Авиакатастрофа Ту- 154. Сирия не принимает

Рождественское утро принесло совсем не благую весть. Вылетевший из Сочи самолет Ту - 154 через три минуты полета пропал с экранов диспетчерских радаров. Отчаянные попытки связаться с экипажем не помогли, ещё через несколько минут стало ясно — самолета больше нет физически.

Новогоднего праздника не будет в домах, театрах, больницах, казармах и на авиабазе со странным названием Хмеймим. Вместо фужеров с шампанским — рюмка водки не чокаясь. За души летчиков, военных, журналистов, артистов и доброго доктора Лизу. В этой трагедии много чего намешано. Мистика и суровая действительность, Рождество и Новый год, Сочи и Сирия, погода и керосин.

Все началось как всегда с благих намерений - поздравить с Новым Годом российских военных, борющихся с международным терроризмом в Сирии. На борт самолета были загружены подарки, лекарства и много чего ещё, нам неизвестного, но предполагаемого.

В салоне самолета расположились военные, журналисты, солисты ансамбля песни и танца имени Александрова, врачи. В тесноте, да не в обиде. Кто-то весело крикнул «Поехали» и самолет взлетел из аэропорта Чкаловский под Москвой. Курс на Сирию! Но не сразу.

Первая проблема была предсказуемой и решаемой — в братской Сирии маловато  керосина, всего лишь трохи для сэбэ хватает. Мы не нахлебники, нужно где-то подзаправиться до полных баков, чтобы хватило на полет туда и обратно. Обычная схема — посадка в российском Моздоке, на военном аэродроме.
 
При подлете к Моздоку проявилась вторая проблема. Бесцеремонно вмешалась погода и самолет ушел на запасной аэродром Сочи. Но отстаиваться некогда, Новый год на носу. Короткая остановка, дозаправка — пора в дорогу! Теперь точно на Восток!

Промежуточная посадка отбрасывает две популярные версии катастрофы: перегрузка и некачественное топливо. Кроме топлива в самолет ничего не дозагружали, а топливом в Сочи питаются десятки самолетов и ни от кого жалоб не поступало.

Полет из Сочи до Сирии должен был проходить кружным путем, не напрямую через Турцию. Турки хоть и опять наши заклятые друзья, но военные самолеты России не пропускают. Ничего, у нас много друзей в мире и маршрут до Сирии проложен через Азербайджан, Иран и Ирак.
Взлетел борт в 5.40 утра из Адлера (аэропорт Сочи). Согласно схеме пилотирования, после набора 2000 метров нужно совершить правый разворот, потом ещё один правый и...
Успели набрать 2000 метров, выполнили правый разворот, пошли вдоль береговой линии к точке очередного разворота, но через три минуты метка самолета исчезла, а вместе с ней исчез и сам лайнер. Его обломки нашли недалеко от береговой линии, в районе Хосты. Увы, но рождественского чуда не случилось — никто из пассажиров и экипаж второго дня рождения не отметит. Погибли все...

Приношу свои соболезнования семьям погибших, их друзьям, родственникам. Пусть земля всем погибшим будет пухом.

Попробуем деликатно разобрать возможные версии катастрофы.
Первое, что приходит на ум при упоминании Сирии — угрозы террористов взорвать Россию. Официальные лица сразу отмели возможность теракта. Большой генерал минобороны так прямо и объяснил: теракт невозможен, потому что российский самолет летел над российской территорией.
Слишком патриотично, но скорее всего это утверждение соответствует действительности. Поражение самолета из переносного зенитного комплекса? В Сочи, с моря? Да ещё и борт оказался в Сочи случайно, сел на запасной из-за непогоды в Моздоке.

Закладка в багажнике, салоне? Загрузка борта шла в Чкаловском, на военном аэродроме. Предательство? Но как рассчитать время взрыва? И почему не рвануло на эшелоне при перелете из Чкаловского в Моздок?
Полностью отбрасывать версию нельзя, но стыкуется плохо.

Что ещё можно обсудить? Техническая неисправность.

Действительно, самолет не первой свежести, ему аж целых 33 года. Но в 2014 году борт прошел капремонт, прилетался. Последние два года сновал челноком между Россией и Сирией. Да и дефект должен быть настолько серьезным, чтобы буквально в считанные секунды создать катастрофическую ситиацию, не дав экипажу даже возможности выйти на связь.

Если читатели не знают, то экипаж Ту - 154 состоит как минимум из четырёх человек. Каждый имеет возможность выйти в эфир и доложить о проблеме. На случай отказа всего всего — есть аварийные радиостанции на аккумуляторах. Вспомните легендарный советский фильм «Экипаж» с Жженовым и Филатовым. Фильм как раз про Ту - 154! Они взлетели с поврежденным фюзеляжем. И они сели!

Молниеносная катастрофа возможна при отрыве консоли крыла, при отрыве хвостового стабилизатора. Но это фантастическая ситуация. Силовые элементы должны прогнить, а этого никто не заметил при ремонте? Бред!

Что ещё? Пусть отказ сразу всех трех двигателей! Пусть! Но запас высоты есть, можно начать планирование, пытаться запустить двигатели. Это несколько минут жизни, можно и нужно связываться с диспетчером, объявлять «Мейдей». Пытаться приводниться на море, тем более шторма не было. Но пилоты почему-то молчали.

Как водится, поговорим о погоде? В Сочи плюс 5, осадков не было. За три минуты полета самолет не успеет обледенеть. Версия отпадает.

Следующая версия. Ошибка пилотирования.
Опять же ошибка должна быть какой-то идиотской, не логичной. Пилот должен тянуть штурвал на себя до упора, задирать нос самолета и терять скорость. В кабине будет орать сигнализация, мигать табло, трястись штурвал, но экипаж продолжит гнуть свой тангаж! Чего ради? Сочи не Сирия, опасаться ракеты в сопло двигателя на всякий случай? Кабина пилотов все же не палата № 6.

Большой крен, крутой вираж? Опять тот же вопрос — зачем? Есть схема выхода из зоны аэропорта. Обозначены высоты, расстояния до точек разворота. Все штатно, без давай-давай.

Вот, пожалуй, и почти все версии. Есть ещё одна, но о ней чуть позже. Сначала версия официальная.

Почти на все сто процентов уверен, что официальной версией будет ошибка пилотирования. Та версия, которая не раскачивает общество, но вводит самолет в крен больше допустимого. Потеря скорости, сваливание на крыло. Такая версия устроит многих. Ну почти всех! Людям свойственно ошибаться. Летчики должным образом не отдохнули. Раннее утро, плохая видимость, потерян контроль за скоростью...

А тех, кто не верит официозам, адресую к последней версии. Она, кстати, не очень оригинальная. Несчастный случай! Случайное стечение обстоятельств. Именно стечение. Не понятно?

Давайте заглянем в багажник Ту — 154 перед погрузкой в Чкаловском. Лучше всего — в задний. Представители минобороны заявляли о подарках к Новому году, об актерском реквизите и лекарствах. Какие лекарства, в какой таре? Могли быть жидкости? Вполне!

А что ещё могло быть в багажнике? Сослуживцы могли переправить коллегам для фееричной встречи Нового года немного фейерверков? Чтоб в 12 ночи 31 декабря бабахнуло так бабахнуло! Всем террористам назло!

А несколько канистр с жидкостью крепостью 96 градусов? Неужто никто втихую не втиснул между реквизитом и коробками? Порадовать ребят на Новый год! Что-то протекло, что-то смешалось. Достаточно одной искорки статического электричества, чтобы вспыхнуло и рвануло.

Не может быть? И представители минобороны отрицают? Да мы и не настаиваем. Мы тоже в душе приверженцы официальных версий и окончательных итогов расследования. Правда, их дождаться становится все труднее и труднее.
Будем беречь себя, беречь своих близких. Насколько это возможно в нашем неспокойном мире. И уповать на судьбу.

Вечная память всем погибшим в авиационных катастрофах!
 
   


Рецензии
Два раза пропустил этот рассказ, но решил выразить свое мнение.
Я не имею отношение к авиации, но у меня отличная память.
Помню статью в какой-то газете об этой авиакатастрофе, об особенностях приземления и взлета аэродрома Адлер.
Об особенностях самолета ТУ-154 на взлете и почему не было пассажирских кресел в заднем салоне.
Также о том, почему пассажиры не выходили из салона во время "дозаправки" самолета..
Также свидетельства очевидца который весьма удивился кульбитам самолета перед падением, о чем были последние слова пилота о закрылках..
Может это и правильно прикрываться гостайной, а чем прикрыть количество невинных жертв.. ((

Бадма Утегилов   16.06.2023 11:00     Заявить о нарушении
Большое спасибо Вам, Бадма, за интерес к авиации.
Увы, но интересы государства всегда будут преобладать над интересами
людей.
Мирного нам всем неба над головой!

Дмитрий Ятокин   18.06.2023 07:42   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 42 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.