О возможной причине катастрофы самолета ТУ-154

          Избежать катастрофы может только тот, кто считает ее возможной.
                /Вильгельм Швебель/
                      
            Наш страх перед катастрофой лишь увеличивает ее вероятность.
                /Бертран Рассел/
                        Целью статьи является:
     1. Информировать специалистов о многолетних исследованиях причин неопознанных летающих отказов (НЛО) в гировертикалях самолетов Ту-154.
     2. Напомнить о роли надежности авиационной техники, эксплуатируемой после разрушения СССР, и необходимости создания в рамках СНГ межгосударственной системы обслуживания, ремонта и замены комплектующих приборов и систем.
     3. Поддержать мнение, что рост количества авиакатастроф сильнее зависит не от увеличения перевозок и использования старой техники, а от уровня работы диагностических и эксплуатационных служб авиакомпаний, а также от ускорения НИР и ОКР по созданию новых летательных аппаратов, бортового оборудования и технологического оборудования к ним.
           --------------------------------------------------
     Автор принимал участие при выполнении ряда НИР и ОКР, связанных с исследованием причин многочисленных отказов малогабаритных гировертикалей (МГВ) на самолетах Ту-154 и других.

     Гировертикаль - гироскопический прибор, предназначенный для определения направления истинной вертикали места (направления силы земного притяжения в данной точке земной поверхности) или плоскости горизонта, а также измерения углов наклона объекта относительно этой плоскости. Используется для выдачи углов крена и тангажа в системы управления самолётом.
                ----------------------------------
     Предлагается следственному комитету проверить одну из вероятных версий о причине последней катастрофы самолета ТУ-154 при вылете из аэропорта Адлер после дозаправки самолета топливом.
      
     За последние годы накопилось много негативных фактов о том, что, созданная ещё при СССР авиация и ракетно-космическая техника, нередко, из-за политических, ведомственных разногласий и амбиций, эксплуатируется без необходимого технического обслуживания и метрологического контроля, а причины аварий и катастроф летательных аппаратов, в том числе ракетных комплексов, рассматриваются без строгих научных и экспериментальных проверок, расчетов и исследований.

     Прикрываясь человеческим фактором, необоснованно объясняется парадокс технического прогресса последнего времени, при котором рост количество авиакатастроф растет, несмотря на внедрение множества технологий по надежности и безопасности, но оправдывается увеличением авиакосмических перевозок в мире, а не отсутствием должного уровня авторского надзора за эксплуатацией летательных аппаратов и снижением качества и объективности расследований причин аварий и катастроф. И чем суровее условия и режимы эксплуатации технических объектов, тем более резко проявляется указанный парадокс.

     Подтверждением этого являются результаты исследований авиакатастроф воздушных судов, которые показывают следующую характеристику летных происшествий: во время разгона происходит 18 процентов аварий, в процессе взлета 11 процентов, при наборе высоты - 7 процентов, во время горизонтального полета - 5 процентов, при снижении - 3 процента, при заходе на посадку - 12 процентов, при посадке - 16 процентов и, наконец, при приземлении - 25 процентов. Половина пассажиров, погибших в катастрофах реактивных лайнеров в 1981-1990 гг., лишились жизни в самолете, который врезался в землю.

     Используя статистику отказов в эксплуатации МГВ, можно показать, что наиболее высокий уровень их отказов (сотни по всем самолетам в аэропортах СССР) находится на участках полета воздушного судна, когда возникают дополнительные линейные и угловые виброускорения (запуск двигателя, разбег, взлет, набор высоты).

     Внешнее проявление отказов МГВ в полете на самолете Ту-154 связано, как правило, с выпадением бленкера на пилотажно-командном приборе ПКП-1 и с высвечиванием транспаранта «отказ МГВ» на блоке контроля.

     Исследования отказавших приборов МГВ на вибростенде, а также утверждения пилотов, показали, что самопроизвольный «завал» гировертикали в момент отказа сопровождается повышенным дрейфом её двухгироскопной платформы от направления вертикали.
     Особенно следует отметить тот факт, что почти 2/3 всех многочисленных отказов МГВ, при поиске неисправностей штатными средствами диагностики, не подтверждаются. По данным НЭЦ АУВД среди характерных неисправностей МГВ, указанных в технических актах, 94 % из них отнесены к производственно-конструкторским неисправностям. 

     Приведенные данные позволяют сделать вывод, что наиболее «слабым звеном» в существующей системе управления самолета ТУ-154 следует считать малогабаритную гировертикаль, информация с которого выводиться непосредственно для пилота на пилотажно-командный прибор приборной доски.

     Если МГВ имеет повышенный дрейф на вибростенде, то при наличии перегрузок или при изменении вибрационных характеристик корпуса самолета, в месте установки МГВ, тем более после дозаправки топливом, скорость дрейфа гировертикали может измениться и многократно превысить допустимый уровень.

     В этих условиях пилот, руководствуясь только показаниями командного прибора на приборной доске, вместе с самопроизвольным «завалом» МГВ будет вынужден осуществлять неконтролируемый «завал» всего самолета, не осознавая этого до самой последней секунды. Получать же и сравнивать информацию командного прибора, при выполнении "сложной фигуры высшего пилотажа", с какой либо другой дополнительной информацией об ориентации самолета относительно земли у пилота нет никакой возможности, ни физической, ни технической.
     Подробнее по вопросу отказов бортовых гировертикалей и путей повышения из надежности и качества читайте статью по адресу:
                http://www.ragianavtika.narod.ru/nlo.htm

                     ------------------------------------------
            ПРОЕКТЫ РАГИЯНАВТИКИ И РАГИЯСТРОЕНИЯ В 21- 22 ВЕКАХ СТАНУТ
                НАЦИОНАЛЬНЫМИ ИДЕЯМИ МНОГИХ МОРСКИХ ГОСУДАРСТВ
          Проекты и изобретения, прогнозы, гипотезы и программы развития новых
     направлений науки и техники в области рагиянавтики и рагиястроения,
     опубликованы на страницах сайта Интернет-НИИ "Рагиянавтика":
                http://www.ragianavtika.narod.ru/
              


Рецензии
Здравствуйте т.Агарёв! Вся беда в том,что ни единому слову нашего
официоза нельзя доверять.Враньё,враньё и ещё раз враньё! Ведь
договорились до того,что опытнейший военный лётчик при взлёте в
облачную погоду мог принять отражённые в воде звёзды за ночное небо!!!
Если пожелаете,ознакомьтесь с моей дилетантской статьёй "Бескрылая Россия".

С уважением

Алексей Николаевич Калугин   05.06.2017 06:52     Заявить о нарушении
Спасибо. Прочту Вашу статью. Вы правы, говоря, что кругом нас лжецы. Они по-другому жить не могут, а с теми, кто добивается от лжецов правды, борются организованные преступные группы. Из моих публикаций по теме "борьба с бюрократизмом" это наглядно видно.

Владимир Агарёв   05.06.2017 11:56   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.