О созидательном труде. Часть 16-я

Сатирическим пером

О СОЗИДАТЕЛЬНОМ ТРУДЕ
или
НИ ШАТКО, НИ ВАЛКО

Часть 16-я

Глаза боятся, а руки делают
/ голь на выдумки хитра /

Иногда у нас напрягают все свое трудолюбие и силу воли, с утра не пьют и чисто моют руки. Начинают что-то делать вроде бы не кое-как, а по современным технологиям. В этих редких случаях хочется радостно воскликнуть “гром победы, раздавайся !”.
Но опять-таки нормальный конечный продукт у наших работяг не получается, сколько бы ни старались. Образно выражаясь, они пытаются собирать автомобили, но каждый раз выходит телега.

Уместно рассказать одну поучительную историю. В Англии на газонах растет аккуратная, ровная, красивая трава. Многие иностранцы хотят, чтобы у них во дворе или на дачном участке была такая же.

Кто-то из туристов спросил у англичан, как вырастить столь привлекательную траву. Они ему сказали, что надо ее систематически подстригать. Турист, вернувшись домой, так и делал. Занимался он этим у себя во дворе несколько месяцев, но безрезультатно. Несмотря на все усилия, трава по-прежнему была неказистой. Тогда, отчаявшись и опустив руки, бывший турист снова обратился к англичанам. Они ему объяснили - чтобы трава стала красивой, как у них, подстригать ее надо триста лет.

Это я к тому, что мало чисто вымыть руки и достаточно протрезветь после “вчерашнего”. Надо еще изменить свою психологию. Но это процесс скорее эволюционный, чем скоропалительный. Он требует много времени.

Если рассчитывать только на “самотек”, то пройдет тысяча лет, прежде чем у нас что-то существенно улучшится. Поэтому эволюции надо помочь.
Если каждый на своем рабочем месте начнет добросовестнее исполнять служебные обязанности, то порядка станет больше. Тогда лучшей жизни не придется ждать веками.

У нашего народа талантов не меньше, чем у любого другого. Но они тонут в общей серой массе лентяев и бездельников.
Работая на разных предприятиях, я сам неоднократно встречал очень толковых, грамотных, добросовестных сотрудников. Они могли быстро найти любую неисправность в сложной технике. И даже самостоятельно сконструировать что-то новое, полезное для производства.

Похоже, у нас сейчас все хотят стать не умными, честными, трудолюбивыми, а богатыми. Любой ценой, лишь бы получить побольше денег и как можно быстрее.
В нашем обществе перевернулась шкала человеческих ценностей. Понятие “моральные принципы” все больше становится пережитком прошлого. Ему на смену пришли другие – приземленные, эгоистические, стяжательские, безнравственные. Жить сегодняшним днем, думать только о себе, не считаться ни с кем и ни с чем. Появилось все это вместе с капитализмом “по-нашенски” и демократией, больше похожей на анархию.

Объективности ради надо сказать, что славяне-коммерсанты и раньше, мягко говоря, не отличались большими трудолюбием и честностью. Корни этого явления находятся даже не в советских временах. Они произрастают еще из нашего дореволюционного прошлого. Недаром известный российский поэт написал в 19-м веке :

Русское купечество,
Резиновый аршин.
Какой ты сын отечества.
Ты просто сукин сын !

Примечательны Законы, которые издавал еще Петр Первый. По одному из них покупатель имел право проверять качество партии товара, предлагаемой немецким купцом, лишь выборочно, а российским – все подряд. Как говорится, комментарии излишни.
Поэтому тяга к мошенничеству у наших бизнесменов появилась далеко “не вчера”. Другое дело, что в благотворных условиях дикого капитализма и псевдодемократии это явление приобрело невиданные ранее масштабы. Удивляться такому “прогрессу” не стоит. Контролирующие органы сейчас работают очень плохо. То же самое можно сказать о милиции, прокуратуре и судах.

Вроде бы очевидно, что права одних граждан, это обязанности других. И наоборот. Если относишься к окружающим пренебрежительно, глупо рассчитывать, что они станут тебя уважать.
То же самое касается производства. Допустив брак на своем рабочем месте, не стоит возмущаться тому, что кто-то другой сделал то же самое. А ты пошел в магазин и купил изготовленную им дрянь. Как аукнется, так и откликнется.
Если все время бездельничать, то ничего у тебя и не будет. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Разве что украдешь ее у того, кто поймал своими силами.

В 90-е годы прошлого века у нас начался коммерческий бум. Я в нем активно поучаствовал. Длительное время занимался продажами разной импортной оргтехники. В основном это были калькуляторы и телефонные аппататы.
К тому времени я занимался ремонтом счетно-пищущих устройств. Был знаком с главными бухгалтерами и директорами многих предприятий Днепропетровска. Решил этим воспользоваться в целях обоюдной выгоды.

Я договорился с несколькими частными фирмами, которые торговали оргтехникой. Они давали мне образцы своих калькуляторов и телефонных аппаратов. Я ходил с ними по разным предприятиям и показывал.

Это сейчас все уже привыкли к импортной оргтехнике. А тогда она была в диковинку. Многие предприятия хотели ее купить. Они делали мне заказы. Я выписывал им соответствующие счета и приносил товар после перечисления денег.

Народ у нас ленивый, особенно начальство. Оно не любит ходить по фирмам и чего-то искать. Этим я и пользовался, когда занимался комерцией. Цены покупателям называл не фирм, у которых брал образцы, а свои, которые были, естественно, выше. С них они потом и выплачивали мне заранее оговоренные проценты. Получалось очень неплохо.
Через несколько лет такой трудовой деятельности я уже смог построить себе за городом небольшую дачу. И даже купил 1-комнатную квартиру, в которой живу до сих пор.

Опережая возможную критику некоторых читателей, скажу, что ничего мошеннического в моих действиях не было. Я приходил к руководству разных организаций, приносил образцы оргтехники, показывал их в действии, объяснял, как ими пользоваться, консультировал, выписывал счета, доставлял товары покупателям, тратил немало времени и сил. Все это требовало соответствующей оплаты. Мои услуги были добровольными, а цены договорными.

Пока многие, находясь в условиях нашего дикого капитализма, жаловались, что “нет работы” и тихо спивались, я создал ее себе сам. Чтобы продавать калькуляторы и телефонные аппараты, не требуется никаких особенных знаний и навыков, только желание.
Я сам решал, в какую организацию и когда идти, кому и что предлагать. У меня даже не было никаких денежных операций. Все делали сами фирмы, у которых я брал образцы их оргтехники.

Не было у меня никаких отношений с банками и налоговой инспекцией. По документам продажами занимались непосредственно сами фирмы. В одной из них находилась моя труд. книжка. Это требовалось для сохранения рабочего стажа. От чего, как показали дальнейшие события, пользы мне не было. Я все равно получил от нашего заботливого государства минимальную пенсию, установленную Законом. И это при наличии более 40 лет труд. стажа. Как тут не подумать, что у нас страна чудес.

Конечно, продажи калькуляторов и телефонных аппаратов высокоинтеллектуальным занятием не назовешь. Особенно если ты окончил радиофак Университета. Но все же эта работа значительно лучше торговли картошкой или разными тряпками на базаре, когда замерзаешь зимой и потеешь летом. Тем не менее во время “перестройки” многие наши граждане добывали себе средства к существованию именно такими способами.

Даже сейчас радоваться в общем-то нечему. Чтобы в этом убедиться, достаточно заглянуть на любой продуктовый или вещевой рынок. На них до сих пор трудится значительное количество людей с высшим образованием, к тому же далеко не торговым. Они вынуждены довольствоваться весьма скромными доходами, поскольку так и не смогли найти для себя более достойные рабочие места в нашем доморощенном капитализме.

По крайней мере, занимаясь “коммерцией”, которую сам же и организовал, я сохранял свое здоровье и ни к чему особенно не был привязан. По собственной инициативе выбирал для сотрудничества фирмы, торгующие оргтехникой. Если в дальнейшем, по тем или иным причинам, они переставали меня устраивать, то менял их на новые. Благо таковых в миллионном Днепропетровске во время “перестройки” и даже несколько позднее было предостаточно. На то он и коммерческий бум.

Начальство у меня имелось, но, как говорится, номинальное. Я был относительно свободен во времени и пространстве. Отчитывался только за товар, взятый у своих “работодателей” в качестве образцов.

У меня не было конкретного места, на котором следовало постоянно находиться. Более того, если вдруг нападала лень или появлялись какие-то личные дела, то я вполне мог несколько дней подряд провести дома. Потом с новыми силами и удвоенной трудовой активностью возвращался на “путь истинный”.

Я сам же и создал для себя эту работу, исходя из реалий того времени, а также своих способностей, желаний и потребностей. В широком смысле ее можно назвать идеальной, особенно с учетом грустной прозы нашей сравнительно недавней действительности. Лучше устроились только депутаты Верховной Рады. Они получают свои очень немалые зарплаты даже если совсем ничего не делают и вообще не появляются на ее заседаниях. Но я то – человек простой. До наших “неприкасаемых” из Рады мне далеко.

В определенном смысле советская власть испортила народ, которым руководила более 70-ти лет. Она длительное время создавала ему в общем-то тепличные условия жизни. В высших учебных заведениях для всех их выпускников существовало так называемое “распределение”. Им предлагали на выбор работу по специальности в нескольких госпредприятиях, заводах, институтах или других организациях. Частных фирм в то время еще не существовало.
Меня тоже не миновала чаша сия. Было это в 1972г. Я “распределился” в институт промышленной электроники. В нем несколько лет занимался разработкой разной аппаратуры.

С появлением у нас “капитализма” государство, сначала СССР, а потом и Украина, перестало содействовать выпускникам вузов в трудоустройстве. Теперь уже, как говорится, спасение утопающих стало делом рук только их самих.

Раньше, при советской власти, получить “свободный диплом” тому или иному выпускнику вуза было весьма непросто. Сейчас же, за редкими исключениями, только такие и существуют. Правила выдачи дипломов изменились с точностью до наоборот.

Кроме трудоустройства государство в те времена заботилось о своих гражданах и в других важных вопросах. В том числе обеспечивало их бесплатными жильем и медицинским обслуживанием. Этот список можно продолжить.

При советской власти изрядная государственная опека на протяжении всей жизни граждан не позволила большинству из них выработать у себя значительные волевые качества. Они в общем-то не научились преодолевать серьезные трудности, самостоятельно принимать важные решения, делать правильный выбор в разных непростых ситуациях. Отсутствовала у них и необходимая психологическая закалка, которая требуется при столкновении с теми или иными неприятными, жесткими, грозными обстоятельствами. Она противодействует возникновению у людей паники и пораженческому мнению, что “все потеряно”. В этом случае можно трезво оценить сложившуюся обстановку и предпринять разумные ответные действия.

Пока у “нашего” человека дела идут хорошо, он ходит с гордо поднятой головой, изъясняется громким, уверенным голосом, обменивается с себе подобными крепкими рукопожатиями. У него мужественное лицо и взгляд, устремленный в будущее.
Но как только у наших “героев” появляются существенные житейские проблемы, их поведение меняется на прямо противоположное. Они начинают грустить, сильно горевать, отчаиваются, как говорится, опускают руки, каждый день пьют водку стаканами, обвиняют весь мир в своих невзгодах и проклинают жизнь.

С началом у нас “капитализма” закрылись многие госпредприятия или же в них начались значительные перебои с выдачей зарплаты. Сотрудники, инженеры, учителя и прочие работники умственного труда, не придумали ничего лучшего, как отправиться на рынки торговать чем попало. Или же стали ездить в Россию, где устраивались на стройки подносчиками досок, бревен, цементного раствора и кирпичей. Такие “перепрофилирования”, не имеющие ничего общего с первоначальным родом занятий, кроме значительной потери в заработке, являются еще и серьезным ударом по психике людей. Образно выражаясь, им кажется, что мир рухнул и впереди у них только мрак.

Некоторые граждане, окончательно разуверившись и отчаявшись, пошли еще дальше. Они продали все свое имущество и квартиры, проев вырученные деньги. После чего превратились в бомжей или даже стали совершать преступления.


Рецензии