О высокой морали. Часть 44-я

Сатирическим пером

О ВЫСОКОЙ МОРАЛИ
или
ИХ НРАВЫ

Часть 44-я

Век живи – век учись
/ бабушка надвое сказала /

Наши граждане, мягко говоря, весьма своеобразно ведут деловые отношения между собой и выполняют взаимные обязательства. Это тоже характеризует уровень морали в обществе.

На постоянное жительство в Днепропетровск я переехал к жене в 1985г. Своей квартиры у нее не было. Она проживала с матерью в 2-х комнатной “хрущевке”. Поэтому с самого начала нам было тесновато. Особенно после рождения в 1986г. сына Юры. Маленькая кухня и проходные комнаты “хрущевки” – не то место, где можно, как говорится, разгуляться.

Естественно, довольно быстро у нас появилась идея обменять квартиру на большую. Понятное дело, с доплатой.
Несколько лет мы искали приличный вариант. Но каждый раз нам предлагали что-то не подходящее. Далеко от привычного места жительства. Не устраивала сама квартира. Или запрашивали слишком большую сумму в качестве доплаты.

Однажды мы поехали смотреть очередную квартиру, предложенную нам для обмена. Но еще с порога в нос ударил острый, неприятный запах. Хозяйка квартиры оказалась большой любительницей домашних животных. У нее проживало с полдесятка кошек. Нетрудно представить, какая стояла вонь. С такой “хозяйкой” не хотелось не только меняться, но и вообще находиться в ее квартире сколь-нибудь значительное время. Поэтому наша встреча закончилась ничем. Мы только зря потратили время и силы на дорогу туда-обратно.

Потом мне сказали, что та хозяйка “меняется” уже несколько лет. Для нее это не более, чем развлечение. Она живет одна, ей скучно. Поэтому хозяйка периодически дает объявления в газеты об “обмене”. В результате к ней приходят люди, с которыми можно поговорить на самые разные темы. В том числе о политике, экономике, погоде и видах на урожай.
С кошками так приятно не пообщаешься. Как известно, они сами по себе.

Одновременно с поисками варианта для “обмена” я встал в Жовтневом исполкоме в очередь на получение кооперативной квартиры. Номер у меня был не очень большой. Но дело осложнялось тем, что уже началась “перестройка”. Как следствие, строить такого жилья стали значительно меньше.
За несколько лет наша очередь на кооперативную квартиру продвинулась мало. Простой арифметический подсчет показывал, что при таких темпах мы ее получим лишь через несколько десятков лет.

Я иногда ходил в Жовт. исполком проверить, насколько продвинулась моя очередь на жилье. Это стало своеобразным ритуалом, который повторялся несколько раз в году. Пользы от него не было никакой, только напрасная трата времени и сил.
Посещать райисполком имело смысл лишь для успокоения души. По принципу “сделал дело –гуляй смело”.

Помню, давно, еще при советской власти, во всесоюзном сатирическом журнале была напечатана примечательная заметка. В ней сообщалось о каком-то гражданине, который двадцать пять лет стоял в очереди на квартиру. Потом его из нее вычеркнули по непонятным причинам. В освободившуюся графу вписали фамилию другого нуждающегося в жилплощади. Заметка называлась “Постоял в очереди сам – дай постоять другому”.

В разгар перестройки стала возможной приватизация жилья и его продажа частным лицам. К тому времени я уже довольно долго занимался коммерцией и скопил достаточную сумму, чтобы купить однокомнатную квартиру в Днепропетровске. В 90-е годы прошлого века она стоила во много раз дешевле, чем теперь. Это сейчас за те же самые квадратные метры, качество и место нахождения жилья придется выложить 25-30 тыс. долларов.

Отдельной большой проблемой был поиск подходящей квартиры для ее покупки. Несмотря на то, что предложений хватало, найти приемлемый вариант мне не удавалось несколько месяцев. За это время где я только ни был, с кем ни встречался. Меня даже водили в дома, которые имели не жилой, а скорее аварийный вид. Или показывали квартиры, где, судя по характерным следам, ранее был пожар, наводнение или погром.

Мне попадались и явные жулики. Они подсовывали мятые, маловразумительные бумажки, уверяя, будто “все в порядке”. Но по жуликоватым физиономиям, хитрым улыбочкам и бегающим глазкам было видно, что главное для их владельцев –получить с меня деньги. А дальше, как говорится, ищи ветер в поле.

История с поиском квартиры для покупки закончилась успешно, неожиданно и весьма оригинальным образом. Как-то я лежал дома на диване и читал газету. Чтобы не было скучно, за моей спиной был включен телевизор. Вдруг я услышал, что оглашают объявления о продаже жилья. Я стал слушать, как говорится, в полуха. Одно объявление меня заинтересовало. Все основные данные соответствовали моим пожеланиям. Я быстро повернулся к телевизору своей лицевой частью и успел запомнить номер телефона продавца той квартиры. Сразу же позвонил по нему. Оказалось, что квартира находится в нашем доме.

Действительно, жизнь полна неожиданностей. Она даже богаче любой, самой буйной фантазии. Я два месяца искал подходящий вариант по всему городу. А нашел его чуть ли не за стенкой своей комнаты.

В тот же день я сходит к Б., хозяйке той квартиры. Как говорится, надо было ковать железо, пока оно горячо. Иначе могли появиться другие желающие.
С виду Б. была вполне адекватной и приличной бабулей. Тем более, что, по ее словам, она до выхода на пенсию работала в системе Горисполкома.

Казалось бы, в этой долгожданной, даже волшебной для меня сделке с Б. я предусмотрел все возможное. Заранее выяснил в подробностях, как происходит покупка квартиры. Для этого меня неоднократно консультировали люди, которые уже занимались подобными вопросами.

Далее я длительное время подыскивал подходящую квартиру. Потом заключил с ее хозяйкой Б. Договор купли - продажи. Мы заверили его у нотариуса. У меня даже было с Б. отдельное письменное соглашение, которое содержало ряд дополнительных условий.

Вроде бы меры предосторожности, которые я принял, исключали разные неприятные неожиданности при покупке квартиры и в дальнейшем. Тем не менее избежать их мне все равно не удалось.

Получив от меня деньги, Б. поступила очень необычно. Она несколько месяцев не забирала из уже проданной квартиры свою мебель. Это сильно мешало мне заниматься ее обустройством.

Правильно говорят, что жизнь полна неожиданностей. Никто от них не застрахован, будь он даже семи пядей во лбу. В общем, знал бы, где упаду, соломки бы себе подстелил.

Я несколько раз предупреждал Б, что далее не намерен терпеть ее своеволие. Но она должным образом не реагировала, видимо, решив превратить уже проданную квартиру в бессрочный склад для своих пианино и серванта. Мне не оставалось ничего иного, как выставить их на лестничные площадки. Для своих соседей я повесил записки, в которых сообщил, чье это имущество и почему оно вынесено из бывшей квартиры Б. В них даже указал ее номер телефона.

Сердобольные соседи в тот же день позвонили Б. Она быстро нашла время и возможности, чтобы забрать свое имущество из проданной мне квартиры. На следующий же день лестничные площадки уже были от него освобождены.

На этом чересчур деятельная, предприимчивая Б. не успокоилась. Она подала на меня иск в Жовтневый суд. Якобы я ей что-то не вернул. В том числе какие-то пустые коробки и стеклянные банки, которые валялись на балконе.

Дело слушалось неоднократно и довольно долго. В результате Жовт. суд обязал меня вернуть Б. только уличный термометр. Он висел снаружи кухонного окна. Б. ни разу не просила отдать его ей. Не обращалась она ко мне по поводу термометра и после решения суда.

Тот самый случай, когда, как говорится, гора родила мышь. Б. много чего безосновательно пыталась получить от меня с помощью суда. Но она была вынуждена удовольствоваться лишь термометром. Причем только на бумаге.

Трудно в это поверить, но при рассмотрении дела “о не возврате имущества” дошло до того, что судья А. незаконно арестовал меня на 15 суток. Ему показалось, что я не являюсь в его заседания без уваж. причин. Действительности это не соответствовало и было очевидным измышлением.

В дальнейшем председатель апелляц. суда отменил Постановление о моем аресте как незаконное. После чего я подал заявление о возмещении причиненного морального ущерба. Трудно в это поверить, но его направили все тому же судье А. Надо ли говорить, что он необоснованно отказал мне. Ничего удивительного в этом нет. Потому что А. рассматривал вопрос о возмещении мне ущерба, который он же и причинил своим произволом. Поэтому не могло быть и речи о беспристрастности и объективности его “разбирательства”.

Апелляц. суд отменил решение А. как незаконное. Он направил дело на повторное рассмотрение. После чего другой судья Жовт. р-на возместил мне моральный ущерб.
В конечном счете за каждый день безосновательного ареста взыскана с госбюджета страны сумма в гривнах, эквивалентная 50-ти долларам по курсу того времени. Я ее получил.

Эта поучительная, забавная и одновременно нелепая история о покупке квартиры, административном аресте и уличном термометре была столь необычная, вопиющая и беспрецедентная, что она даже привлекла внимание прессы. Газета “Украина молодая” 13.06.98г. напечатала резко критическую статью в мою защиту. Ряд других изданий тоже опубликовал аналогичные материалы. Они так и называются – “Дело о термометре”.

Потом выяснилось, что Б. судилась не только со мной, но и другими гражданами. Ее иски были по поводу каких-то решеток и еще чего-то. Всех “дел” Б. я не знаю. Никогда не задавался целью их выяснить.
Как говорится, привычка – вторая натура. Если у человека склочный характер и заняться ему нечем, остается только предъявлять суд. иски ко всем подряд.


Рецензии