Беседа. Об убогих и нищих

Рецензия на «История шестая. Не на хлеб прошу...» (Ольга Анцупова)
http://www.proza.ru/comments.html?2011/10/27/1011

Тема, конечно, запутанная и неоднозначная... Есть аферисты, которые по доброй воле работают попрошайками; есть по-настоящему обездоленные, которые не от хорошей жизни становятся попрошайками, а есть обездоленные, которые со временем становятся профессиональными попрошайками... Всяко бывает.

Но. Я немножко слово молвлю как человек с некоторым опытом... Как человек, который знает, что нужно человеку, чтобы смочь вырваться из лап улицы... Говорить буду не о всех. Профессионалов-добровольцев отмету, поскольку с ними встречаться не довелось, и по душам мы с ними не говорили. Я скажу чуть-чуть о тех, кто на улице оказался не по доброй воле, а по воле внешних обстоятельств.

Во-первых, чтобы вы знали, среди бомжей - около 10%, если не больше, - чистой воды интеллигенции. А именно: работников культуры (музыкантов, художников, артистов театра, и прочая), а также переводчиков иностранных языков, бывших гидов, учёных с тремя высшими образованиями, и так далее. Одним словом - интеллигенция. То есть, люди особого склада ума, особой душевной организации, особого мировоззрения. Интеллектуалы, с которыми интересно поговорить, но которые не способны в сложных ситуациях за себя постоять. И именно по причине их моральной беззащитности, они и оказываются жертвами всяких происков, теряя сперва жильё, затем и работу, или наоборот, но чаще и то и другое одновременно. Вопрос: Что нужно таким людям? Конечно же, в первую очередь помощь в жилищном вопросе. И немножко моральной и финансовой поддержки, чтобы они могли вернуться к любимой работе. Этим не нужно много, они привыкли обходиться минимумом, но без душевного участия неравнодушных к ним людей им никогда не выкарабкаться из лап улицы. Тем более, что многие из них со временем начинают выпивать, и это отпугивает. А меж тем, ради любимой работы, они способны бросить выпивку, потому что их моральным наркотиком станет именно любимая работа.

Ещё около 50% бомжей - обыкновенный рабочий люд, попавшие в трудные условия, потеряв одновременно всё. Этим кроме ласки вообще ничего не нужно. Нет, ну, безусловно, с жильём тоже у них проблема, и без решения жилищного вопроса они не смогут устроиться на работу, но. Если, кроме жилья, их окружить ещё и женским вниманием (а ведь, по статистике, около 90% бомжей - именно мужчины) - то они, воспряв духом, с лёгкостью и удовольствием будут ходить на работу, приносить домой зарплату, - только бы дома их кто-то ждал с распростёртыми объятиями и нежными словами. Эти, конечно, тоже часто выпивают, но опять-таки, выпивают для того, чтобы заглушить свою тоску по женской ласке... Могут ли они бросить пить? Думаю, что могут, если поставить их в жёсткие рамки, и предложив им альтернативу: свою любовь. Но, возможно, придётся с ними и повозиться, чтобы вылечить их от алкоголизма (ведь у каждого - свой стаж)... В любом случае, чудеса тут способны совершить только нежные руки женщины с крепким характером.

Ну, а остальные... Остальным, скорее всего, только один путь: психушка, и психо-неврологический интернат. Потому что они вряд ли способны будут когда-либо вернуться к нормальному образу жизни. То есть, этим людям необходимо освидетельствование психиатра и признание инвалидности. Но. Проблема их в том, что они не имеют прописки, и почти никогда не имеют паспорта, а значит, и получить медицинско-социальную помощь не могут. То есть, нужен кто-то, кто возьмёт их за ручку (или силой скрутит, при сопротивлении), и позаботится об их документах, прописке, и так далее.

И в любом случае, синдром бомжа - это довольно глубокое психическое заболевание, которое лечится только любовью...

Повторюсь: о добровольцах-профессионалах я здесь не упоминаю, поскольку таковых мне встречать не доводилось. Точнее, мельком я их видел, как и многие из здесь присутствующих, но о том, что творится в их душе - я ничего не знаю. Поэтому полезных рецептов по возвращению их в социум - не дам.

Братислав Либертус Прозаик   24.12.2016 16:14   

+

Согласна с тобой, Братис!

Иногда приходится слышать:
- Я бы никогда, ни при каких обстоятельствах руку бы не протянул. Лучше повеситься, чем дойти до такого.

Такие люди есть: для них смерть лучше, чем паперть. В 1990-м от голода (!!!) умер в своей квартире сосед. Мы были в отпуске на Большой Земле и всю историю узнали от соседей. Никто не знал о том, что происходило в этой семье - сосед, его сын и невестка с внуками даже не здоровались ни с кем, жили скрытно. И оказалось, что молодые забирали всю пенсию старика, держали его впроголодь. И забрав в очередной раз его пенсию, умотали в Норвегию на Рождество, оставив старику лишь две буханки хлеба на две недели и ни копейки денег!
И этот старик, бывший военный, хоть и выходил на улицу "посидеть на лавочке", ни одного слова не сказал соседям. Не попросил у них ни еды, ни денег, и умер от голода - точнее, от остановки сердца прямо на той самой лавочке. Это врачи с милицией и соседями, поднявшись в квартиру к старику, чтобы найти хоть какие-то координаты его сына для извещения о смерти, обнаружили, что в доме нет еды. Что холодильник пуст. А потом на вскрытии подтвердилось общее истощение старика.

Но я отвлеклась. Действительно - уже говорила об этом - "от сумы да от тюрьмы не зарекайся". Мой бывший одноклассник оказался бомжом. И тоже в 90-х гг. Сначала безработным, потом его бросила жена - мол, я не собираюсь кормить и себя, и тебя (детей у них не было). Потом начал спиваться.

Мы все тогда разъехались по разным городам и кто-то из наших ребят случайно узнал о судьбе Костика. Бывший наш староста кинул клич, мы собрали денег, трое полетели в тот город, где бомжевал Костик, нашли его в клинике душевнобольных. Наши ребята поговорили с врачом, тот объяснил, что у Костика вследствие "длительной психотравмирующей ситуации" плюс запои произошел сильнейший срыв. Но что при хорошем уходе он встанет на ноги.

Было понятно, что уход мы ему обеспечим наняв персональную сиделку и оплатив нужные препараты. А вот что дальше? Ну, встанет он на ноги - а дальше? Снова пропасть?

Наш староста опять бросил клич - и после выписки Костика взял к себе на работу, выделив "ведомственную" однушку один из наших. Этого оказалось достаточно: на своем 55-летии Костик сказал, что не лечение и работа спасли его, а наши действия. Мол, когда он увидел, как много людей втянулось в его спасение, как мы все стараемся хоть чем-то ему помочь (кто-то помог с одеждой, кто-то - мебелью на новоселье, кто-то посудой и пр.) - он вдруг словно (ЦИТИРУЮ Костика) - заново родился.

Этот наглядный пример подтверждает твои слова о том, что иногда достаточно лишь согреть человека любовью.

Но есть и жулики. Я, как человек, который вечно лезу всем помогать, на таких нарывалась и не один раз, т.к. никогда не могла представить, что на ТАКИХ ВЕЩАХ можно спекулировать человеческой добротой и состраданием!

Самый больной для меня случай и самый памятный. Пощёчина на всю жизнь. Заполярье. Появляется объявление - мол, помогите, хоть простынкой старой, хоть сухариками черными (именно ТАК и было написано - "простынкой" и "сухариками"!!!!!). Мол, муж дочку бросил с двумя малолетними детьми, дочка не может найти работу, я сама - больная пенсионерка, после операции еле двигаюсь, пенсия копеечная, живем на съемной квартире).

Перестройка была в разгаре, вокруг была масса людей с поломанными судьбами. И я ни на секунду не сомневалась: дождалась мужа с работы (тогда я сама была безработной), вывалила из холодильника почти все продукты, ополовинила наши запасы картошки, лука и моркови, положила гречневой и манной крупы (для "малолетних деток") и мы с мужем (он - в качестве тягловой силы) отправились по адресу. Входим в квартиру: нищета в глаза так и бьёт. Обшарпанная квартира с давно некрашенными полами. В коридоре - стоптанная донельзя обувь. Бабушка - хоть и молодая (где-то около 50-55-ти), но еле-еле перетаскивает ноги. Сразу задрала футболку, показала перевязанный живот - мол, после операции.
Повела нас в "детскую" - абсолютно пустая комната с грубо сколоченными лавками. Прямо на доски брошено какое-то тряпьё. На стенке кнопками пришпилены фотографии детей. На одной из лавок (их было две) - пластмассовая кукла без головы...
"Вот тут наши малышатики и спят" - всхлипывая, поведала мне бабушка. - "По очереди в садик ходят - куртёшка одна на двоих. Вот куколку на помойке им нашла - играют с ней. Дочка с ними сейчас в больнице - хоть откормятся там"...
Мне стало ужасно стыдно за "убогость" моей помощи. Мы с мужем вручили ей наши коробки и пакеты и через неделю мы пришли по адресу уже с вещами для детей и игрушками.

Опять выслушали кучу слезливых причитаний, опять я прослезилась и короче, полгода я таскала ей продуты, отрывая от своей семьи (ведь тогда всё основное давали по талонам). А потом я встретила эту бабулю в Мурманске. На рынке, куда я заглянула в надежде подобрать что-то "подешевле" из подарков на новый год, в том числе, и для этой "несчастной семьи".

Бабуля бойко торговала детскими вещами, игрушками и книжками, а также крупами и макаронами... Теми, что я с мужем ей регулярно передавала. Она меня не видела, а я не стала обозначать свое присутствие: быстро вернулась назад, в свой городок, пошла по адресу и нашла в нем... развеселую компанию алкашей.

Долго рассказывать. Если кратко: аферистка устраивала театр одного актера, иногда даже брала детей напрокат для убедительности, за небольшую плату арендовала эту загаженную квартиру у бомжей. И таких дураков, как мы с мужем, у неё был десяток.

Ольга Анцупова   26.12.2016 08:36   

+

Знаешь... В любом случае, лучше оплошать с аферистом, попав на "удочку" его развода, чем оплошать с истинным нуждающимся, и пройти мимо... Потому что ни в том ни в другом случае ты не обеднеешь, а второй - не обогатится...

Понимаешь, тут ведь не только в деньгах речь. А в том, с каким сердцем ты их даёшь... Я помню, как мне самому пришлось просить милостыню. Насчёт того, что "лучше помереть, чем пойти на паперть" - это всё сказки. Потому что тут действует закон "не зарекайся". Но я очень хорошо помню, как одних подающих благословлял мысленно, а других - проклинал... Потому что всё решало то, с каким сердцем они подавали. Одни подавали так, словно плевали мне в лицо, а другие подавали так, словно просили у меня прощение... И вторые поступали правильно, потому что, действительно, просить прощение у просящих милостыню - надо. И очень важно извиняться за то, что они вообще стоят там, на паперти. Это кажется непонятным, я понимаю, но... Я это просто знаю, просто сейчас не могу найти слов, чтобы объяснить. Но знаю точно, что мои мысленные слова благословения были тогда сильны, и мои слова проклятия были сильны тоже. Хотя внешне я молчал, отвечая либо всего лишь кивком головы, либо просто словом "Спасибо". Неважно, как внешне реагировал я. Важно то, что я видел в сердцах подающих. Это был потрясающий опыт. Благодаря которому я точно знаю: что нищие, просящие милостыню, имеют огромную власть над судьбами тех, кто более благополучен. Это невозможно доказать мне сейчас, но я так чувствовал.

Братислав Либертус Прозаик   26.12.2016 12:24   

+

Вспомнилось, как давно-давно в детстве мама мне по случаю прочитала стихи, которые начинались со слов:

Подавая, не унижайте...
Принимая, не унижайтесь...

Я много раз пыталась потом найти по Интернету автора этих стихов и полный текст, который я помню очень смутно - не на тот момент было лет пять. Не исключено, что это было одним из стихотворений, которое моя мама написала в детском доме.

Ольга Анцупова   26.12.2016 12:29   

+

Расскажу случай. Один мужчина сжалился надо мной, и взял надо мной шефство. Он не был богатым, более того: он вот уже несколько лет, как был безработным, и "сидел на шее" у своей старенькой матери, которая тоже была небогата. Но он, несмотря на свою собственную бедность, приволок в дом ещё и меня. Я был тогда очень плох, и почти не вставал с постели. Причины были не столько соматического характера, сколько психологического, но не в том суть.

Он привёл меня к себе домой и поселил меня в своей комнате. Заставлял меня есть, и спрашивал, чего мне хочется съесть: у меня не было аппетита, полная апатия. В общем, он стал моей нянькой. И вытащил меня из апатии. Научил меня пользоваться компьютером. В ответ я сперва просто навёл в его комнате порядок (у него был полный срач, и целый шкаф всякой макулатуры, которую пришлось рассортировать по бумажке, и что-то систематизировать, а что-то выбросить). В общем, он взял надо мной шефство в материальном плане, а я - взял над ним шефство в ментальном.

В итоге: он сперва наконец-то нашёл работу, потом стал предпринимателем, взял в кредит машину и купил домик. В общем, дела наладились, и всё было прекрасно. Я всё это время был при нём неприметным с виду помощником. Он богател, а я - просто имел хлеб и кров. И дела бы его процветали и дальше, но... Он с какого-то момента стал много воображать о себе, и начал унижать меня, попрекая куском хлеба. Я некоторое время терпел такое отношение, смотрел на него, смотрел... А потом - однажды так посмотрел, что развернулся, и ушёл от него. Я ничего ему не сказал. Просто молча проклял его. Помолился, чтобы он всё нажитое со мной потерял, и чтобы в кучу к тому потерял также и своё здоровье. И так оно и вышло: чуть позже я узнал, что он на своей машине попал в сильную аварию, выжил, но потерял здоровье и влез в неоплатные долги: не мог ни страховку получить, ни машину отремонтировать, ни кредит погасить. Дом он тоже бросил, потому что был уже не в состоянии ни содержать его, ни ухаживать за ним, и, короче, вернулся к своей матери, снова "на шею"...

Несколько лет он так нищенствовал, пока не пригрел однажды одинокую молоденькую женщину с ребёнком, на которой потом и женился. Как они живут - не знаю, мне это неинтересно. Просто знаю, что женился, и всё. Вот такая история...

Братислав Либертус Прозаик   26.12.2016 12:48   

+

Я нередко замечала, что люди (не все, конечно, но многие) НЕ УМЕЮТ помогать.

Отбросим в сторону тех, кто помогает не ради помощи, а ради "игры на публику" и самолюбования: мол, смотрите, КАКОЙ я хороший!

Возьмем тех, кто вроде бы, действительно, помогает: предоставляет крышу над головой бездомному, кормит голодного, дает работу безработному. И делает он это всё поначалу вполне искренне: вот и в твоем примере твой "благодетель" не просто протянул руку помощи, а по-настоящему ВОЗИЛСЯ с тобой!

А потом наступает момент, когда у "благодетелей" вдруг случайно вырывается слово - и ты понимаешь, что тебя считают теперь вечным должником. Или у "благодетеля" ничего не вырывается, но всё его поведение становится унизительно высокомерным...

М знаешь, Братис - я пришла к одному выводу. Что нам всем БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ по жизни выпадает два испытания (в области милосердия).

ПЕРВОЕ: судьба (или Бог - назови как угодно) подсылает тебе убогого (неважно калеку или просто бомжа, отчаявшегося до готовности к суициду или впавшего в запой, бедного до голодного обморока или тяжело заболевшего). Каждый из нас делает свой выбор: большинство проходят мимо (и это - их право, и каждый найдет тысячу и один аргумент в своё оправдание - собственная нищета, малые дети, больные старики-родители, состояние собственного здоровья и, наконец, самый распространенный: "А что - мне больше всех, что ли, надо? Пусть чиновники убогими занимаются - им за это деньги платят!"

Для тех из нас, кто не прошел мимо убогого, наступает ВТОРОЕ и самое СЛОЖНОЕ испытание: испытание нашей "темной стороны" (тщеславия, бахвальства, высокомерия, эгоизма и пр.). Суть его проста: оказав помощь бескорыстно - остаться бескорыстным ДО КОНЦА...

С теплом, я

Кстати, Братик-Братис! Я никогда не задумывалась над словом "убогий". А тут недавно учитель русского языка по телевизору объяснил его происхождение: "убогий" - значит "У БОГА". В старину славяне всех калек, нищих, блаженных и пр. считали "божьими людьми", тех, кто "У Бога" на особом счету, так как именно такие люди посылаются Господом для испытания нашей Веры в Него.

Ольга Анцупова   27.12.2016 07:16   

+

Сонласен. Всё так и есть...

Братислав Либертус Прозаик   27.12.2016 07:38


Рецензии