Искусство путешествий тезисы

Борис Родоман

ИСКУССТВО ПУТЕШЕСТВИЙ

Тезисы доклада

        Путешествие  – длительное (многодневное) и многоэтапное передвижение по какой-либо территории или акватории для её изучения, а также с разными познавательными, общеобразовательными, спортивными, оздоровительными, рекреационными, развлекательными и иными целями.  В отличие от простой утилитарной поездки, цель которой осуществляется в конечном пункте назначения, путешествие более самоценно и самодостаточно, его задачи решаются в пути, включающем остановки, пересадки, разные способы передвижения и виды деятельности. Для путешествия характерно потребление информации, поступающей извне, распространение её или обмен со средой, окружающей путешественника и его транспортное средство.
        Монтаж натуры, композиция впечатлений. В результате  творчества обычно возникает новый набор из старых, ранее существовавших и/или известных элементов. Приблизительно то же происходит и в путешествии. Руководитель похода, гид, инструктор передвигает по местности самого зрителя и в конечном счёте достигает тех же результатов, что и художник-пейзажист или оператор видового кинофильма. Тот, кто впервые идёт или едет по избранному им самим маршруту, чувствует себя открывателем новых земель; когда он же ведёт за собой новых людей по изученной им и полюбившейся ему местности, по маршруту, им самим разработанному, то он похож на художника. Он создал в представлении каждого из своих спутников неповторимую композицию впечатлений от картин ландшафта и дорожных событий, он – автор этой композиции. Ведущий группу по маршруту, разработанному другими – скорее копировальщик картины, исполнитель готового произведения. Талантливых исполнителей тоже нередко называют художниками. Произведения «путеводного искусства» записываются не столько на бумаге, на магнитных лентах или дисках, сколько на самой земле. Записывающей дорожкой служит просто дорога, в первом и буквальном значении слова. Проведение туристской тропы – запись, движение по ней – воспроизведение.
        Контрасты и ритм, типичное и уникальное. Организация путешествий – искусство синтетическое. В пути ни один орган чувств не скучает. Среда воздействует на путника внешним видом, звуками, задаёт ему мышечную работу, делает его не только зрителем, но и актёром. О таком синтетическом активном искусстве мечтали многие передовые художники в ХХ веке. Контрасты и ритм, типичность и уникальность объективно содержатся во многих ландшафтах, но могут быть мастерски вызваны и усилены организатором путешествия, сформировавшим его пространственно-временн;ю структуру. Решающая роль принадлежит способам передвижения и транспортным средствам. В духовном развитии отдельного человека, в истории туризма и охраны природы, так же, как в истории литературы и искусства, интерес к уникальному и чудесному проявляется раньше, чем к типичному и обыкновенному; для выделения и понимания типичного, по-видимому, требуется более высокий уровень интеллекта. От удивления частным мы естественно переходим к познанию общего, от развлечения и игры – к изучению, от праздного любопытства через целеустремлённое познание – к науке.
        Кульминация вместо цели. В хорошем путешествии обязательно должен быть кульминационный момент. Обычно это самое красивое, интересное, труднодоступное или удалённое место. Для неопытных путешественников объекты осмотра и места интересных мероприятий разделены безразличным пространством, которое многие готовы проспать в автобусе. В высококачественном туризме существует только один объект осмотра – весь непрерывный ландшафт, но в этом континууме есть свои разреженности и сгустки впечатлений, впадины и гребни ощущений, которые надо подчеркнуть, заострить. Кульминация путешествия должна располагаться ближе к его концу, чем к началу. Ожидание кульминации поддерживает силы и внимание путешественников. Если путешествие отчётливо делится на какие-то части, то в каждой из них может быть своя, малая кульминация. Большая, главная  кульминация возможна не только в отношении путешественника к ландшафту, но и в межличностных отношениях самих путешественников. Умелый организатор путешествия постарается, чтобы различные кульминации совпадали, взаимно усиливаясь, и в случае полного успеха может гордиться пройденной местностью и новыми симпатиями, соединившими его спутников, как своим творением.
       
Публикации Б.Б. Родомана на эту тему
        Захотят ли наши правнуки путешествовать по  Земле?  // Земля и люди. 1970. Географический календарь. М.: Географгиз, 1969, с. 73 – 75.
        Организация путешествий – это искусство! // Земля и люди. Популярный географический ежегодник.  – М.: Мысль, 1974, с. 311 – 313.
        Maastik, matkamine, kunst // Eesti loodus, 1980, No 6, lk. 354 – 361.
        Организация путешествий как вид искусства // Научные проблемы туризма и отдыха / Бюлл. науч.-тех. информации, № 3 / Всесоюзная науч.-иссл. лаборатория туризма и экскурсий (ВНИЛТЭ) ЦСТЭ ВЦСПС.  – Сходня, 1988, с. 116 – 124.
        Искусство путешествий // География, 1993, № 5 (11), с. 1 и 8.
        The art of travel // GeoGraffity, 1993, No 1, p. 68 – 77.
        Искусство путешествий // Наука о культуре. Итоги и перспективы (Приложение к «Панораме культурной жизни стран СНГ и Балтии»), вып. 3.  – М.: Рос. гос. биб-ка. Информкультура, 1995,  с. 79 – 86.
        Ландшафт и личность (отношение людей к окружающей среде в сфере досуга); Искусство путешествий // Родоман Б.Б. Поляризованная биосфера: Сборник статей. Смоленск: Ойкумена, 2002, с. 179 – 197.
        Путешествие / Материалы к словарю гуманитарной географии // Гуманитарная география: Научный и культурно-просветительский альманах, вып. 5.  – М.: Институт наследия, 2008, с. 275 – 277.      
    
        27 октября 2012 г.  5,7 тыс. зн. Подготовлено для доклада в РГГУ 6 декабря 2012 г. Подготовлено для "Проза.ру" 14 декабря 2016 г.


Рецензии
С днём рождения! Желаю ещё путешествий! Их много не бывает!

Татьяна Герасименко   29.05.2022 07:38     Заявить о нарушении
Перестал писать напоминашки

Зус Вайман   10.06.2022 19:31   Заявить о нарушении
Всё нормально

Татьяна Герасименко   10.06.2022 20:23   Заявить о нарушении