Что объединяет народ Абаза? завершение
Где бы ни жили абазы, все из них, кто таковыми себя осознает, объединены единой памятью о тех событиях, радостях и горе, которые выпали на долю их предков и современников. Самым ярким подтверждением того, что чувство единства у народа живо стали события, связанные с войной 1992-1993 года в Абхазии против агрессии тогдашнего грузинского режима.
Победа в той войне далась ценой огромных людских и материальных жертв, гибелью тысяч лучших представителей абхазского народа и добровольцев, среди которых были и абазины, за право Абхазии идти своим путем. Сегодня суверенная Абхазия стала не только символом победы, но и страной открыто признающей право гражданства абазов, где бы они ни проживали. Для всех абаза по всему миру НАЛИЧИЕ СВОЕГО СУВЕРЕННОГО ГОСУДАРСТВА, безусловно, стало еще одним важным объединяющим фактором.
Вне Абхазии объединению народа способствует появление Абазинского района в Карачаево-Черкесии, а так же сеть национально-культурных обществ и организаций, действующих в соответствии с законодательством России на её территории в целом ряде крупных городов страны, там где имеются абазские общины.
Новые возможности для самосохранения народа и его культуры появились за последние десятилетия и в странах массового проживания абаза, в первую очередь в Турции и странах Ближнего Востока. Вся эта внутригосударственная и зарубежная сеть обществ и организаций способствует единству народа через СОХРАНЕНИЕ ЯЗЫКА, ОБЫЧАЕВ И ТРАДИЦИЙ.
Какова же на сегодня численность народа абаза?
На этот вопрос никто не сможет ответить точно. Существующие на сегодня официальные данные позволяют говорить о том, что абхазы и абазины в Абхазии и России составляют порядка 150 тысяч человек. Это официально, то есть де-юре. А как обстоят дела фактически?
Здесь мы имеем дело с ситуацией, которая определяется состоянием уровня этно-национального самосознания потомков тех абаза, которые были принуждены переселиться на территории бывшей Османской империи, а также следствием перемещения абазинских аулов в ходе и после Кавказской войны в XIX веке.
Парадоксально, но численность потомков изгнанных и перемещенных абаза гипотетически в несколько раз превышает численность официально существующих абазин и абхазов, то есть речь идет о нескольких сот тысяч человек. Из этого логично вытекает вывод, что ДЕЛО СОБИРАНИЯ НАРОДА актуально не только для таких многомиллионных этносов как славяне, тюрки, финно-угорские народы и других, но и для абазов.
С учетом того, как сложилась историческая судьба абаза невольно возникает вопрос, который уже ставился мною в публикациях ранее - является ли обязательным совпадение этнических и политических границ, а так же мест проживания представителей диаспоры для национального самосохранения народов?
Ответим сразу – нет, не является. Ведь даже наличие своего государства не гарантирует физическое сохранение этноса, не говоря уже о культурной самобытности. С чем это связано? Мир все более и более глобализируется, образ жизни и ценностные ориентиры людей разных национальностей становятся все более похожими, универсальными.
Налицо также все большая индивидуализация жизни людей, имеющая следствием то, что этническое происхождение человека, право выбора места проживания становится его личным делом. И это не чья-то злая воля, это объективный процесс, имеющий в своей основе стремление людей к улучшению условий и стандартов жизни, материальному благополучию, безопасности, возможности личностной и профессиональной самореализации и др.
Следует отметить и то, что, как показывает новейшая история, даже бывшие этнократические государства, например тот же Израиль, со временем неизбежно становятся государствами гражданских наций, включающих в себя как в нацию представителей многих этносов.
Что из этого следует?
Во-первых, надо честно признать, что общемировая тенденция такова, что любые национальные рамки, мешающие росту материального благополучия, а именно оно является главной целью для подавляющего большинства людей, обречены на исчезновение.
Однако верным будет и обратное утверждение. В основном именно желание сохранить или повысить уровень своего материального благосостояния является основой и двигателем сепаратистских движений, например, в Шотландии (Великобритания), а также в Стране Басков (Испания).
Бывают ли исключения? Да, бывают. Причем как на личностном, так и на общенациональном уровне. Примером этого является Абхазия, народ которой обрел независимость в ходе войны за своё физическое выживание и сохранение своего национального достоинства.
В виде небольшого отступления от главной темы, не вдаваясь в подробный анализ, позволю себе кратко заметить по Абхазии. Политической элите Абхазии следует обратить особое внимание на то, что в условиях мира при длительном сохранении финансовых, материальных, бытовых, социальных и иных проблем у людей неизбежно накапливается усталость, раздражение, потеря смысла понесенных жертв, и это чревато непредсказуемыми последствиями.
Подтверждением преобладания в мотивации людей материального благополучия является и то, что даже при наличии открывшихся возможностей, число лиц, стремящихся вернуться на историческую родину в Россию или Абхазию из относительно более благополучных стран и мест проживания, как среди абазов, так и среди черкесов в целом, весьма не велико.
А многие из них, переселившись добровольно или вынужденно, столкнувшись с реальными условиями жизни на исторической родине, покидают её ради более комфортной жизни на прежнем месте или в Западной Европе и Америке. Можно ли осуждать людей за это? Объективно и по совести нет, нельзя. Такова картина во всем мире и это надо принимать как данность. Свобода выбора своей этнической и гражданской идентичности должна оставаться неотъемлемым правом каждого взрослого человека.
Что же остается в нашем случае в виде объединяющих народ абаза скреп?
Перечислим их, это:
1.история народа, её знание;
2.наличие своего суверенного государства – Абхазия, а так же административно-территориального Абазинского района в Карачаево-Черкесии;
3. функционирование национально-культурных организаций и обществ в России, Абхазии, Турции и других странах проживания абазов;
4. сохраняющаяся национальная культура, включающая в себя язык, традиции и обычаи абазского народа.
На этом можно было бы завершить анализ, но он не будет полным, если не выделить важнейший объединительный фактор – ЗНАНИЕ ИСТОРИИ СВОЕГО РОДА, ФАМИЛИИ, ПРЕДКОВ, что на личном и семейном уровне и дает возможность для дальнейшего самостоятельного выбора своей этно-национальной и национально-культурной идентичности, выбора места и образа жизни. Тема большая и требующая отдельного разговора.
Пока же выскажу своё личное мнение о том, что могло бы стать практическим инструментом для решения вопроса национально-культурного объединения.
Учитывая опыт народов, для которых вопросы их исторической памяти и культурно-национальной идентичности играют важную роль, абазам следует взять пример с Армении. Речь идет о Матенадаране – духовном и научно-исследовательском центре сохранения и изучения истории армянского народа.
Создание абазами своего аналога Матенадарана в Абхазии могло бы способствовать решению целого ряда актуальных для народа и конкретных людей проблем.
В рамках Центра могут быть созданы:
1. музей артефактов, относящихся к истории абазов с древнейших времен;
2. библиотека, библиотечный фонд которой могут составить как уже известные научные труды, так и те источники, которые имеются, но не введены в научный оборот в архивах Турции, Великобритании, Ватикана, Грузии других государств;
3. соответствующий профилю Центра научно-исследовательский институт;
4. научная лаборатория, оказывающая помощь в восстановлении истории фамилий, их происхождения, генеалогических родословных деревьев.
Безусловно, это не весь перечень потенциальных возможностей и направлений деятельности такого Центра.
Но уже сама работа над его созданием, начиная с названия, создания архитекторского проекта, выбора места расположения, запуска виртуального аналога в сети Интернет, строительство здания Центра и других может стать одним из самых эффективных и деятельных способов объединения абазов.
Всё это безусловно послужит делу сохранения культуры абаза как составной части Черкесского мира независимо от того, где они сегодня проживают и на каких языках говорят.
(начало - http://www.proza.ru/2016/12/10/1245)
Свидетельство о публикации №216121301069