К катастрофе ту-154 над черным морем 25. 12. 2016

К  КАТАСТРОФЕ  ТУ-154   НАД  ЧЕРНЫМ  МОРЕМ   25.12.2016

Мой брат, Сергей Золотарёв, профессиональный лётчик. В настоящее время не летает, но в силу профпривычки  старается отслеживать все значительные мировые авиакатастрофы, с целью разобраться и понять их причины.
Когда случилось недавнее несчастье  над Черным морем  с  летевшим в Сирию  ТУ-154,  Сергей наметил для себя несколько возможных причин катастрофы, и по телефону поделился со мной своими соображениями.
Рискуя оказаться весьма не точным (поскольку не являюсь лётчиком), тем не менее попытаюсь хотя бы грубо обозначить эти возможные причины (нечто похожее случалось в других авиакатастрофах, Сергей называл их предметно, но я, естественно, не запомнил).
Итак:
 1) в авиадвигателях ТУ-154 имеется некий разгонный стартёр; в одной из катастроф случилось следующее: при взлёте стартёр, как ему и положено,  вошел в контакт с валом двигателя и начал его разгонять; в нужный момент стартёр должен был отсоединиться, и  далее двигатель разгонялся самостоятельно. Но отсоединения не произошло! Стартёр заклинило, он остался в контакте с двигателем и стал «разгоняться» вместе с ним. В результате – авария, разнос стартёра на куски, которые пробили обшивку, топливопроводы и т.п. И всё это – когда лайнер уже оторвался от полосы…
2) в конструкции старых самолётов порой развиваются микротрещины, отследить которые практически невозможно даже при тщательном техобслуживании; при экстремальных нагрузках (чаще всего – в полёте) «микро» могут превратиться в «макро» - и происходит разрушение, допустим, корпуса, крыла, да мало ли чего еще!
3) бывает, в двигатель попадает птица. Бывает – птицЫ. А если попадает СТАЯ птиц?? Двигатель «захлёбывается»…
4) вот еще одна – дикая, но в какой-то степени допустимая возможность катастрофы: «Стингер», либо там другой  ПТУРС.  Какой-нибудь ослеплённый ненавистью  боевичок  засел в сочинских горах, ожидая  взлёта  лайнера. И после старта ТУ-154 послал вдогонку свой «подарочек».  Бывает и такое…
Сергей, брат, сказал, что, разумеется, рабочая версия причин катастрофы появится лишь после  сбора  данных  опроса  всей цепочки причастных к последнему рейсу несчастного ТУ.
Но вот появилось новое свидетельство: один из морских пограничников  видел тот последний утренний полёт означенного ТУ-154.  И сообщил, что лайнер мчался к поверхности моря, сильно задрав нос! Потом зацепил хвостом поверхность воды, хвост отвалился, и  уже после этого – печальный финиш…
Сергей, брат,  тотчас предположил, что случилась разбалансировка веса внутри ТУ, в результате центр тяжести  лайнера сместился к корме, нос задрался, и лётчики уже ничего не смогли сделать с захлебнувшимися двигателями: тяга упала, и самолёт рухнул.
Но  ЧТО  ИМЕННО  могло  послужить причиной разбалансировки?? И тут остаётся лишь включить фантазию.
В разбившемся ТУ, похоже, не было стюардесс, стало быть – некому было следить за обязательным предполётным порядком: все пассажиры сидят на своих местах, ремни у всех пристёгнуты, ну и т.д. Возможно, отсутствие обязательности исполнения  ТАКИМИ пассажирами  (военные люди, все-таки! У таких самодисциплина предполагается по умолчанию)  предполётных инструкций при вылете из Адлера и привело к разбалансировке самолёта?  Возможно, пока командир  воздушного судна (КВС) на стоянке ТУ отсутствовал  (его не было в кабине примерно 1,5 часа), артисты ансамбля решили слегка порепетировать, и собрались в кормовом отсеке самолёта. А перед вылетом в спешке  не успели  вернуться на свои места (стюардессы-то нет! Кто станет требовать исполнения инструкции?). Кто-то не успел, а то и не захотел пристегнуть ремни. А командир порядок в салонах не проверил («не царское» это дело – салоны проверять!). Лайнер взлетел, слегка задрал нос – и в корму «поползли» либо «посыпались» те, кто не был пристёгнут и двигался по салону. В результате – разбалансировка возросла, нос самолёта задрался  еще сильнее, а это означает резкое снижение притока воздуха в двигатели, падение тяги, и двух минут лётчикам уже не хватило, чтобы исправить положение.
Результат – печальнейший: бездна слёз по всей России, и безуспешные попытки миллионов понять, осознать: ПО-ЧЕ-МУ???
Впрочем, буквально сегодня  появилась еще одна версия:  закрылки, которые, возможно, забыли вовремя включить в работу (из черного ящика удалось «вытащить» две предсмертные фразы экипажа:
1) «Закрылки, с…!!»
2) Командир, мы падаем…»).
Видимо, по какой-то причине закрылки не были вовремя «отжаты» в нужное положение. Результат: подъёмная сила при взлёте оказалась недостаточной, самолёт понесло к воде, и выправить ситуацию экипаж уже  не успел…  Дальше вы знаете.
Увы! Часто большая катастрофа  начинается с мелочи.
Ну, что ж… Мир  ВАМ  и вашим душам в  ТОЙ  реальности, откуда  еще никто не возвращался. Для  ВАС  уже закончились все бренные земные проблемы, в которых мы, оставшиеся, еще долго будем ковыряться. И делать ошибки, и постепенно уходить следом за  ВАМИ.
Так  КТО  же из нас теперь счастливее?  МЫ, оставшиеся?  Или всё-таки  ВЫ, ушедшие?..
Вт. – Ср.,  27-28.12.2016


Рецензии
Весьма безграмотное повествование далёкого от авиации человека.
При нерассоединении муфты стартера от вала турбины после окончания разгонного цикла идёт проба двигателя на всех режимах на аэродромной стоянке. При достаточно больших оборотах визг стартёра будет таким, что его услышат за 1 км. Никто с таким визгом даже не попытается взлетать.
Механизация крыла на всех туполевских машинах реализована отвратительно. Это вполне могло быть причиной потери продольной стабилизации, заваливания на хвост.

Алексей Николаевич Крылов   29.12.2016 11:17     Заявить о нарушении
Ценю замечания ЗНАЮЩЕГО человека! На точность своего описания даже не претендовал - просто захотелось поделиться своим видением проблемы. Писал со слов брата, разумеется, точности тут быть не могло. ЗАЧЕМ писал? Болело, вот и писал.
Благодарю за оценку.
Автор.

Ю.Золотарев   29.12.2016 23:36   Заявить о нарушении
"Во вторник, 27 декабря, водолазы подняли с 30-метровой глубины кусок хвостовой части самолета. В нем нашли «черный ящик» — самописец, регистрирующий параметры полета и работу систем лайнера. Результаты расшифровки «ящика» военное ведомство пока не обнародовало. Но, как стало известно «Коммерсанту», самописец зарегистрировал отказ системы уборки закрылков, которые при взлете обеспечивают дополнительную подъемную силу на крыльях."

По данным издания, такая ситуация хотя и является нештатной, но не считается критической. Так, действия пилотов при невозможности убрать закрылки подробно описаны в руководстве по летной эксплуатации Ту-154, и отрабатываются членами экипажей на тренажерах. Им полагается плавно скомпенсировать возникающий пикирующий момент штурвалом, доложить о неисправности диспетчеру, и возвращаться на аэродром на небольшой скорости.

Однако экипаж военно-транспортного Ту-154, утверждает издание, не сумел решить проблему. Более того, своими действиями он усугубил ситуацию. Военные летчики якобы слишком активно потянули штурвалы на себя, одновременно увеличивая режим работы двигателей, чтобы побыстрее набрать высоту. В результате самолет вышел на так называемые закритические углы атаки, потерял скорость и рухнул в море.

Эта версия сходится с показаниями очевидца ЧП — сотрудника береговой охраны ФСБ, сравнившего самолет с движущимся на заднем колесе мотоциклом.

Алексей Николаевич Крылов   09.01.2017 16:19   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.