С Рождеством!

Начались Рождественские праздники. Благодаря межконфессиональным разногласиям длятся они как бы две недели. С Рождеством вас, люди!
В Ватикане Папа Римский провёл Рождественскую Мессу. Я бы с удовольствием предложил вам  посмотреть снимки того места, где проходило богослужение, – собора Святого Петра, построенного на месте смерти и захоронения апостола, но формат сайта не позволяет этого. На снимке площадь Св. Петра перед собором, посмотрите, а лучше побывайте. А я расскажу кое-что о соборе и о своём посещении этого святого места.
   Это был третий день наших римских скитаний и был целиком посвящён Ватикану. Главные наши устремления пребывали в ватиканских музеях, где мы и провели большую часть дня, где совершенно пресытились шедеврами мирового искусства, изнемогли эмоционально. Да, и оставили там ноги, причём, не вполне уже осознавали разницу между фигуральным и буквальным смыслом этого выражения. Но забросим за скобки музейные дерзания, возможно, я к ним ещё вернусь, сосредоточимся на обещанном, вроде как, рождественском рассказе о посещении главного католического храма. Правда, случилось оно в начале апреля, по соседству с пасхой.
   Для желающих побывать в соборе существует отдельная и достаточно длинная очередь, но посетители музеев имеют льготу на свободный проход. Кто хочет, перед осмотром интерьера, может сначала подняться на смотровую площадку, расположенную на вершине купола храма. Быть в соборе Св. Петра и не подняться на купол, для меня это невозможно. Душа ещё хранила память о мощном взрыве ощущений на парижских высотках, и жаждала второй серии.   
   Подъём на вершину собора Святого Петра состоит из двух неравноценных участков. Сначала – подъём к основанию купола собора - 230 ступеней, но есть альтернатива - лифт. Разница в цене 2 евро – по центу за ступеньку. За двушкой не погнались, поехали на лифте и радовались за свои ноги. Лифт возносит только на высоту собора, дальше вариантов нет, только многотрудное пешее восхождение внутри купола, и не для красного словца такое сказано. Организаторы настоятельно рекомендуют людям со слабым здоровьем не пускаться в это предприятие, как бы ни мечталось взглянуть на Рим с высоты птичьего полёта.
   Из лифта вышли на самую настоящую крышу, размером с хорошую площадь,  и даже с рядом небольших кафешек. Здесь мы отдыхали уже после спуска, полумёртвые, полулёжа на нагретых весенним солнцем камнях, коими выложена то ли мостовая, то ли крыша, разумейте как хотите, лизали мороженое, кормили голубей и подумывали заночевать на святом булыжнике. А перед подъёмом почему-то отдыхать не стали и сразу, словно одержимые, попёрлись по ступенькам (всего их около трёх сотен) к вожделенной высокой цели. Кстати, на крыше мы оказались примерно на высоте парижской Триумфальной Арки, лифт туда не ходит, и ноги наши хорошо помнили, как далось восшествие к вершине французской славы.
   Лестницы внутри купола придуманы на самый разный фасон – крутые прямые, спиральные вокруг всего купола крутые винтовые. С крыши сначала попали внутрь купола. По окружности основания купола устроен узкий балкончик. Из-за большой высоты (около семидесяти метров) снизу почти неразличимый. Назначение утилитарное – транспортная туристическая артерия. Соответствующее и оформление - решетчатый стальной пол и высокая, тоже металлическая, боковая сетка с такой мелкой ячеёй, что сфотографировать внутреннее пространство храма с высоты птичьего полёта можно только с рёбрами сетки в качестве обрамления кадра.   
   Послеобеденный мартовский собор казался немноголюдным. Неожиданно движение застопорилось. Как потом выяснилось, эвакуировали очередного, переоценившего свои физические возможности, экскурсанта. Теперь мне представляется, что происшествие не было случайным – кто-то из верховных наших хранителей сжалился и предоставил возможность передохнуть. Мы кое-как умостились прямо на полу балкона. Прямо скажу, не часто мои нижние конечности испытывали похожее удовольствие, хоть и таскают родное туловище уже достаточно давно.
   Через некоторое время и мы всё же просочились на церковную коллекцию лестниц внутри стены. Процессия восходящих была медленной и немногословной. Ни обогнать нетерпеливым, ни вернуться слабохарактерным. Проход очень узкий, площадок для отдыха нет, каждый вынужден двигаться в общем ритме. (О, благословен отдых на металлической решётке балкона!) Периодически (довольно часто) стоят красные кнопки с надписью SOS для вызова помощи. Прежде, чем взойти на ступени, стоит задуматься, а готов ли ты подняться примерно на двадцать пять этажей по неудобной лестнице практически без отдыха? Мы взбирались весной, а представляете, что творится летом в узком переполненном людьми пространстве, при том, что солнце старательно прогревает наружную оболочку? 
   Интересные ощущения охватывают путника в конце подъёма. Представьте себе, что с обеих сторон от вас – стены, которые всё больше и больше наклоняются к центру окружности. Поскольку внешних ориентиров нет, вестибулярный аппарат начинает бунтовать, а голова, соответственно, - слегка кружиться. Но тут, на полной потере дыхания и почти бесчувственных ногах, ваше мучение завершается, и вы с облегчением вываливаетесь на самую близкую к солнцу смотровую площадку Рима.
   Высота впечатлила, панорама изумительная и строгая, ибо нет в Риме зданий, превосходящих по высоте купол. На горизонте из дымки выступали горы, местами с остатками снега. Чудесны виды на ватиканские сады и громадный эллипс площади Святого Петра. Снимок площади с купола собора – это классика ватиканской фототеки. Гармоничная, величественная архитектура. Человеческие фигурки внизу - крошечные. Хорошо видна мартовская очередь в собор. Летом она не в пример длиннее. Сотни таких фото можно посмотреть в Интернете, но, спустя годы, сердечко дрогнет только при просмотре собственного снимка.  Много хвойной зелени, она практически полностью маскирует бурую паутинку не проснувшихся ещё листопадных.
   Отдышавшись и насмотревшись, спустились опять на крышу собора. Гениальный Микельанжело, проектируя купол, предусмотрел различные лабиринты для подъёма и спуска, так что схождение было легким и быстрым. Неподалёку, пригревшись на солнце, какая-то рыженькая девчонка сосредоточенно вязала из зелёной пряжи толстый носок, видимо для будущей, ещё не близкой зимы. Что это было? Сброс эмоций, или она размышляла над увиденным, или просто бездумно считала необходимое количество петель, неизвестно. Она была обыкновенным в Европе туристом-одиночкой. Много таких студентов - искателей искусства: и юношей, и девушек, которые бродят с небольшим рюкзачком по площадям и музеям, перебиваются фастфудами, отдыхают прямо на газонных лужайках. Мне кажется, они и гостиницами-то не пользуются, приезжая на один день и затем устремляясь к новым художественным совершенствам. У меня такие люди вызывают уважение и восхищение.  Большинство нас ищет компанию, чтобы решиться на что-то значительное, и, не найдя компаньонов, отказывается от, может быть, превосходных намерений.
   Плоские, небрежно обработанные спины апостолов, застывших на тумбах балюстрады собора казались совсем родными, такими  же музейными скитальцами. Строители базилики не предполагали, что посещение купола превратится в коммерческий проект, и кто-то станет отдыхающим на крыше, потому не отделали заднюю часть скульптур, не видимую с площади Святого Петра.
   Заботливый лифт перенёс нас с крыши в собственно собор Св. Петра. Я очень хорошо помню, как был восхищён Нотр-Дам де Пари: очень высокий и длинный центральный неф собора смущал зрение, странно было, находясь в помещении, с трудом видеть дальнюю его стену. Собор Св. Петра без малого в два раза длиннее, но светлее и легче парижского, пропорциональнее и величественнее. Я наверное не прав, сравнивая два великих собора, но в итальянском душа, кажется, воспарила, а во французском – только поразилась.
   Мы не торопясь бродили по собору, любуясь великолепными творениями Бернини: балдахином, высящимся на четырёх витых колоннах над главным алтарём, с которого только папа совершает богослужения, памятником папе Александру седьмому, троном Св. Петра. Окно над троном обрамлено скульптурой Бернини в стиле барокко, в нём сияет образ Святого Духа, представленный в виде голубя, в окружении лучей и летящих ангелов. Такого же голубя с лучами исходящего сияния можно увидеть внутри балдахина.
   Уже вечером в косых лучах заходящего солнца, я фотографировал площадь Св. Петра, самое замечательное творение Бернини, и собор. Честно говоря, полноценный снимок собора можно сделать только с помощью дрона, настолько он велик. Я не птица, летательного аппарата у меня нет, фотографировал только высокий фасад, скрывший великолепный купол. Площадь ограничена двумя идеально симметричными колоннадами, которые, как две гигантские руки, обнимают верующих, приходящих на площадь под благословление папы. В центре площади - незаменимый для Италии экспроприированный  египетский обелиск, датируемый первым веком до н.э. и два фонтана работы Мадерно и Бернини.
   Время было промежуточное между обедом и ужином, мы перекусили в закусочной настоящим (большим) итальянским бутербродом, да так, что и на ужин не поднялись, придавленные к постели тяжестью полученных впечатлений.


Рецензии
Римские скитания... Как хорошо там скитаться! Читая Ваше, вспоминала своё! Вот жалею, что туда мы как раз и не поднялись! Времени не хватило и шел отвратительный мартовский дождь. С уважением,

Алла Черри   10.01.2017 16:21     Заявить о нарушении