Конструктор Алексеев -6
Переживая предательства вчерашних "друзей", внешне держался так, словно ничего не произошло.
По-настоящему испугался, когда "мозг перестал генерировать новые идеи." Но и здесь нашел собственное лекарство. Лечился одиночеством, долгими прогулками по лесу, снова начал писать картины.
Решил создать книгу "Жизнь в рисунках", материалы к которой копил годами. На каждом листе — значимый кусочек биографии. И, конечно, парусники, крылатые суда, летучие корабли, рядом с которыми часто такие же прекрасные в своей гармонии женские фигуры.
Постепенно всё встает на места. Отдел Алексеева начинает разработку пассажирских судов на динамической воздушной подушке "Волга-2", "Ракета-2", "Метеор-2." Немногие друзья, что остались рядом, были верны и преданны, и работа продвигалась.
Новый главный конструктор к доработке "Орленка" Алексеева в сложных ситуациях привлекает, но присутствовать на испытаниях запрещает категорически. Только разве можно его остановить? Конечно, летчики берут Ростислава Евгеньевича в Каспийск. И великий конструктор, тайком проникший на испытания созданного им детища, ждет, посмеют ли ярые исполнители его выгнать. Не посмели.
После успешных испытаний осенью 1979 года первый в мире десантный корабль - экраноплан "Орленок" был принят на вооружение Военно-Морского Флота.
Несмотря на запрет, Алексеев возвращается к теме экранопланов. Он задумал гражданский аппарат нового поколения. Условия, в которых шли испытания, сегодняшнему читателю вряд ли возможно представить!
Одни бывшие подчиненные пытаются всеми силами остановить опального конструктора. Его с помощниками не пускают на испытательный полигон, отключают электричество, меняют замки на дверях. Другие - помогают. Открываются двери, в рабочее состояние приводятся треки. И тайком, по ночам, рождается новый экраноплан Алексеева.
Пассажирское судно на динамической воздушной подушке "Волга-2" Ростислав Евгеньевич готовит к поездке в столицу. Он задумывает показать новинку на Олимпиде 1980 года.
Не успел...
При выкатке экраноплана на лед Троцы для испытаний Алексеев случайно принял на себя всю его восьмисоткилограммовую тяжесть.
Операция. Потом ещё три. Осложнения. Плеврит. Легочная и сердечная недостаточность. И 9 февраля 1980 года знаменитого конструктора не стало.
Ему было всего 63...
Власти боялись его, даже мертвого.
Они вынуждены были разрешить прощание в клубе имени Дзержинского на тогдашней "Воробьевке" - улице Воробьева города Нижнего Новгорода. Но только молчаливое. Надгробные речи запретили.
Объявлений о похоронах Алексеева под предлогом секретности городские газеты не опубликовали, но в день похорон все окрестные улицы, дворы и площади были забиты людьми… Угрожающее молчание нарастало. Тогда появился кто-то из партийных товарищей и все-таки произнес речь.
Гроб с телом Ростислава Евгеньевича Алексеева долго несли на руках...
На следующий день после похорон дочь Алексеева застала в чкаловской квартире двух начальников, которые выхватывали друг у друга его чертежи. В Каспийске вещи отца были свалены в кучу, а чертежи и записи порваны в мелкие клочья. Много документов и разработок исчезло из его кабинета в конструкторском бюро.
В один год с создателем ушло его самое долгоживущее детище — экраноплан КМ, опять из-за ошибки пилота. Гигантский летучий корабль никак не хотел тонуть - две недели он качался на морских волнах.
В 1984 году экранопланы принимаются на вооружение. Планировалось построить двадцать аппаратов "Орленок" и создать десантное соединение на Балтийском море. Но этого не случилось. Лишь четыре готовых экраноплана так и остались на Каспии в составе отдельной авиагруппы.
Продолжателям дела Алексеева удалось разработать, изготовить и спустить на воду 370-тонный военный экраноплан "Лунь", оснащенный шестью противокорабельными самонаводящимися ракетами "Москит". По своей огневой мощи он ставился в один ряд со стратегическими ракетными крейсерами и атомными подводными лодками. "Лунь" тоже вошел в состав Каспийской флотилии, оставшись единственным ударным экранопланом сначала в СССР, а затем в России.
Вскоре программа строительства военных экранопланов была свернута, а с распадом Советского Союза идеи Ростислава Алексеева и вовсе были преданы забвению.
В 2007 году экранопланы были списаны. Наиболее уцелевший десантный "Орлёнок" был отбуксирован в Москву, в музей ВМФ. А "Лунь" остался ржаветь у причальной стенки. Попытки переделать его в гражданский вариант и продать какому-нибудь богатому заказчику так и не реализовались. Разрушение аппарата, выставленного на всеобщее обозрение, фиксируется на сотнях фотографий в сети.
… И снова фантастически звучит начинавшая сбываться пятьдесят лет назад фраза: "Создание серии подобных судов сулит революцию не только в военно-морском флоте, но в пассажирском и грузовом морском транспорте. Один большой экраноплан, вмещающий до тысячи человек, способен заменить целую авиакомпанию, совершая, например, рейсы между Европой и Америкой, и почти с такой же скоростью..."
Горько. Как не вспомнить судьбу великого Королева и его последнего творения — ракеты Н-1, так и не взлетевшей к Луне и ставшей крышей танцплощадки на Байконуре. Или судьбу "Бурана", завершающего свою жизнь в качестве кафе в московском парке. ...Странно все у нас в России…
Правда, среди портретов самых выдающихся людей мира, вывешенных в Конгрессе Соединенных Штатов, есть и тот, на котором изображен великий русский конструктор Ростислав Алексеев. Там всего двое русских — Он и Дмитрий Менделеев.
...В начале девяностых из квартиры семьи Алексеева украли все его ценные награды, в том числе, многочисленные кубки за победы в парусном спорте. Картины оставили.
На солнечной стене гостиной и по сей день висит та, которую Ростислав Евгеньевич написал незадолго до смерти. Далеко-далеко, на горизонте синего моря видны очертания экраноплана. А на берегу стоит девушка и машет аппарату будущего платочком...
окончание http://www.proza.ru/2016/12/28/343
Свидетельство о публикации №216122700041
С печалью в душе читал эти строки. Вновь, в который раз повторилась ситуация, когда система не смогла оценить настоящий прорыв и похоронила великолепное начинание и его изобретателя.
Возможность коренным образом изменить баланс сил так и не была увидена власть предержащими. А ведь зная об экранопланах, стратеги некоторых стран НАТО обливались холодным потом, представляя, как многотонные монстры переносят через океан русские танковые дивизии, а другие монстры - ракетные, надежно прикрывают десантную операцию от западных флотов.
Увы, даже за таковую возможность не уцепились высшие чиновники.
Как будто злой рок веет на изобретателями в России. Вспоминаются и Александр Попов, чье изобретение радио долгое время считалось химерой, и ледоколы адмирала Макарова, делавшиеся на голом энтузиазме.
И это повторялось снова и снова у же во времена СССР, за редким исключением.
Тут, пожалуй, стоит вспомнить Сталина, лично, вопреки мнениям военных и приближенных, давший зеленый свет и танку Т-34 и знаменитой БМ-13.
Увы, но действительно единичные случаи.
Как будто махровое мещанство, обывательщина в самом негативном смысле слова правит бал, не давая вырваться изобретательской мысли.
Горько это, и обидно по-настоящему.
Отличный очерк, который стоило бы прочитать очень многим.
С самыми искренними пожеланиями,
Сергей Макаров Юс 23.02.2021 14:23 Заявить о нарушении
Конечно, со всем согласна. Замечу только, что Алексеев получил поддержку мощную Хрущева. Если бы не она, все было бы еще трагичнее.
Благодарю за полное созвучие и такой глубокий интерес.
С уважением.
Людмила Лунина 24.02.2021 10:32 Заявить о нарушении