Измена

В эту ночь Андрей никак не мог уснуть. Последние события совершенно вывели его из равновесия. Снова и снова прокручивал он в памяти разговор с лучшим своим  другом, ставшим по воле случая его начальником, а теперь, вот, предавшим его. Никогда Андрей не подводил друга; не было задания, которое бы он не выполнил. Если надо, сидел ночами над расчетами, решая задачи, которые другим не под силу. «Светлая, ты, голова, Андрюша!», - говорил друг-начальник. А теперь, пожалуйста, Андрей не нужен, его  увольняют! Он, видите ли, самая подходящая кандидатура для сокращения штатов.

Будь Андрей карьеристом, подхалимом, выскочкой, давно бы занимал другую должность, и увольнение ему не грозило. Но он, зная свой мягкий характер, покладистость, неуверенность в себе, не рвался в начальники, да и деньги не были его самоцелью.

- Мне 58 лет, - говорил Андрей другу, - что мне делать, где я найду работу?

- Я ничем не могу тебе помочь. Это не моя воля, - отвечал тот. - Ты – самая подходящая кандидатура. Ты можешь пойти на Биржу труда, и, если тебе работу не подберут, досрочно оформишь пенсию.

Андрей чуть не задохнулся. Его – на пенсию?! У него не было слов.

Андрей ворочался в кровати. На душе у него было тошней некуда. Рая спала в соседней комнате. Конечно, можно разбудить Раю, она сядет с ним рядом, станет убеждать, что никакой трагедии нет, многие находят новую работу, лучше старой, и все образуется и уладится. «Что Бог ни делает, все к лучшему», - скажет она и будет права. Рая всегда права. Ее уверенность, спокойствие и неиссякаемый оптимизм, хотя порой и раздражали Андрея, но, в целом, обеспечивали ему жизненный комфорт. Рая умела заставить себя слушать. «Ее-то, уважаемого начальника отдела, вряд ли бы досрочно отправили на пенсию», - с обидой за себя подумал Андрей.

«Чудесная у тебя жена, - восхищались Раей друзья, - красавица, умница и прекрасная хозяйка». Это была правда. И об Андрее Рая заботилась так, как не каждая жена станет. Одет он был с иголочки, питался правильно, в бассейн, по настоянию Раи, ходил. Ее стараниями Андрей выглядел лет на десять моложе своего возраста. Никто никогда не видел супругов недовольными или раздраженными. «Счастливая пара», - говорили о них знакомые. И невдомек им было, что «счастье» это мнимое, а брак их, если и не фиктивный, то уж, точно, неполноценный.  Жили Андрей с Раей как брат с сестрой, или, скорее, как сын с матерью.

Легкая память перенесла Андрея на тридцать с лишним лет назад. Тогда родился их сын. Оба были счастливы. Раечка все время посвящала малышу, Андрей помогал ей каждую свободную минуту. Когда Рая оправилась от родов, Андрей пытался возродить их супружеские отношения, но Рая каждый раз умоляла его: «Не надо, не сейчас». С ней что-то случилось, не понятный ему надлом. На все его ласки, она отвечала мольбами: «Не трогай меня! Не дотрагивайся! Я не хочу!». Его настойчивость приводила Раю к безудержным слезам.

Андрей страдал, а что делать, не знал. К врачам обращаться не решались: стыдно было и неловко. В минуты отчаяния Андрею приходила мысль о разводе. Но, нет. Он очень любил сына. Да, и, как можно Раю оставить? Несколько случайных связей не изменили его жизни. Может быть, если бы он встретил женщину, которую бы полюбил, он решился на развод, но этого не случилось.   

Поворочавшись еще с боку на бок, Андрей, наконец, заснул, и ему приснился странный сон. Будто идет он по незнакомой улице, входит в дом, поднимается по лестнице и попадает в комнату, в которой когда-то жил с мамой. В углу стоит пианино, возле него мама. Она слушает девочку, которая ударяет тонкими пальчиками по клавишам. Неожиданно девочка встает, складывает ноты в папку и с возмущением говорит: «Он обманул меня, он меня предал!» 

-Ты неправа, - возражает мама, - просто ты маленькая, а он взрослый.

Девочка не отвечает и быстро выходит из комнаты.

Андрей идет за ней, но девочка исчезает.

- Что это за ребенок? – хочет спросить Андрей у мамы. Но мамы нет.

Встревоженный Андрей бежит по лестнице вниз. Лестница неожиданно кончается, и он проваливается в яму. Он пытается подняться и не может. «Вставай!» - слышит он голос.

- Вставай, Андрюша!

Это Рая.

- Вставай, я уж завтрак приготовила. Поешь, пока горячий. Не забудь, сегодня тебе на Биржу! Надень чистую рубашку! После обеда я позвоню.

Рая улыбнулась ему и ушла. 

Через некоторое время и Андрей вышел из дома. Сентябрьское утро встретило его прохладным ветерком. За полчаса дошел он до Биржи.

В небольшом помещении перед дверью с надписью «Приемная» сидели несколько человек. Заняв очередь, Андрей принялся читать висевшие на стене объявления.

- Кто здесь последний? – услышал он голос и обернулся. Миловидная женщина лет сорока с небольшим очень внимательно смотрела на него.

- Я, - отчего-то смутившись, ответил он, и подумал: «Где-то я ее видел. Где? Когда?»  Вспомнить не мог.

Женщина была невысокая, стройная, изящная. Лицо необычное: узкое, глаза большие, темные, кажутся совсем черными из-за веера густых ресниц, а кудряшки по плечам золотистые. Где же он мог ее видеть, или она на кого-то похожа? На кого?

Раздумья Андрея прервала сотрудница Биржи, пригласившая его в приемную.

После короткой беседы новоявленному безработному выдали направление на вакантную должность инженера.

Выйдя на улицу, Андрей остановился и по привычке закурил. Ему хотелось дождаться женщину с золотистыми кудряшками.

- Простите, - обратился к ней Андрей, когда женщина оказалась рядом, - мы с Вами где-то встречались? Мне знакомо Ваше лицо.

Женщина пожала плечами.

- Меня зовут Андрей Михайлович, - представился он, - можно просто Андрей.

- А меня – Елизавета Павловна, можно просто Лиза, - улыбнулась в ответ женщина.

Улыбка и голос снова показались Андрею знакомыми, но имя Елизавета ничего ему не говорило.

- Вы далеко отсюда живете? – спросил он, желая продолжить разговор.

- Нет, не очень, - показала Лиза на дом в конце улицы.

Они пошли вместе. По дороге Андрей выяснил, что Лиза – тоже инженер, уже год, как не работает. Подходящих для нее вакансий нет, а сегодня ей выдали направление в ту же организацию, что и ему.

- Может быть, вместе пойдем устраиваться на работу, - неуверенно предложил Андрей, - Может, сегодня?

- Тогда надо поторопиться. Сегодня – пятница, короткий день.

Поплутав по каким-то переулкам, они, в конце концов, нашли нужное учреждение. Встретили их там неприветливо: «Нет у нас вакансий. Зря вас сюда прислали», -  недовольный начальник отдела кадров подписал им отказ. Невольные «товарищи по несчастью» вместе возвращались домой.

«Очень хочется есть, - подумал Андрей, - хорошо бы пригласить Лизу в кафе». Но он вспомнил, что Рая не оставила ему денег. Семейным бюджетом распоряжалась Рая, а ему деньги обычно не были нужны.

- Вы, наверное, проголодались, - поймала его мысль Лиза. - Если Вы не торопитесь, зайдем ко мне. Я Вас угощу обедом. Не люблю обедать одна. Не привыкла, - застенчиво улыбнулась она.

Оказалось, Лиза не так давно разведена, а единственная дочь после замужества покинула родительский дом.

Сидя на кухне за столом, Андрей все вглядывался в Лизино лицо. «Почему оно мне так знакомо? Эти темные бездонные глаза... Где я их видел?». Из завалов памяти выплыло воспоминание: большие, полные слез, детские глаза смотрят на него с укоризной.

- Пойдемте в гостиную, - предложила Лиза, когда они закончили обедать.

Гостиная оказалась обычной комнатой: книжные полки вдоль одной стены, диван, кресла и журнальный столик – вдоль другой, напротив окна – пианино.

 «Вот оно! Пианино,мама,девочка  – сегодняшний сон». Андрей повернулся к Лизе, чтобы что-то сказать ей, и не смог.

Лиза смотрела Андрею прямо в глаза, и он почувствовал, что тонет в их черной глубине. Лизины губы коснулись его, и все в нем перевернулось. Все давно умершее в Андрее ожило. Все всколыхнулось. Он стиснул Лизу в объятьях. Голова у него кружилась. Слаще момента он не помнил в своей жизни.

Когда, наконец, они расцепили объятья, Андрей c изумлением прошептал: «Вета, Веточка! Это ты?!»

- Это я. Вспомнил?!

Да, он все вспомнил. Вета - так звали девочку, которая брала уроки музыки у его мамы. Ну, конечно, она была Елизавета.

- А помнишь, что ты мне говорил?

- Да: «Ты – девочка моей мечты», - улыбнулся Андрей.

- А еще, что?

- Не помню.

- Ты обещал жениться на мне, когда я вырасту.

Андрей застонал: «Но ты была совсем маленькая».

- Не такая уж и маленькая. Тринадцать лет. Я никогда ни в кого не была так влюблена, как в тебя, - призналась Лиза

- Боже мой, Боже мой! Вета, что ты, сделала со мной! Я был мертв, а ты оживила меня. Какое блаженство, Веточка! Какое счастье быть с тобой. Ты – чудесная. Я хочу любить тебя всегда. Я ведь больше не смогу без тебя жить.

Андрей был на Седьмом Небе. Звонок мобильного телефона вернул его на землю. Рая интересовалась, чем закончился визит на Биржу, и напоминала, что сегодня - пятница, и вечером они едут на дачу.

- Я должен идти, - сказал вмиг помрачневший Андрей. Лиза посмотрела на него с укором, точно так же, как тогда, в детстве.

- Иди, - сказала она жестко, - и, пожалуйста, не ищи больше встречи со мной. Лиза, молча, проводила Андрея до двери. На прощанье поцеловала в щеку и, вернувшись в комнату, разрыдалась.


Рецензии
"Со мною вот что происходит,
Совсем не та ко мне приходит,
А ходят в праздной суете
Разнообразные не те..."

Элла Титова   26.02.2023 17:59     Заявить о нарушении