О высокой морали. Часть 10-я

Сатирическим пером

О ВЫСОКОЙ МОРАЛИ
или
ИХ НРАВЫ

Часть 10-я

Что в имени тебе моем ?
/ деньги не пахнут /

Каждый артист имеет вполне человеческую фамилию. Она получена им при рождении и записана в его паспорте.
Во все времена артисты использовали псевдонимы. Старались выбирать наиболее благозвучные, соответствующие роду их деятельности. Они должны были подчеркивать специфику работы. Ее изысканность, утонченность, одухотворенность, возвышенность. Мир чувств, эмоций и желаний, отстраненность от всего суетного, земного. Истомина, Быстрицкая, Кристалинская, Валерия, Жасмин, Витас. Этот список легко продолжить и сделать его значительно длиннее.

Я долгое время считал, что романтическо - музыкальное слово “бледанс” известная российская киноартистка взяла себе в качестве псевдонима. Наши мастера искусств любят использовать разные необычные словечки, даже, как говорится, режущие слух, чтобы привлечь к себе дополнительное внимание публики.
Но потом вдруг оказалось, что “бледанс” – настоящая фамилия Эвелины. Для меня это было полной неожиданностью.

Я не знаю, что означает слово “бледанс” в переводе с языка родителей Евелины. Но, по здравому уму, это как раз тот случай, когда следует воспользоваться псевдонимом.
А пока что, когда я слышу “Бледанс”, у меня возникают определенные ассоциации. К высокому искусству они отношения не имеют.
Даже когда рыбу называют нототеньей и тем более простипомой, слышать это уже неприятно. Тем более произносить такие слова.

Если бы я не знал, кого обозначает слово “бледанс”, то расценил бы его, как новомодное ругательство. Тем более, что первые буквы созвучны с нецензурным выражением, которое широко известно в народе.

Спасти Бледанс от недоуменных взглядов и немых вопросов может только ее красивое имя Эвелина. Но это с одной стороны. Потому что с другой такое имя лишь усугубляет положение дел. На его фоне слово “бледанс” звучит еще более отвратно.
Так они и сосуществуют. Бледанс и Эвелина. Два несовместимых по звучанию слова, по сути антиподы.

Не сильно отстали от той “звезды” и некоторые другие любимцы публики. В том числе Распутина Сукачев и Бабкина.
Никто не мешал носителям таких “псевдонимов” выбрать себе что-нибудь более подходящее. Возможностей для этого у них было достаточно. Как говорится, русский язык богат и могуч. На его словарный запас никогда не жаловались даже Пушкин и Лермонтов. А разным “бледансам” должно хватить тем более.

Все-таки принадлежность человека к искусству обязывает его не только к приличному внешнему виду и надлежащему поведению, но и называть себя соответственно. Не хочу кому-то показаться консерватором и даже занудой, но тем не менее осмелюсь утверждать, что псевдоним артиста должен отличаться от “погоняла” криминального элемента. Не только его смыслом, но и звучанием.

Похоже, некоторые труженики кино, эстрады и театра намеренно выбирают себе столь неприглядные псевдонимы, чтобы привлечь на свои выступления дополнительных зрителей. Расчет явно на то, что ряд граждан, услышав загадочное, интригующее, многообещающее слово “бледанс”, из простого любопытства захотят посмотреть, что же это такое.

Известные артисты часто снимаются в телерекламе, даже низкопробной. Хотелось бы знать, зачем они это делают. Если из-за денег, то на голодающих такие люди не похожи.
Славы у любимцев публики вроде бы тоже достаточно. К тому же их участие в телерекламе ее вряд ли увеличит. Разве что скандальную.

Все та же Волочкова прогремела в телерекламе своей фразой “поцелуй меня в пачку”. Она как-то не сочетается с теми высокими чувствами, которые балерина изображает на театральной сцене с помощью танцев.

В телерекламе соседство известных артистов, претендующих в своем основном занятии на одухотворенность, с обыденными, приземленными вещами, вредит их творческому образу и даже просто репутации. Они сами себя “опускают”.

Хороший, уважающий себя художник, никогда не станет выполнять малярные работы. Так же и артист с большой буквы не опустится до занятий, которые ниже уровня его мастерства и моральных принципов. Он всегда найдет, на что потратить время и силы со значительно большей пользой.

Прошли те времена, когда труженики искусства занимались творчеством в основном ради него самого. Они получали от этого моральное удовлетворение и совершенствовали свои артистические способности.
Теперь на первое место вышли деньги. Они встали над искусством, полностью подчинили себе основную часть его создателей. К “баблу” стремятся любыми путями, даже самыми беспринципными, лишь бы получить его побольше и как можно быстрее. Теперь на творчество вдохновляет оно, а не Музы. В результате качество подобных “произведений” у их авторов получается соответствующим. Они уже сумели опустить значительную часть публики до своего низкого уровня. Это видно по восторженной реакции многих зрителей на примитивные шутки, невразумительные песни и неуклюжие танцы.

Некоторые мастера эстрады умудряются давать по 70 и более концертов в месяц. Столь активная, напряженная деятельность вызывает удивление, недоумение и, естественно, вопросы.
Конечно, можно объяснить такую частоту выступлений на сцене стремлением осчастливить своим искусством как можно больше зрителей. Но все же в этой судорожной, лихорадочной гонке просматривается прежде всего материальный, корыстный, шкурный интерес.

Если человек, только что прибывший из блокадного Ленинграда, спеша и давясь, набивает свой рот пищей, его еще можно понять. Но когда сытые, благополучные, в общем-то и так уже все имеющие люди проявляют неуемную, чрезмерную, запредельную жадность, это уже, как говорится, диагноз.

К тому же слишком большое количество концертов в единицу времени приводит к большой утомляемости артистов. В результате падает уровень их и без того часто некачественных выступлений. Искусство превращается в ремесло, конвейерное производство и даже халтуру.

Когда-то один из журналистов высказал Богдану Титомиру, кумиру многочисленных поклонников определенного культурного пошиба, что на эстрадной сцене большое количество разного мусора под видом песен, танцев и юмора. Он ответил коротко и ясно : “Пипл схавает”. Тем самым Титомир довольно точно выразил свое истинное отношение к уровню не только персональных фанатов, но и личному творчеству.

Столь высокая самокритичность, конечно же, похвальна. Вот только дальше этого, как обычно, дело не пошло. Качество выступлений Титомира не улучшилось. То же самое можно сказать и о всех остальных артистах.

С тех пор фраза “пипл схавает” стала крылатой. Она является лучшим достижением Титомира в его творчестве. Жаль только, что это не имеет к искусству непосредственного отношения. Скорее Титомир обогатил отечественную литературу. Тот ее раздел, который негласно называется “Народный фольклор”.
Если Титомир и останется в памяти народной, то только благодаря своей крылатой фразе. Большинство его коллег по сцене не войдет в историю даже таким способом.

Надо сказать, что творческое кредо “пипл схавает” имеется не только у Титомира. Оно главенствует у многих, если не большинства, артистов эстрады.
По сути таким же принципом в своей трудовой деятельности руководствуются и наши власть имущие. Когда я вижу, сколько людей, после соответствующих пропаганды и агитации, радостно участвует в выборах, как старательно отмечается в списках, важно бросает бюллетени в урны, а потом возвращается домой с надеждой, что новые депутаты Верховной Рады и нижестоящих будут лучше предыдущих, то вспоминаю фразу Титомира “пипл схавает”. В нашей действительности она является по сути универсальной, потому что применима во многих сферах общественной жизни.


Рецензии