О созидательном труде. Часть 10-я

Сатирическим пером

О СОЗИДАТЕЛЬНОМ ТРУДЕ
или
НИ ШАТКО, НИ ВАЛКО

Часть 10-я

Не обманешь – не продашь
/ не пойман – не вор /

Чего только не придумывают наши “коммерсанты”, чтобы, не утруждая себя снижением себестоимости продукции и улучшением качества, получать неплохие доходы. Они вносят в нее пустяковые изменения, но при этом значительно поднимают цены. Используют более дешевые, малонадежные компоненты. Того гляди начнут продавать безалкогольную водку в бумажных пакетах и белые тапочки фирмы “Панасоник”. Возможны варианты. Не следует забывать, что мы живем в стране чудес.

Не отстают от наших крупных мошенников и разные частные предприниматели. Как-то я наблюдал такую картину. К фруктово-овощной палатке подъехал на дорогой иномарке некий довольно молодой субьект. Он был небрит, в темных очках, с сигаретой во рту, одет в фирменный костюм. Видимо, один из “новых украинцев”.

Субъект заказал продавцу десяток наименований ее товара. Виноград, персики, клубнику и многое другое. Он сказал, что отлучится минут на пятнадцать и попросил за это время все “дары природы” уложить в пакеты.

Я с интересом смотрел, как засуетилась девушка –продавец, предвкушая большую прибыль. Она с большой скоростью насыпала в кульки все, что заказал богатый покупатель. После “загрузки” фруктов каждого типа продавец что-то набирала на калькуляторе. Если это была их стоимость, то произвольная. Потому что весами продавец ни разу не воспользовалась. Я сразу обратил на это внимание.

Когда субъект- покупатель вернулся, он получил свой “заказ”. Продавец взяла с него более 500 грн. Он спокойно ей заплатил, ни в чем не усомнившись, не задавая никаких вопросов, и ушел вполне довольный.

Трудно сказать, сколько получила шустрая продавец в личный карман, сверх официальной цены, прибавив к ней “нагрузку” от всей своей широкой торгашеской души. Но очевидно, что немало, судя по ее радостной, нервной суете, размеру закупки и полном игнорировании весов.

Хуже всего ведут себя так называемые естественные монополисты. К ним относятся железнодорожный транспорт и почта.
Если вам не нравятся цены в аптеке, можете пойти в другую. Не исключено, что в ней они окажутся существенно ниже.
Другое дело –железная дорога. Пассажир вынужден платить ей за билет любую цену. Ехать-то надо. В “конкурирующую” фирму не пойдешь, потому что ее не существует.

При советской власти, в 80-е годы прошлого века, купейный билет на поезд Днепропетровск-Москва стоил всего лишь 15 руб. С тех пор, к 2011г., его цена возросла в 70 раз. За это же время зарплата рядовых граждан тоже увеличилась, но в значительно меньшем размере.

Если “железная дорога” хотя бы раз в году не повысит цены билетов на 20-30 %, то ее руководство будет считать, что он прошел зря. Они просто перестанут себя уважать. Что же касается пассажиров, то такое отношение со стороны ж.д. им не грозит. Их она не уважает уже давно.

То же самое можно сказать о работе почты. Некоторые “старожилы” еще помнят, что в прежние, советские времена, конверт с маркой стоил всего лишь 5 коп. Письмо в нем можно было отправить в любой уголок СССР.

Уже во времена нашего “свободного рынка” купил я как-то на почте несколько конвертов. Но письма в них отправил не сразу. Через некоторое время почта мне их вернула. Она потребовала доплату за каждое. Оказывается после моей “покупки” стоимость конверта возросла.

Во всех нормальных странах радуются, когда потребитель оплачивает услугу, но пользуется ей не сразу. Это экономически выгодно. Деньги исполнителем уже получены, можно вкладывать их в “дело”, получать прибыль. Как видно, у нас наоборот.

Сейчас, в 2011г., почтовый конверт для письма в пределах Украины стоит уже 1 грн. 80 коп. А его отправка в Россию значительно дороже.
Раньше, до капитализма “по-нашенски”, доплата за заказное письмо была всего лишь 10 коп. Она не зависела от того, в какую часть СССР его отправляешь.

Трудно в это поверить, но сейчас доплата за заказное письмо в Россию составляет целых 15 грн. На почте столь внушительную сумму объясняют тем, что оно пойдет в другое государство. Очень удобная причина для тех, кто хочет получать деньги, не утруждая себя добросовестным трудом, а лишь безосновательно, систематически повышая цены.

Такие же несостоятельные объяснения дает гражданам и наша “железная дорога”. Она систематически, значительно повышает цены билетов на поезда. Но сервис в них лучше не становится. Особенно это касается плацкартных вагонов.

Запускать жадные ручонки в карманы пассажиров, конечно же, значительно проще, чем заботиться о их удобствах и улучшать свою работу. Повысил цены на билеты и пробормотал в свое оправдание что-то невразумительное. Для этого много ума и усилий не надо.

В советские времена я много раз пользовался услугами Аэрофлота. Как правило, оставался доволен. Не только качеством обслуживания, но и ценами на билеты. Они не сильно отличались от железнодорожных.

Потом, после своего переезда из Горького в Днепропетровск, точнее перелета, я сделал многолетний “авиаперерыв”. В 2009г. у меня появилось срочное дело в Горьком. Для скорости я решил воспользоваться авиацией. Позвонил в одну из таких фирм-перевозчиков. Ответил приятный и очень вежливый женский голос. Она спросила, как меня зовут по имени-отчеству. Я сказал.

Такой “сервис” меня сразу же сильно насторожил. Я заподозрил неладное.
Тревожное предчувствие меня не обмануло. При продолжении разговора с “менеджером” авиакомпании выяснилось, что билет на самолет стоит в 3 раза дороже, чем на поезд. К тому же из Днепропетровска не существует прямого рейса в Горький. Долететь можно только до Москвы, а там пересадка.

У меня было с авиацией несколько неприятных случаев. Еще в советские времена я решил быстро добраться в Днепропетровск из Горького. До столицы СССР без происшествий доехал ночным поездом. А вот в аэропорту Домодедово я был вынужден провести целых двое суток. Все это время была нелетная погода.

Вернуться в Москву и переждать у родственников я не мог. Каждый раз мой рейс откладывали не более чем на несколько часов. В авиации любят держать пассажиров в постоянном напряжении.
Хорошо еще, что в Домодедово двое суток я не простоял, а просидел. Удалось найти свободное кресло в зале ожидания. Можно сказать, мне повезло.

Раньше авиаперевозками занимался Аэрофлот. Это была огромная, всесоюзная, государственная организация с большими возможностями.
С появлением у нас “капитализма” Аэрофлот распался на множество мелких частных авиакомпаний. У большинства из них всего лишь 2-3 самолета. Поэтому они экономят на всем. Техобслуживание находится на низком уровне. Ремонт самолетов вовремя не производят. Запчасти покупаются самые дешевые, плохого качества. Или вообще бывшие в употреблении, снятые со списанных самолетов. Горючее используют тоже далеко не “экстра”.

Летать стало не только очень дорого, но и слишком опасно. Лучше пользоваться услугами железной дороги. Потратить на поездку больше времени, зато с гарантированной доставкой тебя в нужное место, мягко говоря, без неприятных приключений.
Все-таки поезд движется по земле. Поэтому, в отличие от самолета, тебе не надо думать, повезет ли с “мягкой посадкой”.

С одной стороны, иметь дело лучше с крупными фирмами. Они не меняют свои места нахождения в отличие от многих “частных предпринимателей”. У последних что-либо покупаешь, через некоторое время приходишь по известному тебе адресу, чтобы предъявить обоснованную претензию, а их уже и след простыл. На том месте другие “коммерсанты” торгуют не компьютерами, а селедкой и вениками. Естественно, они ничего не знают о судьбе своих предшественников по бизнесу. Как говорится, ищи-свищи.

У частных предпринимателей явная склонность к бродяжничеству. В отличие от них крупные фирмы ведут более оседлый образ жизни. Места своего нахождения они меняют редко. По ряду причин для них это слишком дорогое удовольствие. Но у покупателей возникает другая проблема. Простым людям очень нелегко, особенно в судах, заниматься “тяжбами” с крупными фирмами. У них большие финансовые и прочие возможности. Они могут нанять сразу нескольких профессиональных юристов-адвокатов. Поэтому велика вероятность, что справедливости вы не добьетесь. Еще и будете вынуждены возместить фирме-ответчику значительные суд. расходы.

Вот и получается, что потребитель у нас защищен слабо. У кого бы он ни купил тот или иной товар, неизвестно, чем это закончится. Как грустно вопрошал персонаж в одном старом кинофильме, “куда крестьянину податься ?”. Мол, нигде нормальной жизни не было и нет.

А еще наши доморощенные бизнесмены придумывают разные “акции”. Не осталась в стороне от этого новомодного веяния и сеть магазинов АТБ. Ее кассиры за каждые 20 гривен, полученных от покупателей, выдают им бонусные фишки. Когда они накопятся в определенном количестве, надо вклеить их в специальный буклет и отнести в магазин АТБ. После чего вам продадут за полцены витаминизированную подушку или одеяло.

По сравнению со многими другими магазины АТБ довольно приличные. Я уже длительное время регулярно покупаю в одном из них разные продукты. Явная дрянь мне попалась только один раз. Это была банка протухшей сгущенки.

В целом к магазинам АТБ у меня претензий нет, но более глупой “акции” я не припомню. Похоже, ее авторы не понимают, что подушки и одеяла вобщем-то уже у всех граждан имеются. Кроме, может быть, некоторых бомжей. Но они-то вряд ли станут делать какие-либо покупки с целью получения бонусных фишек.

Не исключено, что в Днепропетровске найдется несколько больших оригиналов. Которые любят складировать у себя дома одеяла и подушки, в том числе витаминизированные. Но массовости той “акции” АТБ они не обеспечат.

Можно, конечно, этими подушками и одеялами покрыть все стены в своей квартире. Так делают в дурдомах, чтобы их буйные пациенты себя не покалечили в очередном психиатрическом припадке. Они иногда любят биться головой об стену.


Рецензии