Преданье, предание, предаяние - этимология

Чрез горделивость, заслугами таковых мужей произведенную
в народе, приобретает он право на бессмертие, когда великие
примеры чрез ПРЕДАНИЕ не повреждении к потомству преносятся,
с благоговением почитаются и подражаются
Д. И. Фонвизин. Рассуждения о национальном любочестии (1785)   

1) Существующая этимология

а) Викисловарь

* Преданье. Корень: -преданьj-; окончание: -е. Значение: рассказ, поверье, переходящее от одного поколения к другому в устной передаче. Этимология – нет.

* Предание II. Корень: -преданиj-; окончание: -е. Значение: устный рассказ; история, передающаяся из поколения в поколение; филол. жанр фольклора; повествование, содержащее сведения о реальных лицах и событиях. Этимология – нет.

б) Популярный словарь русского языка. Толково-энциклопедический. — М.: Русский язык-Медиа. А.П. Гуськова, Б.В.Сотин. 2003.
«Заимствовано из старославянского языка. Образовано от глагола предать ‘передать’, производного от дать».

2) Применение термина в русском языке

а) Словарь русского языка XI-XVII вв., РАН, М., 1992, вып. 18
http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_18.pdf

* Предание. 1. … 2. Установление, правило, заповедь. «Имяху бо обычаи свои и закон отцъ своих, и преданья каждо свои нравъ. (Пов. врем. лет), Лавр. лет. 3. Повествование, предание. «Евреиска предания изобразуют, яко вЪщавает Иосиф». Георг. Амарт., 1456 г.

* Предаяние. Установление, правило, заповедь. «Птелемею же царю въпрошаюшу ему о семь глааху яко прЪдаяние се есть дано и тайна велика стыимь мужем прророкомь к оцемь нашимь. (Биограф. свед. об Иерем.), Библ. Геннадия, 1499 г.

* Предаяти. 1. … 2. Уставлять, назначать, заповедовать. (1204). «Сущимъ же въ монастырехъ предаяше законы, яже навыче отъ святыхъ отецъ. Никон. лет.

б) Национальный корпус русского языка

* Из Тактикона Никона Черногорца (1300-1400): «Но о деянии Божиихъ законъ и божественых правилъ святыхъ сбор и прочих святыхъ отець преданья, иже въ Божественых Писаниях, есть намъ тщанье, яко не видим та въ общемъ хранима».

* Геннадий (Гонзов). Послание Геннадия Иоасафу (1489): «Ино нынешнее жидова еретическое предание дрьжать, псалмы Давыдовы или пророчьства испревращали по тому, как имъ еретици предали;Акила, и Симмах, и Феодотионъ уже по Христове пришествии и по пленении их, а не якоже нам предали святии апостоли и святии отци тех отъ мудрых, еже превели жидовьскы законъ на еллинскы за 300 лет преже Христова пришествиа; ино то и достоверно есть, ниже тогда еретици быша».

* Григорий Сковорода. Начальная дверь ко христианскому добронравию (1766-1780): «Глава 8-я. Закон божий и предание – разнь. Закон Божий пребывает вовеки, а человеческия предания не везде и не всегда».

в)  Словарь церковно-славянскаго и русскаго языка, 1847 г.
 
Предание. 2) Церк. Постановление или правило, основанное на изустном завете. 3) Рассказ, переходящий изустно от предков, потомству; поверье.

3) Священное Предание. Толковый словарь "Ветхого и Нового Завета". Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. Москва. 1891.
http://ontomaster.mrezha.ru/index1.html

«Предание, Священное Предание (1Кор 9:2, 2Сол 2:15, 1Тим 6:20). Божественное откровение распространяется и сохраняется в истинной Церкви двумя способами: посредством Священного Предания и Свящ. Писания. Под именем Священного Предания разумеется то, когда истинно верующие и чтущие Бога словом и примером передают один другому, предки ПОТОМКАМ, учение веры, закон Божий, таинства и священные обряды.
Верное хранилище Свящ. предания есть Церковь, или собрание всех истинно верующих, которая, по слову апостола, есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины (1 Тим 3:15). Священное предание древнее Свящ. Писание. От Адама до Моисея не было священных книг. Сам Господь Иисус Христос Божественное учение Свое и установления передал ученикам Своим словом и ПРИМЕРОМ, а не книгою.
Тем же способом и апостолы вначале утверждали Церковь и распространяли веру Христову. Необходимость Предания видна и из того, что книгами может пользоваться меньшая часть людей, а преданием все. Хотя мы имеем Свящ. Писание, но должны соблюдать и Свящ. Предание, если оно согласно с Божественным откровением и Свящ. Писанием. An. Павел пишет: “Итак, братия, стойте и держитесь предания, которым вы научены или словом или посланием нашим” (2Сол 2:15)».

4) Обобщение и вывод

а) Из выше представленного историко-лингвистического материала ясно, что этимология русского термина «предание» не отработана (авторитеты в затруднении?). Единственный комментарий, который удалось разыскать: «Образовано от глагола предать ‘передать’, производного от дать».  Церковь даёт обширное разъяснение Священному Преданию (понятию), однако  слово в связи с графикой и фонетикой не объясняет. В историческом времени произошло обмирщение «предания», из сакрального понятия оно превратилось в мирское (жанр фольклора, поверье).
 
б)Что такое Предание?

Комментаторы разных времен однозначно истолковывают термин.
* Рассказ, постановление, правило основанное на изустном завете, передающееся ПОТОМКАМ.
* «Передают один другому, предки ПОТОМКАМ, учение веры, закон Божий, таинства и священные обряды».
* Священное предание древнее Священного Писания (книг не было, передавали устно).
* «Должны соблюдать и Свящ. Предание, если оно согласно с Божественным откровением и Свящ. Писанием».  «Святыхъ отець преданья».

У нас «вырисовывается» образ термина «предания»: устный рассказ, исходящий от предков к потомкам о Божественном Откровении (открытие Богом себя самого и своей воли людям). В графике термина «предание» необходимо должны содержаться понятия: рассказ (каким образом?) + потомок (кому?) + свидетельство о Боге (о ком, о чем?), или им подобные слова.

Понятно, что русская грамматика и лексикон, в поисках смысла слова в  связи с его графикой и фонетикой нам не поможет.

Вывод
Целесообразно обратиться к языку Бога -  ивриту, к библейским образам;  связь Священного Писания со Священным Преданием  признаётся в православии и католицизме.
 
5) Терминология иврита и библейский образ

а) Терминология

Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита и выделим корни.
Др. русск. ПРЕДАНИЕ, ПРЕДАЯНИЕ, ПРЕДАТИ = ПР+ЕДА+НИЕ, ПР+ЕДА+ЯНИЕ, ПР+ЕДАТ+И.
Очевидно, что общие элементы в терминах - ПР и ЕДА, вспомогательные НИЕ и ЯНИЕ, найдем тождественные понятия по смыслу, графике и фонетики в иврите.

* русск. ПР =  ивр. П.Р.Й, ПЕРИ плод, потомок (плод чрева), результат (плод – результат труда), продукт (то, что произведено).

См. стронг иврита 6529,  ПЕРИ

* русск. ЕДА = ивр. ЕДА, ЕДОТ (множ.) старинный обычай, закон, божественное свидетельство; община, собрание, общество (сынов Израиля); АДАТ (община Господня).

* ивр. ЕДУТ свидетельство, откровение, напоминание.
 
Исход 25:16: «И положи в ковчег откровение (ЕДУТ), которое Я дам тебе. См. стронг иврита 5715, ЕДУТ.

См. стронг иврита 5713, 5712, ЕДА



* русск. НИЕ и ЯНИЕ = ивр. АНА отвечать, говорить.

См. стронг иврита 6032, АНА

Образ
Даниил 5:7: «Сильно закричал царь, чтобы привели обаятелей, Халдеев и гадателей. Царь начал говорить (АНА), и сказал мудрецам Вавилонским: кто прочитает это написанное…».

** Общий вид

ПРЕДАНИЕ = ПР+ЕДА+НИЕ = ивр. ПЕРИ потомок + ЕДА, ЕДОТ (множ.) старинный обычай, закон, божественное свидетельство + АНА отвечать, говорить; рассказ потомкам о божественном проявлении (свидетельство); или, рассказ (говорение) об общине Господней.

б) Библейский образ

* Исаия 3:10: «Скажите праведнику, что благо ему, ибо он будет вкушать плоды (ПЕРИ результат) дел своих».

* Притчи 31:16: «Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов (ПЕРИ результат) рук своих насаждает виноградник.

* Амос 2:9: «А Я истребил перед лицем их Аморрея, которого высота была как высота кедра и который был крепок как дуб; Я истребил плод (ПЕРИ, потомство) его вверху и корни его внизу».

Второзаконие 7:13: «и возлюбит тебя, и благословит тебя, и размножит тебя, и благословит плод (ПЕРИ потомство) чрева твоего и плод земли твоей, и хлеб твой, и вино твое, и елей твой, рождаемое от крупного скота твоего и от стада овец твоих, на той земле, которую Он клялся отцам твоим дать тебе».

Таким образом, используя библейские образы и терминологию, мы нашли содержание (смысл) необъяснимого до сих пор русского термина ПРЕДАНИЕ – устное повествование (говорение) потомкам о Божественном проявлении (Откровении).

В православии в состав Священного Предания входят: вероучение (догматические положения), каноны (правила) и литургическое предание (священнодействие), творения святых отцов и жития святых. Иудеохристианские (древнерусские)  истолкователи и переводчики Библии, позаимствовали метод комментариев (Предание) у евреев.
 
Еврейская Тора (Пятикнижие) со временем обросла значительным количеством комментариев к библейским текстам, а затем и комментариев на комментарии и т.д. – Устный Закон.   Из Письменного Закона не совсем ясно как исполнять некоторые предписания и законы, возможно разное истолкование. Во II веке н. э. по решению собрания законоучителей Устный Закон был собран в письменные сборники, которые впоследствии составили Мишну и Талмуд, дополнение к главному священному тексту иудаизма.

См. Устный Закон в Электронной еврейской энциклопедии; http://www.eleven.co.il/article/14230

14.12.2016 г.


Рецензии