Конструктор Алексеев -4
" - Про отца говорили, что он не разбирается в людях, - вспоминает Татьяна Ростиславовна. - Ничего подобного: людей он видел насквозь. Но был у папы такой принцип: независимо от того, что представлял собой человек, дать ему шанс. И если тот прокалывался, отец рвал с ним без всяких сожалений."
А ещё Алексеев говорил, что работа людей объединяет, а награды разъединяют.
Хотя говорил он всегда немного. Жена, Марина Михайловна Алексеева подтверждает:
- Мало разговаривал, улыбался редко. Он за мной и не ухаживал почти - нет, такие люди, знаете, бывают очень застенчивы. А чем привлекал! Вот этой неназойливостью, серьезностью, даже какой-то загадочностью...
Когда после его смерти в ЦКБ провели анкетирование, один человек написал так: "Ростислав Евгеньевич жил в непрерывном поиске точки зрения по любому вопросу. Но его постоянно от этого отвлекали."
А пока… строились новые модели, делались всё новые расчёты, повторялись опыты. Группа Алексеева упорно боролась за признание своих новых проектов — судов на подводных крыльях для речного флота.
Против существа самой идеи никто и не возражал. Но рецензенты научных учреждений высказывали недоверие к схемам и расчётам сормовских конструкторов.
Снова поверил и поддержал завод. Партийный комитет обратился в Министерство речного флота, и был получен заказ на создание первого в нашей стране гражданского теплохода на подводных крыльях.
На "Красном Сормове" открывают экспериментальный цех. Начинается реализация проекта корабля длиною в 24 и шириною в пять метров, с двигателем в семьсот лошадиных сил, рассчитанного на 66 пассажиров и с заданной скоростью - 60 километров в час. Рождается "Ракета."
В 1957 году Алексеев, получивший личное согласие Хрущева, сам привел первую "Ракету" в Москву на Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Путь от причала заводского затона в Горьком до речного вокзала в Москве занял всего 15 часов.
Белоснежный крылатый аппарат, поражавший самое смелое воображение, произвел полный фурор на Волге и в столице. И после того, как правительство страны с ветерком прокатили на крылатом судне, всем начинаниям конструктора была дана "зеленая улица."
25 августа 1957 года "Ракета-1" начала регулярные перевозки на пассажирской линии Горький-Казань. Обычный теплоход преодолевал этот путь за 30 часов, "Ракета" - за 8. Теперь 25 августа - "День скоростного флота России."
Начинается выпуск "Ракет" на нескольких заводах страны, и главным конструктором центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях назначается Ростислав Евгеньевич.
Что может нормировать время творца? Только запас его энергии и страсти к творчеству.
Алексеев всю жизнь следовал жесткому режиму: не позднее одиннадцати — отбой и ранний — в пять, пять тридцать — подъем.
Первым приходил на работу. Домой в редкие дни возвращался раньше десяти вечера.
Никогда не бездельничал, то есть не сидел просто так. И отдых у него всегда был активный. Помимо яхт увлекался горными лыжами, прыгал с парашютом, автомобиль водил "с закрытыми глазами", пилотировал корабли своей конструкции.
Его такая жизнь устраивала. Жену Марину Михайловну — нет.
В период работы над крылатыми судами она сказала мужу, что ей стыдно узнавать о его успехах не от него самого, а из газет.
Тот пожал плечами: - Работа. Её так много.
На его постоянную сосредоточенность в семье давно не обижались, во-первых, потому, что привыкли, во-вторых, потому, что это было бесполезно. Все его мысли — корабли.
Сказать о том, что работа других конструкторов его бюро была тоже напряженной – ничего не сказать. В семьях регулярно происходили конфликты, доходило и до разводов. Наконец Алексеев вынужден был смягчить условия и объявил… воскресенье выходным днем.
После "Ракеты" - новый период поисков. И через два года начинается сборка морского "Метеора". Работали быстро. Были моменты, когда конструкторы отправлялись в рабочие бригады, и шутники прикалывали к дверям кабинетов объявления: - Бюро закрылось, все ушли в цех!
Но как ни торопились, при малейших сомнениях или предположениях, что можно сделать лучше, останавливали сборку. Снова начинались исследования, опыты. И в результате получали увеличение скорости или чуть больший запас прочности корпуса. Проблема прочности при растущей скорости и длине судна была очень серьезна.
Бурные споры вызывала и архитектура нового корабля, как бы соединяющего две среды: воздушную и водную — "Метеор" больше "Ракеты", и его корпус выше поднимается над водой.
Художники делали первые эскизные намётки общего вида судна и для того чтобы яснее ощутить их в объёме, тут же лепили из пластилина макеты будущих кораблей.
Никто не хотел идти по пути полной аналогии с авиацией. Корабль, даже летящий по воде, не подобен воздушному лайнеру. На реке есть берега. И потом, пока судно не выйдет на крылья, оно плывёт по реке, как обычный теплоход. И всё-таки крылатые корабли уже стали походить на корабли воздушные больше, чем на речные.
Осенью 1959 года начались ходовые испытания. Решили провести корабль до Волгограда, оттуда по Волго-Донскому каналу пройти в Дон, затем спуститься в Азовское, а из него в Чёрное море.
Ростислав Евгеньевич стоял у руля. Он имел удостоверение почетного капитана судов на подводных крыльях, позднее прошел полный курс летной подготовки и мог грамотно управлять экранопланом.
Всегда управляя своими кораблями при испытаниях, старался первым убедиться в их надежности. А министерское начальство уже обвиняло строптивого конструктора в высокомерии и недоверии к другим. Правда, пока властвовал Хрущев, нечасто и без выводов.
Благополучно пройдя Волгу и Дон, на Азовском море «Метеор» попал в шторм и выдержал. "Метеоры" пошли в серию.
Пятнадцать лет две тысячи человек под руководством Алексеева ежегодно проектировали, строили и испытывали по пятнадцать -двадцать моделей.
Главный считал, что критерием истинности для инженера является серийное производство его изделия, и один за одним на реки и моря выходили "Метеоры", "Ракеты", катера "Волга", "Комета", "Спутник", "Буревестник" и "Восход" - по формуле "В год — пароход!", и каждый из них — лучший, а нередко единственный в мире в своем классе
Модель "Ракеты" и катер "Волга" были представлены на Всемирной выставке "Человек и прогресс" в Брюсселе, где им была присуждена Золотая медаль.
Высокие эксплуатационные качества "Ракеты" были подтверждены выдачей сертификата английского Министерства торговли.
В 1961 году десять сотрудников во главе с "Главным" за создание скоростных судов на малопогруженных подводных крыльях стали лауреатами Ленинской премии.
Вскоре Ростиславу Алексееву присвоили ученую степень доктора технических наук. Теперь его уважительно называли не только "Адмиралом" и "Главным", но и "Доктором."
" На вечеринку, посвященную высокой награде, папины друзья принесли торт, на котором кремом было написано "Слава — Славе!" и... коробку, - вспоминает дочь конструктора. - Там находится самый точный измерительный прибор", - сказали ему. Когда открыли коробку, оттуда выскочил кот по кличке Атом.
В ЦКБ было принято первым на новое судно запускать кота. Конструкторы считают, что животное всегда ляжет на то место, где есть какие-то недоработки и неполадки."
Имя его было засекречено многие годы. В 1966 году под чужой фамилией и по "левому" паспорту конструктор побывал в Англии, на выставке достижений судостроения. Там захотел "порулить" аппаратом на воздушной подушке, а когда не разрешили, положил свои руки на руки водителя. И понял, как управлять судном.
Свои идеи обычно проверял на окружающих. "Мысль должна овладеть массами", - повторял он известный лозунг и разъяснял преимущества задуманного судна... уборщице или вахтеру. Если они не понимали, значит, "идея "сырая", надо думать еще."
...Скоростной барьер судна на подводных крыльях – около ста километров в час. Алексеев решил идти дальше.
А ведь можно было остановиться. Всё есть. Слава, деньги. Награды. Статус. Зачем бросаться в риск и неизвестность? Но скорость давно стала его idea fix . Разве он мог остановиться?
Продолжение:http://www.proza.ru/2016/12/26/65
Свидетельство о публикации №216122200102
С увлечением продолжаю читать Ваши рассказы о замечательном конструкторе и человеке.
Знаете, наверное, не зря о людях того поколения кто-то сказал, что "они могли штурмовать небо" (и в прямом и переносном смысле), и ведь действительно - небеса, во всех смыслах, покорялись им.
Как не просто начинать совершенно новое дело, когда вокруг почти никто не верит, и все равно браться за него и... побеждать. Удача любит упорных.
Нет другой такой страны, где ба так массово строились суда на воздушной подушке, и нет другой такой страны, где в те времена появилось бы другое, еще более грандиозное детище Алексеева. (Замечу с сожалением - тогда - нет, но сейчас такие проекты за рубежом активно прорабатываются, причем с неплохим финансированием).
И еще замечу, по поводу "конструкторов, ушедших в цеха" - какое же знакомое состояние...)
С уважением,
Сергей Макаров Юс 22.02.2021 09:17 Заявить о нарушении
Я в последней главе немного коснулась темы возрождения созданного Алексеевым. Сейчас всё потихоньку движется вперед. И военные, и спасатели используют кое-что. Жаль только, медленно.
Причина, я думаю, в том, что он опередил своё время. Гении, наверное, всегда опережают. А система... Она ведь бессильна перед их открытиями. Они вечны. Потому возрождаются даже после смерти своих создателей.
Безумно жаль, что создателю так редко в полной мере удается получить собственное признание.
Но у нас на нижегородчине Алексеева помнит народ. И будет помнить. Уверена.
Людмила Лунина 22.02.2021 10:06 Заявить о нарушении