Гормональный человек

Противоречие между нашими побуждениями говорит о противоречии нашей природы.
- Хочу, но совесть запрещает.
- Не хочу, но обязан.
И т. п. Причём внимательный человек догадывается, что у страсти имеется  отдельный источник, и вовсе не тот, что у морального долга.

Влечение страсти и веление совести рождаются в разных «местах», на разных «этажах» человека. И переживаются они по-разному. Страсть будоражит ту часть сознания, которая связана с телом (чувственность). А совесть воздействует на разум, на смысловую сторону сознания.

Так на личном опыте мы постигаем, что душа имеет две природы: чувственно-телесную и духовно-смысловую.
Выбор между чувством и разумом происходит алогично и загадочно, ведь они различны по сущности и назначению. Их сравнивать - всё равно, что стихотворение с котлетой. Однако мы вынуждены делать это постоянно. 
 
        Ап. Павел сказал о греховном побуждении: «Не я хочу, но живущий во мне грех». 
        Что за «грех», кто такой? Как он в человека подселился? Апостол видел тут беса. Греховный помысел - внушение бесовское. Но кто такие бесы? Откуда бы им взяться? Если честно всмотримся в себя, увидим, что бесам не нужно прискакивать издалека, они даются нам изначально и составляют важную часть нашей натуры. 

        Живущие в нас грехи это гормоны. (Преступную природу гордыни оставим здесь без внимания.)
        Что касается противоположной побудительной силы - разума, то найти его источник вряд ли возможно. До сего дня исследователи нашей природы не нашли первоисточника. Возможно, разумно-духовные качества человека имеют неземное происхождение; они не от мира сего. 

        В человеке сошлись два мира: гормоны (биос) и смыслы (разум).
        Гормоны - природные поведенческие агенты, определяющие психический строй, темперамент и вожделения индивидуума. Они служат выживанию, размножению и самоутверждению, определяя витальную сторону человека. Однако было бы неверно думать, что этим их служба ограничивается. В иных случаях они определяют и строй нашего мышления, наши вкусы и характер - то есть линию жизни, саму судьбу человека… но это в том случае, если он позволяет гормонам командовать.

        Огульно критиковать и проклинать их было бы несправедливо. На своём природном месте гормоны - ребята хорошие. Но вот если они подчинили человека, тогда они исполняют роль бесов.
        По-гречески «гормон» значит «влекун», «побудитель».

        В психике животного гормоны проецируются как желания. В человеке, помимо желаний, они возбуждают воображение, которое превращает первичные нехитрые желания в богатые образы и в идеи, вплоть до заумных теорий. Гормональные желания, преображённые и обогащённые воображением, нередко выступают как яркие личные мифы, как судьбоносные мотивации.

        Известный тому пример - влюблённость. Она охватывает всего индивида снизу доверху, от уровня клеток до мечты и поэзии. Это происходит, когда накопившаяся половая энергия переполняет личность.

        Для возникновения влюблённости совершенно необходимы преграды, как внешние, так и внутренние, например, стыд. Порой любовной энергии накапливается так много, что переполненный ею человек может погубить себя, лишь бы не тосковать столь мучительно о предмете своей мечты и страсти. (Причём на первом плане мечта, ибо страсть поначалу прячется под её прикрытием.) Такой влюблённый - сам себе враг. И по той же причине развратники не влюбляются, потому что энергия желания не накапливается в них, а расходуется по мимолётной прихоти.

        В малом количестве гормоны возбуждают; в большом - порождают невротические состояния, в излишнем - разрушают. Гормоны преследуют свои интересы всегда и везде, стараясь подчинить своего носителя, взять его в плен. Если им это удаётся, человек становится подобием наркомана в фазе возбуждения. 

       Как и наркотики, гормоны безразличны к нам, они безжалостны. Это ничего, что 14-летняя фанатка «залетела» после встречи с обкуренным поп-звездуном, который на эстраду взлез тоже толкаемый гормонами. Это «ничего», что ей достанется от родных; что придётся делать аборт или рожать нежданного человечка.

       Судьба человека для гормонов - пустяк. Они с хрустом ломают нас, потому что живут не ради нас, а ради себя, но за счёт нас и посредством нас. Они помыкают нами по праву хозяев. Мы подобны живым автобусам, в которых ездят главные действующие лица - микроскопические пассажиры. Мы подобны роботам, которыми управляют  программные сигналы. 

       Женщины возмущаются половым поведением мужчин: дескать, стоит ему, подлецу, овладеть драгоценным женским телом, как он охладевает и хочет новую бабу. Но к чему возмущаться, товарищи женщины! Это же в чистом виде гормональное поведение, ибо гормоны любят не ту или иную женщину, а женщин вообще; они ищут разнообразия и наибольшего количества «сердечных побед». В этом и состоит половое влечение.

       Или, к примеру, девушка, пристойная, культурно воспитанная… она вдруг достаётся хаму, причём по собственному согласию, и потом сама себе удивляется. Она удивляется лишь оттого, что не ведает, откуда в ней взялось такое не оставляющее выбора, однозначное, как гравитация, движение - отдаться хаму. А это ей так гормончики указали: учуяли самца и ответили неслышным ржанием. Случается и страшнее: юноша убивает родителей, чтобы дома без помех миловаться и совокупляться с любимой девушкой. О, пьянящая любовь!

       Умеем ли мы различать, откуда пришло к нам то или иное побуждение: от ума или от крови? От чужой или собственной воли? Всем известны ситуации, когда чужая гипнотическая воля воспринимается нами как собственная. (И не только «сложный человек» в подобном вопросе путается; с наивными животными систематически происходят истории био-зомбирования; смотреть «трематод» и тому подобное.)

       Появляется в душе неизвестно откуда импульс - и «человек импульсивный» исполняет приказ. Заметим, что «человек разумный» пытается оценить новый требовательный сигнал, импульс желания; он пытается включить в своё поведение разум - пытается, колеблется…

       Ежедневные сводки преступлений: зарезал из ревности, избил на почве неприязни, обманул ради выгоды… - это всё дела страсти, самоутверждения и воспалённого самолюбия. Это всё - гормональные поступки.

       Посмотрим на парадокс: наши мелкие «влекуны» вроде бы должны влечь нас к размножению, однако нередко выступают в роли палачей. Почему так? Да потому что не одним размножением они интересуются, а жизнью вообще: удовольствиями, азартом, ревностью, жадностью, гордыней… в общем, активным самолюбием. По этой причине они не пекутся о нашем долголетии, они заинтересованы в быстрой смене поколений.

      Человек это их вместилище, игралище, гульбище, их живая «окружающая среда» - но человек недолговечен, и потому они торопятся жить внутри нас и нас поторапливают, чтобы потом переселиться в наше потомство, попутно обретая бессмертие. Был бы жив род человеческий!

      Генеалогическое древо и есть, пожалуй, древо жизни, на котором люди созревают, как плоды, и с ветвей которого падают в почву. Здесь открывается иной взгляд на человечество: кто же есть по-настоящему живое существо? Кто выступает субъектом бытия: человек или видовой гено-гормональный «сетевой» организм? Не получается ли так, что мы лишь плодовые тела на этой великой долговечной грибнице?

      Чьи замыслы воплощаются на земле: наши личные или гено-гормональной видовой паутины?

      Мы познакомились с гормонами и генами недавно. Зато они извечно видели нас насквозь и управляли нами изнутри нас. Похоже, доля разумности и свободы в поведении человека очень мала, до обидного. 

      И уж тем более мелкие наши диктаторы не заинтересованы в нашем благонравии. Им не жаль бросить под аптечные «колёса» индивида, уже отдавшего свой половой сок. Они без сожаления увольняют певца, уже спевшего свои гормональные песни, чтобы тот растворился в спирте, как бульонный кубик в кипятке.

      Они напрямую заинтересованы в гибели живущих, в расчистке места для новеньких, ибо каждый новенький - это новая страсть, борьба и услада гормонов. Они обожают юность и сексапильность, спортивность и танцевальность, они визжат и стонут от полового возбуждения, они влюбляются в лесть и в соблазн. Они превозносят злую и властную силу.

      Ко всему доброму, честному, мирному они равнодушны: это им скучно. И под свои задачи они воспитывают нас, делая сексапильными, раскованными, танцевальными, агрессивными, публичными… в результате чего из хомосапиенса получается гормонстр. Или мягче - гормонт. 

      Они рисуют нам счастье, но ведут к бесчестью и гибели, потому что сокрушают наш дух. Обратите внимание: страстные люди несчастны. Нет, не зря, не ради фантазий подлинные человеколюбцы убеждали нас отстраниться от вожделений, погасить эмоциональную пылкость, ибо иначе не обрести мир в душе. Только в этом контексте можно понять евангельскую фразу: «Горе носящим во чреве своём, горе кормящим сосцами». То есть, не служите биосу, ибо человек - духовное, смысловое существо.

      Противостоять внушению гормонов трудно. На это способна только Личность. Личность - разумная форма человеческого существования, свободная и самостоятельная, в отличие от чувственно-стихийного и гордо-азартного гормонта.

      Если для гормонта главное - страсть и самость, для разумного человека - смысл и понимание.

      Черты гормонта: чувственность, эгоизм, скука (обратная сторона чувственности), агрессивность, зависть, стадность, тщеславие, цинизм (принижение высокого), азартность, переменчивость, глумливость, кривляние (вместо весёлости), желание унизить слабого. Стиль жизни - гламур и крутизна. Его любимая лексика - матерная брань. Побудительные мотивы: наслаждаться, самоутверждаться и обладать (губить).


      Черты личности: совесть, умение прощать, потребность в справедливости, благодарность, честь (красота личности).
      Стиль жизни личности: человечность и мера.
      Побудительные мотивы: служить высшему и понимать всецелое.   
   
    
      В человеке и в обществе идёт война двух природ: гормональной и духовной. И пусть не путает нас пестрота человечества: существуют всего две идеологии, и есть всего два рода людей. Ибо каждый человек по преимуществу либо личность, либо гормонт.

      Сегодня мы должны признать, что в социальном мире и в отдельном человеке гормоны добились преимущественного положения. Смыслы унижены, личность осмеяна; стыд и совесть названы «комплексами».

      Только понимая различие между двумя основаниями нашей натуры, можно распознать культурные и политические «веяния» в обществе. Идёт бой между соблазном и долгом, между свободой для ощущений и свободой для личности.

      Гормонты побеждают, поэтому в мире не воцарятся разум и справедливость. Для такой надежды нет основания.


Рецензии