Вытеснение природного ландшафта

Борис Родоман

ВЫТЕСНЕНИЕ ПРИРОДНОГО ЛАНДШАФТА

Материал для учебного пособия
по экологии

Для сохранения биосферы как целостного организма требуется, чтобы естественные земельные угодья – леса, луга, тундра, степь и т.п. занимали не менее трети или четверти земной суши и составляли по возможности сплошной массив. В противном случае, если природного ландшафта останется мало и он будет повсеместно разорван и измельчён, то процесс опустынивания нашей планеты ускорится; зелёный покров спадёт с Земли, как слишком порвавшееся платье. К такому критическому моменту человечество уже подошло достаточно близко.

До ХIX столетия включительно главными разрушителями природного ландшафта были:  распашка, перевыпас скота, вырубка лесов. Они привели к падению урожайности, засухам, пыльным бурям, к исчезновению множества диких животных и к другим экологическим бедствиям и катастрофам на всех континентах; в частности, в Европейской России в конце XIX века, в США в начале ХХ века, а в Африке в середине минувшего столетия. В наши дни на первые места выдвинулись такие разрушительные факторы, как урбанизация (развитие городов, распространение городского образа жизни) и массовая автомобилизация. Мы перечислим важнейшие  отрицательные  воздействия на окружающую людей природу.

1. Рост городов (по площади и по числу жителей); застройка загородных и внутригородских земель, увеличение их посещаемости и нагрузки горожанами; развитие пригородных дачных, коттеджных посёлков, на базе деревни и вместо неё, сначала для сезонного, а затем и для круглогодичного проживания. От этих процессов уменьшается площадь природного ландшафта.

2. Расчленение, блокада местности линейными сооружениями –  дорогами, трубопроводами, изгородями. В результате природная экосистема разделяется на слишком мелкие части, в которых недостаёт места для полноценного природного комплекса, т.е. для всего набора естественных почв, растительного покрова и дикой фауны. Автодороги загрязняют окружающую среду выхлопными газами и шумом, отпугивают многих зверей и птиц, препятствуют миграциям животных для питания и размножения; следовательно, мешают образованию нормальных семей, стад, популяций минимально необходимой численности; наземные животные гибнут при попытках пересечь дорогу; условия для перелёта птиц тоже иногда усложняются особенностями поперечного профиля дорожных сооружений. Трубопроводы чреваты авариями с утечками нефти, газа, других ядовитых продуктов. Проложенные по поверхности трубы сделали невозможной миграцию северных оленей в тундре,  других копытных животных в сухих степях. Автодороги, а также полосы строительства трубопроводов, уплотняя грунт, делают его менее проницаемым для воды, т.е. работают как полуподземные дамбы: затрудняют сток грунтовых вод, способствуют заболачиванию местности и подтоплению близлежащих построек. Доля поверхности, занятой линейными сооружениями, по сравнению с прочими земельными угодьями, как правило, невелика, но воздействие огромно. От густой сети дорог, трубопроводов, изгородей оставшийся природный ландшафт быстро деградирует.

3. Беспорядочная, нерегулируемая езда по так называемым «открытым» пространствам (не залесённым, не разгороженным, не застроенным) –  по лугам, степям, тундрам, пляжам – на всякого рода вездеходах и внедорожниках, да и на обычных автомобилях и мотоциклах. Огромные страны и регионы от этого терпят настоящую экологическую катастрофу, например, Монголия, Казахстан, российский Крайний Север. Разрушается весь почвенно-растительный покров (в этих природных зонах тонкий и  медленно возобновляющийся); в глобальном (всемирном) размере уменьшается содержание кислорода в атмосфере.  Отвести внедорожникам специальные трассы? Но тогда это будут не «везде-ходы», а «кое-где-ходы». Внедорожный автомобиль на специально оборудованной для него трассе – не утилитарное транспортное средство, а спортивный снаряд; такая трасса, не мощёная, с намеренно сохраняемыми, а иногда и искусственно устроенными колдобинами, рытвинами, вязкой грязью, бродами и т.п. – это  на природном ландшафте огромный шрам, распространяющий эрозию почв и грунтов, загрязнение ручьёв и рек и т.д.

В своеобразных российских условиях огромный ущерб окружающей среде приносят не столько сами нормально действующие сооружения, сколько процессы их строительства, ремонта, реконструкции, замены. Причина тому –   незаинтересованность строителей в сохранении ландшафта, низкая культура труда, а также применение техники, не соответствующей природоохранным задачам. Поэтому обещаниям строительных компаний, что экологические нормы будут соблюдены, верить нельзя. К примеру, отметим, что в царской России железная дорога строила себя сама: лишь к некоторым начальным пунктам на лошадях подвозили инструменты и материалы, приводили работников, а дальше все двигались по временному рельсовому пути узкой или уже нормальной колеи. По непрерывно наращиваемой колее приезжали рабочие, привозили рельсы и шпалы, увозили выбранный из выемок грунт, а также мусор. Полоса ландшафта, затронутая строительством, не была шире полосы отвода, т.е. той узкой полосы земли, которую строящаяся железная дорога приобрела для своих нужд. По сторонам располагались землевладельцы, не позволявшие строителям портить и гадить за пределами стройки.

Совершенно другая картина наблюдается в наши дни даже при постройке железной дороги, не говоря уже об автодорогах и трубопроводах. Никакая предварительная узкоколейка не применяется. В лесу прорубается трасса шириной в несколько сот метров; по этой  не мощёной дороге, утопая в грязи, переворачивая весь грунт, с рёвом и вонью тащатся гигантские самосвалы. Вдоль трассы стоят передвижные домики для рабочих, без городских удобств, т.е. без водопровода и канализации. От ближайших городов и посёлков к строящейся трассе тянутся временные грунтовые или уложенные плитами дороги, расчленяющие лес. Прилегающий древостой и травянистые заросли превращаются в мусорные свалки, наполненные твёрдыми бытовыми отходами городского типа.
Заложенная в план такого строительства рекультивация, т.е. частичное восстановление нарушенного рельефа и растительного покрова, сглаживание поверхности, озеленение и т.д. – это косметическая операция, не устраняющая болезни ландшафта. Дорога или трубопровод, построенные вышеописанным варварским методом, необратимо нарушили не только внешний вид местности, но и её подземное гидрогеологическое строение, а потому остаются в ландшафте как незаживающий шрам и даже, если учесть, что они притягивают к себе, стимулируют строительство прочих отнюдь не природолюбивых объектов, – как раковые опухоли.

Географы, экологи, теоретики градостроительства  давно разработали и предложили такое устройство урбанизированных территорий, при котором города и жилые комплексы будут достаточно компактными, сеть автомобильных и рельсовых дорог довольно редкой, но привязавшей к себе всё население на расстоянии лёгкой пешеходной доступности, чтобы заодно оставить больше места для лесов и парков. Города, посёлки и их кварталы, а также все сельскохозяйственные угодья и промышленные зоны будут разделены если не крупными массивами лесов и парков, то повсеместно – вытянутыми «зелёными коридорами», лесополосами, ленточными парками и бульварами, внедряющимися в любую застройку. Внутри городов, вместе с сохранившимися и вновь устроенными озёрами, водохранилищами, прудами, реками, каналами, эти незастроенные угодья образуют так называемый экологический каркас, а на протяжении всего континента – так называемый эконет (экологическую сеть). Территория этой зелёной сети с расширениями в её узлах в виде природных заповедников и национальных парков необходима не только для сохранения дикой фауны, но и отчасти для отдыха и туризма, если иметь в виду щадящий природу и способствующий её познанию экологический туризм. Эконет проектируется и в России, но его внедрению мешает всё тот же потребительский эгоизм отечественной «элиты». Облик нашей страны, а особенно Москвы,  изменяется в угоду престижному потреблению весьма небольшой, но очень богатой, влиятельной и властной, весьма криминализованной прослойки, пренебрегающей не только экологическими нормами, но и уголовным кодексом и общечеловеческой моралью. Ведь каждый из таких владельцев жилья и транспортных средств  старается расположиться со своими коттеджами и автомобилями в окружении «экологически чистого» природного ландшафта, не считаясь с прочим населением.

Одним из приёмов, способствующих гармонизации отношений между человеком и природой, является функциональное зонирование – отведение разным частям городской и пригородной земли своих специфических ролей, своей специализации. Так, в генеральных планах развития городов (планы эти составляются, но плохо или вовсе не выполняются), различают зоны селитебные, промышленные, рекреационные (для отдыха и развлечений) и т.д. Особенно важно разделение зон застройки по этажности с постепенным переходом от высотных зданий к совершенно не застроенным участкам: небоскрёб, многоэтажки, особняки, коттеджи, домики с садовыми участками, огороды без построек, далее луга и поля.  Такая застройка может следовать естественному рельефу, усиливая и подчёркивая его привлекательные особенности. Это будет ряд построек с убыванием по размерам и нагрузке на ландшафт – от уникальной башни на холме до озеленённого пляжа на берегу реки или озера.

При несоблюдении этой постепенности установка высотного здания непосредственно на берегу, т.е. на участке, опасном подвижками грунта, приводит к обрушению сооружения на окружающий ландшафт. Это будет обрушение

1) в более физическом и прямом смысле слова – здание будет признано аварийным, а то и само  рухнет раньше нормативного срока службы;

2) физическое в косвенном, переносном смысле – заполнение уязвимого природного ландшафта людьми, автомобилями, вспомогательными сооружениями, исходящими от гигантского здания;

3) моральное – визуальное (зрительное) подавление ландшафта, обезображивание его несоответствием между внешним видом сооружения и окружающим пейзажем; оскорбление чувств людей, ранее пользовавшихся данным участком. Небоскрёб, глядящийся в зеркало озера или окружённый естественным сосновым лесом на песках – это как раз то, чего надо всемерно избегать.

Потребительская любовь к природе приводит к её разрушению. Нужна любовь деятельная и творческая, участие в сохранении и созидании ландшафта не только на своём участке между стеной дома и стеной-оградой, но и для окружающего населения, для всего народа и человечества.
 
6 мая 2006 г.

Подготовлено для «Проза.ру» 11 декабря 2016 г.


Рецензии