Восточный вектор России

Борис Родоман

ВОСТОЧНЫЙ ВЕКТОР РОССИИ:
ПРОБЛЕМЫ, ПРОТИВОРЕЧИЯ, ВОЗМОЖНОСТИ

        Россия вытянулась с запада на восток в погоне за соболем. Коренные жители Северо-Восточной Европы –  карелы из Великого Новгорода и коми-зыряне из Великого Устюга, а также русско-карельские  поморы, продвигаясь по родной, привычной для них северной тайге и вдоль побережья арктических морей, присоединили к Русскому государству огромную территорию от Балтики до Тихого океана [3]. В  XVIII в. меховая волна угасла и в начале XIX  в. сменилась золотой  [6].
        Во второй половине XIX столетия экономический компонент восточной экспансии России уступил первенство  геополитическому. После поражения в Крымской войне обострились жажда реванша и соперничество с Британской империей. Лёгкость приобретения Приамурья и успехи православной миссии в Японии вскружили голову петербургским мечтателям. Ответом на экспансию России и европейских держав явилась модернизация Японии (с 1868 г.).
        Апогеем восточной экспансии России стал Транссиб. Железная дорога, конечно,  пригодилась для экспорта зерна и сливочного масла из Западной Сибири, но было бы наивностью утверждать, что вся она построена для  «подъёма производительных сил». Экономическое преображение Сибири и открывшаяся возможность переселения крестьян из Европейской России в Приамурье и Приморье – вторичные явления. Серьёзных экономических стимулов  для такой великой  стройки у России не было. Преобладали имперские амбиции.
         Самая значительная часть Транссиба шла не по нынешнему маршруту вдоль Амура и Уссури. Это была Китайская Восточная железная дорога (КВЖД), проходившая через Маньчжурию. Два новых русских города – Владивосток и Харбин были призваны работать в одной упряжке. Россия успела использовать Транссиб в военных целях, но потерпела поражение в войне с Японией.
        С тех пор восточный вектор России изменил своё психологическое содержание. Из активно-наступательного он превратился в пассивно-оборонительный. Его наполнением сделался страх потерять обширные территории, которые достались нашей империи  недавно и легко, но были очень слабо освоены. В дальнейшем, при СССР, на фоне пассивно-оборонительной позиции, прошли две волны  активизации восточного вектора, т.е. оживления мечты о новой территориальной экспансии. Первой волной стала советизация КВЖД в 20-х гг. ХХ в., но японцы быстро укоротили советские аппетиты, и эту железную дорогу пришлось продать марионеточному прояпонскому  правительству Маньчжоу-го. Вторая волна прошла от  взрывов американских атомных бомб в 1945 г., когда Москва кинулась делить шкуру тигра, не ею убитого.
         Географ В.А. Анучин во главе небольшого отряда завоёвывал Маньчжурию [1], но не смог угнаться за быстро убегавшей Квантунской армией. Другому географу, Д.Л. Арманду, поручили в кратчайшие сроки написать монографию «Остров Хоккайдо» [2], но захватить эту часть Японии помешали США. Оставалась надежда на китайских коммунистов, уверенность, что КНР всегда будет  советским сателлитом.
        И опять КВЖД (слегка переименованная – в Китайско-Чанчуньскую), и опять «наши» Порт-Артур и Дальний. Но продолжалось это недолго. Принадлежавшие Советскому Союзу всё те же маньчжурские железнодорожные магистрали, морские порты и военные базы пришлось досрочно, задолго до договорных сроков, передать Китаю. Геополитическая конструкция Харбин – Владивосток окончательно рухнула. Исчезла натянутая ещё царской Россией маньчжурская струна. Вместо неё нависла тяжелая, географически противоестественная и отягощённая социальными проблемами «Кругоамурская дуга» (мой термин, только что придуманный, ввожу его сейчас). Так можно назвать полосу земель на левом берегу среднего Амура и на правом берегу всей Уссури. Тут вам и меняющие своё положение пограничные речные фарватеры с судоходством, Хабаровск с его Большим Уссурийским островом, наводнения, Благовещенск как российский спутник  китайского Хэйхэ (а раньше было наоборот). С большим трудом прошла там железная дорога (к 1916 г.), а поездка на автомобиле из Хабаровска в Москву – всё ещё опасное приключение.       
        После Второй мировой войны главным соперником нашей страны была уже не Британская империя, а США – любимый враг советских людей, но также великий предмет зависти и образец для подражания. При Н.С. Хрущёве СССР жил с лозунгом «Догнать и перегнать Америку». Её достижения хотелось  копировать во всём. В том числе и в территориальной структуре.
        США – страна биполярная. У неё образовался мощный западный полюс с ядром в Калифорнии. Россия тоже трансконтинентальная держава, тоже простирается от атлантических морей до тихоокеанских. Так почему бы и ей не стать двухполюсной? Почему бы не сделать Приамурье и Приморье регионом, равноценным Европейской России? Географы об этом задумывались ещё до 1917 г. [7].
        Советская пропаганда твердила, что Дальний Восток – не окраина страны, а её полноценная часть. Прельщала несметными природными богатствами, ждущими самоотверженного труда энтузиастов. Какие только меры не принимались для подъёма экономики и культуры Дальнего Востока! От добровольного переселения московских артистов в 30-х годах (я сам с родителями провожал их на Ярославском вокзале в Москве) до сегодняшнего «дальневосточного гектара» (распространившегося и на Якутию!). Абсурдным памятником неудачной колонизации осталась Еврейская автономная область – самое нелепое образование в нашем АТД. Но ни переименовать, ни ликвидировать её невозможно по «понятным причинам».
        Российский Дальний Восток – царство теневой, криминальной  экономики, где главную роль играют торговля подержанными японскими автомобилями, хищническое рыболовство и продажа леса, нещадно вырубаемого. В остальном это такая же окраина страны, как в советское время, её огромная, по-прежнему сверхмилитаризованная пограничная зона. Дороговизной транспорта и гостиниц местное население катастрофически отрезано от Европейской России; обречено на то, чтобы видеть столицу своей Родины только на экране. 
        На геоэкономической карте мира пространство Евразии делится не на широтные зоны, а на меридиональные секторы. Сибирь и российский Дальний Восток тяготеют к Юго-Восточной Азии, являются её сырьевым придатком. Северо-южные экономические векторы направлены поперёк западно-восточному вектору – военно-политическому. Вхождение в Российское государство земель к востоку от Енисея поддерживается не экономическими связями. На экономической карте вырисовывается образ «собаки на сене» и неудачного предприятия, обречённого на переход к более эффективному собственнику. В «психогеографическом»  пространстве разнонаправленные векторы действуют на разрыв страны, усиливают страх, что Сибирь и российский Дальний Восток будут поглощены более многолюдным соседом.
        Возможный выход видится в том, что Россия могла бы изменить свою геополитическую ориентацию, отказаться от роли всемирного военного пугала, войти в сообщество европейских стран и избрать в мировом хозяйстве экологическую специализацию – признать своим главным богатством не горючие ископаемые, а весь природный ландшафт с его растительным и животным миром, отвести б;льшую часть своей территории природным заповедникам и национальным паркам, сделаться глобальным экологическим донором, а свои вооружённые силы превратить в экологическую полицию, пресекая деятельность браконьеров и грабителей природы – отечественных и зарубежных. Это тот случай, когда экологические задачи могут способствовать сохранению территориальной целости государства, и даже экспансия его на восток получает новое значение – распространение европейских моральных ценностей, европейского подхода к охране природы и культурного наследия. Контраст между густонаселённым Китаем и малонаселённой Россией тогда не будет казаться таким страшным – для границы природного парка, примыкающего к городской агломерации, это естественно. 
        У меня публикации на данную экологическую  тему идут с 2004 г. [4], самая последняя вышла недавно [5]. (См. также моё соч. «Экологическая специализация России» на «Проза.ру»).    

Литература

       1. Анучин В.А. Географические очерки Маньчжурии. – М.: Географгиз, 1948.
       2. Арманд Д.Л. Остров Хоккайдо. Физико-географическое описание. – М.: Изд-во АН СССР, 1947.
        3. Историко-культурный атлас Республики Коми. – М.: Дрофа – ДиК, 1997. С. 56 – 59.
        4. Родоман Б.Б. Экологическая специализация России в глобализирующемся мире: «нестандартное решение»? // Пути России: существующие ограничения и возможные варианты. – М.: МВШСЭН, 2004, с. 80 – 85.
        5. Родоман Б.Б. Экологическая специализация – желательное будущее для большей части России // Изв. РАН, сер. геогр., 2016, № 4, с. 140 – 147.
        6. Савченко А.Б. Территориальное развитие России как экспортёра на глобальных сырьевых рынках. – Автореф. дисс. д-ра геогр. н. – М.: ИГ РАН, 2016.
        7. Семёнов-Тян-Шанский В.П. О могущественном территориальном владении применительно к России: Очерк по политической географии. – Пг., 1917.

        18 сентября 2016 г.

        Опубликовано: // Многовекторность в развитии регионов России: ресурсы, стратегии и новые тренды. – М.: ИГ РАН, 2017, с. 67 – 70.

        Б.Р. 12.03.2020.   

        Подготовлено для «Проза.ру» 11 декабря 2016 г.

         


Рецензии