Красота и безобразие в окружающей среде

Борис Родоман

КРАСОТА И БЕЗОБРАЗИЕ В ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ

Материал для учебного пособия
по экологии

Важная экологическая проблема, о которой обычно забывают, рассуждая о загрязнении,  – обезображивание окружающей среды. В нашей стране оно зашло так далеко, что в поисках красивых видов надо прибегать к туризму, ездить на экскурсии. И сами эти красивые виды разделились, поляризовались, как бы не желая видеть друг друга.  С одной стороны, это немногие архитектурные ансамбли в исторических центрах старых городов; с другой стороны, виды на речные долины, озёра, холмы и т.п. в местах, не доступных для автомобиля или редко посещаемых из-за удалённости от хороших дорог. Ведь там, где можно поставить автомобиль, существуют постоянные площадки для пикников с вытоптанной и выжженной почвой, с кучами мусора; с жалкими пнями и сучьями от стволов и ветвей, вырубленных на дрова.

Может ли быть красивым культурный ландшафт, возникший от сочетания человеческих сооружений с природными объектами? В Западной Европе таких мест сколько угодно, но нас волнует наша страна, Россия. Прекрасны виды на старинные монастыри, храмы, дома бывших помещичьих усадеб и окружающие их парки, даже одичавшие; красивы традиционные деревни с однотипными домами-избами, с прудами, с многоярусной растительностью дворов и улиц. Но подобных мест осталось мало, они быстро пропадают: вдали от городов и автодорог сельские поселения исчезают полностью, а в пригородной зоне заменяются дачными посёлками.

Красота – это, казалось бы, дело вкуса. Утрата  красивых пейзажей, которыми дорожит старшее поколение, может не волновать молодёжь, привыкающую к более техногенной среде, наполненной всякого рода машинами и приборами. Вместе с тем, в красоте есть немало объективного, не зависящего от особенностей личного восприятия. Тривиальный пример – цветы. На любой выставке цветов, да и в хорошем цветочном магазине, все выставленные объекты  прекрасны – и сами живые цветы, и их искусно сделанные копии. Задолго до появления человека на Земле красота цветов, привлекая насекомых, способствовала размножению растений, а красота оперения птиц тоже играла свою роль при выборе партнёров для спаривания. Красота, стало быть, не только человеческое понятие, установление, достояние; она и без воспринимающих её людей содержится  в природе.

Можно ли сделать все окружающие людей вещи безусловно красивыми? Конечно, можно. Для этого трудились многие поколения художников, ювелиров, архитекторов, обслуживая богатую верхушку общества; так были созданы прекрасные дворцы, их интерьеры (внутренняя обстановка), окружающие сады и парки. Но и в прочих местах, под открытым небом, стихийно сформировались и случайно сохранились красивые пейзажи, доступные для посещения простым людям.

О причинах красоты можно спорить, но кажется, что в дикой природе безобразия не бывает. (Как в песне: «У природы нет плохой погоды»). Правда, ужасными и безобразными кажутся обывателям многие черви и членистоногие, реже – земноводные и пресмыкающиеся, с которыми связано ощущение опасности, брезгливости, гадливости, но натуралисты и таких тварей считают красивыми.  Но то – животные, а могут ли существовать безобразные природные ландшафты? Естественный ландшафт, наполненный жизнью (прежде всего, полноценным растительным покровом) настолько, насколько позволяет местный климат, как правило, производит приятное впечатление на всех людей, независимо от их туристского и географического опыта.

Кажущиеся безжизненными пустыни (приполярные и субтропические) многих с непривычки подавляют и пугают, но достаточно немного приподняться над землёй хотя бы на вертолёте, и ты начинаешь ощущать большое разнообразие и красивую закономерность. В субтропической пустыне читается прежняя  гидросеть – извилины давно высохших рек, дно бывших озёр, а когда при восходящем или заходящем солнце на холмы и долины ложатся длинные тени, то можно вообразить, что под тобой настоящие леса и полноводные реки, которые были здесь десятки тысяч лет назад. Ведь даже такие огромные пустыни, как Сахара, в значительной мере созданы людьми из-за перевыпаса скота и истребления диких животных (не только для еды, но и для забавы). Расширяющаяся африканская пустыня сегодня, на наших глазах, поглощает целые страны. Получается, что исконный природный ландшафт всегда прекрасен, а безобразным он становится из-за бесхозяйственности.

Красоту пейзажей в средней полосе России создали речные долины и поймы, лесные поляны и опушки, кустарники и мелколесье у ручьёв и оврагов, дороги-аллеи, одичавшие сады и кусты на месте исчезнувших домов, склоны холмов, пруды, старые сёла, увенчанные православными храмами. Большинство из этих элементов ландшафта считалось бесполезным и уничтожалось как в советское время, когда деревня принадлежала колхозу или совхозу и нужна была только для снабжения города сельскохозяйственными продуктами, так и сегодня, когда село заменяется коттеджными посёлками.

Разнообразный и привлекательный ландшафт нужен  не только ради чистой красоты, имеющей психотерапевтическое и воспитательное значение, не только для того, чтобы им любовались (хотя и такое занятие само по себе ценно и необходимо). Красота свидетельствует о нормальной деятельности, о здоровье и правильном образе жизни некоторой системы, будь то организм человека, биоценоз (природное сообщество животных и растений) или весь ландшафт.

Культурный ландшафт красив, если ему присущи черты живого организма или биоценоза, например, многоярусная растительность (деревья с подростом, подлеском в виде кустарника, травяного и мохового покрова); округленность очертаний различных земельных угодий и пятен растительности в плане; вписанность объёмов зданий и сооружений в формы конуса или пирамиды;  визуальная ясность различий и отношений между уникальными господствующими и стандартными  подчинёнными элементами; обилие всякого рода ядер, центров, границ, сетей, оболочек, бордюров, переходных зон, смягчающих контрасты; внешнее сходство с естественным рельефом местности и кронами деревьев; постепенное обновление частей; сотрудничество поколений – старых и новых, нарождающихся и отмирающих. Если нарисовать всё это в красках, используя цветной фон, как на географической карте, то получится не только абстрактная картина, но и прекрасный орнамент, полный математических закономерностей (вроде симметрии);  в то же время это будет наглядная схема хорошего культурного ландшафта, а может быть и всего человеческого общества, поскольку и в нём есть все подобные элементы и структуры. 

Указанные морфологические черты природных систем сознательно или бессознательно заимствуются у природы художниками, ремесленниками, архитекторами, да и всем народом, при устройстве своего быта, жилищ, усадеб; автоматически, постепенно проявляются во всём ландшафте при разумном природопользовании.  Не только загородная местность, но и старые города живописны, привлекательны, уютны, если обладают вышеперечисленными особенностями.

Сегодня главная причина обезображивания ландшафта в городах и за городом – беспорядочная застройка местности, не подчиняющаяся никакому архитектурному надзору. Восхищающий туристов Петербург потому и красив, что в нём строительство было подчинено стандартам, за которыми следила сама царская власть. С другой стороны, похожая на большую деревню Москва ещё до внедрения в неё элементов регулярной планировки отличалась большой живописностью по причинам, казалось бы, противоположным,  – таким, как у естественного ландшафта: постепенность развития и обновления, однотипность различных рядовых построек, возглавляемых более уникальными господствующими сооружениями, каковыми были православные храмы.

Главнейшие эстетические ценности – красота и разнообразие находятся между собой в сложных, неоднозначных отношениях. Разнообразные вещи, красивые и ценные сами по себе, будучи собранными в одну кучу, воспринимаются не заинтересованными лицами со стороны как мусорная свалка. Любая вещь, в том числе и очень крупная, может стать мусором не по своим физическим свойствам, а из-за негативного отношения к ней многих людей и по причине беспорядочного расположения в пространстве. Сооружаемые сегодня дома, коттеджи, виллы, дворцы кажутся красивыми по отдельности, особенно на  фотоснимках в глянцевых журналах и альбомах, но, собранные вместе, нередко смотрятся издали, как груды мусора. Так что же, не надо никакого разнообразия? Да нет, оно необходимо, но это должно быть упорядоченное, системное, ограниченное разнообразие, за образцами которого надо обратиться опять-таки к живой природе.

Неодинаковы листья одного дерева, но они однотипны. В одном стиле построены дома в какой-нибудь рыбацкой деревне на берегу Средиземного моря: все стены белые, крыши красные черепичные с одинаковым углом наклона; дома на островах в Греции все белые, но с синими оконными рамами; и так же схожи избы в старой русской деревне – похожи, да не тождественны; их всё же можно без труда различать по внешнему виду. К сожалению, современные нам отечественные застройщики не смогли (да и не пытались) найти золотую середину между однообразием и разнообразием.  В советское время возводили до того стандартные многоэтажки, что их жильцы нередко путали подъезды и даже заходили по ошибке не в свои квартиры. С другой стороны, в бывшей деревне, превращающейся в дачный посёлок, мы видим сегодня, как на соседних участках стоят ажурные замки  с башнями и деревянные дома-коробочки с простыми двускатными крышами.

Свобода и творчество, казалось бы, нераздельные стороны одной медали. Чем больше свободы воображения у художника, тем более красивые вещи он создаст и тем прекраснее будет составленное из этих вещей большое пространство? Оказывается, что нет! От несогласованного творчества разных авторов получится в лучшем и редком случае музей, выставка, а в худшем и частом случае – большая свалка.

Классическое искусство, которым мы восхищаемся сегодня и к которому пытаемся приобщить подрастающее поколение –  результат не свободного полёта фантазии, а ползания в цепях. Художники были скованы религиозными канонами, традициями, бессознательными привычками, подражанием престижным образцам, общественным мнением, самоцензурой и страхом непризнания и осуждения, и именно в таких жёстких условиях они создавали то, что сегодня воспринимается как шедевр и продаётся на аукционах за миллионы долларов. Творения разных художников укладывались в определённый, постепенно изменявшийся стиль; здания одного стиля формировали в пространстве архитектурный ансамбль, а в сочетании с природными и полурукотворными объектами (садами, парками) – прекрасный культурный ландшафт.

Сегодня ни один движимый предмет потребления не конструируется без участия дизайнеров. Если без художников не обходится даже выпуск утюгов и чайников, то во сколько же раз больше нуждается в дизайне  используемая людьми поверхность Земли! К сожалению, ландшафтная архитектура, столь престижная и модная в наши дни, пространственно измельчала, она простирает свои руки только на частные усадьбы, скрытые от взоров прохожих высокими стенами. За пределами отдельных владений, а стало быть, и над всей их совокупностью, царят безобразие и хаос. В развитии Москвы и Подмосковья, на территории, где проживает восьмая часть всех россиян, никакого присутствия ландшафтной архитектуры не замечено.   

Задача экологичного эстетического воспитания – приучить подрастающее поколение замечать, ценить, беречь, искать, находить, творить прекрасное – не только возле своего дома, но и на обширных пространствах. Последний пункт перечня – творить прекрасное именно в ландшафте – не сводится к тривиальным советам посадить дерево или окаймить камешками клумбу в городском дворе. Возможностями устроить земной рай на площади в несколько квадратных километров и подарить этот пейзажный парк не своей семье, а всему обществу, или, что ещё лучше, построить экологически совершенный, красивый и чистый город  – экополис, располагают разве что миллиардеры, но ни один из них такого желания пока не выказал; гораздо проще купить на торгах какое-нибудь ювелирное изделие или картину за несколько миллионов долларов и подарить данную вещь государству, чтобы задобрить власть и обеспечить защиту своей личности и бизнеса.

Ничтожное меньшинство человечества составляют профессиональные художники, дизайнеры, архитекторы и пользующиеся их услугами богатые, влиятельные заказчики ландшафта. Но  каждому простому человеку в его повседневной обстановке доступно главное – неучастие в злодеяниях. Коль скоро вы поняли, отчего загрязняется и обезображивается окружающий мир, то постарайтесь не участвовать в делах, которые приводят к порче нашей среды обитания. 

6 мая 2006 г.

Подготовлено для «Проза.ру» 11 декабря 2016 г.


Рецензии