Конструктор Алексеев -2

В поселке о Главном, или Докторе, как его стали звать после увольнения с должности главного конструктора,  говорят так, словно он всегда рядом. Может,  сейчас на берегу проводит испытания  новой модели. Или выехал  ненадолго по делам. Их у него несметное количество.
- Конечно, человек Будущего. В чем? Да, во всем! Понимаешь, даже  в быту. Пример? Ллегко.  Когда дома в поселке проектировали, пришли к нему просить, чтобы построили сараи  для каждой квартиры. Он улыбнается:
- Какие сараи? Для каждого — гараж.
Так и   сделано было. А ведь это конец шестидесятых — личная машина — редкость великая. Откуда знал, как дальше будет? 
Стоят теперь  наши машины  в гаражах...      

В Либежевской школе — музей Алексеева. Любовно собранная экспозиция. Фотографии, рисунки, модели судов, личные вещи.
Он  всегда находил время для встреч с ребятней. Не жалел средств для обустройства школы. И правда, их любил. Когда видел на дороге детей, останавливался,  набивал целую машину и подвозил. Это  рассказывали они сами, давно уже очень взрослые.  Представляете, Депутат Верховного Совета РСФСР, лауреат Сталинской и Ленинской премий подвозит в школу детей на подаренной Хрущевым "Чайке"...   
Они  писали Главному  письма, если  он уезжал надолго.  Немудрящие детские  рассказы о школьном житье-бытье, о друзьях и увлечениях.  На листочках в клеточку и в линеечку.    И обращались к нему:
- Здравствуйте, дядя  Слава.

В тот приезд побывала я и в районном центре — городе Чкаловске — бывшем селе Василёве,   месте рождения легендарного нашего  летчика.

В жизни они  встретились только раз. Но ведь встретились же.
Летом 1938 года  главный судья Поволжской парусной регаты Валерий Чкалов  вручил  студенту    Ростиславу Алексееву,  победителю во всех дистанциях,  фотоаппарат ФЭД. 
О таком подарке  мечтали в те времена многие. Один   из первых малоформатных советских фотоаппаратов носил   имя «железного Феликса».   Первую партию в несколько десятков  по образцу немецкого «Leica» собрали  вручную воспитанники  Детской трудовой коммуны НКВД имени Феликса Эдмундовича  Дзержинского.

Встретились раз, а   благодарная Память навсегда связала их   на сперва  чкаловской, а потом и алексеевской земле в музейном  комплексе "Русские крылья." На многие мысли наводит это соседство.  Мне очень хочется думать, что  оно  не случайно.  Смыслом жизни обоих   был Полет. Летали сами и через сопротивление и  преграды, часто ценой неимоверных усилий  делали все, чтобы полетели мы.  По небу.  По воде. Над водой.   

    "Ракеты" и  "Метеоры" Алексеева   появились   на наших реках во времена моего детства.  Ощущение  чуда  от вида летящей по волжской глади белоснежной птицы мне не забыть никогда. И волшебства скользящего стремительного полета в вихре солнечных брызг,  когда я впервые оказалась  пассажирской «Ракеты». Билет стоил недорого, а ученический и студенческий продавался со скидкой наполовину!  Вот и был у нас, неизбалованных советских людей,  короткий  Праздник. Только имя подарившего  Праздник мы не знали долгие годы.  Имя конструктора и даже фотография  были засекречены на десятилетия.

2016. Канун столетнего юбилея  Ростислава Евгеньевича Алексеева.

    Какая-то незримая нить все время сталкивает  меня с  именем Алексеева.  И  уже до навязчивости одержимая познанием тайны Великой личности, я вдруг   попала на встречу с его дочерью,  коллегами  и друзьями.
 
...Ростислав, или Ростик,  как звали его в детстве,   родился 18 декабря 1916 года в городе Новозыбкове  Черниговской губернии,  ныне Брянской области.
Отец, ученый агроном,  создал здесь     сельскохозяйственную опытную станцию  по  превращению неплодородных почв в плодородные. Мать была учительницей.

Конечно исследовательская жилка в характерах всех четверых детей от   Евгения Кузьмича.  А ещё от особого подхода родителей к воспитанию. В семье намеренно создавали атмосферу свободы и творчества.   Если говорили: "Нельзя", называли причину  и объясняли или показывали, как можно. Тут же предлагали  сделать  желаемое самим, формируя  творческое начало  и  интуицию детей.
Талант сыновей  делать все своими руками  тоже  развивался в домашней мастерской  отца.

Вечерами   подводили  итоги: что полезного, нужного узнали, сделали за день. Беседовали на  разные, в том числе, и  серьезные взрослые темы.   В семье  любили литературу, музыку,  все прекрасно  рисовали.
Жили дружно и счастливо.  Но  29 сентября 1930 года профессор  Алексеев, заведующий кафедрой Белорусской сельхозакадемии,  член Центрального Исполнительного Комитета Белоруссии был арестован и приговорён к пяти годам  концлагерей  за контрреволюционную деятельность. Из обвинения: "сеял на советской земле сорняки."
Дети и жена становятся  членами семьи врага народа.
Вот тогда и проявился главный принцип их жизни -  "Сделать невозможное возможным"
Евгений Кузьмич, в неволе  продолжает исследования. 
Серафима Павловна, спасая детей, отправляет  их по разным городам к  дальним родственникам. Собирает   ходатайства  авторитетных лиц в защиту  мужа, хлопочет  о его невиновности. А когда концлагерь  заменяют на ссылку в Среднюю Азию,     через всю страну отправляется  туда.   По дороге заболевает  тифом    и до выздоровления теряется.
Тринадцатилетний Ростислав,  оказавшись  Нижнем Тагиле, учится в школе и работает  слесарем, чтобы  не  быть обузой.
Наконец  семья соединилась вновь  по месту ссылки отца.
В октябре 1932 года дело против  него  прекратили  за отсутствием состава преступления. Он продолжает научную деятельность.     И  через годы упорного труда, вновь достигает   успеха и признания  — получает степень доктора сельскохозяйственных наук, избирается академиком, награждается правительственными наградами. 
Конечно, Евгений Кузьмич  был абсолютным авторитетом и примером для детей. А они — его с женой гордостью.
Старший  брат Ростислава  Анатолий, по мнению знавших его, был самым способным из братьев и сестер. Радиоинженер, он в 1941 году добровольно вступил в ополчение    и пропал без вести  под Москвой. Все поиски  оказались безрезультатны.
Сестра  Галина Евгеньевна -  кандидат физико-технических наук, преподавала в институте имени Баумана в Москве. Маргарита Евгеньевна стала   крупным московским архитектором.


На снимке: Валерий Чкалов с победителем парусной регаты Ростиславом Алексеевым. 1938 год. город Горький.

                продолжение : http://www.proza.ru/2016/12/21/363


Рецензии
Мы катастрофически мало знали о таких людях в советское время из-за завесы секретности. Но почему же мы так мало знаем о них сейчас?
Эти люди зачастую оказывались в не самых лучших отношениях с той властью. Но нынешней власти, занятой исключительно распилом всего и вся, подобные люди не нужны вовсе. И более того, ори даже опасны.
Опасны тем, что могут показать остальному населению, что можно жить по-другому, не скатываясь в болото накопительства и мещанства. Увы...

С уважением,

Сергей Макаров Юс   21.02.2021 18:23     Заявить о нарушении
Как хочется верить, что придет она - Эра разумной справедливости...
Может, потому, что Алексеев не забыт. Есть у него и сподвижники. И продолжатели. И его творения понемногу возвращаются к нам.
Конечно, это лишь малая толика заслуженной им памяти...

Людмила Лунина   21.02.2021 20:04   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.