О наших правоохранителях. Часть 6-я

Сатирическим пером

О НАШИХ “ПРАВООХРАНИТЕЛЯХ”
или
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ МИРЫ

Часть 6-я

Киношные страсти
/ семерых одним ударом /

Смотришь российские или наши кино-телефильмы о работе правоохранительных органов и радуешься. Потому что видишь волевые лица, пытливые взгляды, слышишь умные речи. Милиционеры и прокуроры раскрывают преступления с такой легкостью, как будто щелкают семечки. А потом суды воздают должное всем злоумышленникам, отправляя их в места не столь отдаленные на разные сроки заключения. Как говорится, полное торжество справедливости и законности.

Многие главные герои кино-телефильмов низкорослые, весьма упитанные и невзрачные. Но это не мешает им по сценарию воздействовать на женский пол, как будто они на самом деле являются секс-символами. На экране от “правоохранителей” без ума даже девушки модельной внешности. Они капризно отворачиваются от высоких, стройных и красивых мужчин.

Но стоит только “модели” познакомиться с таким киногероем, как на следующее же утро она уже пьет с ним кофе на его или своей кухне. Естественно, происходит это после совместно проведенной бурной ночи. Как сказал поэт, они и жить торопятся, и чувствовать спешат.

Конечно, любовь зла, полюбишь и козла. Но сценаристы и режиссеры воспринимают эту крылатую поговорку слишком буквально. Ои берут какого-нибудь плешивого, неуклюжего коротышку и дают ему большой пистолет. На этом подготовка очередного истребителя преступников и одновременно секс-символа в основном закончена. Желательно, чтобы на его физиономии присутствовали решительность, целеустремленность, непреклонность и легкая небритость, голова была взлохмачена, а речь состояла из смеси жаргонных словечек милицейского и криминального лексикона.

Не беда, что многие действия таких киногероев противоречат УПК. Его требования они часто расценивают как досадное недоразумение и помеху в их работе. Мол, достаточно того, что, согласно ст.1 Конституции Украины, она является правовым государством. А соблюдают ли ее органы власти законодательство, большого значения не имеет.

На роли истребителей преступников и по совместительству дамских обольстителей постановщикам кино-телефильмов следовало бы подбирать актеров посимпатичнее, стройнее и выше ростом. Или отказаться от несостоятельного, даже вздорного мнения, будто женщин более всего привлекает знание мужчинами приемов самбо и умение стрелять из пистолета. Но, видимо, сценаристы и режиссеры считают, что тогда их фильмы станут менее достоверными.
Не стоит также думать, будто киноактеры с невзрачной, заурядной внешностью не смогут найти себе работу. Для них есть немало хороших ролей бандитов.

В фильмах секс-символы нового типа регулярно собираются в своих прокуренных рабочих кабинетах, где планируют тактику и стратегию борьбы с преступностью. После очередного удачного коллективного мозгового штурма проблемных вопросов практической криминалистики все они дружно уходят в ночь с большими пистолетами. На экране начинается жизнерадостная беготня за разными злоумышленниками по закоулкам, подвалам и чердакам. Обычно она сопровождается стрельбой и мордобоем.

В кинофильмах и телесериалах постоянно возрастают звания “оперов”, которые лично гоняются за преступниками. Майор и даже подполковник уже не редкость. Видимо, эта планка будет подниматься и далее. Прогресс в борьбе с преступностью должен идти по всем направлениям.

Очевидно, что недалеко то время, когда по сырым подвалам и пыльным чердакам начнут бегать милицейские полковники и даже генералы, размахивая пистолетами. Кое-кому из них давно пора основательно физически размяться после своего явно затянувшегося, неподвижного сиденья в удобных кабинетах. Может быть, они, наконец-то, станут стройными и подтянутыми, без больших подбородков и сильно выпирающих животов. Что касается последних, то из-за них некоторые руководящие “борцы с преступностью” даже не могут разглядеть ступни собственных ног.

Экипировка средневекового рыцаря весила 50-60 кг. Поэтому когда он падал с коня, то обычно не мог встать без посторонней помощи.
Иному нашему милицейскому генералу даже рыцарские доспехи не нужны. Он и без них вряд ли сможет самостоятельно подняться с земли. Настолько его прижмет к ней закон всемирного тяготения, активизированный чрезмерным весом тела.

Как говорится, дурной пример заразителен. Я опасаюсь, что все украинское милицейское руководство, насмотревшись подобных кинофильмов и телесериалов, скоро плавно перетечет в ряды “оперов”. Некому будет писать бумаги, давать ценные указания подчиненным по телефону и на совещаниях.

Все-таки российским “борцам с преступностью” удалось обогнать наших. Прием использован проверенный временем - смена названия. Теперь в России “полиция”. Естественно, ум, психология и размеры животов у ее тружеников остались прежними. Зато звучать они стали гордо. Как в образцово-показательной Германии.
Новоявленной российской полиции остался сущий пустяк – добросовестно работать, а не бездельничать и брать взятки. Главное уже сделано.

В России и у нас сложилась некая традиция. Мы пытаемся приблизиться к цивилизованным странам с помощью новых названий. Эта своеобразная косметология процветает во всех сферах государственной деятельности. До серьезных улучшений руки у власть имущих обычно не доходят.

Это только в реальных делах у наших “правоохранителей” систематические, повсеместные завал, бардак и укрывательство преступлений. В кинофильмах же и телесериалах картина прямо противоположная, оптимистическая и жизнеутверждающая. В конце каждого из них, как обычно, зло побеждено. Все главные герои, образно выражаясь, на белых конях скачут к своим очередным подружкам модельной внешности. А преступники грустно сидят в милицейском “обезьянике”, ожидая допроса у следователя. Справедливость и Закон торжествуют.

Вершиной буйного оптимизма сценаристов и режиссеров-постановщиков относительно качества работы органов милиции, является телесериал “След”. Он даже содержит элементы научно-технической фантастики. В нем показана замечательная деятельность Федеральной экспертной службы, сокращенно ФЭС. Ее сотрудники могут в кратчайший срок раскрыть любое преступление. Для этого им достаточно всего лишь пылинки, упавшей с головы злоумышленника. А если после него вообще не осталось никаких видимых следов, то ему все равно не уйти от заслуженного наказания. Доблестным “фэсовцам” достаточно того, что такое слово имеется в названии сериала. Образно выражаясь, они костьми лягут, но найдут необходимые улики. Иначе и быть не может. Положение обязывает.

Сотрудники ФЭС добывают нужные им сведения откуда угодно, разве что только не из информационного поля Земли. Знаменитый Шерлок Холмс с его примитивной, убогой “дедукцией” им даже в подметки не годится. Они мысленно выстраивают такие логические цепочки, что, как говорится, любо-дорого.

Самые ходовые выражения у “фэсовцев” –трансгуляционная борозда, дактилоскопическая экспертиза, потожировые следы и тому подобное. Услышав столь умные, высокопрофессиональные разговоры, ни на секунду не сомневаешься, что расследование ими очередного преступления закончится быстро и успешно. Особенно после того, как они начинают демонстрировать телезрителям свои большие физические возможности, приемы рукопашного боя и навыки в стрельбе из пистолета.

Так оно обычно и происходит, из одной серии в другую. Зло побеждено, справедливость и законность торжествуют. Иначе и быть не может при столь высоком интеллектуально-физическом развитии “фэсовцев”. Каждый из них является каким-то необычным, странным гибридом оперативного сотрудника со следователей, экспертом и кем-то еще. Мне даже сложно подобрать подходящие слова. Могу предложить читателям только свои радостные, восторженные междометия. Такие, как “ого!”.

Для полной ясности и законченности оптимистической, жизнеутверждающей, даже героической картины повседневных будней тружеников ФЭС надо еще сказать, что помощью розыскных собак они обычно не пользуются. У них свой собственный нюх не хуже. По горячему, пахучему следу преступников они бегут резво, никогда не сбиваясь с нужного направления.

Очевидно, что положительные образы сотрудников милиции и прокуратуры надо создавать их реальными делами на рабочих местах, а не киношными подвигами. Тогда к ним будет больше доверия у граждан.
Понятно, что такой способ требует больше времени и сил. Честно работать всегда сложнее, чем лишь делать вид.

Иногда киношная борьба с преступностью доходит до абсурда. В некоторых фильмах коронный вопрос прокуроров и милиционеров – “Где вы были в 12 час. 30 мин. 16 июля 1984г. ?” Не ответишь, значит, вызовешь подозрение.

Я, например, даже не помню, где был и что делал несколько дней назад. А события личной жизни месячной давности для меня вообще как история человечества “до нашей эры”. Такая же тайна, покрытая мраком.

Если граждане в реальной, а не киношной жизни обращаются к “правоохранителям”, то получают прямо противоположный результат. Такое впечатление, что все грамотные, честные прокуроры и милиционеры постоянно заняты на съемках кино-телефильмов о своей доблестной деятельности. А те, которые свободны от них, не способны или же не хотят добросовестно исполнять служебные обязанности.

Примитивные киношные агитки, состряпанные с целью создания у граждан положительного образа “правоохранителей”, у нормальных людей ничего, кроме иронии, вызвать не могут. И в первую очередь у тех из них, которые являются сотрудниками прокуратуры и милиции. Они то лучше всех знают, как у нас в действительности ведется борьба с преступностью.

Особенно нелепо выглядят подобные кинофильмы, когда после их просмотра граждане обращаются в правоохранительные органы по тем или иным вопросам. В ответ они бездействуют, отмалчиваются или в лучшем случае присылают голословные отписки, по сути оскорбительные, издевательские. Сразу же видна разница между действительностью и теми слащавыми, лубяными картинками, которые гражданам преподносят с телеэкрана, выдавая их за “самое оно”.

Правоохранительные органы активно рекламируют себя с помощью разных показушных уголов. дел. Они их возбуждают лишь для того, чтобы продемонстрировать свою работу.
После публичного самовосхваления в течение некоторого времени, о большинстве таких дел ничего не слышно. Они благополучно переходят в разряд “висяков”. Или же их прекращают в связи с отсутствием состава преступления.

Возбуждение уголов. дел наши “правоохранители” изображают, как тяжкий труд, чуть ли не свой подвиг. Но ничего изнуряющего в такой работе нет. Просто на листе бумаги пишут “Постановление о возбуждении уголовного дела”. После чего он кладется в картонную папку. Ее, образно выражаясь, даже могут забросить за шкаф. Она будет валяться там “веками”, всеми забытая.


Рецензии