Две главные ошибки советских коммунистов

                Наталья ГВЕЛЕСИАНИ


       ДВЕ ГЛАВНЫЕ ОШИБКИ СОВЕТСКИХ КОММУНИСТОВ,
              ИЛИ СОЦИАЛИЗМ И РЕЛИГИЯ

Друзья, я выросла в СССР и была по духу убежденной коммунисткой и атеисткой, пока был жив Союз.
Но с годами я пришла к следующему - у коммунистов были две главные ошибки.

Вот они -

1. Они опирались на наследие Маркса и Энгельса как на догму. То есть стремились взять из их учения все-все, включая свойственные всем учениям заблуждения и ошибки. А следовательно, они пытались применить к жизни, говоря образно, не только зерна, но и плевелы.
В частности, как и Маркс и Энгельс, а затем и В. И. Ленин - они упорно держались только за философский материализм, необоснованно отбрасывая философский идеализм. Из чего следовал - так называемый научный атеизм.
Это привело к чрезмерной рационализации и постепенной потере смысла жизни.

А если бы общество соединило дух и экономику социализма с христианской верой - то это было бы воистину непобедимое, счастливое общество. Это бы было Тысячелетнее Царство Праведников.

2. Cузив свое мировосприятие до материалистической картины мира, коммунисты сузили и христианские заповеди, трансформировав их в кодекс строителей коммунизма. Этому прекрасному на словах кодексу не хватало жизнеспособности из-за отсутствия опоры внутри - в Боге, то есть в собственной Совести, в силу чего - на практике все заповеди оказывались перевернутыми с ног на голову. К примеру, вера в Бога - была заменена верой в основоположников марксизма-ленинизма, а для ее поддержания и упрочения - понадобилась ложь. (Нарушение заповедей "Не сотвори себе кумира" и "Не лги"). Там же где ложь - появляется и коррупция (и тут уже не до заповеди "Не укради"). И т.д. и т. п.
Но особенно советские коммунисты преуспели с нарушением заповеди "Не убий". Они преувеличили значение насилия в революциях и при построении нового общества.
Я имею ввиду не вынужденное оборонительное насилие в период гражданской войны, а такие вещи, как "красный" террор (Я понимаю, что он был ответом на "белый" террор, но все-таки, настоящие коммунисты должны были бы быть выше) и особенно сталинские репрессии, а также репрессии против священнослужителей и интеллигенции, начатые еще при Ленине.

Коммунисты не заметили, что помимо морали эксплуататоров и морали эксплуатируемых есть еще Вечная Мораль - основанная на высших законах Бытия.
Нарушение же Заповедей Божьих (они же - неизменные Законы вечного Бытия) - обернулось бумерангом.

Именно из-за отхода от высших законов Бытия и пал СССР.
И именно благодаря следованию этим высшим законам Бытия - до сих пор жива социалистическая Куба.

Почитайте статью "Как коммунист Фидель Кастро атеистом не стал. В отношении религии Куба пошла своим путем". Только одна цитата из нее:

"Фидель постоянно подчеркивал, что не было пролито ни одной капли крови священнослужителя, не был закрыт ни один монастырь, ни один храм, что и привело постепенно к выработке нового modus vivendi между церковью и властью.
Кубинская революция никогда не ставила под сомнение ценность моральных и нравственных императивов, завещанных человечеству Христом. Эту тему Фидель энергично развивал во время своей встречи в январе 1985-м с группой американских епископов, приезжавших на Кубу по приглашению духовенства острова. Комментируя каждый постулат христианской морали и нравственности, 'команданте' на множестве примеров, доказывал, что кубинская революция придерживается их гораздо последовательнее и жестче, чем США и их союзники, поливающие в течение десятилетий Кубу грязью. Принципы 'Не воруй', 'Не лги', 'Люби ближнего как самого себя', 'Не поминай всуе имя Божье' не только каждодневно нарушаются в странах с так называемой рыночной экономикой, но вообще несовместимы с капиталистической системой. При этом, как собеседник, Фидель всегда благожелателен, умеет внимательно и терпеливо слушать, но в то же время как полемист он непобедим в силу колоссальной эрудиции, громадного политического опыта и природного интеллекта.
Он может жестко осудить христиан, которые благословляли истребление коренного населения в период колонизации обеих частей Америки. Но с симпатией оценит усилия священника Бартоломе де лас Касаса, который в те же годы доказывал, что индейцы - такие же люди с душой и сердцем, их надо крестить, а убивать их - грех."

А еще есть книга -

'Беседы о религии'
Фидель и бразильский священник фрей Бетто (Перевод с испанского В. Спасской. М.: Издательство АО 'Си-Мар', 1995)

***
После написание вышеизложенного мне довелось познакомиться с статьей Владимира Рофмана "Научное наследие К.Маркса и Ф.Энгельса и крах "коммунизма" в СССР".
Если я правильно поняла, в ней утверждается, что главная ошибка марксистов после смерти Макса и Энгельса - в отходе от их научных взглядов в угоду политике.
Коммунисты в России и других странах привели свои народы к социалистическим революциям преждевременно - еще до того, как в них развился до своей последней, высшей фазы развития капитализм. Следовательно, капиталистические производительные силы еще не успели подготовить для такого переворота соответствующую экономическую базу, но, между тем, оказались свернутыми.
А социализм может вызреть только в недрах развитого капитализма. (Как справедливо полагали в теории К. Маркс и Ф.Энгельс).
Преждевременный же социализм в СССР, а далее в некоторых странах Запада, Латинской Америки и Африки - оказался выстроенным на песке, а не на прочном фундаменте.

Так что же - социализм еще впереди?..

Ведь капитализм в странах Запада продолжает развивать свои производительные силы и рано или поздно устаревающие производственные отношения станут тормозом для их дальнейшего развития.

И что же?...

Теперь пролетариат представляет уже не нищую безграмотную массу, которой нечего терять, кроме своих цепей.

Ему уже есть что терять.

Так зачем ему в таком случае что-то терять, чем мотивировать себя на борьбу с тоже изменившейся буржуазией?

Возможно, что революция в будущем и не понадобится - перезрелое, развившееся до предела капиталистическое общество разложится само, исчерпав свой предел. То есть пресытится материальным изобилием и обнаружит жажду по духовным ценностям. Или так и не обнаружит и пожнет в эти Последние Времена тот самый прогнозируемый еще Иоанном Богословом Апокалипсис. Ведь Земля и даже человеческое тело, организм исчерпают свои ресурсы из-за столь неслыханной их эксплуатации.
Возникнет альтернатива - перемены или гибель.
А для утоления этой жажды, то есть для дальнейшего развития своих производительных сил - теперь уже в духовном направлении - неизбежна коренная перестройка духовно-религиозной, культурной, экономической, политической сфер.
Но кто займется этой перестройкой?..
Опять-таки, где взять и на последнем излете мотивацию к прогрессивным переменам (вместо  деградации и уныния)? Которые привели бы к материальной и духовной трансформации, идущих рука об руку?

Такую мотивацию, на мой взгляд, может дать прогрессивная религия - христианство. Понимаемое в его истинном смысле, не в букве.

БОЛЕЕ ТОГО, если бы христианство активно мотивировало человечество на развитие своего духовного мира, то человечество пришло бы к социализму одним махом, минуя рабовладельческую, феодальную, капиталистическую формации.
Как приходили к социализму первые христиане, выстраивая жизнь в своих общинах в соответствии со своими убеждениями.
Да-да, и это не утопия.
Поскольку Сознание и Бытие ( Вера и Дело) идут рука об руку.


Рецензии
Согласен с Вами, Наталья, по всеми положениям, за исключением некоторых.
Так, согласен, что большевики переоценивали роль насилия и гипертрофировали понятие диктатуры пролетариата. Также они нередко понимали термин "уничтожение правящих классов" как физическое уничтожение, хотя Маркс предлагал и мирное решение этого вопроса. Но на данном этапе развития (в начале 20 века) в России по-иному и нельзя было поступать; а Вы показали, что соц-я революция опередила своё время. Да и Маркс и Энгельс предупреждали: попытка произвести преждевременную социальную революцию до того, как развитие производительных сил вступило в неразрешимое противоречие с производственными отношениями, является реакционной. Такая революция лишь задержала бы развитие производительных сил или даже привела к их регрессу (что и случилось в действительности в СССР).
Но я не согласен с Вами в том, что возможно перейти к коммунизму, минуя рабовладельческую, феодальную, капиталистическую формации.
История знает немало попыток построения "идеального" общества, но все они заканчивались, как правило, тиранией и жесточайшей диктатурой; в лучшем случае, самораспускались. Невозможно шагнуть через две-три ступеньки. Ведь для построения коммунизма человечеству необходимо построить и материальную базу. Голодный человек сначала будет думать о куске хлеба, а потом уже о "высоком". То есть, без создания материальной базы невозможно создать и идеального человека, иначе это будет фарисейство. Как, например, в СССР с высоких трибун нам вещали о духовном, а сами в то же время творили низкое.
И у первых христиан всё было идеально лишь на бумаге - для нас, наивных потомков. Где-то я читал или слышал пояснение к истории об Анании и Сапфире, которые умерли. От стыда ли? Или от пыток в результате воздействия на них спецслужбы в среде христиан? Очень поучитильная история о том, как супругов допрашивали порознь и обоих запытали до смерти. Позже большевики широко испытывали этот метод "добровольного признания", в результате чего все подозреваемые охотно давали правдивые показания и многие умирали "от стыда". Совесть замучила, видите ли.

Лев Ольшанский   03.01.2020 05:21     Заявить о нарушении
Уважаемый Лев!

Вы пишете: "Да и Маркс и Энгельс предупреждали: попытка произвести преждевременную социальную революцию до того, как развитие производительных сил вступило в неразрешимое противоречие с производственными отношениями, является реакционной. Такая революция лишь задержала бы развитие производительных сил или даже привела к их регрессу (что и случилось в действительности в СССР)."

Соглашусь с этим. У меня есть еще статья о книге М. Горького "Несвоевременные мысли". Горький тоже показывает в своих статьях, написанных в дни революции, что большевики поторопились и только дискредетировали коммунистическую идею. Это чревато тем, как предупреждал Горький, что страна, сделав мнимый рывок вперед, будет в дальнейшем отброшена назад. Что на самом еле и случилось.
Я это понимаю.
Но считаю при этом, что к началу девяностых годов несмотря на все ошибки власти - все-таки была построена неплохая материальная база. И все условия для социализма уже были. Мы, фактически, уже жили при социализме. Поэтому отбрасывать надо было не его, а то, что ему мешало. Тогда бы мы, быть может, будучи отброшенными назад, испытав идейный и экономический кризис, все-таки сумели бы выйти из него целыми, сохранив все ресурсы.

Нам мешали авторитарные методы управления, которые перешли из прежней царской России и в новую советскую Россию.
Трудно сейчас сказать, могли ли они быть в первые революционные годы другими, ведь несвоевременная революция в условиях незрелого общества и отсутствия материальной базы - породила множество проблем, требующих неотложного реагирования. Скорей всего, там было не до плюрализма.
Из авторитаризма - вышел сталинизм (тоталитаризм). Потом - хрущевский волюнтаризм, а позже - брежневский застой.

В условиях более зрелого социалистического общества авторитаризм стал огромным тормозом, огромным минусом.
Все мечтали сбросить его иго.
Обществу не хватило внутренней зрелости, да и просто времени - чтобы объективно оценить свою историю. И оно поспешило выйти из нее в никуда.
Поскольку в авторитарном обществе идеалы навязываются человеку извне. Путем манипулятивного отключения у него критического мышления.
Большинство советских людей, перестав получать идейно-пропагандистскую подпитку извне - утратили всякий интерес к социализму.

Тогда как в не авторитарном обществе человек приучается быть личностью. Приучается проверять полученные знания на собственном опыте, делая их "своими".

Иисус в Нагорной Проповеди прекрасно показывает, каким может быть настоящий человек.
Нетрудно домыслить, что сообщество настоящих людей и при отсутствии материальной базы сможет эффективно ее создать, действуя слаженно и сообща, руководствуясь истинно человеческими целями.
Беда в том, что большинство избирает путь обывателей.
Поэтому действительно сомнительно, возможен ли вообще коммунизм в масштабе целой страны.

Наталья Гвелесиани Годарова   03.01.2020 12:52   Заявить о нарушении
Уважаемая Наталья!
Мы с Вами едины во взглядах. Нам с Вами даже убеждать или переубеждать друг друга ни в чём не нужно. Вы - очень интересный автор и собеседник!
Согласен с Вами в том, что в раннем СССР в силу ряда объёктивных причин был необходим тоталитарный режим - без него было не обойтись. Да, в позднем СССР нам уже мешали авторитарные методы управления, но от них было непросто отойти (кстати, в Китае эти методы управления сохранились до сего дня). Хотя бы по той причине, что сменилось всего два поколения коммунистов (поколение Ленина- Сталина и поколения Брежнева-Хрущёва), а люди достаточно консервативны и не могут быстро, за два поколения, меняться.
В начале 80-х годов Андропов писал, что для строительства социализма нам нужны ещё десятилетия. Но в недрах советского общества уже вызрела мелкобуржуазная психология, которой были пронизаны все слои общества, включая и рабочий класс. Это только подтверждает правильность положения Маркса о нежелательности преждевременной революции: не может быть всё советское общество "виновато" в отказе от строительства коммунизма! Человек должен был созреть ещё в капиталистическом обществе.
Переход к коммунизму возможен при полном стирании разницы между умственным и физическим трудом, между городом и деревней. А когда эта разница исчезнет? При полной автоматизации, роботизации и компьютеризации! То есть, мы уже в одном шаге от коммунизма. Когда для этого будет создана материальная база , тормозом будут являться только производственные отношения.
Но как это будет выглядеть, предсказать сложно. Кстати, новый человек уже создаётся - не идеал, но всё же. Скажите, где люди дорожат своей деловой репутацией, где они честны, добрососовестны, тактичны?
На Западе, да и на Востоке тоже.

Лев Ольшанский   03.01.2020 13:32   Заявить о нарушении
Интересно то, что во времена СССР многие сравнивали советский социализм с феодализмом и даже рабовладением. И эти люди были совершенно правы, поскольку в СССР большевики, сами этого не осознавая, воспроизвели архаический социализм древности. Об этом писали многие учёные - в основном, зарубежные. Но был и советский учёный - Ю. Семёнов, который исследовал это явление.
В древние времена в ряде слаборазвитых стран люди организовались в коллективные сообщества тружеников и благодаря совместному труду создавали неплохие условия не только для выживания, но и для строительства плотин, ирригационных каналов, пирамид и городов; так возникали древние цивилизации. Такое общество Ю. Семёнов называл "политарное".
Кратко об этом я написал в своей статье "Архаический социализм"; если Вам интересно, можете посмотреть:
http://www.proza.ru/2019/07/01/298
Есть и другая моя статья, основанная на взглядах учёного Ю.Семёнова, но она довольно велика по объёму.

Лев Ольшанский   03.01.2020 14:20   Заявить о нарушении
Спасибо!.. Почитаю статью про архаический социализм.

"В начале 80-х годов Андропов писал, что для строительства социализма нам нужны ещё десятилетия. Но в недрах советского общества уже вызрела мелкобуржуазная психология, которой были пронизаны все слои общества, включая и рабочий класс."

Еще в брежневский времена я, будучи школьницей, написала детскую и наивную статью про будущее социализма в стране. Несмотря на наивность, там, однако содержался вот этот вывод - что страна проникнута сверху донизу мелкобержуазной психологией, а это значит, что в скором времени может произойти мирная контреволюция, когда мелкая буржуазия незаметно возьмет власть в свои руки... Чтобы этого не случилось, я предлагала усилить идеологическую работу. Мой тезис был таков - с развитием социализма улучшается материальная жизнь трудящихся. Наступает изобилие. И это материальное изобилие слишком увлекает в свои сети. Следовательно, по мере развития социализма следует постоянно усиливать иделологическую работу, чтобы духовно-нравственная составляющая поднимала человека над бытом.

Так мне это виделось тогда.
Но, конечно, на деле все оказалось сложней.

Наталья Гвелесиани Годарова   04.01.2020 12:56   Заявить о нарушении
Вы были совершенно правы тогда. Люди и,особенно, коммунисты и комсомольцы 20-х годов были совсем не те, что их потомки в 80-х. Мы в своё время считали комсомол забюрократизированной организацией и испытывали к нему отвращение. Хотя, может быть, мы были правы.

Лев Ольшанский   04.01.2020 16:25   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.