Неизвестная география России

Борис Родоман

НЕИЗВЕСТНАЯ ГЕОГРАФИЯ РОССИИ

Некоторые проблемы популяризации
российской общественной географии

        В советское время, дожидаясь очереди в парикмахерской, клиенты перелистывали кучу лежавших на круглом столе истрёпанных журналов, среди которых в качестве обязательного  ассортимента были «Наука и жизнь» (тираж 2 млн.) и «Знание – сила» (500 тыс.). С тех пор очередей в сфере обслуживания стало меньше, а парикмахерских и журналов в сотни раз больше, но примерно во столько же  сократились и тиражи (у «Знание – сила» теперь 9 тыс.). Изменился социальный статус и общественный портрет «труженика науки». Учёный в подаче СМИ – тот, кто разгадывает загадки, находит клады, пугает человечество грядущими катаклизмами или, после того, как страхи или  надежды обывателей достигнут апогея, авторитетно опровергает необоснованные предположения, ложные открытия, доказывает вредность того, что недавно считалось полезным, и наоборот. В этих своих функциях учёный похож на фокусника и мага, тем более, что настоящие колдуны и астрологи занимают в СМИ несравненно более почётное место. Даже к  прогнозам погоды, подпитываемым рекламой, подмешиваются «народные приметы», т.е. суеверия.  Учёный на телеэкране и в Интернете, особенно в хамских комментариях пользователей, всё больше выглядит как ловкий делец, самоуверенный и беззастенчивый проповедник, пропагандист, отрабатывающий «бабки» той организации, которая его наняла. О поисках учёным какой-то «истины» под руководством только собственной совести и профессиональной чести, речь уже не идёт; такое предположение будет высмеяно и втоптано в грязь с улюлюканьем. 
        Задачей популяризации науки давно уже (в СССР – с середины ХХ в.) стало не просвещение «народа» (малограмотных рабочих, крестьян, домохозяек), а информирование образованных людей, даже учёных, принадлежащих к иной сфере деятельности, нежели популяризатор. Такая популяризация по горизонтали нужна и самой науке для поддержания её единства. Она была неплохо  налажена в нашей стране при помощи вышеупомянутых журналов, а также таких, как «Природа», «Химия и жизнь», лекций и брошюр общества «Знание».
        Не менее заманчивой  выглядит и популяризация по вертикали вверх, т.е. просвещение начальства, что с точки зрения здравого смысла очень нашей стране необходимо и, более того, является заветной мечтой практически каждого  интеллигента. Но и начальники у нас – люди зависимые, они и шагу не сделают без разрешения сверху, а значит, и плодами просвещения воспользоваться не смогут. (Жаль, что уже нет в живых такого талантливого начальствоведа, каким был О.А. Кибальчич в Институте географии РАН; он внёс бы в мои наивные рассуждения серьёзные поправки).
        В стране с авторитарным политическим режимом, похожим на абсолютную монархию, учёному ничего не остаётся, как мечтать о просвещённом абсолютизме и протискиваться к трону, чтобы склонить к своим идеям высочайшее ухо. Настоящая наследственная монархия имела то преимущество, что было ясно, кого надо учить управлению страной. В этой связи идеальной для современного российского профессора географии была бы придворная должность, как у поэта В.А. Жуковского и географа-статистика К.И. Арсеньева, воспитывавших наследника престола. В наши дни цесаревичей заменяют студенты элитных вузов. Кто-то, видимо,  предполагал, что с международно признанными  дипломами и отличным знанием  английского языка они после зарубежных стажировок осядут в России, дабы с риском для своего будущего самоотверженно служить неблагодарному отечеству...   
        Популяризация достижений общественной географии «по горизонтали» путём докладов и распространения нашего самиздата на междисциплинарных конференциях наталкивается на существенные препятствия.
        1. Широкая публика вообще не знает о существовании научной географии, отличной от школьного предмета; не понимает, чем могут быть географические открытия и исследования в наши дни; не подозревает о существовании каких-то географических научных учреждений. Ведь даже географических факультетов в педагогических вузах осталось мало. География как наука в СМИ не упоминается.
        2. Многие образованные люди, с которыми мы сталкиваемся,  не обладают минимальными знаниями элементарной справочной географии, желанием и способностью найти и показать что-то на географической карте. Примеры такого невежества  чудовищны и анекдотичны.  Так, журналисты и политики постоянно путают Краснодарский край с Красноярским; сенаторы узнают о существовании того или иного региона лишь после того, как их назначают быть его представителями. 
        3. Нынешнее поколение россиян гораздо хуже знает Россию, чем знали свою более обширную страну, СССР, предыдущие поколения. Сему есть разные объяснения, свидетельствующие не только об упадке отечественной культуры, но и о положительных сдвигах в жизни людей.
        3.1. Россияне стали ездить за границу, им открылся для непосредственного знакомства весь мир  – значит, доля внимания, уделяемая своей стране, автоматически уменьшилась. К тому же дальние поездки по России оказались более трудными и менее комфортными; стали казаться менее престижными.
        3.2. Катастрофически подорожал внутренний транспорт по сравнению с доходами бюджетников в сфере науки, образования, культуры. Полёт из Москвы в Западную Европу, Северную Африку, Юго-Восточную Азию зачастую обходится дешевле, чем из Москвы и Петербурга на российский Дальний Восток. Это привело к распадению культурного пространства, к замыканию общественной жизни в рамках регионов.
        3.3. Уменьшилось число инженерно-технических  и научных работников, ездивших в командировки из Центра во все уголки СССР, главным образом по линии ВПК, а это был у нас основной контингент граждан, путешествовавших за казённый счёт (а потом и за свой счёт в отпусках по своей стране, поскольку за границу не выпускали).
        3.4. Соответственно уменьшилось значение активных туристских походов (пеших, на байдарках), практиковавшихся главным образом вышеупомянутой  категорией лиц, а также студентами (которые теперь чаще выезжают за границу). Обнаружилось низкое качество российского сервиса и оборудования для трекинга, каякинга, рафтинга, дайвинга и т.п. по сравнению с зарубежными странами.
         3.5. Государственные СМИ перестали периодически и равномерно, во исполнение некоторой разнарядки, методично  освещать жизнь и культуру разных народов (этносов) на пространстве бывшего СССР, пропагандируя «дружбу народов», народные песни и пляски и даже межнациональные браки (кинофильм «Свинарка и пастух»), частичным следствием чего стал и нынешний рост ксенофобии.      
        Из сказанного следует, что, прежде чем рассуждать перед широкой публикой о современной общественной, гуманитарной, теоретической и иной географии,  надо подготовить почву из элементарных знаний и представлений, но это – задача не учёного, а школьного учителя.
        Но вообразим желаемое и допустим, что есть у нас жаждущая  новых знаний образованная публика  и уважающие учёных правители. Что может предложить им российская общественная география?
        1) Новую модель устройства российского пространства – анизотропного, гиперцентрализованного, инертного, сохраняющего свои фундаментальные свойства вопреки политическим революциям при всех общественных укладах; пространства, не имеющего аналогов вне СНГ;
        2) представление о разносторонней территориальной поляризации, сопровождающей имущественное  и социально-классовое расслоение  общества, но отнюдь к ней не сводимой; о поляризации экологической, урбанистической, социокультурной и т.п.;
        З) впечатляющую картину внутренней периферии,  расширяющихся «чёрных дыр», которые невозможно продуктивно заполнить никакими инвестициями; оказалось, что самые упадочные окраины находятся не где-нибудь в  Сибири,  а в Центральной России, вблизи Подмосковья;
        4) результаты открытия того факта, что различия в культурном ландшафте между центром и периферией каждого региона заметнее и для жизни людей  важнее, чем различия между регионами;
        5) представление о культурных ландшафтах как вместилищах природного и культурного наследия и необходимости их районирования и картографирования  ради этой цели; методы повышения у людей интереса к местному наследию;
        6) предложения о более широком  участии географов в выделении особо охраняемых природных территорий (ООПТ) не только по наличию природных объектов, но и с учётом транспортно-географического положения и административных границ;
        7) помощь регионам в осознании и использовании  своей географической специфики как ресурса развития, в формировании и продвижении конкурентоспособного положительного образа, в  культивировании региональной идентичности, свободной от шаблонных мифов, с опорой на гуманитарную географию и краеведение; в воспитании позитивного местного патриотизма, основанного на знании родного края и не противоречащего патриотизму общегосударственному;
        8) научную историческую географию российского административно-территориального деления, с оценкой и отрезвляющими предостережениями касательно прожектов переноса столиц, перекраивания границ, перевода разных учреждений из столицы в другие города;      
        9) программу восстановления российского федерализма, в частности, в бюджетной сфере, с сохранением этнических автономий  и улучшением положения малых коренных народов;
        10) свободную от политической пропаганды и вздорных мифов правду о демографической ситуации в России, о вырождении или не вырождении русского народа, об иммиграции и иммигрантах, об угрозе или не угрозе заселения Дальнего Востока китайцами, о появлении или не появлении в российских городах этнических кварталов-гетто  и т.п.;
        11) правдивую картину специфической российской урбанизации, субурбанизации и дезурбанизации;  о рурализации (одеревенщивании) большинства российских горожан, посвятивших свою жизнь  загородным садовым участках, дачам,  коттеджам;
        12) экспертные суждения об амбициозных и политически окрашенных высокозатратных великих стройках (некоторые нефте- и газопроводы, Олимпиада в Сочи, остров Русский, Центральная кольцевая автодорога (ЦКАД) вокруг Москвы, сдвиг столицы на юго-запад и т.п.).
        Отражённые этим перечнем бесспорные достижения российских общественных географов получены путём непредвзятого изучения своей страны без оглядки на какие-либо авторитеты, не подсказаны зарубежными коллегами и не являются отголосками модных на Западе течений. Названные и прочие концепции и экспертные суждения наших коллег тем  или иным способом просачиваются в российское общество как продукция каких-то учёных – экономистов, социологов, политологов, культурологов, но не под маркой географии, которая в качестве науки в СМИ игнорируется. Между тем, все оригинальные достижения российской общественной географии появились благодаря применению к разным сферам человеческой деятельности географических, хорологических методов, как картографирование, районирование, позиционный принцип (учёт и использование географического положения) и т.п. Эти методы сформировались не в рамках нынешней общественной географии и её предшественницы – приснопамятной экономической географии СССР, а в составе всей географии, и раньше всего – на материале географии физической. Лишь на фундаменте земли, почвы, ландшафта географы могут сохранить своё лицо и не раствориться в других научных дисциплинах.
        Общественная география – часть географии, включающей и географию физическую (природную). Но многие ли среди «общественных географов» разбираются в «природных территориальных комплексах»? Стремление отделиться, обособиться от природоведов приводит к тому, что общественная география становится всего лишь периферийной частью социологии и культурологии.
        Ввиду непрестижности географии,  среди географов широко распространена профессиональная мимикрия – маскировка под другую профессию, а также стыдливое замалчивание своего географического происхождения. О географах, достигших минимальной известности (когда есть надежда, что о смерти  сообщит хотя бы «Эхо Москвы»),  не говорят по радио и телевидению, что они окончили геофак, стали кандидатами (а иногда и докторами) географических наук. Повальное бегство географов от географии будет только способствовать дальнейшему упразднению и сокращению числа географических институтов, факультетов, кафедр, а также вытеснению географии из средней школы.

Взрастают под чужими именами
Посеянные нами семена.
       
        Для сохранения «социогеографов» как профессионального сообщества важно, чтобы  их идеи  поступали на рынок не в чужой таре, а  в упаковке с надписью «Made in Russian Geography».

        28 сентября 2011 г.

Опубликовано: Некоторые проблемы популяризации российской общественной географии // Современные проблемы общественной географии. – М.: Ин-т географии РАН, издатель и. п. Матушкина И.И., 2011, с. 159 – 164; 0,3 л., 100 экз.  +  эл. версия.

Подготовлено для "Проза.ру" 15 декабря 2016 г.

 
   
       


Рецензии