Книга Мёртвых. Пантеон древнеегипетских богов

Введение

Особенность древнеегипетского пантеона богов состоит в глубоких натуралистических знаниях древних египтян флоры и фауны и использование повадок животных и специфики видов растений в религиозных символах. Например, парящий сокол обязательно связан с солнцем (Гор), жук-скарабей катит навозный шарик подобно движению солнца по небосводу (Хепра), гиппопотам обливается кровавым потом для защиты своего тела от  жары (Таурт), обезьяна является символом весов, потому что, качается на лианах (баланс) и имеет длинные руки подобно перекладине весов. Петух поёт по утрам гимны солнцу (Птах), брошенное в благодатную землю зерно произрастает из земли (Осирис), шакал питается падалью (мертвечиной) (Анубис), собака сторожит ночью дом (Сет), змея живёт в норе и является иносказательно божеством потустороннего мира (Апоп) и др.
В древнеегипетских верованиях заложены основы многих мировых религий (умирающий и воскресающий Осирис аналогичен Адонису и Иисусу), борьба Гора и Сета является противостоянием света и тьмы и эта тема заложена в шумерский миф о сотворении мира (Мардук и Тиамат).
Египетские боги носят названия, которые на слух нам ничего не говорят. Однако есть методика с применением славянских языков, которая позволяет осмысленно прочитать имена егопетских богов [3], принципы которой я и попытаюсь изложить в данной статье.
Пантеон древнеегипетских богов составлен на основе материалов перевода папируса Ани египтологом Е.А. Баджем.

Пантеон древнеегипетских богов в Книге мёртвых

Атум


Тem > tSnBg > temnj - тёмный бог (Тиамат- шум.) или Atmu - tSnmwBg
Вот как переводит первородный хаос, Темноту Бадж:

Рис.1.
not was sky, not was earth, not were men, not were born the gods, not was death.

А вот моя трансляция и перевод дословный:

> net nachal bit iskra boj ot potolоk net nachal bit iskra boj ot poroda krugj zemlj net nachal bit iskra boj ot rod pjatjj net mest mslnj starjj net nachal bit iskra boj ot smert – «Нет начала быть искры божей от потолка (неба), нет начала быть искры божей от породы кружной (песчаной) земли, нет начала быть искры божей от рода пятых ( прямоходящих, человека), нет места наследным турьим (богам), нет начала искры божей от смерти".
Комментарий:
Мой перевод дословный с помощью славянского языка в отличие от перевода египтолога Баджа, который грубо ориентирован на графику иероглифов.
Например? группа иероглифов ночь-коврик-скарабей-хлеб по Баджу означает «было», хотя по-славянски это вполне развёрнутая фраза «начала быть искры божей от». Смысл немного иной.

Нут


Nu > вино-вино-вино-потолок-воды-богиня – Nu – Ну (др.-егип.) > wnwnwnPtlknn Bgn > zvezdnj potolok vod bog – звёздный потолок вод богиня (слав.)(замена z/w, редукция d/n)
Nut > вино-вино-вино-потолок-воды-хлеб-яйцо-богиня – Nut – Нут (др.-егип.) > wnwnwnPtlknntJjk Bgn > zvezdnj potolok vod bog – звёздный потолок вод стойка богиня (слав.)(замена z/w, редукция d/n)
Нут часто изображается в виде звёздного неба (стойка), распростёртого над Гебом-богом земли символизируя соитие неба и земли.

По Бажду бог Хеху  персонифицирован как безбрежное и бесконечное расширение. Это что-то из астрофизической теории расширяющейся Вселенной.
Кекуи - темнота, которая погружёна в воды.
Керх - имеет инертные и бездвижные характеристики, этакий задумчивый бог.
В моём переводе все эти три бога представляют некий разобранный Образ, то есть лицо в разобранном состоянии.

Хеху
Hehu > HHwBg > uhovj bog - уховый бог (слав.), тот, что только слышал.

Кекуи
Kekui > kk-jjwBg > okkovj bog - оковый бог (слав.), тот, что только видел.

Керх
Kerh > GrshkrJgtBrtBg > gorlj - горловой бог (слав.), тот, что только говорил.
При соединении этих трёх начал получается Образ, начало Разума, разумной материи.

Ра

Ra -rRkJr-jBg > jarkj jar bog - яркий -Яр бог (слав.)(замена j/r)
В славянской мифологии Яр - бог солнца. Разница с древнеегипетским Ра состоит в инверсном чтении Ра > Ra > jar - Яр (слав.)(инв. ra, пропуск j)
Поскольку все имена богов в транслитерации египетских слов искажены, то можно предположить, что и Ра есть Яр. Например, жук Скарабей в транслитерации звучит как Khepra - Кхерпа.

Кхепра или Хепер

жук-рот-метёлка-бог > Khpra - скарабей (др.-егип.) > skhrjabj - скрябий (слав.), т.е. "скарабей", жук, который скрябает, скрипит (пером) иначе пишет историю.
Это древнеегипетский бог письма, наряду с Тотом, но последний пишет сакрально-хозяйственные свитки принесённых жертв, а Скарабей пишет всю историю жизни народа и мира.
ночь-коврик-рот-жук-метёлка-бог > Khpra - скарабей (др.-егип.) > NchprSkrbPiBg > nachalo pervj skrjabj pisat bog - начало первое пишет Скарабей бог (слав.)

It is in text of King Unas : “This Unas flieth like a goose (or duck), he alighteth like beetl$
 >
bit polet [kraj dalnj pisanj] penj mnoj kraj  padalnj  krik nachalnj nesti padalnj ocharovanj mnoj nachalo prevj skаrabj pisat po polet ocharovanj mnoj kraj padalnj krik krik nachalnj nesti padij ocharovanj mnoj skrjabatj mnoj nesti tolk toj gorshj pervj toj okrest toj ladj koj jar –
Быть полёт [края дальнего писание] (потусторонний мир), пение многим края падального (мёртвых), крик начальный нести очарованного, многим начало первое скарабей пишет, по полёт очарованный, многим края падального (мёртвых), крик начальный нести очарованного, многим скрябать, многим нести толкование той горшей первой той (жизни) окрест, той ладьи которая (движется) к яру (солнцу).
Связь культа Скарабея с солнцем древние египтяне видели в катании навозного шарика подобно движение солнца по небосводу.
"Скарабеи, = 1) Scarabaeus - род жуков подсемейства навозников. Наиболее известен С. священный (S. sacer), тело длиной до 4 см, гладкое, чёрное; голова и голени передних ног с крупными зубцами. Распространён на Ю. Европы, в Северной Африке, Передней и Средней Азии. Питается помётом животных, из которого предварительно скатывает шары. В Древнем Египте в катании навозного шарика видели символ движения Солнца по небу, а в зубцах на голове жука - подобие солнечных священных. лучей, поэтому жук был обожествлен, ему воздавали почести (отсюда название). = 2) Изображения С. священного, вырезанные из камня. Служили в Древнем Египте предметами культа, амулетами и украшениями". [БСЭ]
Однако существовала и другая ипостась Скарабея, в катании навозного шарика можно увидеть связь с царством мёртвых, где в навозном шарике символично увязано скопление мёртвых (человек изогнутый в круг). Этот комок или круг наблюдает незримым оком Возничий. Бадж часто путает око Осириса и око Возничего, которые выполняют в принципе разные функции. Осирис зрит,  восседая н троне,  вызревание и уборку урожая, а Возничий подобно лодке Ра, доставляет на лодке умерших в царство мёртвых аналогично древнегреческому Харону. При этом Возничий наблюдает над соблюдением траурного ритуала и над царством мёртвых. Возничий и есть тот самый сфинкс, который лежит у пирамид Хеопса и устремляет свой взор в звёздное небо. Возничий-сфинкс иносказательно как бы вечно везёт пирамиды фараона в царсто мёртвых.



Птах
 

Ptah - Птах, владыка жизни (др.-егип.) > ptJgtBg > pitat gito bog - питать житом бог (слав.), то есть бог плодородия, жизни.
ptJgtNbZrnnnchBg > pit gito nebo jzn nachalo bog – питать житом, небесной жизни нести начало бог (слав.)
В пантеоне древних египетских богов Птаху отводится место одного из древнейших и знаменитых богов Мемфиса, местная традиция утверждает, что он был создателем вселенной.
Птах назывался "Самый великий бог, существовавший в первобытное время"


топор-бог-вода-воробей-рот-пруд с лилиями-1 черта-рука-жук-бог > TprBgnwrrPrdLi-jRВкеSkrbBg > turj bog nesti vernj lilij pole darit Skarabej bog - "Турьему богу несёт верный, лилейному полю (Елисейские поля) дар, Скарабей  бог».
"Отец отцов" - tftftftf > великий из великих дедушка богов (др.-егип.) > tchtchtchtch > otchj otchj otchj otchj - отчий отчий отчий отчий (слав.), что означает наипревосхонейшую степеть прилагательного "отчий"- "самый, самый, самый отец"-"прадед".

Птах-Ну
Ptah-Nu > ptJgtBgwnwnwnPtlkBg > bit gito bog vshnj vishnj vishnj potopok bog - быть жита бог 3-м вышним потолкам (небесам) богини (слав.)

Птах-Хап
Ptah-Hap > ptJgtBgHRkpVlnnnBg > bit gito bog kak reka po volnj bog - быть жита бог, как реки полноводной бог.

Птах-Сехер/Сокар
Ptah-Seker > ptJgtskrBg > bit jgut sklzt bog – быть жгут салазки бог (слав.)
Птах-Сокар первоначально персонифицирован как инертный, бездвижный и мёртвый. и он восседал на троне в регионе совершенной темноты и ночи. Можно предположить, что это бог погребальной процессии, поскольку в его имени присутствуют сани или салазки. Птах-Сехер подобно Птаху изображался в виде мумии. Ещё более связь со смертью подтверждает другое имя Сокар-барки бога. В дни религиозных праздников лодка со специальным ящиком ставилась на салазки и двигалась вокруг храма во время восхода солнца служителями бога.

Секер/Сокар-боат
Sоkаr boat > skrLdBg > Sokar/Sokol/sklzt/skorj/skalpj/skeletj ladj bog – Сокар/Сокол/скользить/Скорый/Скальпий/скелетий-ладья бог (слав.)

Птах-Сехер/Сокар-Осирис
Ptah-SekerAsar > ptJgtBgskrBgZtrSdBg > bit gito bog Sokar/Skeletj bog Zret sidj bog - быть жита бог (Птах), Скелета бог (Сокар), Зреть сидий бог (Осирис).
Тройной бог плодородия. Первоначально, бог смерти.

Птах-Татенн
Ptah-Tatenn > ptJgtBgPrKrg-jZmltnnBg > bit gito bog perjkrugj zemlj tajnj bog – быть жита бог перьекружный земли тайной бог
Птах-Татенн изображался в виде бога-мумии с парой рогов и диском и парой перьев на голове, с атрибутами власти плёткой, посохом-всходы и клюкой в своих руках. Этот бог плодородия.

Кхнеми или Хнум

Khnemi > кувшин-сова-птенец-бог > KvmwBg > Xramovj bog - храмовый бог
Очень древний бог. Животное в которое инкарнировался бог был баран с плоскими рогами. Этот баран появлялся на монументах до перидода XII династии. Кхнеми изображался как бараноголовый человек, сидящий или стоящий, который держит в своих руках символы "прозрачности"  (sereny-англ.)  и "жизни". Он носил белую корону, к которой прикреплялась пара рогов, пара перьев и диск, что тоже говорит о принадлежности бога миру мёртвых.
Слово "баран" - ram > xram - храм (слав.)(пропуск х) действительто указывает на храмовый статус бога Кхнеми.

Шу


Shu > PrwBg > perjevj bog - перьевый бог (слав.), иначе лёгкое перо подобно воздуху.
Шу - второй член пантеона богов Ану. Был перворожденным сыном Ра, РА-Тему или Тум и богини Хатхор, неба и был братом близнецом Тефнут. Его типичность свет и сухость. Он поднимался на небо, Нут, с земли Кеб и помещался на ступенях.
Он обычно изображался в форме человека, который носит на своей голове перо или перья и держит в своей руке посох всходов. В другие времена он появлялся в виде человека с поднятыми вверх руками (молящийся), а его голове возвышалась эмблема льва тела льва без головы и он часто сопровождался четырьмя колоннами небес, то есть с 4-мя сторонами света.

Тефнут


Tefnut > tchwntBgn > tuchevidnj bogin - тучевидная богиня (слав.)
Тефнут - третий член пантеона богов Ану. Она была дочерью Ра, Ра-Тему или Тему и сестрой близнецом Шу. Она представлялась в одной форме влаги, а другом аспекте она персонифицировала власть солнечного света. Она изображалась женщиной с головой львицы, увенчанной диском или урией или обеими атрибутами.
Иносказательно - львица > lavica > livnj - ливневая (слав.), тоже указывает на атрибут влаги, ливня, дождя, тучи, вообщем всё, что изливается с неба.

Кеб


Keb > GsbBg > gusevj bog > гусевый бог (слав.), или гусиный бог.
Иное чтение: Keb > GsbBg > gumusnj bog - гумусный бог (слав.)(перест. s/b, редукция m/b), то есть земной бог, где gumus - земля, удобрение (лат.)
Кеб - четвёртый член пантеона богов Ану. Он был сыном Шу, мужем Нут, и являлся отцом Осириса, Исиды, Сет и Нефтис. Первоначально был богом Земли о чём и говорит второй перевод имени. Кеб назывался "отец богов" (др.-егип.) > хлеб-червяк-топор-топор-топор -3 черты > tchTrTrTr > otchj turj turj turj > отчий (отец) самых старых (богов) (слав.)
Он изображался в виде человека , иногда с короной на своей голове и скипетром (всходов) в правой руке, а иногда имел на своей голове гуся, который был одной из птиц при его инкарнации. Во многих местах он назывался "великая кудахтающая птица" ( символы вода-горшок-коршун-горшок-коршун-воробей-рот-бог > nGrKrGrKrwrrBg > na krikj krikj velj bog - на крик крик  (крики гораздый) великий бог (слав.)) и имел в своей подстилке яйцо из которого родился мир. Уже в Текстах Пирамид (ТП в дальнейшем) он стал богом смерти.
К числу гусиных богов можно отнести хеттского бога Уту (небесная утка) и этрусской Утиница (utince), описанной в Книге Загребской мумии (КЗМ).
Пример из КЗМ, полотно 2:
14c; • mene • utince • zi;ne e; [;eti] lun ec • e;rse
14. чествовал: "Минерве, Утинице,  Жизнюхе (Ржихе), Свету лунному (Светлану) ягненка !". Этруски
Здесь можно провести параллели между египетскими и этрусскими богами.
Исида-Астарта - Минерва, Кеб-Утиница, Осирис -Ржиха, Сет- Светлан.

Асар или Сер


Asar > ZrtSdBg > zrit sidj bog > зрит сидий бог (слав.)
Осирис - шестой член пантеона богов Ану (Гелиополя-др.-греч.).
Традиционно был сыном Кеба и Нут и мужем своей сестры Исиды, отец "Хора, сына Исиды" и брат Сета и Нефтис. По версии Плутарха его страдания и смерть были уже предопределены. Можно сказать, что Осирис был первым из страдающих, умирающих и воскресающих богов, поскольку являлся представителем природы, периодически возрождающейся весной и умирающей осенью. С идеей умирания и воскресения Осириса, на мой взгляд, была связана погребальная традиция мумификации умерших. Культ Осириса связан с севом, произрастания зерна (отсюда скипетр в виде молодых всходов), возрождения и процветания жизни (отсюда символ ank- жизнь > Zrn - зерно (слав.) > gzn - жизнь (слав.), то есть произрастание зерна - это жизнь), уборкой урожая и получение первых плодов, которые идут на ублажение богов и, в первую очередь, Осириса. В текстах КМ всё время повторяется один м тот же рефрен: - ZrtSdBg KrKrGrkKrslDrLg > zrit sidij bog kraj kraj gorka kresalnj dar logat - "Зрит сидий бог (Осирис) от  края и до края что горке  (постаменту) кресальный дар ложат", Баджи фразу " горке  (постаменту) кресальный дар ложат " переводит как "Зал двух Истин". Иногда Бадж путает Осириса с Возничим (сфинкс), перенося функции Возничего на Осириса, хотя это совершенно разные персонажи КМ, за исключением того, что они оба "зрят", то есть "наблюдают" за разными процессами.

Аст или Сет

Богиню Сет/Исида не следует путать с богом Сетом.
Ast > SdtJjkBg > sidet jajk bogin - сидеть [на] яйце богиня (слав.), т.е. это богиня вынашивающая яйца по аналогии с животным миром и рожающая богиня по аналогии с человеком, Рожаница (слав.).
Седьмой член пантеона богов Ану. Она была женой Осириса и матерью Хора. Она была описана как египетскими, так и греческими авторами. Её общими названиями являются "Великая богиня", "Провидица мать", "Хозяйка мира, власти и очарования". Она обычно изображается в виде женщины, несущей на голове трон (сидение), откуда и название богини "Сидящая". Животно в которое она иногда инкарнировалась или преображалась или обесилась (др.-слав.) была корова, отсюда она иногда носила на голове рога с перьями. В другом аспекте она, по мнению Баджа, идентифицировалась с богиней Селк (Selk) или Серк (Serk) и в этом случае носила на голове символ "скорпиона". В ином аспекте она оссоциировалась со звездой Сотис (Sothis) и тогда её атрибутом была "звезда", добавленная к её короне.
Бадж слишком расширил функции Исиды. Богиня Серк явяляется одной из ипостасей жрицы, которую исследователи часто по ошибке называли Нефертити.
Имя Нефертити в картушах читается на разных иллюстрациях как:
[GrftGtrPitrjjnVlt] > [skrjbat getera pitanj rotj nesti velj] –[скрябаной (пишущей) гетере питание рту нести (Исиды)]
[GtrPitrjjKrtnSkt] > [skrjabanj getera pitanj rotj  igrat na sehet] –[ скрябаной (пишущей) гетере питать рот, играть на сехете (шахматы)].
[GrfGtrPitrnKrltt] > [skrjabat getera pitanj rotj nesti krilatt] - [скрябает гетера скрябаной (пишущей) гетере питание рту нести, крылатой] Рис.13).
Итак, мы видим, что гетера либо пишет на стене пером, либо скрябает (стилом), либо играет в шахматы, либо она крылатая.
Серк > Serk >skrpj - скорпий/скрябий (слав.), то есть скорпий- скорпион, этот же символ означает "скрябать", "Скрипеть", иначе "писать".
На самом деле Нефертити - это гетера, которая имеет символ неопознанный египтологами "гитара".Гитара по форме напоминает женщину. Гетера женщина являлась предшественницей гитан, японских гейш и выполняла функцию  игры на гитаре, слагания стихов, кроме того она вела записи в папирусных свитках истории жизни смертных и вместе с дарами приносила на суд Скарабея бога и других богов.

Неру или Хорус


Heru > Skl - сокол (слав.)(пропуск s, редукция k/h, l/r)/hrn - хрон (слав.), т.е. могила, склеп.
Хор был сыном Осириса и Исиды. Первоначально Хор считался солнечным богом и часто атрибуты солнечного бога приписывались Хору.  Борьба, которую Хор как солнечный бог вёл против ночи и темноты была также на раннем периоде идентификации с единоборством сына Исиды с его братом Сетом. Бадж пишет, что визуальной эмблемой в ранние диначтические сроки был сокол, который был первым живым предметом в поклонении древних египтян, но уже в ТП Хор стоит на жертвенном столе и используется с отличительным символом "топор" - Tr для представления слова "бог".
Здесь кроется серьёзная ошибка Баджа. Сокол-Хор сохранил свою символику  и в поздние диначтические периоды, но его имя совместно с изображением жертвенного стола или захоронением приобретает иной смысл - схрон, могила фараона. Эта символика используется в перечне имён фараонов. Что касается поединка Хора с темнотой в лице Сета, то здесь прослеживается борьба сил света и тьмы характерная для архаичной мифологии. Хор-Сокол представитель света, поскольку он высоко летает, и мог бы долететь до солнца по представлдению древних египтян. В тоже время Сет является представителем тьмы. Сет изображается в образе некогог зверя, доселе неиндефицированного в многочисленной научной среде египтологов. Можно предположить, что Сет - это грызун, проживающий в пустыне, как и сокол. Представитили семейства грызунов, как правило, охотятся ночью, а соколы, как хищники, выслеживают добычу днем, при солнечном свете. Отсюда и противостояние Хора и Сета. Об идентификации Сета речь пойдёт позднее.
Это первое. Второе. Хор потому приобрёл символ "топор", потому, что иносказательное значение символа "топор" - "старый", отсюда так называемый Heru-ur "Хор великий" (др.-егип.) > Hr-j Str > sokol stranik/klj/hojij - сокол странник/калик/хожий или старик (слав.). В русском языке есть понятие "калики перехожие" - странники.
Другое иносказание символа "Сокол"- "харя":
сокол-1 черта-коврик-брюхо-рот-длань-кормить ребёнка > Heru-p-khart - "Хор ребёнок" (др.-егип.) > Hr-jpBrxrDl KrmMl> harja pobruxat rot dlanj korm mal - харю побрюхатить рот дланью кормит малого (слав.)
сокол-золотая подвеска > Heru-nub - золотой сокол (др.-егип.) > hrn zlt - хрон злата (слав.), иначе, "хранящий золото".

Хорус

Horus - сын Осириса и Исиды > HrsPltJjk-jSdtJjk > skl plod jajkj sidij jajk - сокол - плод яйца сидящей на яйце (Исиды) (слав.).
Бадж пишет, что Хорус появляется в египетских текстах обычно как Heru-p-khart - "Хор ребёнок", что противоречит действительности.

Сет

Set > stGr (неизвестное животное) > storog - сторож (слав.)(перест. g/r)
или Сутекх - Sutekx > SwtNch (неизвестное животное) > svet noch – свет в ночи (слав.).
Сет - восьмой член пантеона богов Ану. Он был сыном Кебу и Нут муж его сестры Нефтис. Поклонение этому бога, естественно, древнее и в ТП мы найдём, что он часть упоминается с Хором и другими богами пантеона Гелиополя. Он обычно представлялся в в человеческом виде с головой животного, которое ещё не идентифицировано. Далее Бадж пишет, что в последнее время голову Сета стали отождествлять с головой осла, но фигуры бога Сета в бронзе, находящиеся в Британском музее вызывают сомнение в отождествлении головы бога Сета с  головой осла. Также животное Сет не окапи, как отмечают натуралисты. Заметим, что об этом египтолог Бадж писал в начале 20 века и до сих пор, спустя 100 лет это остаётся проблемой (!).
В настоящее время существуют разные версии об идентификации неизвестного животного в образе Сета. К ним относятся осёл, трубкозуб, окапи, свинья, тушканчик, жираф, бородавчик, охотничья собака салюки (вид гончей).
"Многие египтологи пытались идентифицировать это животное, но безуспешно. Видеманн и другие авторы считают, что это окапи, хотя натуралисты опровергли подобное мнение. Швейнфурт считает, что это свинья. Масперо видел в нем искаженное изображение тушканчика, фон Биссинг — жирафа, а Ньюберри в сложной и высоконаучной статье объявил, что это бородавочник…
По моему мнению, верная идентификация животного сделана доктором Шефером, который утверждает, что это изображение охотничьей собаки, принадлежавшей к породе, исчезнувшей еще в доисторические времена, как и баран Хнему (Хнум)." [4].
Вероятно, автор статьи [4] прав, что животным, изображающим Сета являеся собака, но это не охотничья, а сторожевая собака. Это же и подтвержает славянский перевод Сета как "сторож".
Интересно, что на иврите псик/psik - запятая (ивр.) > pesik - пёсик (символ -@) (слав.).
кяльб/kjalb - собака (араб.) > sobakja/gav ! - собака/межд. гав ! (праслав.)( инв. kjalb, пропуск s; редукция g/k, v/b)
Образ "собаки" в арабском языке связан со сторожевой функцией - гавкать, которая соотносится в инд.-евр. языке с функцией речи - говорить.
kalb > собака (семит.) > колоб/клубок (слав.), где клубок - символ @, может обозначать хвост собаки лайки.
Таким образом, семитское слово kal-b, арабское - kjalb  «собака» связывается в индоевропейском, и в частности, в русском языке со словом  kalba «язык». То есть собака всегда «лает», «брешет», «чешет языком» или идиоматически - «несет чушь».
Идиома «вешать всех собак» - вешать все языки, т. е. «поносить» на всех возможных языках, оскорблять.
Идиома «собака зарыта» -  найти корень слова, языка.
Козьма Прутков: «Смотри в корень !»
В данном случае фонетика слова полностью совпадает со смыслом слова.
Однако, этимология слова Сутекх или Сутех - свет в ночи (слав.).наводит на мысль, что Сет – это не просто сторож, страж Ра (Яра), но и ночной свет, т. е. свет луны. Египтологи просто не заметили иероглиф «виток», а иероглиф «ночь» в виде заштрихованного солнечного круга приняли за неизвестный иероглиф, обозначив его символом Х. Поэтому вместо Свет получилось Сет с неизвестным символом Х. В таком случае понятна сущность Сета. Роль Сета (Света) первоначально состояла в борьбе с мраком ночи, который представлял собой  змей Апоп. Борьба света и тьмы являлась основой многих коcмогонических мифов древних народов, например борьба Мардука с Тиамат (Темнота- слав.). Темнота ассоциируется с подземным миром воды и земли, где обитают Змеи. Понятна становится и связь Сета с Гором, которые могут сливатся в двухголовое божество Херуифи – Гор и Сет. В представлении египтян крылатое солнце Ра пролетает по дневному небосводу и опускается в мир теней, где его встречает змей Апоп. Двойник Ра  в подземном мире Сет (Свет луны) борется с Апопом с переменным успехом, сначало Луна (Сет) убывает, пожираемая змеем, затем луна возрождается в лунном цикле и становится месяцем. Месяц появляется на горизонте вместе с восходящим солнцем - Ра и бесконечный цикл повторяется. В египетской мифологии упоминается  борьба Гора и Сета, которая представляет собой природное явление, называемое затмением Солнца. Так затмение солнца (Гор) наблюдается, тогда, когда его закрывает Луна (Сет). Затмение может быть частичное и полное. При частичном затмении Луна не полностью закрывает диск Солнца (в мифе Сет вырывает глаз у Гора). В индуистской мифологии существует царь птиц, получеловек и полуптица Гаруда, который совмещает образы Гора и Сета.
Гаруда – Гор и Сет, Garuda > strag/Gor-Svet – Гор-Свет (слав.)(пропуск s, редукция t/d).

Небт-Хет или Нефтис

Nebt-Xet > NbHttJjk > nebj hat jajkj - небесной хаты яйкий (первозданной) (богиня).
Небт-Хет - последний член пантеона богов Анну, была дочерью Кеба и Нут, сестрой Осириса и Исиды и сестрой, женой Сета. Когда солнце поднимается из первобытных вод Нефтис занимает местов лодке Ра с Исидой и другими богами. Она принимает лодку Ра в своё лоно после путешествия её по небу в течении дня. Нефтис изображается в виде женщины, несущей на своей голове иероглиф "неба и дома" и называется "Владычицей дома" по Баджу или скорее всего "Владычицей очага". Легенда, предоставленная Плутархом делает её матерью Анубиса. В египетских текстах Анубис называется сыном Ра. В религиозных текстах Нефтис сопровождает Исиду в всех её начинаниях, радостях и горе. На суде Осириса, Нефтис, например, стоит за троном Осириса.

Анпу или Анубис

Anubis > Pinpw (Shkl) > pit na pavshj - быть на павшем/быть на склепе (слав.)
Египтяне давно заприметили, что шакал питается падалью, поэтому он в славянском переводе «быть на павшем».
Анубис - божество Древнего Египта с головой шакала и телом человека, проводник умерших в загробный мир. В Старом царстве являлся покровителем некрополей и кладбищ, один из судей царства мертвых, хранитель ядов и лекарств. В древнеегипетской мифологии сын Осириса. Центром культа Анубиса являлась столица XVII верхнеегипетского нома г. Кинополь. Изображался в образе шакала или дикой собаки Саб; иногда в виде человека с головой шакала или собаки. В Цикле Осириса помогал Исиде в поисках частей Осириса. Священные животные — шакал, собака. Бадж ришет, что в папирусах мы видим его стоящим как страж и защитник умерших. Хотя на самом деле Анубис выполнял функцию мумификации умершего. В сцене суда он стоит как страж весов, за указателем которых он  наблюдает с большим интересом. Иногда Анубирс изображался на постаменте или на некрополе фараонов.
Это указывает на то, что животное по названию шакал в иносказательном смысле переводится по-славянски как склеп или как хранитель склепа.
Шакал - shakal > sklep - склеп (слав.)(редукция k/h, пропуск p)
Анубис всегда рассматривался в КМ как посланник Осириса, но в старых текстах он был главой посланников Ра для бальзамирования тела Осириса.
 

Анубис возлагает руки на мумию, иначе, «усыпляет». Роспись на стене гробницы Сеннеджема (TT1)

Анубис
«Анубис, в верованиях древних египтян первоначально бог смерти в Тинитском и Кинопольском номах (областях), затем бог - покровитель мёртвых, а также некрополей, погребальных обрядов и бальзамирования. А. изображался в облике волка, шакала или человека с головой шакала. Представления об А. оказали влияние на формирование образа христианского святого Христофора Псеглавца.» [БСЭ]
«От обратного прочтения ар. ;;; 'аббан "устраивать траур", родственно эбонит "чёрное дерево". Образ собаки – от ар.  ;;; сабак;а (в диалектах саба') "опережать, быть преждевременным", поскольку смерть всегда приходит раньше времени, по-арабски: ;;;;; ;;;; са:бек; ли-'ава:н"преждевременный", откуда и образ собаки и ар. ;;; 'аббан "соблюдать траур".» ЭСВ]
Анубис – Anubis – sanij-pes – сонный пёс (слав.)(пропуск s)(ред. p/b)
Пёс – pes > usipit – усыпить (слав.)(инв. pes)
Анубис укладывал мумию спать в вечных покоях.
Анубис в древнеегипетских иероглифах:
крест-сова-птенец-хлеб-чрево-imy wt (др. егип.) > Krstmwt Chrv > klast mrtvj chlvj – класть мёртвого человека (слав.)
перо-поверхность воды-половик-птенец-шакал-inpw (др. егип.) > Pink w Shkl > ponikshj vo sklj Hrn Grt – поникшему во склепе жертва (слав.)
перо- поверхность воды-половик-шакал бог - inpw (др. егип.) > Pink/Pinp > bit nzkj/bit nij pol – быть низкий/быть ниже пола (подземный бог) (слав.)
Корневое слово от «Анубис» -  класть мёртвого человека / поникшему во склепе жертва  / быть низкий/быть ниже пола (слав.)

Уп-уат
Up-uat > RgVlt-tri [Vlk] Grd > razviliti - развилити (слав.), иначе разводящий, вожатый.
Уп-уат - из ТП "Открыватель путей".
Официально считается богом войны. Он изображался в виде волка, но в погребальных сценах его часто объединяли с Анубисом. На погребальных стелах и других понументах часто изображались две собакоподобные собаки. Бажд полагал, что Анубис и Уп-уат вероятно имели некоторое соединение с северной и южной частью погребального мира.

Ну
Hu > HwHrGrd > horovj Skl dertvj - хоровая Сокола жерва (слав.)
Саа
Saa > sPiKrKrHrGrd > so perj krlj krlj Skl gertvj - c перьевыми крыльями Сокола жертва (слав.)
Бажд пишет, что из первобытных богов есть два бога, которые плывут в лодке Ра при сотворении мира. Они дети Атума или Атума-Ра, но точного назначения этих богов до сих пор ещё недостигнуто. Первое упоминание их в ТП сосотит в подчинении мёртвым, но в КМ они появляются среди богов, когда те присутствуют при взвешивании души умерших. . На мой взгляд, это вообще не боги, а форма жертвоприношения Сокола богу Солнца (то есть приведении души в сопровождении Сокола на суд Осириса).

Техути или Тот


Toth > ibsGrd >  opis gertvj - опись жертв (слав.).
Тот олицетворяет божественную мудрость, которая состояло в произнесении слов, превращающиеся в материальные предметы мира. Он был самопродуктивен и был великим богом земли, воздуха, моря и неба и он объединяет в себе атрибуты многих богов. Он был писцом богов и в этом смысле рассматривался как покровитель всех искусств, ремёсел и наук известных египтянам. Вот некоторые из его титулов: "Владыка письма", "Мастер папируса", "Могучий оратор", "Сладкогласий". Он был богом правды и истины, независимо от того, где он жил или утверждал мир во всех его проявлениях.
На мой взгляд, Тот подчеркивал значение писца в Древнем Египте. Составление сакрально-учётных записей являлось прерогативой специального жреческого сословия величие которого было незыбленым у египтян, поэтому столь велико обежествление деяний древнеегипетских писцов. Как хронолог небес и земли он стал богом луны и как делающий подсчёты времени получил своё имя Tehuti, то есть "измеритель". Тот был судьёй в противоборстве Хора и Сета.  Священным животным Тота был ибис. Одно из египетских имён для ибиса было Tekh - ибис (др.-егип.) и подобно звуку этого слова, похожее на Tehu имело имя луны как измерителя времени. Вероятно, это привело египтян к изображению бога Тота в виде ибиса. Но более точной версией принадлежности Тота к ибису является иносказательного значение имени ибиса как "опись". То есть Тот - это бог учёта сакральных и хронологических записей.
Tekh > tnchSrd Ibs > tochn seredina opis - точной середины опись (слав.)(перест. n/ch)

Маат

Maat > GrkKrslDrtBgn > gork kresalnj darit bogina - горке кресальное дарить богиня (слав.)
Маат - женская учётная часть Тота, была согласно гелиопольской традиции дочерью Ра и являлась очень древней богиней. Маат, богиня неизменяемых небесных законов изображалась в виде женщины с пером на голове. В сцене суда, как пишет Бадж,  появляется две Маат. Одна персонифицирована с физическим законом, а другая с моральной добродетелью или одна может быть представлена Верхим Египтом, а другая-Нижним.
Кроме богини, приносящей дары, Маат имеет другое имя, которое не отметил Бадж.
грифон-хлеб - mt > Маат (др.егип.) > Grft > skrjabat - скрябать (слав.), то есть Маат - жрица, которая пишет в свитках и на стене судьбы людей.
На самом деле Маат одна, но как жрица она выполняет разные функции:
1. Приношение даров умершим и богам.
2. Записть в свитках и на стене судеб умерших.
3. В сцене суда сравнение на весах деяний сердца и записей в свитках умерших.
В древнеегипетских текстах Маат сравнивается с Нефертити.

Нет-херу или Хатхор


Hathor > HtHr > hata Skl  - хата сокола (слав.), иначе дом Сокола, которым является Небо.
Хатхор была богиней небес, где Хор и Солнечный бог поднимается и садится. Соответственно великое число божеств того же имени было развито из Хатхор и они были идентифицированы с Исидой, Нейс, Иусасет и многие другие богини впитали атрибуны Дома Сокола (Неба).
Вариантом имерни Хатхор является богиня Хаты Сокола:
HtHrt Bgn JrPlvn> hata Skl bogin jar polovnj - хата Сокола богиня Яра (солнца), Половинной (луны).
Группа из семи Хатхор также упомянуты и появляют своё участие в природе доброго сказания. В виде Хатхор были богини любви, красоты и счастья, например, греки идентифицировали её со своей Афродитой. Хатхор часто изображалась в виде женщины, имеющий диск и рога на своей голове, а иногда она имела голову львицы, увитую змеями. Часто она имела вид коровы, священного животного для неё и в этом виде она появляется как богиня могилы или Ta-Tcherter, где она обеспечивает еду и питьё для мёртвых.
Вероятно, небесная реализация Хатхор сближает её с небесной персонификацией жрицы, вестницы (Маат), а образ львицы сближает её с этрусской богиней Анфисой (вероятно, богиней утренней зари, как и греческая Афродита), лежащей в своих покоях под охраной львицы.
Пример из КЗМ, полотно 6:
9. za;rum sne • lusa; • fler • ham;isca • ;e zeri
9.   В заутреннем сне лежит велеречивая Анфиса, тебе жертва.
10. ---
11. laivisca • lu stra; • fler • vaclnam
11. Львица – любимый страж велеречивой, окружает нас.

Мехт-урт
Mext-urt > Krvtwrrt [Krv] > korova vershj - корова вершая [Корова] (слав.), то есть небесная корова.
Мехт-урт является персонификаций той части неба, где солнце поднимается  итой части, где оно имеет дневной курс. Она изображается в виде коровы, вдоль тела которой плывут две барки Солнца.

Нет или Нейтх

Net > ChlntJjk > chelnk toj kajkj - челнок той яйкий (слав.), где яйцо - начало, то.есть Нет - нитяная богиня, плетущая на челноке (кудели) начало жизни. Она отождествляется, по всей видимости с древнегреческимти Мойрами и древнеримскими Парками-богинями судьбы.
По Баджу Нет прорицающая мать, владычица небес, госпожа богов, а в ТП она появляется как мать Себека. Подобно Мхт-урт она персонифицирует место, где солнце поднимается. В одном из видом она была богиней ткачества и челнока, а также преследования. В этом аспекте она была персонифицирована греками в образе Артемиды. Она изображалась в виде женщины, имеющей на голове челнок или стрелы или она носила корону и держала стрелы, лук в правой, а скипетр в левой руке. Она также появлялась в форме коровы.
Нет, носящая стрелы, вероятно, более близка Немезиде-богине мщения, которая связано с судьбой. Аналогия Нет с древнегреческой греческой богиней охоты Артемидой неуместна.

Секхмет




Sekhmet > sNznchtBg > so niz nachat bogin > с низа начать богиня (слав.), где "низ" - грех, иначе Сехмет-богиня мстительница за грехи.
Секхмет была в Мемфисе женой Птаха и матерью Нефер-Теми и И-ем-хетеп. Она была персонифицирована с пышащим жаром солнца и также была разрушителем врагов Ра и Осириса. Когда Ра решился наказать человечество смертью, потому, что оно насмехалось над ним, он послал Секхмет, его "Оком" вызреть врагов и выполнить работу мщения. В иллюстрации этого аспекта она изображаласть с солнечным оком на голове. Обычно оба имела голову льва с солнечным диском, окружённого уриями и она держала в руке скипетр   , но иногда нож.
Образ льва во многих мифологиях имел первоначально сторожевую функцию, которого впоследствии заместила собака. Змеи,  исходящие из солнечного диска означают мщение.
Образ следящего солнечного "Ока" соответствует образу богине Немезиде, высматривающей врагов:
Немезида - Nemezida > enemi-zrita - врагов зреть (слав.)

Баст

Bast > BshtJjkBg > Blgj jajk bogina > благо яйкая богиня (слав.), иначе, богиня производящая Благо.
Баст согласно легенде была матерью Нефер-Теми. Она была персонифицирована с благородным и плодоносящим теплом солнца, в противовес Сехмет. Священным животным Басты была кошка и богиня обычно изображалась кошкоголовой.

Нефер-Теми

Nefer-Temi > GtrTmBg > getera temnj bog - гетеры тёмной бог (слав.)
Согласно Баджу Нефер-Теми был сыном либо Сехмета, либо Басты и был персонифицирован в некотором виде утреннего солнца. Он обычно изображался в виде человека с букетом лотосов на голове, но иногда он имел голову льва. Он без сомнения представляет солнечного бога в легенде, которая рождает его из цветка лотоса, как написано в ТП, Унас король говорит следующее:

воды-лотос (лилия)-рот-нить-рот-хлеб-голова телёнка-солнце -
Rise like Nefer-Temu from the lotus (lily) to the nostril of Ra
«Подимается подобно Тефер-Тему из лотоса к ноздрям Ра»
Мой перевод:
KskRknmGtrtmnmsnnnLtsrnrtGlvTlnJr > skazj rechet inom getera temnj nm snnn lotos rot nozdr glav telnj jar > Сказание речёт: «Иной  гетере томной иному сонному нести лилию  в рот, ноздрям главы телесной Яра (солнца)".
Речь идёт об обряде погребения и приношения даров: лилии умершему и богу Солнца.

Нехеб-ка


Nexeb-ka > UddHbRkZm > pod hrapj rekat zmej > подхрапий рекать (славить) змий (слав.), где подхрапий-(горло, шея), иначе "шею славить змеиному богу".
По мнении. Баджа Нехеб-ка - имя божества, который обычно представлен с головой змеи и с которым умершие идентифицируют сами себя.
Более чем странно. Эта фраза относится к обожествлению членов Осириса в 42-й главе КМ (см. пп. 9).

Себек


Sebak > sbPik [Krkj] > zubopikj - зубопикий [крокодил] (слав.), то есть с острыми зубами.
Бадж пишет, что вид Хора, солнечного бога, должен был отличаться от Себека,  компаньона Сета, но  крокодил был священным животным обоих богов, по этой причине сами боги были сбиты с толку. Себек-Ра обычно изображался в человеческом облике с головой крокодила.

Мену или Амсу


Menu > mnw - Мин  (др. егип.) > DrgKrgDRgGrdBg > дорожнокружный/караванный жертва богу (слав.)
Amsu > PiKrstS-jjBg > bit okres  bog - быть окрестный бог
Мин один из древнейших богов Египта. Он персонифицировал власть поколений или репродуктивную силу природы. Он был "отцом своей собственной матери" и был персонифицирован с могуществом Хора или с местью Хора за его отца Осириса. Греки идентифицировали его с богом Паном. Он изображается в виде человека, стоящего на горке (пьедестале) с эрекционным детородным членом и он имеет на своей голове оперение (плюмаж), держит плеть в своей правой руке, которая поднята выше своего плеча.
Представленное в справочниках по египтологии имя бога Мина связано не с начальным культом плодородия, а с покровительством торговых путей, пустынь и караванов.

Неб-ер-тчер
Neb-er-tcher >NbrPdrkBg > nebj porjadok bog - небесного порядка бог (слав.)
Неб-ер-тчер - имя, которое означает "Владыка до предела  возможных ограничений", т.е.  "Владыка пространства". Это имя впоследствии было дано Осирису. Некоторые полагают, что это имя было дано Осирису после совершения восстановления его тела после того как оно было разрублено на куски Сетом.

Ун-нефер
Un-nefer > KrlnnchrGtrBg > kraj dalnj chernj getera bog > края дальнего (мира мёртвых) черной гетеры бог (слав.)
Ун-нефер - имя Осириса в его совместимости бога и судьи мёртвых в Потустороннем мире. По мнению Баджа имя, вероятно, означает "доброе бытие".

Астенну
Astennu > PisDlwnwBg > pisano dlanjvidnj - писано дланевидным богом (слав.).
Астенну - имя дано одному из богов связанных с Тотом или самому Тоту.
Термин "дланевидный" или "руковидный" относится к обезьяне, помощнице Анубиса или Тота во взвешивании сердца умершего.

Мерт-секерт
Mert-sekert > mrsGrshrtNg >lubj skrrtj rot noga > lubaj sokritij rot noga - любящая сокрытый рот нога (змея) (слав.), где н;га -змея (слав.), срав. из сказки Афанасьева "Пришла н;га (змея)".
Бадж пишет, что это имя означает "любящая молчание", относя это к богине Исиде и Хатхор, как богинь подземного мира. Она иногда изображается в виде женщины, имеющей диск и рога на своей голове.
На самом деле это может быть просто обожествлённая змея, которая действетильно обитает в подземном мире, в норе, а также може заползать в усыпальницы.

Серк или Селк

Serq > srq [скорпион]bgn > skorpj [скорпион] bogin - скорпион богиня (слав.), где skorpj > skripet - крипеть/склябать (слав.)
По мнению Баджа Серк - вид богини Исиды. Она обычно изображается в виде женщины, носящей на голове скорпиона. Иногда она изображается как скорпион с головой женщины, несущей диск и рога.
На мой взгляд, богиня-Скорпион - это вид жрицы, пишущей на стенах, относительно богини-Гриф (Маат-др.-егип.), которая пишет в папирусных свитках.

Та-урт

Рис. 2.  богиня Таурт
ta-urt > tKrwrrtNg > toj kraj vershj noga > toj krovj-potnj - той кровопотный (слав.)(пропуск p)
Традиционный перевод слова "гиппопотам" - кобыла водная. Однако есть и другой перевод, который более отвечает истине:
Hippopotamus  > krovvvo-potnaj - кровопотный.
Известно, что гиппопотам выделяет пот красного цвета, увлажняющий кожу при перегреве и высыхании, при этом создаётся впечатление, что по телу текут струи кровавого пота.
"Происхождение бегемотов восходит к середине плиоцена, когда предки современных бегемотов населяли, помимо Африки, также Европу и Азию. В современную эпоху бегемоты - исключительно африканские животные. Кормятся они ночью, выходя из водоемов на прибрежные земли, и возвращаются в воду только с рассветом. Весь день они проводят в дремоте на песчаных косах и отмелях, легко передвигаются по дну, ныряют и, благодаря тому, что ноздри, глаза и уши расположены в одной плоскости и несколько приподняты, могут дышать, смотреть и слышать, оставаясь под водой. Характерная особенность - выделение кожными железами секрета красного цвета, увлажняющего кожу при перегреве или обсыхании. Создается впечатление, что по телу животного текут струи кровавого пота. Если добавить к этому кровавые и страшные своей безжалостностью драки между самцами, можно понять причины, по которым древние египтяне с почтением и опаской относились к бегемотам." [5]
Та-урт была идентифицирована как жена Сета или Пифона. Та-урт изображается в виде самки гиппопотама, стоящей на своих задних лапах с обрюзглым животом и отвислыми грудями, передней ногой она опирается на символ магической власти или узел "бант са".
Та-урт относят к богине, помогающий рожаницам. Известно, что при  родах в древности применяли магические узлы против кровотечений.

Уатчит или Уаджид
Uatchit > VdPiPitNg > vodnaj papirus noga - водная папирусная н;га  (змея) (слав.)
Уаджид была видом Хатхор и была идентифицирована с появлением неба на севера, когда восходит солнце. Она изображалась либо в виде женщины, имеющей на своей голове корону Севера и скипетр вокруг которого вращается змея или в виде крылатых урий несущих корону Севера. Она юыла главным божеством г. Буто в Дельте.
"В древнеегипетской мифологии «папирусоцветная» богиня выступала как кормилица юного Гора, которая помогла его матери Исиде спасти ребёнка от вероломства Сета, когда та пряталась в болотах Дельты. Сходство этого мифа с древнегреческим рассказом о пребывании Аполлона и Латоны на Делосе привело к тому, что в эллинистический период Уто (или Буто, как её называли греки) стали отождествлять с Латоной." [ВП]
Название богини Уаджид "папирусоцветная" исходит, видимо от того, что в болотах Дельты водились змеи имеющие цвет папируса (природная мимикрия).

Некхебит или Нехбет
Nekxebit > StbwntGrf > jastrebj vidnj - ятребовидный (слав.)(пропуск j, r)
Некхебит была очень древней богиней, центр культа которой был г. Некхеб в Верхнем Египте. Она была титулованной богиней в очень раннее династическое время. Она появлялась в виде женщины либо с головным убором грифа или с головой грифа, а иногда в виде грифа. Некхебит и Уаджид делили между собой верховную власть всего Египта.


Хапи


Рис. 3.  бог Хапи

H;pi >JgtRkp-jjVlnnn > jiznj reka val vodnj – жгут реки полной валы водные (слав.)(инверсия HRkp).
Хапи, может быть, первоначально Хепр - имя великого бога Нила, которому поклонялись в Египте под двумя формами, т.е. "Хапи Юга" JgtRkp-jjVlLlKrv >  jgut reka polnaj val lilij kraj - жгут реки полный валы, лилии край (слав.) и "Хапи Севера" JgtRkp-jjVlCvttKrv > jgut reka polnaj val lotos kraj -  жгут реки полный валы, лотоса край (слав.). Разница форм в символе изображающий растения, где в одном случае пучок тростника (Хапи Нижнего Египта), а в другом - букет лотоса (Хапи верхнего Египта). Нил изображается в виде человека, который несёт на своей голове заросли тростника или цветы лотоса. Его груди двуполые, указывающие на плодородие. Ланзон воспроизводит интересную сцену, в которой боги Южного и Северного Нила тянут стебли папируса и лотоса вокруг символа "единение", чтобы указать единство Верхнего и Нижнего Египта и эта эмблема (Рис. 4) найдена на троне фараона Египта, чтобы указать ево единоначалие над регионами, пересекающими Южный и Северный Нил.


Рис. 4. Эмблема единения Верхнего и Нижнего Египта
Интересно, что в имени Хапи заложены символы Обилия и речной Волны, как изображено на Рис. 3, где Хапи согласно тексту  приносит дары Крокодилу и Нилу.
Текст:
гюрза-палица-дар-поверхность воды- поверхность воды-корзина-знак жизни-башня-росток-небо-крокодил на пьедестале-засов-GrzBlvDrnnkZrnBshnRstNbKrkdl – glasit blajenj dar njanka gizn vsejk rostj nebj korkodil – Гласит: «блаженный дар няньке жизни всей растущей небесному крокодилу» (слав.)
GrzBlvPinHRkp-jjVlnn > glasit blagenj pisanj obilj reka val vodnj - Гласит: «блаженное писание обильной реки валам водным» (слав.), иначе Нилу.


Амен или Амон


Amen > PiShtnBg > poschetnj bog > быть счёт богу (солнца) (слав.)
Жена Амона - Мут - Mut > GrftJjkBgn > skrjabat jajk bogin > скрябать яйко (начало) богиня (слав.).

Сын Амона - Хонсю - Khensu > NchnStvw HrGrt > nochnoj svetovoj  krug dolnj – ночной световой-круг дольный (слав.), иначе бог Луны.

Бажд пишет, что Амона ничего не связывает с КМ, но он как первый член великой фиванской триады должен быть упомянут в  связи с другими богами, потому, что он идентифицирован с одним или более из них. Имя Амона означает "скрытый".
В связи со "скрытностью" Амона следует отметить следующее.
В ВП пишется, что мифологическая проработка образа Амон скудна.
"Уже в Первый переходный период появляются первые упоминания об Амоне не просто как о самостоятельном божестве, а как о демиурге и верховном боге. Появляется титул «Супруга бога Амона», которым обладали поначалу верховные жрицы, а позже исключительно женщины царской крови. В результате политического возвышения Фив при Среднем царстве культ Амона приобретает большую популярность, а при XVIII династии фиванских фараонов становится главным государственным богом. В русле синкретизма он был отождествлён с древним гелиопольским солнечным богом Ра в образе бога Амона-Ра, царя богов и старшего божества Эннеады." [ВП].
Отметив, что имя Амона стало широко известно исключительно при XVIII династии.
Странным можно считать появление нового солярного культа наряду с существующим и широко распространённым, имеющим историю происхождения и мифологию  культом Ра при слабой мифологической проработке культа Амона.
Удивляет, что среди известных богов Амон имеет антропоморфный образ, то есть предстаёт фактически в образе человека (может быть фараона) без особых регалий и отличительных символов. Даже плюмаж на голове является заимствованием у бога Мина.
Несмотря на то, что Амон имеет в качестве священных животных барана и гуся, следует отметить, что эти животные являются просто сакральными животными, используемые при жертвоприношениях.
По рационалистической интрепретации Амон - не бог, а древний египетский царь.
В имени Амона согласно славянскому переводу значится, что Амон просто "посчётный" или поименной бог.
И самое главное, имя Амона используется в картушах царей XVIII династии и даже не потому, что эти цари  принадлежат Амону как Солнцу, а вследствии того, что имя Амон используется просто в качестве вспомогательной фразы, например:

«Здесь приводится список имён фараонов 18 царского дома. К каждому фараону приводится два его имени: Сын Солнца инисут-бити» [7].

Яхмос I Небпехтира (1550—1525 гг. до н.э.)

zA-ra-iaHms(iw)-nswt-bity-nb-pHty-ra (др.-егип.)
StPchl [JrNb GlvLvtt] Gsj Jr [Plvnms] (праслав.) >  Сидящего почётный (титул) [Солнцу небесному оглавление (свитка)], наследный (сын) солнца [Луне рождённые] (перевод с праслав.)
Аменхотеп I Джесеркара (1525—1504 гг. до н.э.)

zA-ra-imn-Htp-nswt-bity-Dsr-kA-ra (др.-егип.)
StPchl [Jr DrtStrMl] Gsj Jr  [PiSchnStltp (праслав.) > Сидящего почётный (титул) [Яру дарить молитву]  наследный  солнца [быть счётные стола подношений] (перевод с праслав.)
Тутмос I Аахеперкара (1504—1492 гг. до н.э.)

zA-ra-DHwty-ms(yw)-nswt-bity-aA-Hpr-kA-ra(др.-егип.)
StPchl [JrBtSkrpMl]  Gsj Jr [iBsGrgms] (праслав.) > Сидящего почётный (титул) [Яру быть скрябана молитва] наследный солнца [по описи жертвы рождённые/месяцу] (перевод с праслав.)
Тутмос II Аахеперенра (1492—1479 гг. до н.э.)

zA-ra-DHwty-ms(yw)-nswt-bity-aA-Hpr-n-ra (др.-егип.)
StPchl [JrBtSkrbn] Gsj Jr [iBsGrdms] (праслав.) > Сидящего почётный (титул) [Яру быть скрябаное] наследный солнца [по описи жертвы рождённые] (перевод с праслав.)
Хатшепсут Мааткара (1473—1458 гг. до н.э.)

zA-ra-HA.t-Sps.wt-nswt-bity-mAa.t-kA-ra (др.-егип.)
StPchl [JrMtMl] Gsj Jr [PiSchtnKvshntGlvLvtPst] (праслав.) > Сидящего почётный (титул)  [Яру гетера молящаяся)  наследная солнца [быть счётные, кувшин от главной львицы пасущей]  (перевод с праслав.)
Тутмос III Менхеперра (1479—1425 гг. до н.э.)

zA-ra-DHwty-ms(yw)-nswt-bity-mn-xpr-ra (др.-егип.)
StPchl [JrSchtSkrb] Gsj Jr[iBsGrdms] (праслав.) > Сидящего почётный (титул) [Яру счёт  скрябаный]  наследный солнца [по описи жертвы рождённые/месяцу] (перевод с праслав.)
Аменхотеп II Аахеперура (1427—1400 гг. до н.э.)
zA-ra-imn-Htp-nTr-hqA-iwnw-nswt-bity-aA-xprw-ra (др.-егип.)
StPchl [JrBtSkrb-tri] Gsj Jr [PiSchtnStlTprKlkKln (праслав.) > Сидящего почётный (титул) [Яру быть скрябаные (письмена)]  наследный солнца [быть счётные стольные турьему богу, клюка, колонны] (перевод с праслав.)
Тутмос IV Менхеперура (1401—1391 гг. до н.э.)

zA-ra-DHwty-ms(yw)-nswt-bity-mn-xprw-ra (др.-егип.)
StPchl [JrSchtSkrb-tri] Gsj Jr [iBsGrgms] (праслав.) > Сидящего почётный (титул)  [Яру счёта  скрябаные] наследный солнца [по описи жертвы рождённые/месяцу ] (перевод с праслав.)
Аменхотеп III Небмааатра (1390—1352 гг. до н.э.)

zA-ra-imn-Htp-hqA-wAs.t-nswt-bity-nb-mAa.t-ra (др.-егип.)
StPchl [JrNbMt] Gsj Jr [PiSchtnStlKlkVsh (праслав.) > Сидящего почётный (титул)   [Яру небесному от гетеры писания]  наследный солнца [быть счётные  стольные, колосящиеся всходы первые делённые] (перевод с праслав.)

Аменхотеп IV (позднее Эхнатон) (1352—1336 гг. до н.э.)

zA-ra-imn-nTr-hqA-wAs.t-nswt-bity-nfr-xpr.w-ra-wa-n-ra (др.-егип.)
StPchl [JrGtrSkrbj-triJrDrtn] Gsj Jr [PiSchtnStlTprKlkVsxBtMchtCherv] (праслав.) > Сидящего почётный (титул) [Яру гетеры скрябания, Яру драния (желудка)] наследный солнца [быть счётные  стольные турьему (богу), клюка, всходы быть мечтой очарованной] (перевод с праслав.)
zA-ra-imn-Ax-n-itn-nswt-bity-nfr-xpr.w-ra-wa-n-ra
StPchl [JrGtrSkrb-triJrDrtn] Gsj Jr [PiSchtJriBsNchn (праслав.) > Сидящего почётный (титул) [Яру гетеры скрябания, Яру драния (желудка)] наследный солнца [упитанному солнцем опись начальная] (перевод с праслав.)
Сменхкара Анххеперура (1338—1336 гг. до н.э.)

 zA-ra-s-mnx-kA-ra-nswt-bity-anx-xpr.w-ra (др.-егип.)
StPchl [JrZrnSkrb-tri] Gsj Jr [JrSvtKlkMlDrtSkrb-tri] (праслав.) > Сидящего почётный (титул) [Яру жизни скрябаные] наследный солнца  [солнцу свиток склонён молений, дарений скрябаных] (перевод с праслав.)
Тутанхамон Небхеперура (1336—1327 гг. до н.э.)

zA-ra-twt-anx-imn-HqA-iwnw-Smaw-nswt-bity-nb-xpr.w-ra (др.-егип.)
StPchl JrSkrb-tri-Nb] Gsj Jr [PiSchtntwtZrnKlkKlnStv] (праслав.) > Сидящего почётный (титул) [Яру скрябания небесные]  наследный солнца [по счётный Двухжизненый, Клюкий, Колонноставный] (перевод с праслав.)

Эйе Хеперхеперура (1327—1323 гг. до н.э.)


zA-ra-yt.f-nTr-iy-nswt-bity-xpr-xpr.w-ra-ir-mAa.t (др.-егип.)
StPchl [JrSkrbSkrb-tri ZrtGrkt] Gsj Jr [TprPitChrvPiKrmPiPi] (праслав.) > Сидящего почётный (титул) [Яру скрябания (списки) зреть горки той]   наследный солнца [турного (бога) питать, черпать корм из папируса] (перевод с праслав.)
Хоремхеб Джесерхеперура (1323—1295 гг. до н.э.)

zA-ra-Hr-m-Hb-mry-imn-nswt-bity-Dsr-xpr.w-ra-stp-n-ra (др.-егип.)
StPchl [JrDrtStrSkrb-triJr-Stpn] Gsj Jr [PiSchtnmrHrKrnGrkNb] (праслав.) > Сидящего почётный (титул) [Яру дарение скрябаний, Яру отступные] наследный солнца [быть счётный (список)  меры Соколу коронованному места небесного] (перевод с праслав.)
Примечание:
 
1-й картуш – ссылка на опись даров Солнцу
2-й картуш – ссылка на опись даров Луне
 
imn - Амон (др.-егип.) > PiSchtn  – быть счётный (список) (праслав.).
sA-ra > Gs Jr –  гусиный/следный (сын) солнца (праслав.), где Gsj – гусь, идти гуском, наследовать (праслав.)
skr-b-j – скарабей > скрипий/скрябий/писарь (праслав.)
nswt-bity - ? (др.-егип.) > StvPchl – Сидящего почётный (титул) (праслав.),  где Stv- осот, Bi > Pch- пчела.

Сарапис или Серапис
Серапис) — эллинистическое божество, появившиеся в конце IV-III в. до н.э. на основе синтеза культов египетского бога Осириса-Хапи (см. Апис) и греческих Зевса, Диониса и Плутона. При участии Манефона Севеннитского стало покровителем династии Птолемеев; кроме того — божество солнца, плодородия и загробного мира.
Сарапис - Sarapis > car-Apis - царь Апис (слав.)

Апоф или Апоп

Aapef > BrxRkKrpch [змея ползучая] > brjuxo-rukj krepj cherv  - брюхорукий крепий червь (слав.)
Aapep > Brxpp [змея ползучая] brjuxo popolzj - брюхом поползий (слав).
Апоп изображается также с ножами (5 шт.), воткнутых в меандровидную змею.

  - NgNgNgNgNg > 5 nogj - пятиножий (слав.)

Апис

Апис (Хапис) — священный бык в древнеегипетской мифологии, имевший собственный храм в Мемфисе. Апис считался посвящённым Птаху или Осирису или же выступал в качестве отдельного божества, почитаемого в районе Мемфиса.
В некоторых отдельных районах считалось, что каждое утро богиня неба Нут. принимала облик коровы и рожала телёнка (Аписа). За день телёнок вырастал в быка, а вечером становился мужем богини
Согласно Геродоту, священный бык Апис должен быть черного окраса с особыми белыми отметинами на лбу, силуэтом грифа на спине, иметь две кисточки на хвосте и отметку в виде жука-скарабея под языком. Рождение быка с такими метками  являло собой живое воплощение бога и было праздником для древних египтян.
Эти приметы быка Аписа дают основания предположить, что имя Апис означает "Краплёный", то есть состоящий из звёздочек, "звёздный", иначе Апис являлся олицетворением звёздного неба.
Апис > Apis > krpj - крапий, краплёный (слав.)

Хонсу

Хонсу – бог Луны.
    
ночь-поверхность воды-ситовник-птенец-сокол на жертвенном помосте- xnsw - Бог Луны Хонсу, десятый месяц года (др.-егип.) - Aa1-N35-M23-G43-G7 > NchnStvw HrGrt > nochnoj svetovoj  krug dolnj – ночной световой-круг дольный (слав.)
Комментарий:
Разница в древнеегипетском и славянском переводе существенная. Имя Хонсу ни о чём не говорит. В то же время, славянский перевод всё раскрывает: «Ночной световой-круг дольный», иначе, бог Луны – ночной и дающий свет луны. Более того, этот круг дольный, то есть имеет фазы луны, что чрезвычайно важно для лунного календаря.

Хенти

Хенти – бог крокодила
      
кубки- поверхность воды-хлеб- 2 косые черты-крокодил-сокол на жертвенном помосте- xnty - Хенти - бог крокодил (др.-егип.) - W18-N35-X1-Z4-I3-G7 > mKbknt-jj HrGrd > imet krepkj dentij/desnij (krokodil) – иметь крепкие дёсные (зубы) –крокодил (слав.)
Комментарий:
Характерная черта в облике крокодила – острые и крепкие зубы, что и отмечается в славянской трактовке  названий крокодильего бога Себека и Хенти, причём древнеегипетские названия являются вымышленными.
Интересно также, что иероглиф «сокол на жертвенном помосте» трактуется египтологами как некая незначительная ипостась Хора : Хор Хенти-Хети. На самом деле в имени бога Луны как и в имени бога Крокодила иероглиф ««сокол на жертвенном помосте» используется как детерминатив луны и крокодила. Точно также иероглиф сокола используется в имени Амона.

   
метёлка-счёты-водная поверхность-сокол на помосте- imn – Амон (др.-егип.). - M17-Y5-N35-G7 > PiSchn > po schetnj Hrn Grt - по счёту хрону жертвовать (слав.)
Но это не Амон. Это жертвоприношение хрону (могиле), которое отождествляется с Соколом (Хор – хрон).


Заключение

Если моя работа заинтересует хотя бы школьников или студентов или любителей истории, мифологии и языкознания, я буду полагать, что моя цель достигнута, поскольку я не могу ожидать внимания от многоуважаемой публики из числа филологов по призванию, которые заняты чтением Платона или Гомера в подлиннике и даже не догадываясь о том, что латинский и греческий языки являются искусственными языками. Я не исключаю натяжек или ошибок в своих переводах и постоянно веду работу над ошибками, тем не менее, я глубоко уверен, что славянские языке искусственно занижены по значимости в языкознании  или вовсе игнорируются как поздние в мировой истории. Я считаю это глубоким заблуждением, но доказать истину в архаически мыслящем учёном мире практически невозможно, к ней можно только стремиться.
etruscian non legatum - etruski ne recati - этруски не рекати.

Сокращения

СПИ – Слово о полку Игореве
ПВЛ – Повесть временных лет
СД – словарь Даля
СФ – словарь Фасмера
СИС – словарь иностранных слов
ТСЕ – толковый словарь Ефремова
ТСОШ – толковый словарь Ожегова, Шведова
CРС – словарь русских синонимов
БТСУ – большой толковый словарь Ушакова
ССИС – сборный словарь иностранных слов
МАК – малый академический словарь русского языка
ВП – Википедия
ЭБЕ - Энциклопедия Брокгауза и Эфрона
БСЭ - большая советская энциклопедия
ППА - папирус Ани
КЗМ - Книга загребской мумии

Ссылки

1. E. A. Budg "The papyrus Ani". Lnd. 1913
2. E. A. Budg "Hierogliphic Vocabulary to the Theban Recension of  the Book  of the Dead". Lnd. 1911
3. В. Н. Тимофеев «Методика поиска славянских корней в иностранных словах», http://www.tezan.ru/metod.htm
4. Культ животных, птиц, рептилий, http://ancientegypt.xyz/kylt.html
5. Бегемоты, http://www.a700.ru/animals/water-animals/83-begemot.html
6. Список фараонов 18 дома http://ru-egypt.com/hiero/276


Рецензии
Спасибо за сборное изображение. Примечательно, что дамы на картинке менее загорелые, чем мужчины, а Пта с Осирисом имеют зеленый кожный покров. Привлекает внимание то, что Тот с Осирисом не имеют в атрибутике анхов, а рычаги есть у Ра, Пта и Исиды.

Наталья Сергеевна Самсонова   24.01.2020 12:29     Заявить о нарушении