Образ северной женщины
В финно-угорских мифах, в карельском фольклоре и эпосе «Калевала», женщина выступает героиней и значимой участницей многих сюжетов. Именно образ многомудрой и суровой, практичной и умелой, а иногда смекалистой и хитрой женщины представлен в карельских песнях, в эпических рунах и в сказках.
Анита Конкка, писательница из Финляндии, исследуя женские образы в эпосе «Калевале», с обидой отмечают, что в эпосе она не обнаружила женщин, которыми можно было-бы восхищаться: «У женщины в «Калевале» нет собственной воли, нет эротических чувств, нет своего «я» и это традиция». Не соглашусь с этим утверждением в отношении карельских женщин.
В основе женских образов, отраженных в карельском фольклоре и эпосе «Калевала» просматриваются глубинные контуры материнского начала, верности роду и своей семье. Это проявляется через такие ценности, как скромность и доброта, твердость и практичность.
Вспомним Лоухи — хозяйку Похъёлы из эпоса Калевала, обладающую великими чарами. НепОнятая и оболганная, представленная злобной противницей Вяйнемёйнена. А она по-сути, глава рода, хозяйка - мудрая женщина, которая любила своих детей, свое племя и ради него готова была на все:
«Лоухи, Похъёлы хозяйка, Северный народ сзывает,
раздает тугие луки, собирает меченосцев,
На корабль мужей сажает, снаряжает их на битву,
как птенцов выводит утка и ведет детей в порядке».
А образ Суометар, что значит "Дочь Суоми". Сказочно прекрасна и в то же время мудра и практична. Ей не чужд выбор мужа не только и не столько по любви, но и по надёжности и способности обеспечить и сохранить род. К ней явились свататься женихи: Месяц, Солнце и сын Полярной звезды. Месяц позвал девицу замуж "рассыпая то сиянье золотое, то серебряные звоны". Но Суометар отказала Месяцу: ведь он непостоянен:
"То широк лицом, то узок, по ночам привык шататься,
целый день во сне проводит, из-за этого, пожалуй,
никакой семьи не выйдет...".
Солнцу, поманившему Суометар в свои "золотые и серебряные избы", она тоже отказывает, сетуя на его "неподходящий характер":
"Летом мучает жарою, а зимой большим морозом.
Портит пору сенокоса непрестанными дождями.
Сушь великую напустит на овес, когда он зреет".
Соглашается дева пойти только за сына Полярной звезды, он:
«Пришелся ей по нраву, как хозяин бережливый,
и в семье как сын прекрасный у Медведицы на небе,
на спине у семизвездной".
Нравиться деве в сыне Полярной звезды его бережливость и отношения с матерью Медведицей. Отношение к женщине, к матери, определяло многое. Как к матери сын относиться, так он будет относиться и к жене.
Женщина была и есть хранительницей карельских традиций, обрядов, ритуалов, установленного порядка. Она обустраивала быт, воспитывала детей, вела хозяйство, и при этом соблюдала чистоту, была хранительницей домашнего очага. И это не воспринималось как однообразная и тяжелая обязанность.
О доле женщины в карельской семье – хозяйки дома – И. В. Оленев, автор путевых очерков о Карельском крае (1897 г.) рассказывает так: «женщина здесь пользуется большим почетом, и семейные ссоры редки. Это объясняется в значительной мере тем, что карельская девушка выходит замуж по своему выбору, а насильственных браков почти не бывает». Он с большой симпатией описывал собирательный портрет карелок: «Женщины очень стройны. Походка плавная, гордая. Выражение лица кроткое, застенчивое и вдумчивое».
Так воспета карельская девушка, невеста, женщина в эпосе «Калевала»:
«Славь, жених, судьбу благую
И хвали, что получил ты.
Чистая с тобой девица,
Ясная с тобой в союзе,
Белая в твоем владенье,
Статную ты охраняешь,
Сильную у сердца держишь,
Крепкая с тобою рядом..» (руна 24)
Ценнейшим качеством карельских девушек и женщин было их трудолюбие и мастерство. С незапамятных времен женщина карелка наравне с мужчиной делит все тяготы жизни. Недаром у карел бытовала и бытует до сих пор пословица - «С хорошей женой и решетом воду принесешь».
Домом, наряду с хозяином, руководила хозяйка – старшая из женщин, в ведении которой находились скот, приготовление пищи, хранение продуктов, изготовление одежды. Поэтому в народной культуре воспеваются не только и не столько красота женщины, а её мудрость.
Карельская женщина не уступала в силе и ловкости мужчинам, все хозяйственные работы она исполняла наравне с мужчинами, и потому карелка заслуженно пользовалась уважением, не позволяла пренебрежения к себе, не терпела несправедливой «науки» мужа, имела свободу в принятии решения, как в отношении себя, так и детей. Хозяин, муж, как правило, всегда советовался с женой «во всех важных делах». Это подтверждают сохранившиеся карельские пословицы и поговорки: «Без хозяина крыша валится, без хозяйки – изба остывает», «С хорошей женой живя – хорошеешь».
Уважительное отношение к матери, жене, сестрам воспитывалось у мальчиках с ранних лет. Мать была опорой детям, она могла дать мудрый совет, и передать традиционные правила семейной жизни. Женщина поддерживала авторитет мужчины, защищала его. Отношение детей к родителям, и особенно, к матери отобразились в пословице: «Благословение и молитва матери и со дна моря поднимут».
Память карельского народа хранит особое традиционное отношение к женщине. Она может вдохновить, удивить своей смекалкой, юмором и даже своими магическими возможностями. Эпические традиции проявляются в творчестве современных женщин Карелии. Очевидно, дело не только в образовании, а в зашифрованной на генетическом уровне памяти своего народа, в художественной генетике.
Картина художника Г. А. Стронка "Айно".
Свидетельство о публикации №216122601300
Горький пример - Украина.
Спасибо.
Сергей Рубанкин 22.04.2017 14:29 Заявить о нарушении
Лилия Крошнина 2 23.04.2017 06:24 Заявить о нарушении