О созидательном труде. Часть 15-я
О СОЗИДАТЕЛЬНОМ ТРУДЕ
или
НИ ШАТКО, НИ ВАЛКО
Часть 15-я
Что нам стоит дом построить…
/ мечты, мечты, где ваша сладость ? /
В России и на Украине низкая производительность труда не только потому, что очень многие “специалисты” ленивы и малограмотны. Они еще часто занимаются вообще не своим делом. Инженеры выполняют обязанности техников, а иногда даже разнорабочих. Все это почему-то называется “производственной необходимостью”. При таком разделении труда, точнее его отсутствии, не следует ожидать высоких результатов.
Я читал, как организована работа в одной японской фирме. Если ее инженеру что-то надо, например, технический справочник, он сам не пойдет за ним в библиотеку. Для этого существует вспомогательный персонал. Инженер ставит на своем столе специальный флажок. К нему сразу же продходит девушка. Она и принесет нужный справочник. Причем сделает это быстро, а не когда-нибудь.
Японские инженеры получают немалую зарплату. Если они будут иногда выполнять обязанности посыльных и других низкоквалифицированных сотрудников, то их фирма разориться.
Каждый работник должен заниматься только своим делом, а не подменять еще и других, вплоть до уборщицы. Это одно из необходимых условий высокой производительности труда того или иного специалиста.
Одна из главных причин плохой работы –некачественное образование. Еще в 19-м веке известный российский поэт написал “Мы все учили понемногу. Чему-нибудь и как нибудь”. Этим принципом руководствуются и сейчас.
Студенты ленятся, прогуливают лекции, списывают задания из Интернет. Преподаватели относятся к своим обязанностям формально, кое-как. Их объединенные усилия приводят к появлению безграмотных, неумелых “специалистов”. Таким можно доверить разве что лопату дворника, а не должности инженеров.
От того, что в годы “независимости” наши школы переименовали в лицеи, техникумы в колледжи, а институты в академии, учить в них лучше не стали. Сменились только вывески.
За время “реформ” качество высшего образования и даже возможность его получения только ухудшились. Главных причин несколько. Существенно уменьшились денежные ассигнования на материально-техническую базу обучения. Появились платные места для студентов за счет сокращения госбюджетных. Далеко не каждая семья может платить столь значительные суммы за образование своих детей. Они даже превышают заработки многих граждан.
У наших “новых украинцев” вошло в моду направлять своих отпрысков на учебу за границу. Непонятно, с какой практической целью они это делают.
Можно подумать, что в Лондоне закон Ома лучше. Видимо, он обеспечивает более быстрое протекание тока по электрической цепи, к тому же со значительно меньшими потерями.
Или же, наверное, в Швейцарии теорема Пифагора точнее. В прямоугольном треугольнике сумма квадратов катетов ближе к квадрату гипотенузы. Ничего удивительного в этом нет. Все-таки Швейцария - одна из самых цивилизованных стран мира.
Иногда приходится слышать, будто за границей образование лучше, чем на Украине. На самом деле наше и зарубежное вообще нельзя сравнивать. У них разная направленность.
За “бугром” образование дают узко специальное. Оно представляет из себя более глубокие знания, чем у нас, но в менее широкой области.
Расценки на образование тоже сильно отличаются. То, которое получено “там”, стоит значительно дороже, чем у нас.
Вот и выходит, что украинские граждане обучаются за границей по глупости. Или же для куража. Чтобы потом, при случае, где-нибудь с важностью сказать “я закончил Оксфорд”. Звучит, конечно, солидно, но не более того.
Учиться в Англии или Швейцарии имеет смысл лишь в случае, если потом там же и работать. То же самое можно сказать о других странах, в которые многие стремятся за образованием. Для работы в наших условиях оно не годиться. Это как птице пробовать летать под водой.
Любой иностранный специалист не выдержит на рабочем месте украинского инженера и трех дней. От него будут требовать делать многое такое, что вообще не входит в служебные обязанности. Окончательно добьет заграничного инженера наш повсеместный бардак во всем.
Многое зависит и от самого человека. Еще Петр Первый посылал сынков бояр на учебу в Голландию и Швецию. В то время выбора у него не было.
Некоторые посланцы российского царя действительно возвращались домой специалистами своего дела. Но многие из “студентов” вместо лекций проводили время в заграничных кабаках. В Россию они вернулись такими же неучами, как и были. Только разве что более спившимися.
Когда я писал эти строки, то вспомнил старый детский фильм. В нем один из персонажей вернулся из-за границы, куда его направляли получать образование. Выяснилось, что за год он ничего не выучил, кроме слова “дисприжитация”. Когда его спросили, что оно означает, то не смогли получить вразумительный ответ. Как объяснил персонаж, он все время потратил на то, чтобы научиться правильно выговаривать это слово. А вот постичь его смысл не успел.
Еще со школьных времен я запомнил название одного химического соединения. Называется оно “дихлордифенилтрихлорметилметан”. Сразу и не выговоришь.
У городов мира тоже есть интересные названия. Уже много лет я помню Тирурванонтапурам. Думаю, что большинство читателей о нем даже ни разу не слышало.
Эти замысловатые названия я выучил значительно быстрее, чем за год, причем находясь в пределах Советского Союза. Вот и получается, что отечественное, родное образование гораздо лучше зарубежн
Свидетельство о публикации №216122101637