Кочевники
Через месяц молодые люди полностью усвоились с сельским бытом, они как настоящие горцы знали цену всему окружающему. Гаджимурад шаг за шагом их воспитывал в духе спартанцев, впереди было самое тяжелое – приучить их к полевым условиям - условиям гор , это было самое трудное .В один прекрасный день старик собрал ребят и отправился в горы – на стоянку чабанов. Хотя стоянка пустовала старик решил пару ночей остаться там с ребятами под предлогом сбора лекарственных трав . Дед хотел проверить выносливость внуков и приспособленность их генов к истокам их происхождения. Стоянка бала заброшена давно еще при Советской власти и чтобы там обосноваться необходимо было привести стоянку в порядок – очистить ее от растительности – которая обильно росла и доходила до плеч .Добирались до стоянки изнурительно и долго по подъему почти от самой реки. Усталые ребята сразу легли прямо около чабанского « Дега « и потянулись за вешмешком где находилась еда . Они молча вытащили из мешка лаваш хлеба разорвали ее на три части не забыв и деда и принялись есть. Ели они сухой хлеб как отменный деликатес запивая ее водой прямо из ручья который протекал в двух метрах от места где они сидели – ели они с таким аппетитом что аж самому старику захотелось хлеба и он тоже повторял их движения запивая хлеб водой . Через минуту от лаваша ничего не осталось. Ребята обратно потянулись за хлебом а там его не оказалось. Они удивленно уставились на своего деда – мол что хлеба больше нет . Дед поняв их взгляд объяснил им – придется питаться подножным кормом – это их так огорчило что они утыкнулись лицом в траву. Дед ждал этого момента .Он поднял ребят и вооружившись топором стал спускаться вниз туда куда текла вода ручья . Там метров пятьсот росли кустарники можжевельника древнейшее топливо чабанов в горах. Старик принялся рубить сухие ветки кустарника а его внуки стали собирать их в кучки . В течение одного часа старик нарубил огромное количество веток получился огромная куча . Старик подал ребятам веревку чтобы связать срубленные ветки в вязанку чтобы легко было нести . Впереди дед а за ним два внука несли на спинах кучу веток можжевельника . Одним словом пришли обратно на стоянку в сумерках . Дед попросил внуков разжечь костер. Ребята долго возились так и не смогли разжечь огонь – дед одним движением сотворил огонь . Через несколько минут в заброшенной стоянке стало уютно. Старик знал что на стоянке обязательно должна оставаться посуда – это пару алюминевых тарелок , несколько ложек , каструля - ушастик и обязательно закопченный медный чайник. Так и оказалось там в отдаленном углу «дега» прикрытые каменной плитой лежало все необходимое – посуда , спички , соль и еще что то тяжелое завернутое в кожаный мешок называемое у цахуров Къоче. Молодые с изумлением смотрели на все это . они долго рассматривали закопченный чайник как диковинку. Старик проворно помыл чайник набрал воды о поставил на очаг , ребята поддерживали огонь топливом. После таким – же макаром старик водрузил на очаг и каструлю преварительно опустив в воду в коструле увесистый кусок мяса . Ребята прибодрились поняв что без ужина не останутся. Тем временем Гажджимурад развязал кожаный мешек и достал содержимое – там был целый клад – четыре стакана называемые в народе маленковскими с четырмя блюдцами , целый моток кожаного шнура – куше и четыре заготовки для чарыков из толстой быйволиной шкуры и еще увесистый моток веревок из козьей шерсти – это было целое богатство в отдаленной горной стоянке . Через некоторое время чайник закипел , старик снял чайник с огня и опустил в кипяток пригоршню заварки и пучек травы которых сорвал прямо из-под ног . Вода в каструле кипела постепенно распространяя аромат мяса опять-же Гаджимурад сорвал пучек травы и бросил в каструлю не забыв при этом и соли. После старик взял каменную плиту ту самую которой были накрыты веши помыл ее и установил ровно .Гаджимурад все делал по программе которую придумал длинными зимними вечерами чтобы обучить внуков всему тому что он знал и пришлось пройти через все это. Там в вешмешке была запасена мука на четыре – пять дней на пять – шесть человек . Старик проворно со знанием дела за пять минут сообразил чабанский хинкал. Каструля загадочно булькало распространяя ароматы мяса и трав . Наконец попробовав готовность блюда сняли кааструлю с огня . Хинкал оказался вкусным на славу ребята слопали по две порции и принялись за чаепитие . Их довольные лица говорили о том что все возвращается в круги своя .Постелив бурку ребята вместе с дедом легли спать накрывшись тоже буркой незаменимым атрибутом горцев . Бурка – это дом , бурка – это постель . бурка это уют в горах . Уснули горцы моментально. Так крепко не спал старый Гаджимурад с тех пор как не посещал горы теперь он был в своей тарелке . Проснулся старый «учитель» рано пока внуки спали он развел костер поставил на огонь чайник и стал обратно месить тесто для лепешек на завтрак , лепешки он решил испечь древнейшим давно забытым методом прямо на золе костра и для этого он развел другой костер на том самом месте где раньше это делали лет так пятьдесят раньше когда он сам со своим дедом был на этой стоянке . Внуки сладко спали и старик не стал их будить зная как тяжело им было вчера . Через час лепешки были готовы , старик накрыл их скатертью чтобы стали мягкими .Ребята почувствовав запах свежеиспеченного хлеба стали просыпаться . Дед показал им жестом чтобы помылись. Та- же каменная плита служила им столиком – старик разложил на плите лепешки каждому по одной штуке налил им чаю положил сахару , достал из вешмещка сыр и конфеты. Завтрак оказался ханским , ароматный чай с горными травами сыр из козьего молока свежие лепешки испеченные по древнейшему рецепту и методике все это уплеталось с огромным аппетитом .После завтрака ребята усердно вымыли всю посуду и принялись навести порядок на стоянке . Не думали эти люди что судьба их свела и привела в эту стоянку которая еще с незапамятных времен принадлежала их предкам и хранит глубокую тайну их рода. Тем временем дед с внуками стали разбирать обвалившуюся стену дега чтобы заново ее построить. Кладка была сухо уложенная, но камни кладки были до того аккуратно подогнаны, что они с большим трудом разбирали их .Размеры строения оказались суженными так как после того как разобрали видимую часть стены фундамент продолжался еще дальше .Гаджимурад по своей природе был человеком любопытным и решил понять что там внизу, и стал поднимать камни из скрыто части кладки .Первый камень он поднял без труда а вот второй камень не подавался из-за своих больших размеров но упорность старика делало свое дело и камень подался. Они втроем подняли камень и ахнули. Под камнем была пустота – темный зев пустоты был чуть меньше размеров каменной плиты только- что поднятого со своего места .Гаджимурад достал телефон-фонарик направив луч света в пустоту склонился над пустотой. Зев пустоты скрывал внизу что-то похожее на кладовку или что-то в этом роде. Это было потайное помещение или что-то типа бункера где можно было спрятаться в случае – чего. Помещение было не больших размеров где-то три метра в ширину и метров пять в длину. Гаджимурад не долго думая привязал конец веревки к большому камню что стоял недалеко и опустил другой конец вниз в пустоту, взявшись за опущенный конец веревки стал спускаться туда .Внуки с усердием поддерживали деда чтобы он не свалился вниз а постепенно спустился вниз. Наконец старику удалось достичь ногами пол и он отпустил конец веревки .Пахло сыростью и чем - то незнакомым. Стены и перекрытие были сплошь из кладки на известковом растворе . Перекрытие было полуарочного типа из аккуратно подогнанных каменных плит. На стене с восточной стороны был оставлен низкий ход в сторону речки протекающей недалеко . Ход был завален чуть дальше метров пять . Помещение было пустым т.е. ничего такого там не было если не считать небольшую кучку всякого хлама в дальнем углу. Там лежали давно сгнившие кожаные мешки с подковами и частей лошадиной сбруи в перемешку со ржавыми клинками и медной посудой. Гаджимурад из огромного любопытства стал поднимать все это наверх ,подавая внукам все это по одному притом с осторожностью археолога. По ходу дела старик понял что тут много интересного и диковинного . Как только он закончил свое занятие старик сам тоже поднялся наверх . Они молча установили плиту над зевом , предварительно подогнав его на старое место. Гаджимурад с любопытством рассматривал вынутое из бункера но интересного там не было ничего . Клинки были ржавыми и не представляли никакой ценности ни исторической ни материальной. Медная посуда была вся в купоросе т. е . окисленная – зеленый налет скрывал незатейливый узор ремесленника – кузнеца . Части сбруи были тоже примитивными если не считать нагрудную сбрую соединенную в месте разъединения серебряной бляшкой с большим зеленым камнем напоминающим сапфир но кто может поверить чтобы коне й укрощали сапфирами.И что самое интересное вокруг камня был интересный чудковатый орнамент не похожий на орнаменты гор. Все это старик собрал в мещек и поставил рядом с их вещами . К обеду на стоянке был наведен марафет .Вдруг послышались выстрелы они доходили до слуха из далека – это охотники орудовали за хребтом в сторону агулских гор. Молодые зная приближение времени обеда стали готовить топливо для костра .Гаджимурад принялся было за тесто но сверху чуть выше дороги ведущей в соседнюю дальнюю стоянку появились клумбы пыли. Он оглянулся и увидел стадо туров во весь опор спускающиеся вниз к реке. Туры напуганные выстрелами охотников неслись не замечая на своем пути ничего .Замыкала бегущую отару напуганных животных огромный самец .Он хромал на заднюю ногу и из последних сил успевал за стадом .Стадо пронеслась за считанные секунды но раненный самец еле ковылял за ней. Там где внизу начинался обрыв самец остановился взглядом прощаясь со стадом . Самец стоял у пропасти некоторое время и после медленно лег. Гаджимурад долго не думая схватил нож и направился к туру словами жалко будет если он подохнет уж лучше я его зарежу. Во время успел Гаджимурад к животному и зарезал его. Тур был ранен в шею ногу и живот . Старик стал аккуратно свежевать тушу тура а внуки помогали ему кто как мог . Через час от тура над пропастью осталось пятно крови .Обед деда и внуков состоял из кебаба приготовленный стариком со знанием дела . Лепешки на этот раз испекли внуки и получились не плохими . Целая гора свежего турьего мяса требовало действий на его консервацию .Одну теть мяса решено было спрятать в леднике .треть мяса оставили на пищу а треть решили высушить. Сказано – сделано . То за чем пришли на стоянку не было забыто и после обеда Гаджимурад с Шамилем пошли на сбор трав а Камиль остался дежурить на стоянке в его обязанности входило приготовление ужина с выпечкой хлеба .Камиль начал с того что сперва прибрался вымыл посуду , подмел стоянку. После не торопясь взялся за тесто для лепешек. Уложив лепешки в золу и прикрыв их обратно горячей золой Камиль поставил на огонь чайник и каструлю для мяса . Через часа полтора Гаджимурад с Шамилем вернулись на стоянку с целым мешком собранных трав . Ужин был обильнее обеда сочные куски варенного мяса уплетались молодыми аппетитно а стакан ароматного чая был лучше любого эликсира жизни . Чай пили очень много и такого вкусного и ароматного чая ребята не пили никогда в жизни , это и понятно ведь вода в Махачкале берется из КОРа а как мы все знаем КОР это и вода и канализация – разве из такой воды получится нормальный чай конечно не получится. Тут это другое дело воду берем прямо из ключа притом с особыми минеральными солями природы не считая ароматных горных трав секрет которых знал дед. На завтра решено было подняться на Самурский хребет на крышу Дагестана и с высоты посмотреть на земли и горные просторы , подъем был не из простых – надо было подняться более восемьсот метров к хребту Старик постепенно натаскивал внуков да и самому стало интересно жить не только ради себя но и ради них. Он лишь теперь понял что такое потомство и необходимость ее воспитывать тем самым огородить их от всех непредвиденных случаев в жизни .Нормальное мужское воспитание прививает у молодых чувство долга и перед собой и перед соплеменниками . Нормально воспитанный по горскому человек никогда не пропадет и не даст пропасть другим имея навыки как вести себя в экстремальных условиях. Это кодекс чести горца к великому сожалению теперь мало кто об этом думает .Времена теперь пошли совсем другие каждый думает о себе –лишь бы ему было хорошо а то что брат или другой родственник или односельчанин бедствует или попал в беду ему наплевать. И самое главное если у него появилась копейка то он поведет себя словно наобаб какой и на всех смотрит свысока надменно. Не ведает он что есть люди в миллионы раз богаче него но таким себя не ставят , такая уж натура у нас ибо в свое время некому было наверное воспитывать . Таких людей обычно называют случайно разбогатевшими .Что самое веское и дефицитное это духовное богатство которое доступно не всем и не всякому оно не доступно на рынках его не купишь и не продашь и чтобы обладать таким богатством необходимо проходить через все считая и бедность. и нищету, и голод, холод и лишения, унижения и возвышения – одним словом все испытания судьбы и в конце ты остаешься человеком. Самое тяжелое в настоящее время – это остаться человеком . Вот и проходят молодые горожане школу жизни .Если удастся старому Гаджимураду превратить этих маменькиных сыночков в обыкновенных парней то можно считать что он сделал хоть что-то за что можно было уж не упрекать судьбу. Молодые делали первые успехи притом все принимали с большой охотой и вниманием .Видимо все-же гены дают о себе знать , заложенное природой не отнимешь. Перед сном еще раз выпили по стакану чая легли спать. Проснулся Гаджимурад от сильнего удара молнии где то в половине второго часа .Ливень шел с такой силой что со всех сторон побежали ручьи и селевые потоки. Стоянка была в безопасном месте и бояться было нечего и он обратно лег .Ребята проснулись от грома молнии, видно было что они напуганы. Старик демонстративно встал стряхнул бурку от воды и обратно лег.Внуки успокоились и уснули . К утру дождь перестал .Гаджимурад соорудил костер с большим трудом ибо все топливо отсырело. Внуки внимательно смотрели как дед стругал ветки можжевельника делая сухую стружку. Через пол часа поднялось солнце и все стало высыхать. Завтракали с таким расчетом чтобы не обедать.
Подъем оказался изнурительным и долгим из-за сильной жары. Непривычные с таким нагрузкам внуки пыхтели тяжело дыша сказывалось нехватка кислорода .Пройдя треть пути сели отдохнуть , отдышавшись ребята прибодрились и дед предложил им отложить подъем. Они категорически отказались ссылаясь на то что хотят снять все это на камеру .Оказалось молодые все тайком снимали на камеру чтобы иметь доказательства в случае чего. Остальную часть подъема прошли незаметно и к трем часам дня они оказались на хребте .Удивлению и радости молодежи не было предела дальше пошли съемки где главным героем был дед. Ребята снимали на кам еру по обе стороны хребта .Все окружающее видно было как на ладони. Целых пол часа снимали внуки своего деда на фоне гор и ущелий , на фоне синего неба с парящимися орлами. Спуск оказался намного легким и через час они были уже на стоянке. Ребят не надо было понукать они уже сами знали с чего начинать. Быстро развели огонь , поставили на очаг чайник притом полный водой .Камиль стал разводить огонь в пекарне – так они называли место где пекли лепешки а дед принялся за тесто. Шамиль занялся приготовлением жаркого из мяса. Ровно час ушло на приготовление еды. С каким усердием и аппетитом ели ребята пищу пером не опишешь .Чай они с дедом пили не спеша глоток за глотком. Одним словом выпили весь чайник и обратно поставили чайник на огонь чтобы еще выпить чаю. Взгляд деда упал на обувь внуков и он ахнул их кроссовки развалились от них остались лишь лохмотья.Вот тогда старик понял что такое запас ведь под каменной плитой было еще и материал для чарыков. Деду за свою жизнь не приходилось вязать чарыки хотя он несколько раз видел как это делается. Прежде всего надо было опустить в воду шнуры из кожи – куше чтобы стали мягкими. Старик так и сделал а все это снималось на камеру. Долго возился Гаджимурад над чарыками раза два переделал свою работу и все- же чарыки он сделал. Настал момент торжественного вручения национальной обуви молодым. Момент в самом деле был интересным и волнующим . Первым процедуру одевания чарыков начал Шамиль . В чарыках он выглядел намного взрослым и серьезным. После одел чарыки и Камиль .Ребята повзрослели сразу года на три-четыре .Они прыгали бегали одним словом испытывали обновку .Чарыки были удобны легки и прочны.После ребята начали танец а дед снимал на камеру. Ребята от радости открытия ,что жизнь в горах это сплошное испытание и удовольствие. Не знали куда себя деть от нахлынувщегося чувства собственного достоинства. Ведь они теперь настоящие горцы прошедшие испытания на выносливость по восхождению на хребет. На следующий день решено было вернуться в аул .Задача была не из легких надо было забрать с собой мяса килограммов шестьдесят и то что нашли в бункере – одним словом на каждого брата приходилось по сорок килограммов нощи .С такой нощей далеко не уйдешь вед по дороге в обратную сторону много спуска. Решено было взять по двадцать килограммов и довезти его до половины пути и вернуться обратно за оставшимся грузом. Они так и сделали. Самое удивительное было когда ребята появились в ауле в чарыках .Весь аул пришел смотреть на эти диковинные обувки. Ребята отправили снимки и видио с чарыками в город. Что там какая-то фирма «Адидас» наша фирма «дед и товарищи» не хуже прочность кожи выдерживает удар пули травмата и т.д. Да ножом порезать этот обувь не возможно. Ребята шаг за шагом день ото дня вникали в жизнь села все больше и больше. Они выучили названия всех урочищ , угодий, чабанских стоянок, название перевалов дорог и гор, речек и ручейков .Дни проходили за днями и каникулы подходили к концу. Ребята ходили сами не свои они не хотели уежать и говорить об этом деду стеснялись. Наконец дед сам решил узнать что происходит а когда узнал что внуки не хотят уехать в город дед от радости чуть не умер. Одним словом внуки поставили условия или они остаются в ауле или дед перебирается в город .Дед выграл внуки остались в ауле.
Кантуч Фикрет.
Свидетельство о публикации №216122000188
Вы хорошо показали в своем произведении суровую школу по выживанию в горах.
Успехов Вам во всех благих начинаниях!
С искренним уважением,
Сергей Пивоваренко 22.01.2017 05:28 Заявить о нарушении