким образом, течение времени рассматривается как объективный и вполне естественный физический процесс. Однако и этот подход пока не дает ответа, как такой процесс оказался возможен в нашем мире. Самая большая загадка - если течение времени - процесс, то как он сам запустился? Ведь для запуска ему самому потребовалось бы течение времени, которого еще не было?»

«…подход автора, - (т.е. Николенко А.Д. , как сам он считает), - заключается в том, что течение времени по сути представлена реальным механическим движением частиц во временном измерении. Другими словами, в нашем мире должно существовать скрытое внепространственное механическое движение частиц, развивающееся во временном измерении как составляющая ее общего механического движения в пространственно-временном многообразии. В конечном счете - если есть четвертое измерение, должно же там что-нибудь двигаться».

Приведённые нами высказывания автора - это яркий пример того, как УМОЗРИТЕЛЬНАЯ абстракция в виде «ПРОСТРАНСТВЕННО ВРЕМЕННОГО МНОГООБРАЗИЯ», отвлекла нашего автора  - Николенко А.Д.  от ОБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ и завела его в абсолютно безвыходное положение.

С одной стороны, автор признаёт, что «течение времени рассматривается как объективный и вполне естественный физический процесс», и казалась бы, именно из этой логической посылки и нужно было бы исходить, но автор, почему то отказывается от неё, считая, что «этот подход пока не дает ответа» и поэтому недоумевает - «как такой процесс оказался возможен в нашем мире».
И в конечном счёте автор склоняется к мысли о том, что «…в нашем мире должно существовать скрытое (((!?))) внепространственное механическое движение частиц, (((!?))) развивающееся во временном измерении как составляющая ее общего механического движения в пространственно-временном многообразии (((!?))). В конечном счете - если есть четвертое измерение, должно же там что-нибудь двигаться (((!?)))».

 Это ПОРАЗИТЕЛЬНАЯ логика!


К ПРОСТРАНСТВЕННО ВРЕМЕННОМУ МНОГООБРАЗИЮ у нас тоже есть свои претензии: что представляет собой временная компонента «многообразия», как она определяется и как она «привязывается» к координатам точки пространства.  Казалось бы, прежде чем «привязывать» время к координатам точки пространства, его следовало бы определить, т.е. уяснить его ФИЗИЧЕСКИЙ СМЫСЛ. Если бы это было сделано, то наверное не потребовалось бы и «связывать» его с пространственными,  координатами. Однако, этого не было сделано, поскольку считали, что «время – это то, что показывают часы», т.е. не более чем техническая МАЛО ЗНАЧАЩАЯ деталь.

И таким образом, неопределённость времени и у нашего автора статьи, Николенко А.Д., породила множество вопросов: «почему время вообще идет? Как из неподвижного рождается подвижное? Что за таинственный механизм запустил это движение?» и « Самая большая загадка - если течение времени - процесс, то как он сам запустился? Ведь для запуска ему самому потребовалось бы течение времени, которого еще не было?»

Судя по вопросам, автор СОВЕРШЕННО не представляет, что такое время и почему оно «идёт». По всей видимости, автор представляет себе время как поток некоей материальной субстанции и поэтому не может понять, что же породило этот «процесс» - «Ведь для запуска ему самому потребовалось бы течение времени, которого еще не было?» Какая странная логика: для того чтобы «запустить процесс» «потребовалось бы течение времени». В данном случае «время» мыслится автором как некий субстанциональный ДВИЖИТЕЛЬ запускающий все процессы.

Но, как известно, все «процессы запускают» ФИЗИЧЕСКИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, а не ВРЕМЯ, которое само является ДЛЯЩИМСЯ ПРОЦЕССОМ и следствием ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ.
Очевидно, автор не отличает ПРОЦЕСС от СОСТОЯНИЯ. ПРОЦЕСС – это движение, изменение чего – либо, а СОСТОЯНИЕ – это фиксированная определённость и неизменность некоторого качественного свойства объекта. Но если взять элементарный процесс – это и есть ИЗМЕНЕНИЕ СОСТОЯНИЯ, которое не происходит мгновенно, а ДЛИТСЯ, меняясь однонаправлено в сторону увеличения или уменьшения какого - то качественного свойства физического объекта.

И этот процесс КАК РАЗ и есть САМО ВРЕМЯ! или ВРЕМЕННАЯ ДЛИТЕЛЬНОСТЬ!   В МАКРОСКОПИЧЕСКИХ физических объектах на микро уровне происходит множество элементарных изменений как обратимых, так и необратимых, но обратимые изменения за полный цикл возвращают элементы в исходные состояния и таким образом не вносят свой вклад в изменение макро состояния объекта.

И только НЕОБРАТИМЫЕ МИКРО ИЗМЕНЕНИЯ сохраняются в самом объекте и накапливаются, составляя его жизненную историю. МИКРО ИЗМЕНЕНИЯ, НАКАПЛИВАЯСЬ И ПРОЯВЛЯЯСЬ НА МАКРОУРОВНЕ, В ВИДЕ ИЗМЕНЕНИЯ МАКРО СОСТОЯНИЙ воспринимаются ПС – ом как осязаемая ВРЕМЕННАЯ ДЛИТЕЛЬНОСТЬ или СОБСТВЕННОЕ ВРЕМЯ конкретного физического объекта.

 А «запускаются» ВСЕ ПРОЦЕССЫ в НАШЕЙ ВСЕЛЕННОЙ, как известно, только  физическими ВЗАИМОДЕЙСТВИЯМИ: G - гравитационными, E - электромагнитными, S - сильными и W – слабыми. Конечно, мы пока не знаем ВНУТРЕННИЕ МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ, (как возникает притяжение или отталкивание? Что выступает актором сближающим или удаляющим объекты? Как возникают Динамические напряжения?), мы видим только их результат - как ИЗМЕНЕНИЕ СОСТОЯНИЙ объектов, но мы не знаем, как возникают динамические ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ и как они «передаются» от объекта к объекту, но это уже совершенно другая ПРОБЛЕМА, которая, непосредственно, к ПОНИМАНИЮ ВРЕМЕНИ уже не относятся. 
               
***             
               
Прежде чем сформулировать НАШЕ СОБСТВЕННОЕ определение ВРЕМЕНИ, как эволюционного ПРОЦЕССА, обратим внимание на ДВЕ его сущностные характеристики - это ДЛИТЕЛЬНОСТЬ постоянно ОБНОВЛЯЮЩЕГОСЯ и непрерывно длящегося НАСТОЯЩЕГО, переходящего в ПРОШЛОЕ и представляющего ОТНОСИТЕЛЬНУЮ характеристику ПРОЦЕССА, которая не материализуется и не сохраняется в самих объектах, и АБСОЛЮТНАЯ характеристика объектов, представленная шлейфом МАТЕРИАЛЬНЫХ СЛЕДОВ  НЕОБРАТИМЫХ изменений, которые остаются и сохраняются в объектах как материальные свидетельства их ПРОШЛОГО. 
***
ПРИРОДА развивается по своим законам, и она не нуждается в нас, как Внешних Наблюдателях – ВН. Однако, мы, как её случайные свидетели и сторонние наблюдатели, вынуждены изучать её и описывать в терминах своего естественного языка используя правила рациональной логики, но при этом мы должны иметь в виду, что наше антропное описание явлений природы вносит в них наши субъективные представления, которые не всегда могут соответствовать объективной реальности, а поэтому могут представлять препятствия для её понимания. Поэтому мы постараемся, на сколько это возможно, не навязывать природе своих представлений, а максимально корректно следовать её естественной логике.       

Учитывая всё, выше сказанное, СОБСТВЕННОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ, (СФВ), как явление ОБЪЕКТИВНОЕ и, представляющее собой результат СОБСТВЕННЫХ НЕОБРАТИМЫХ ЭВОЛЮЦИОННЫХ изменений физических состояний объектов, будем выражать двумя естественными способами: 1. ФАЗОВЫМ СОСТОЯНИЕМ и  2. ОБЩЕЙ ДЛИТЕЛЬНОСТЬЮ, (или ВОЗРАСТОМ).

1).   ФАЗОВОЕ СОСТОЯНИЕ объекта – это доля «прожитой» им «жизни», представленная накопившимся на данный момент шлейфом ВСЕХ МАТЕРИАЛЬНЫХ СЛЕДОВ  НЕОБРАТИМЫХ ИЗМЕНЕНИЙ, ПРОИЗОШЕДШИХ НА ВСЕХ ИЕРАРХИЧЕСКИХ УРОВНЯХ, которые могут быть ЗАФИКСИРОВАНЫ и оценены  ВНЕШНИМ НАБЛЮДАТЕЛЕМ, (ВН), по его субъективным ощущениям. При этом будем иметь в виду, что фазовое состояние, как возрастная характеристика объекта, не может иметь точной количественной меры, а поэтому она является только качественной характеристикой.

               
     и


2).  ОБЩАЯ ДЛИТЕЛЬНОСТЬ или собственный ВОЗРАСТ объекта – это  ДЛИТЕЛЬНОСТЬ, которая может быть ИНСТРУМЕНТАЛЬНО измерена и зафиксирована только ПС - ом как внешним наблюдателем - ВН, поскольку самим объектом она не фиксируется и не сохраняется. Однако, ПС - т, как ВН, может использовать в качестве меры только равномерную длительность строго периодических процессов, тогда как измеряемые длительности изменяются нелинейно и дискретно, с интервалами "замирания", когда в объекте никаких НЕОБРАТИМЫХ изменений не происходит. Таким образом,  ПС - т, как ВН, не сможет наблюдать и регистрировать необратимые микро процессы, происходящие в объекте, а поэтому не сможет отделить СОБСТВЕННУЮ ДЛИТЕЛЬНОСТЬ "жизни" объекта T от общей длительности его "существования" <T>.

 Таким образом, в процессе наблюдения объекта, ПС - т,как ВН, может измерить только всю длительность его "существования", включая сюда и длительность его "замирания".   При этом СОБСТВЕННАЯ ОБЩАЯ ДЛИТЕЛЬНОСТЬ или ВОЗРАСТ ОБЪЕКТА будет меньше ДЛИТЕЛЬНОСТИ ЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ на величину ДЛИТЕЛЬНОСТЕЙ «ЗАМИРАНИЯ».

                < T >   >> T

ПРИМЕР:  ( В принципе, СОБСТВЕННАЯ ДЛИТЕЛЬНОСТЬ "жизни" человека, всех животных и растений должна исключать длительности «замирания» в виде сна, зимней спячки или анабиоза.)   

Очень важно понять, что Реальное Физическое Время, это СОБСТВЕННОЕ время индивидуальное для каждого физического объекта, и, в зависимости от внешних воздействий, оно может ускоряться, замедляться и приостанавливаться. Объекты «живут» когда они эволюционируют, т.е НЕОБРАТИМО изменяются и только СУЩЕСТВУЮТ когда прекращаются необратимые изменения в периоды их "замирания". Это относится и к нам, ПС – ам, мы живём, когда осознанно взаимодействуем с окружающим нас миром и только СУЩЕСТВУЕМ когда наше сознание заторможено в бездеятельности, это глубокий сон или потеря сознания.
 
Иначе говоря, РЕАЛЬНОЕ, Собственное время у каждого Объекта и Субъекта длится в разном темпе, который ещё и постоянно меняется под влиянием внешних факторов. Поскольку Собственное время индивидуально, то для того чтобы соотносить разные его длительности, возникла потребность ввести стандартную ЭТАЛОННУЮ МЕРУ ДЛИТЕЛЬНОСТИ, условно предположив, что ВСЕ длительности реальных процессов "протекают" равномерно.

Для этого была введена конвенциональная,  ИСКУССТВЕННАЯ, РАВНОМЕРНО текущая и инструментально измеряемая МЕТРОЛОГИЧЕСКАЯ, ЭТАЛОННАЯ ДЛИТЕЛЬНОСТЬ, (которая принимается нами как практическое  МЕТРОЛОГИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ), количественной мерой которой является длительность в одну СЕКУНДУ.
Секунда – это длительность соответствующая 9.192.631.770 периодам излучения, соответствующего переходу между двумя сверхтонкими уровнями основного состояния атома цезия Cs-133.

В отличие от РЕАЛЬНОГО, СОБСТВЕННОГО, ФИЗИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ, внутренне присущего самому объекту, МЕТРОЛОГИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ, (МВ), является ВНЕШНИМ по отношению ко всем объектам и физически с ними не связано.  Вообще говоря, МВ это своеобразная ЭВРИСТИЧЕСКАЯ шкала РАВНОМЕРНОЙ ДЛИТЕЛЬНОСТИ, которая позволяет ПС – ам соотносить Собственные длительности различных процессов, устанавливать моменты их начала и окончания, а так же их продолжительности и, таким образом, устанавливать между ними причинно следственные отношения.    

                ***
                Попытка обоснования истинности эволюционной гипотезы               

Многие мои оппоненты считают, что предложенная мной эволюционная гипотеза Собственного Физического Времени объектов не раскрывает сущности явления. Они считают Время не определяемым понятием, которое стоит в одном ряду с понятиями Материя и Пространство.
По правилам формальной логики реальное и явное определение предмета, (или явления), должно указывать на его отличительные признаки, выделяющие его из класса сходных с ним предметов, (или явлений).
               
                - Формально логическое определение -

Определение должно быть соразмерным, т.е. объем определяемого понятия должен быть равен объему определяющего (Dfd = Dfn)*. В реальных и явных определениях определяемый предмет, (или явление),  – Dfd – от лат. definiendum и предмет, (или явление), его  определяющий – Dfn – от лат. definiens, тождественны между собой, т.е. Dfd = Dfn. (*)
В нашем случае, определяемым явлением является ФИЗИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ, (ФВ)- Dfd. Что же представляет собой ФВ, как явление? Определяющим понятием (ФВ)- Dfn  является выражение "НЕОБРАТИМЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ".

Предложим пока только сущностное определение. (Полное, развёрнутое определение Собственного Физического Времени, (СФВ), мы приведём ниже)

                ФВ объекта  – это его НЕОБРАТИМЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ (**)
                (Dfd = Dfn)
Согласно правилу формальной логики, (см. *),
«ФВ объекта» тождественно «его необратимым изменениям», т.е.
«ФВ объекта» = «его необратимым изменениям», а
 «необратимые изменения объекта» = являются «ФВ объекта».

             - Аксиоматические аргументы в защиту сущностного определения (**) -

1. Нет смысла говорить о ФВ объекта, если он абсолютно НЕ ИЗМЕНЯЕТСЯ

2. Обратимые изменения за полный цикл не оставляют НИКАКИХ ИЗМЕНЕНИЙ в объектах.
Таким образом, «ИЗМЕНЕНИЯ» являются НЕОБХОДИМЫМ условием существования ФВ объекта, но НЕ ДОСТАТОЧНЫМ.

Следовательно, только НЕОБРАТИМЫЕ эволюционные изменения могут оставлять АБСОЛЮТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ в объектах, представляя собой собственное ФВ объекта**.   

Таким образом, сущностное определение (**) является ЕДИНСТВЕННО ВЕРНЫМ, логически непротиворечивым и исключающим возможность тавтологии, поскольку ИМЕННО САМ ПРОЦЕСС НЕОБРАТИМЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ОБЪЕКТА ЭТО И ЕСТЬ ЕГО СФВ, (Собственное Физическое Время).

        - Экзистенциальный аргумент в защиту сущностного определения (**) -

Существование МИРА реализуется ТОЛЬКО в форме НЕОБРАТИМЫХ ЭВОЛЮЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ и НЕИЗМЕННЫХ СОСТОЯНИЙ.

1. СОСТОЯНИЕ - это или "застывшая" неизменность или ОБРАТИМЫЕ, циклически замкнутые микро-процессы, - ФЛУКТУАЦИИ, которые за микро-цикл никаких изменений в объектах не оставляют.

2. НЕОБРАТИМЫЕ ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ - это нелинейные, вещественные ИЗМЕНЕНИЯ фазовых состояний объектов, которые и представляют их Объективное, Собственное Физическое Время.
(Важно отметить, что при этом ДЛИТЕЛЬНОСТЬ эволюционных изменений самими объектами непосредственно не фиксируется. Эволюционирующие Объекты фиксируют только ВЕЩЕСТВЕННЫЕ изменения своих фазовых состояний).

Однако, ДЛИТЕЛЬНОСТЬ эволюционных изменений объектов инструментально измеряется с помощью часов, обладающих эталонной мерой длительности, и  воспринимается ПС - ми как их МЕТРОЛОГИЧЕСКОЕ время.

Таким образом, в нашем МИРЕ нет никаких реальных явлений, кроме НЕОБРАТИМЫХ ЭВОЛЮЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ состояний объектов, которые бы могли претендовать на Объективное, т.е. Реальное Физическое Время.               



                ***               

          Предлагаем РАЗВЁРНУТЫЕ определения Собственного Физического Времени

А).  Определение СФВ как необратимых изменений ФАЗОВЫХ СОСТОЯНИЙ

Собственное Физическое Время, (СФВ) - это ОБЪЕКТИВНЫЙ ПРОЦЕСС НЕОБРАТИМЫХ И  НЕЛИНЕЙНЫХ ЭВОЛЮЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ФИЗИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ материальных объектов, [[[происходящий в результате взаимодействий их внутренних структурных элементов и влияний внешних факторов]]],
которые проявляясь и развиваясь, составляют ОБНОВЛЯЮЩЕЕСЯ и НЕПРЕРЫВНО ДЛЯЩЕЕСЯ НАСТОЯЩЕЕ, которое, «запоминаясь» в виде МАТЕРИАЛЬНЫХ СЛЕДОВ необратимых изменений, переходит в ПРОШЛОЕ и, накапливаясь на микро и макро уровне, образует ФАЗОВОЕ СОСТОЯНИЕ, как итог ВСЕЙ ПРЕДШЕСТВОВАВШЕЙ, ЖИЗНЕННОЙ ИСТОРИИ Объектов, сформировавшийся на ДАННЫЙ МОМЕНТ, т.е. на момент наблюдения ПС – ом, который оценивает ФАЗОВОЕ СОСТОЯНИЕ объектов по своим СУБЪЕКТИВНЫМ ОЩУЩЕНИЯМ.

Б).  Определение СФВ как СОБСТВЕННОЙ ДЛИТЕЛЬНОСТИ ФАЗОВЫХ СОСТОЯНИЙ объекта, представляющих ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ его «жизни».   

СФВ - это СОБСТВЕННАЯ суммарная ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ОБЪЕКТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ НЕОБРАТИМЫХ И  НЕЛИНЕЙНЫХ ЭВОЛЮЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ВСЕХ ФАЗОВЫХ СОСТОЯНИЙ МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЪЕКТА, представляющая РЕАЛЬНУЮ  ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ его «жизни».

                ПРИМЕЧАНИЕ

Оба предложенных нами определения СФВ раскрывают c разных сторон ФИЗИЧЕСКУЮ СУЩНОСТЬ РЕАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ, но они, к сожалению, не могут быть использованы для ПРАКТИЧЕСКИХ целей точного измерения СФВ, поскольку невозможно количественно точно определить ни ФАЗОВОЕ СОСТОЯНИЕ,  ни его ДЛИТЕЛЬНОСТЬ. Причина состоит в том, что  мы не можем наблюдать необратимые изменения, происходящие на микро – уровне и строго фиксировать границы ФАЗОВЫХ СОСТОЯНИЙ.   

Когда ПС, используя МЕТРОЛОГИЧЕСКУЮ шкалу непрерывно текущей длительности, будет пытаться измерить Собственное Время «жизни» объекта, то он получит только Время его СУЩЕСТВОВАНИЯ. Дело в том, что часы, отсчитывающие равномерную длительность, будут засчитывать как время «жизни» объекта и интервалы его «замирания», когда в объекте необратимые изменения приостанавливались и он переходил в режим СУЩЕСТВОВАНИЯ. В таких случаях РЕАЛЬНОЕ время «жизни» объекта должно быть меньше чем время СУЩЕСТВОВАНИЯ измеренное ПС – ом с помощью часов.      

(ФАЗОВАЯ ДЛИТЕЛЬНОСТЬ представляет собой необратимые изменения на макро уровне, которые проявляются, развиваются и становятся доступными для ВОСПРИЯТИЯ Познающего Субъекта. До тех пор пока изменения происходят на микро уровне, они недоступны для субъективного восприятия и поэтому их элементарные ДЛИТЕЛЬНОСТИ ПС - ом не фиксируются.) 

Важно отметить и то, что ФАЗОВОЕ СОСТОЯНИЕ определяется ПС – ом ОДНОМОМЕНТНО, тогда как ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ «жизни» объекта может быть измерена ПС – ом только при условии, что продолжительность «жизни» объекта много меньше продолжительности жизни самого ПС – та.  Если продолжительность «жизни» наблюдаемых нами объектов несоизмеримо больше продолжительности нашей жизни, то мы можем очень приблизительно оценивать их Реальный возраст ТОЛЬКО по их ФАЗОВЫМ СОСТОЯНИЯМ, характеризующим их «качественное» состояние. Однако, для осязаемой наглядности, мы всегда пытаемся ПЕРЕВЕСТИ Реальный возраст объекта в ПРИВЫЧНЫЙ для нас масштаб МЕТРОЛОГИЧЕСКОЙ ДЛИТЕЛЬНОСТИ, но при этом точность полученного результата будет ещё более сомнительной.

( Такого рода объектами являются все космологические объекты: это сама наша ВСЕЛЕННАЯ, галактические скопления и разнообразные типы отдельных Галактических объектов. Это Звёздные объекты: молодые звёзды, карлики и гиганты, а так же звёздные «трупы»: белые карлики, нейтронные звёзды и чёрные дыры. К такому же роду объектов относятся планеты, кометы и астероиды, а также различные геологические объекты, палеонтологические останки древних организмов и археологические артефакты. )

Время «жизни» материального объекта - это время его необратимых эволюционных изменений. Если объект не эволюционирует, то значит - он не «живёт», а только СУЩЕСТВУЕТ ВНЕ РЕАЛЬНОГО, СФВ, т.е. существует в СОСТОЯНИИ АБСОЛЮТНОГО БЕЗВРЕМЕНЬЯ, а значит у него нет НИ ПРОШЛОГО, НИ БУДУЩЕГО, он всегда находится только в своём АБСОЛЮТНОМ НАСТОЯЩЕМ.
СУБЪЕКТИВНОЕ настоящее - это СОСТОЯНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ НЕИЗМЕННОСТИ объекта, которое определяется устойчивостью непроизвольного внимания и измеряется внешним наблюдателем по его часам.

Это могут быть последовательно фиксируемые изображения Галактик, расположение звёзд в созвездиях, очертания материков, островов и полуостровов, положение горных хребтов, расположения населённых пунктов и т. и т.д. У всех этих объектов, по оценке внешнего наблюдателя, будет различная длительность НАСТОЯЩЕГО. И пока объект для внешнего наблюдателя остаётся относительно НЕИЗМЕННЫМ, он признаётся им как существующим в своём СУБЪЕКТИВНОМ НАСТОЯЩЕМ. Однако, если объект снова продолжит быстро эволюционировать, то "длительность" СУБЪЕКТИВНОГО НАСТОЯЩЕГО для внешнего наблюдателя тоже начнёт быстро сокращаться.      
 
Наш МИР не нуждается в свидетелях, он развивается по своим естественным законам, когда каждый его макро и Мега – объект, необратимо эволюционируя, неотвратимо проходит последовательно переходящие друг в друга ФАЗОВЫЕ СОСТОЯНИЯ:

 > становления> развития >зрелости >деградации >разрушения >  [*]

ФАЗОВЫЕ СОСТОЯНИЯ и соответствующие им ДЛИТЕЛЬНОСТИ конечно связаны между собой, но  только опосредованно, т.е. между ними нет жёсткой, детерминистической зависимости. Например, однотипные объекты, находящиеся в разных условиях, достигают одного и того же  ФАЗОВОГО СОСТОЯНИЯ за существенно разные ДЛИТЕЛЬНОСТИ. Дело в том, что ФАЗОВЫЕ СОСТОЯНИЯ в процессе эволюции объектов сохраняются и накапливаются в объектах в виде реальных МАТЕРИАЛЬНЫХ изменений, тогда как ДЛИТЕЛЬНОСТИ этих изменений, НЕПОСРЕДСТВЕННО, никак не фиксируются самими объектами, но тем ни менее, они конечно как - то коррелируются.
Можно себе представить, что железоникелевый метеорит может оставаться в неизменном состоянии даже миллиарды лет, блуждая в мировом пространстве, т.е. пребывать в состоянии без временнОго существования.

В «ПАСПОРТ» каждого реально существующего объекта его ПРОШЕДШАЯ жизненная история «ЗАПИСЫВАЕТСЯ» только материальными, вещественными, «глубокими или менее глубокими» следами - отметинами и их количеством, а вовсе не длительностью.         
Именно поэтому, основной, ЕСТЕСТВЕННОЙ характеристикой объектов нужно считать их ФАЗОВЫЕ СОСТОЯНИЯ.   

ФАЗОВОЕ СОСТОЯНИЕ – это ОБЪЕКТИВНАЯ и АБСОЛЮТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА объекта, но   оценивается она ПС – том только интуитивно, т.е. очень приблизительно, по СУБЪЕКТИВНЫМ ощущениям, как доля «прожитой» ими жизни. (Например: 1/4;  1/3;  1/2...или в процентном выражение:  25% ,  примерно 33%,  50%...) Но это можно определять только для объектов "продолжительность жизни" которых  меньше нашей и тогда для них мы можем определить достаточно точно и фазовое состояние на момент наблюдения. Это мы сами а так же различные растения и живые микро и макро организмы.   
 
Физический МИР НЕОБРАТИМО ЭВОЛЮЦИОНИРУЕТ независимо от нас, и он безразличен к нашим оценкам различных его состояний и процессов. 
Мы, как ПС – ты, приходя в этот МИР, застаём разные его объекты в различных ФАЗОВЫХ СОСТОЯНИЯХ и на протяжение всей своей жизни, необратимо эволюционируя вместе с ними, изучаем их, обозначая этот ПРОЦЕСС, как Естественный ход Времени или просто как Собственное Физическое Время, (СФВ)


Предложенные нами определения СФВ и его  ПОНИМАНИЕ основаны на ЭВОЛЮЦИОННОЙ ПАРАДИГМЕ, что полностью соответствует пониманию НЕОБРАТИМОСТИ и ВРЕМЕНИ лауреатом Нобелевской премии физико – химиком Ильёй Пригожиным.
(Впрочем, это тот случай когда мы попытаемся заручиться поддержкой авторитетного учёного, однако, понимая при этом, что ссылка на авторитет, сама по себе, конечно, не является аргументом доказательства) 

Рассматривая «ЭВОЛЮЦИОННУЮ ПАРАДИГМУ», Пригожин пишет: «Мир динамики, классической или квантовой, -- мир обратимый… в таком мире ЭВОЛЮЦИЯ НЕВОЗМОЖНА». Он считает, что для того чтобы ЭВОЛЮЦИЯ стала возможной «сложность системы должна превышать определённый порог…Примечательно, что восприятие ориентированного времени возрастает по мере того, как повышается уровень биологической организации и достигает, по-видимому, кульминационной точки в человеческом сознании».

«…время приобретает свой истинный смысл, связанный с необратимостью или даже с „историей“               
процесса, а не является просто геометрическим параметром, характеризующим движение».

ЭВОЛЮЦИОННАЯ ПАРАДИГМА «охватывает изолированные системы, эволюционирующие к хаосу, и открытые системы, эволюционирующие ко всё более высоким формам сложности».

Таким образом, ЭВОЛЮЦИОННАЯ ПАРАДИГМА И.Пригожина является признанием им ЭВОЛЮЦИОННОЙ ТЕОРИИ ВРЕМЕНИ, когда НЕОБРАТИМОСТЬ «играет важную конструктивную роль» и «создаёт порядок из хаоса».

                ***
                ДИАЛОГ

Оппонент - Борис Владимирович Пустозёров):

Начну с пункта 3. Не удовлетворившись объяснениями мироустройства современной теоретической физикой, я предположил, что существующий реальный Мир (то есть, не виртуальный) состоит из Вселенной и Бытия как объективного существования материи и, соответственно, субъективного существования этой же материи. Объективное существование – это Движение, субъективное существование – это Покой. Материя существует объективно реально – во Вселенной (в Движении), и субъективно реально – в Бытии (в Покое), то есть можно говорить, что субъективен не только человек, но вся материя. Мир – понятие Абсолютное, с моей точки зрения. Движение и Покой – понятия Главные. Материя, Пространство, Движение (в смысле динамика движения), Давление, Инерция, Покой (в смысле устойчивость) – понятия Основные (рисунок к статье http://www.proza.ru/2018/03/01/2077). Во Вселенной и в Бытии между Основные понятия связаны между собой. Эти взаимосвязи – Общие понятия: Состояние, Воздействие, Восприятие, Способность, Вещество, Время (рисунок к статье http://www.proza.ru/2018/03/23/2091). То есть, Время – одно из Общих понятий Вселенной, оно выражает связь между Пространством и Движением в виде протяжённости процесса, потому что субъект воспринимает пространство как протяжённость, а движение – как процесс.
Пункт 2. Время физического тела как протяжённость процесса его существования в пространстве, или как траектория его движения в пространстве подробно рассмотрено в статье «Время. Окончательная точка» http://www.proza.ru/2018/08/29/1726, и там же есть схематичный рисунок, Вы её читали. Короче и чётче пояснить, что такое Время, я уже не смогу.
Пункт 1. Все используемые нами понятия являются субъективными, потому что мы – субъекты, и живём каждый в своей субъективной реальности. Эту реальность мы ощущаем и осознаём именно благодаря наличию и разграничению понятий, а о понятиях – чтобы они обозначали у всех одно и то же – мы договариваемся друг с другом. Любое явление мы ощущаем как процесс. Но время – это только протяжённость процесса, то есть это не процесс, а лишь наше ощущение происходящего, или произошедшего, или должного произойти процесса.

Таким образом, естественное или физическое, и любое другое время – это субъективное понятие, оно есть лишь для субъекта и при наличии субъекта. Объективно во Вселенной времени не существует.
Так как время не процесс, оно не движется, то есть не течёт и не бежит даже субъективно – это нам так кажется, когда мы изменяем скорость собственного движения.
С уважением,

***
Павлов.

Уважаемый, Борис Владимирович, Вы считаете, что «время – одно из общих понятий Вселенной». Я бы сказал, что время – это одно из основных понятий в жизни человека, как познающего субъекта. Однако, Вселенная не является субъектом и в наших «понятиях» она не нуждается. Вселенная существует объективно, то есть, независимо от нас. Объекты Вселенной обмениваются не «понятиями», а физическими взаимодействиями, которые являются первопричиной всех происходящих в ней изменений. Необратимые эволюционные изменения объектов – это и есть ни что иное как само реальное, (объективное), физическое время. Все объекты Вселенной «проживают» бурную свою эволюционную историю: они «рождаются», обретая свою идентичность, развиваются эволюционируя и в конце концов деградируют и разрушаются, утрачивая свою идентичность. Так образуются галактические скопления, отдельные галактики, звёздные скопления и планетарные системы, которые взрываются и разрушаются.
Вы же говорите о субъективном восприятии реального времени. Но время субъективно воспринимается нами как длительность реальных процессов: продолжительность суток, или года, продолжительность рабочего дня, продолжительность жизни растений, продолжительность фазы созревания и плодоношения и т.д. и т.д. Всё это наше субъективно воспринимаемое время, но в реальном мире существует не зависимо от нас реальное физическое время, как необратимый процесс изменения всех его объектов.
Я приведу своё собственное определение времени:
1. Объективное Реальное , физическое время – это необратимый и нелинейный эволюционный процесс вещественных изменений фазовых состояний объектов.
2. Субъективное время – это длительность необратимых изменений состояний объектов, оцениваемое по субъективным ощущениям, относительно длительности собственного состояния самого субъекта.

Критические замечания приму с благодарностью.
С уважением, Любомир.

***
Пустозёров.

Соглашусь, моё высказывание, что время – одно из общих понятий Вселенной, неудачно и не передаёт того смысла, которое я хотел в него вложить. Правильно надо сказать, что время – одно из общих понятий, которые могут нам представить Вселенную как объект Мира. Именно как объект, потому что, конечно, Вселенная не является субъектом и в наших «понятиях» она не нуждается.

С Вашей точки зрения, "Объекты Вселенной обмениваются... физическими взаимодействиями, которые являются первопричиной всех происходящих в ней изменений". Предполагаю, что под объектами вы подразумеваете материальные объекты, то есть физические тела? Тогда, если их взаимодействия являются первопричиной изменений во Вселенной, что является причиной этих взаимодействий, и что является причиной возникновения самих этих объектов?
Я придаю понятию "объект" кардинально другой смысл. Объект - это всё то, на что направлено внимание субъекта. К примеру, если меня кто-то или что-то воспринимает, я для него объект, а субъект я лишь в том случае, если сам наблюдаю и воспринимаю, чувствую. С такой точки зрения все Общие понятия являются объектами, из которых состоит Вселенная.

"1.Объективное Реальное , физическое время – это необратимый и нелинейный эволюционный процесс вещественных изменений фазовых состояний объектов".
Любой процесс имеет длительность. Единицу длительности определяет субъект. В человеческом варианте (когда субъект - это человек) единицей длительности можно считать сутки, год, час и т.д., зависящие от частоты вращения Земли вокруг Солнца и своей оси. Где-нибудь в созвездии Гончих Псов на какой-нибудь планете тамошние субъекты применяют другие единицы длительности. Если время - это процесс в Вашем определении, то у него должна быть какая-то скорость, потому что мера любого процесса - это скорость. НО относительно чего можно определить скорость времени?

"2.Субъективное время – это длительность необратимых изменений состояний объектов".
Получается, что Объективное Время как процесс (в Вашем определении) имеет длительность в виде субъективного времени. Это следует понимать так, что в отсутствие субъекта Время есть, а длительности нет, то есть Объективное время длительностью не обладает, и длительность времени придаёт только субъект.
С моей точки зрения, любая мера субъективна, то есть в отсутствие субъекта никаких мер (в том числе длительности как меры ремени) у понятий нет - в этом мы с Вами сходимся. Но, с моей точки зрения, в отсутствие субъекта нет не только Времени, но и всех остальных общих понятий Вселенной (состояния, вещества и т.д.), поскольку просто некому вводить эти понятия как взаимосвязи между материей, движением и пространством. В этом разница между нашими воззрениями - Вы считаете Время основным понятием наряду с Материей и Пространством.
Вам придётся в этом случае как-то доказать, что время - это процесс, то есть движение. Думаю, что это невозможно.

С уважением,Борис Владимирович Пустозеров

***
Павлов.

Борис Владимирович, я использую понятие «объект», как Всё то, что воспринимаю Я, как «субъект» , то есть это ВСЁ то, на что направлено моё произвольное внимание. Объектами для нас, как познающих субъектов (ПС), являются ВСЕ физические тела. И как выясняется, понятие «объекта» у нас с Вами абсолютно одинаковое. Вы спрашиваете, что является причиной ВОЗНИКНОВЕНИЯ объектов и что является причиной их ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ. Ответить на эти вопросы можно будет только после того как ответим на самый основной вопрос: каким образом ВОЗНИК наш материальный МИР? Но на этот вопрос, к сожалению, нет рационального ответа…

Астрофизики придерживаются Стандартной Космологической Модели объясняющей «возникновение» нашей нестационарной Вселенной, которая начала свою эволюционную историю из сингулярного состояния с планковскими характеристиками: r = 10 в степени (- 30) м;
                Т = 10 в степени (32) К;
                Е = 10 в степени (19) Гэв,
                Плотности 10 в степени (100) кг на кубический метр.

В планковском состоянии вещественно-полевыми объектами были только лептоны, кварки и калибровочные бозоны: глюоны, гравитоны, фотоны и промежуточные бозоны, в том числе и бозон Хигсса. При этом уже изначально все эти частицы были наделены совокупностью качественных свойств (электромагнитных, цветных кварковских свойств и рядом других, благодаря которым каждая частица могла проявить себя по отношению к другим в виде притяжения или отталкивания). Таким образом, ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ - это внутренне присущее свойство ВСЕХ объектов нашей Вселенной. Так уж устроен наш МИР!
После Большого Взрыва, спустя 10 в степени (-42) секунды при температуре 10 в степени (12) Кельвин образуются адроны: барионы и мезоны.
При температуре 10 в (11) степени Кельвин начинается первичный нуклеосинтез. Появляются ядра водорода, дейтерия, гелия и лития.
При температуре 5000 Кельвин образуются атомы водорода, дейтерия, гелия-3 и гелия-4. При этом Вселенная испытывает инфляционное раздувание, а реликтовое излучение отрывается от вещества и равномерно и изотропно распределяется во всём пространстве Вселенной. И только спустя миллиард лет после БВ начинают формироваться Галактики. Вот так на сегодня, представляется ВОЗНИКНОВЕНИЕ всех объектов нашей Вселенной.

Мы – познающие субъекты обладаем интеллектом в котором формируется наш внутренний ВИРТУАЛЬНЫЙ мир представленный субъективно чувственной моделью Реального внешнего мира, а так же рациональными моделями и алгоритмами сформированными на основе логических понятий разговорной речи. И когда мы о чём - то размышляем, сосредоточив своё произвольное внимание на образы и понятия, то для нас они являются такими же ОБЪЕКТАМИ, (только виртуальными), внимания, как и реальные, внешние объекты.

Вы абсолютно правы, время, как процесс необратимых изменений у разных объектов происходит с различной скоростью, которая к тому же может произвольно меняться и даже останавливаться. К примеру массивные звёзды эволюционируют быстрее по сравнению с менее массивными и быстрее достигают фазы красного гиганта или нейтронной звезда, то есть, быстрее приходят к своему финалу, меняя свою идентичность. Их жизненная история бурная, но короткая. (Это в сравнение с менее массивными звёздами).

Нужно понять, что реальное, ОБЪЕКТИВНОЕ физическое время, как необратимое изменение фазового состояния объекта или какой - то его части, строго ИНДИВИДУАЛЬНО для КАЖДОГО объекта Вселенной и ИДЁТ, (то есть, меняется фазовое состояние), оно в зависимости от внешних воздействий, то ускоряясь, то замедляясь и приостанавливаясь. Всякое изменение – это длительность, нет без длительных изменений! Таким образом, Объективное и субъективное время обладают длительностью.
Вы говорите о том, что «в отсутствие субъекта нет не только Времени, но и всех остальных общих понятий Вселенной». Если иметь в виду единичного субъекта, то для него, даже когда он просто спит с заторможенным сознанием, то для него действительно НЕ СУЩЕСТВУЕТ не только время, но и абсолютно ВЕСЬ МИР! Однако, мы из личного опыта знаем, что МИР СУЩЕСТВУЕТ и необратимо эволюционирует НЕЗАВИСИМО от нас.
Далее Вы пишите, что «невозможно» доказать, «что время - это процесс, то есть движение. Думаю, что это невозможно». Но без движения нет процессов и нет изменений, и ВСЯ наша динамично эволюционирующая Вселенная являет нам пример непрерывных глобальных движений огромных галактических масс и взрывных космических катастроф. И все эти необратимые изменения есть не что иное как ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО реальное физическое время.

С уважением, Любомир.

Пустозёров.

"основной вопрос: каким образом возник наш материальный мир? Но на этот вопрос, к сожалению, нет рационального ответа…"
Я считаю, что мир не возникал. Он есть, был и будет, потому что состоит из движения и покоя. Их относительность образует Вселенную и Бытие. Во вселенной покой относительно движения образует материю и пространство, а в Бытии движение относительно покоя образует инерцию и давление. С этой точки зрения современная космологическая модель с сингулярностью и Большим взрывом - не более чем одна из фантастических гипотез.
Ваша фраза "Вы абсолютно правы, время, как процесс..." ко мне не относится, я такого не утверждал (только Вас цитировал), и считаю, что время не может быть процессом по одной простой причине - любой процесс (изменение, перемещение, развитие, образование, влияние, восприятие и бесчисленное множество других процессов) является субъективно воспринимаемым движением.
Вы не просто считаете время процессом, а ставите в ранг объективного движения, но, по-моему, в мире может быть лишь одно объективное Движение, все остальные движения, то есть процессы - субъективны, а значит время имеет ранг восприятия, ощущения, наряду с воздействием и состоянием.
В моей фразе «в отсутствие субъекта нет не только Времени, но и всех остальных общих понятий Вселенной» подразумевалось отсутствие не единичного субъекта, а отсутствие Материи, поскольку Материя субъективна. Под материей я подразумеваю только физические тела и элементарные частицы. Поля, информация, энергия, волны и т.д. материей не являются.
Ваша фраза "ВСЯ наша динамично эволюционирующая Вселенная являет нам пример непрерывных глобальных движений огромных галактических масс и взрывных космических катастроф. И все эти необратимые изменения есть не что иное как ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО реальное физическое время" показывает, что Вы просто путаете понятие "время" с понятием "движение". У времени мера - длительность. У движения мера - скорость.
А выражение "...без движения нет процессов и нет изменений" есть тавтология. И процесс, и изменение - это движение, так что в переводе получается "без движения нет движений и движений".
К сожалению, вынужден констатировать, что Вы не поняли смысла моего предыдущего замечания.
С уважением,БВ.
                ***
 Павлов.

Борис Владимирович, у Вас очень оригинальная концепция Мироздания.
1. Вы считаете, «что мир не возникал. Он есть, был и будет, потому что состоит из движения и покоя». Однако, «движение» и «покой» - это не субстанции, а состояния материальных объектов, (или тел). Обще известно, что мир «состоит» не из «движения и покоя», а из реально существующих материальных тел.

2. У меня не укладывается в сознание, каким образом «относительность» из «движения и покоя» «образует Вселенную и Бытие»?

а)) Я не представляю, каким образом уже после «образования Вселенной и Бытия» «покой относительно движения образует материю и пространство»?
Если верить физикам и астрофизикам, то материя, как Объективная реальность, представленная взаимопревращающимися вещественными и полевыми пространственно протяжёнными объектами сохраняется при всех взаимных превращениях. Материальными объектами являются не только фундаментальные частицы, но и все полевые объекты.

б)) Не могу представить, как «в Бытии движение относительно покоя образует инерцию и давление». Не понятно почему именно в Бытии, а не во Вселенной «движение» из «покоя» или «относительно покоя образует «инерцию» и «давление»? На сколько можно было понять, у вас исходные понятия «движение» и «покой» представляют собой своеобразные конструктивные элементы, а понятие «относительно» играет роль связующего оператора, обращающего исходные понятия то во «Вселенную и Бытие», то в «материю и пространство», а то в «инерцию» и «давление». Уважаемый, Борис Владимирович, Ваша теория гораздо сложнее для понимания чем отвергаемая Вами Стандартная Космологическая Модель.

3. Вы считаете, что «время не может быть процессом по одной простой причине - любой процесс (изменение, перемещение, развитие, образование, влияние, восприятие и бесчисленное множество других процессов) является субъективно воспринимаемым движением.
Движение – это изменение положения в пространстве, например: из точки А в точку Б.
Но если движение поэтапно усложняется и развивается как эволюционное изменение, то оно уже представляет собой ПРОЦЕСС, то есть, последовательность изменений. В словаре С.И. Ожегова читаем: Процесс – это «ход, развитие какого - нибудь явления, последовательная смена состояний в развитии чего - нибудь». 
Таким образом, Объективное, Реальное, физическое время – это необратимый и нелинейный эволюционный ПРОЦЕСС вещественных изменений фазовых состояний объектов.
Субъективно, мы воспринимаем время как ДЛИТЕЛЬНОСТЬ необратимых и нелинейных изменений фазовых состояний эволюционирующих объектов.
Почему Вы считаете, что «в мире может быть лишь одно объективное Движение»? Каково же это Объективное движение? Вы считаете, что «все остальные движения, то есть процессы - субъективны, а значит время имеет ранг восприятия, ощущения». Дело в том, что субъективное восприятие длительности то есть, времени ощущается и оценивается по – разному в зависимости от фазового состояния субъекта, то есть, от его самочувствия и настроения в данный момент.
Вы пишите, что я «путаю понятие "время" с понятием "движение"».
 Да, без движения не может быть изменений, а значит не может быть и времени. Вы считаете, что моё выражение:  "...без движения нет процессов и нет изменений" есть тавтология.
Дело в том, что ДВИЖЕНИЕ это ИЗМЕНЕНИЕ положения,  а ПРОЦЕСС это ИЗМЕНЕНИЕ состояния. Таким образом, ДВИЖЕНИЕ и ПРОЦЕСС – это несколько разные ИЗМЕНЕНИЯ и следовательно никакой тавтологии в моём выражение нет. Все эти понятия представляют собой взаимно дополняемые и взаимно заменяемые синонимы.

Движение - это изменение; Процесс - это изменение;
Следовательно, ==> Движение <==> Изменение <==> Процесс.

И процесс, и изменение - это движение, Вы считаете, что «у времени мера - длительность. У движения мера – скорость».
Дело в том, что время – это и есть сама ДЛИТЕЛЬНОСТЬ, а эталонной мерой временной длительности является СЕКУНДА. У движения, как и у скорости и ускорения нет эталонных мер, но у скорости и ускорения есть единицы их измерения.
Движение характеризуется не только скоростью, но ещё и ускорением, перемещением и продолжительностью, то есть длительностью, (временем).

С уважением, Любомир.30.12.2018 г.
Желаю Вам в новом году новых творческих успехов.

               


Рецензии
Интересная и познавательная статья...Вот вы пишите.что понятия Время само по себе существовать не может,то есть это относительное понятие...Это правильно,в нашем мире все относительно,так как все в этом мире является продуктом взаимодействия,и,следовательно, Время то же есть продукт взаимодействия...Чтобы понять физическую сущность времени,надо исходить из закона сохранения энергии и массы,согласно которому все процессы в этом мире являются нелинейными,ВЗАИМООБРАТНЫМИ....тО ЕСТЬ,понятие Время есть, как продукт взаимодействий в такой системе тоже взаимообраимый процесс...Другими словами ,существует две категории понятия времени,-время абсолютное и время личное...Время абсолютное это много- векторное нелинейное понятие,в время личное это линейное понятие и потом выстраивать систему логических построении исходя из того,продуктом каких взаимодействий эти два понятия Времени являются...

Лонгфелло   25.02.2019 06:22     Заявить о нарушении
Асхат, за рецензию спасибо. Внимательно прочитайте мою статью «Возможно ли однозначное понимание времени?» Надеюсь, что после этого, возникшие у Вас некоторые недоразумения, должны рассеяться.

Любомир Павлов   25.02.2019 10:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.