Конструктор Алексеев -3

Корабли и только корабли.  Их рисовал. Мастерил. Видел во сне.  А когда  в двенадцать лет   впервые попал на море,  напросился в рейс на настоящий парусник.   
Первую лодку сделал  пацаном  с братом. Отец отвел к мастеру-лодочнику, чтобы научил, как правильно.
В начале тридцатых  семье разрешили проживание в Горьком, и, закончив рабфак,  Ростислав   поступает на  факультет Морской и авиационной техники   индустриального института, сейчас это политехнический университет имени Алексеева.  Какое-то время  параллельно учится в художественном училище.

И на чердаке дома    по собственному  проекту строит...  яхту.  Сшитые из собранных где можно разноцветных лоскутов паруса  красит в черный цвет и называет своё творение  "Чёрный пират".
В  парусной регате   из-за зловещего вида судна или  несоответствия его требуемым техническим характеристикам неизвестному "яхтсмену"  участвовать запретили. Тогда он сделал то, что делал потом всегда. Вышел на старт позже остальных.  Догнал.  Перегнал.  И победил!
С тех пор почти в каждой гонке    был первым.  И получал кубки, призы, подарки.   Чкаловский фотоаппарат — самая дорогая награда. 
Яхты тоже были разные.   Строил сам, по его чертежам строили другие.  Этих стремительных изящных парусников - не один десяток, и  каждый новый, более совершенный,    был его очередным конструкторским шагом вперед.
За небывалые успехи яхтсмены уважительно "окрестили" студента  Адмиралом, а в 1946 году Алексеев  получил   звание  мастера спорта по парусному спорту.

Здесь, в победах над водной стихией,  за  годы сложилась команда друзей и единомышленников и в спорте, и в будущей работе, о которых он напишет   "Мы пришли в парусный спорт не ради того, чтоб покататься на яхтах. Мы, наверное, и побеждали потому, что были инженерами в спорте, а не только выносливыми и смелыми парнями." Их мечтой и целью стало повышение скорости на воде. 
Все виды транспорта тогда ускорялись, а для кораблей существовал барьер – 40 километров в час. Увеличение было невозможно из-за  сопротивления воды, которое в  880 раз выше  сопротивления воздуха.
На четвертом курсе способного студента  Алексеева перевели в Ленинградскую военно-морскую академию, но  через год исключили -  не сдал высшую математику.  Это одна из маловероятных  версий.  Есть и другая  — семья в это время перебралась в Москву,  и освободившуюся квартиру заселили новые жильцы.  Они обнаружили  в печке  спрятанный Ростиславом пистолет, который он якобы нашел. За это  и отчислили.
А возможно,  виной всему  дела сердечные.  Потому что он вернулся в Горький, восстановился в институте и женился на студентке химического факультета красавице Марине. 
...Мечта  не отпускала. Позднее Алексеев всегда подчеркивал,  что он не изобретатель. И крылатые суда, и экранопланы придуманы до него.
Принцип подводных крыльев  открыт Шарлем де Ламбертом в конце девятнадцатого века. Суть, кажется, проста: благодаря большому сопротивлению воды крылья корабля можно сделать очень короткими. А эффект будет такой же, как и при взлете самолета - большая часть судна поднимется вверх. Контакт с водой  снизится до минимума,   и скорость  увеличится в разы.
В те годы увлечения авиацией  на наших реках появились плоскодонные глиссеры с воздушным винтом. Высокую скорость они, действительно, развивали, однако на пути создания  крупного судна,  пригодного для  пассажирских перевозок, подводные крылья представлялись более перспективными.  Но практически реализовать столь заманчивую идею никому еще не удавалось… 
Студент Алексеев решил пробовать.
Снова и снова вырезаются из поленьев обтекаемые корпуса, из жести — крылья. Яхта отходит от берега, капитан разворачивает сверток с очередной моделью, и часами таскают они с другом Лешей Поповым на веревочке своих "крокодильчиков на лапках." 

1 октября 1941 года Алексеев  защищает дипломный проект  "Глиссер на подводных крыльях."  На чертежах и рисунках -  невиданный крылатый корабль.   В дипломе рассмотрены несколько разновидностей крыльевого устройства, продуманы вопросы мореходности.  Приложенные гидродинамические расчеты и результаты экспериментов позволяют ожидать скорость в  сто километров в час.
Оценка — отлично. В заключении  вывод: "Желательно дальнейшее продолжение этой работы с целью доведения ее до практического осуществления."
Однако на заводе  "Красное Сормово"  молодой инженер-кораблестроитель  строит танки  — началась Великая Отечественная война.
Общественный транспорт  в оборонном городе  не ходил, добираться на работу далеко,  и Алексеев смастерил  мотовелосипед, но вскоре тот взорвался, ошпарив ему лицо паром.
Затем настала очередь автомобилей — самопальных  "Фольксвагена" и "Татры"» - оба   собственноручно собраны им  из деталей, найденных на свалке. К "Фольксвагену  присоединилась аббревиатура  "КДФ", что означало   - картон, дерево, фанера. Машины были вполне пригодны для езды. На "Татре" он гонял, пока на деньги от Сталинской премии не купил "Победу".
 
. На первый  рапорт в  наркомат Военно-Морского Флота  с  проектом   катера на подводных крыльях,  ушедший через неделю после устройства на завод, как и на следующие,  ответы приходили  примерно одинаковые:
"Предложенная вами схема является неприемлемой, так как выбранная конструкция в основе своей ничем не отличается от уже ранее испытанных и обреченных на неудачи." Но разве его можно остановить?
Помог завод. Там поняли и поверили.
Алексееву были выделены "ресурсы для  работ по созданию боевых катеров на подводных крыльях" и время отвлечения от основной работы — два часа в день.
Его  будущее,  самое большое в судостроительной отрасли конструкторское бюро   начиналось со    старой будки  на понтонах в конце заводского затона. В этой  "гидролаборатории"  убрались  чертежная доска, верстак и два стула. Штат состоял  из него - начальника, и трех помощников. Начальнику   приходилось быть и плотником, и слесарем, и мотористом.   "Ресурсов" не хватало катастрофически — даже мотор отыскали на свалке. Потом все боялись, что он снова не заведется.
Дни, недели,  месяцы, годы  непрерывных поисков, проб, ошибок.

Сил и заботы требовала семья. Вместе с Мариной пережили смерти первых двух детей и со страхом и надеждой дождались рождения дочки.   Преодолевали  трудности послевоенного быта. 
Но на первом месте  работа всегда была и дома. Никакого кабинета  у конструктора, конечно, не было, поэтому сидел, согнувшись  за своими рисунками и записями то за общим столом в гостиной, то у верстака в коридоре, где обычно мастерил модели. Было неудобно - мешал почти двухметровый рост.

...Осенью 1943 года в заводской гавани  закачался на воде первый образец судна на подводных крыльях. 
Не успели. Доводка заняла время, и катер А-5 с превосходными техническими характеристиками и скоростью около 70 километров в час появился только в сорок пятом. Но  после  войны   эти разработки стали "неактуальны." Так ему писали, отказывая на всех уровнях.  Но разве Алексеева остановить?
Он  пробует свой, ставший в будущем "коронным" прием -  на опытном катере отправляется   в Москву.  Чтобы показать и доказать тем, от кого зависит решение.
Бдительные органы, конечно, задержали и невиданное судно, и авантюриста.  Во время разбирательства   Алексеев прокатил одного из адмиралов и... получил право на    участие в разработке серийного торпедного катера с  подводными крыльями.
На первых же испытаниях  в Севастополе, в  штормовых условиях, катер  показал грандиозную по тем временам скорость в  80 километров. Даже сегодня это выше скорости малого ракетного корабля.
Спустя короткое время ВМФ СССР получил  серию торпедных катеров проекта 123 БИС. Теперь прибрежная зона была надежно прикрыта от кораблей НАТО, которые их классифицировали как класс судов "Komsomolets."
Подводные крылья конструкции   Алексеева совершили революцию в мировом кораблестроении. Они увеличили скорость, дальность плавания и мореходность судов. Крылья стали устанавливать даже на малых противолодочных и ракетных кораблях. Советский военно-морской флот стал скоростным.

В 1951 году Ростислав Евгеньевич Алексеев и его помощники  были удостоены Сталинской премии.

На снимке торпедный катер 123 БИС

                Продолжение: http://www.proza.ru/2016/12/22/102
 


Рецензии
Знаете, Людмила, вспомнилось, как таких людей, кто-то назвал "гениями или академиками от сохи", имея в виду, что люди пробивались с самых низов и не чурались никакой, даже самой черновой работы (вспоминается Курчатов, уже будучи академиком, собственноручно мывшим пробирки после опытов).
И самое главное в таких людях - воля к победе и целеустремленность.
Никогда они не останавливались, ни перед какими препятствиями.
И совершенно верно отмечено - начиналось это все еще в юности, еще в детстве.
Точно так же, Королев заболел небом, занимаясь планеризмом, а отец системы ПВО Александр Расплетин, мечтал с юности построить "воздушную торпеду".
Воистину, не простые люди - настоящие титаны.

С уважением,

Сергей Макаров Юс   21.02.2021 20:57     Заявить о нарушении
Спасибо Сергей.
Мне повезло присутствовать на встрече с дочерью Алексеева.
Знаете, у Него и дети, и внуки - люди одержимо талантливые! И мне кажется, несгибаемые в своих убеждениях. Дорогого стоит.

Людмила Лунина   22.02.2021 09:55   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.