437 Дневальный супергодок 15 05 1974

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК «Свирепый». ДКБФ 1971-1974».

Глава 437. ВМБ Балтийск. БПК «Свирепый». Дневальный «супергодок». 15.05.1974.

Продолжение главы 436. ВМБ Балтийск. БПК «Свирепый». Вахту сдал! Вахту не принял! 14.05.1974.

Фотоиллюстрация из первого тома ДМБовского альбома автора: ВМБ Балтийск. БПК «Свирепый». Настроение автора перед назначением в нарядом дневальным по бытовым помещениям БПК «Свирепый». В знак протеста принял решение стать «супергодком». 15.05.1974.


В предыдущем:

В ворохе фотографий, оставшихся ещё от первого тома ДМБовского альбома, я увидел одну мою фотографию, которая точно передаёт моё настроение этого вечера вторника 14 мая 1974 года (смотрите предыдущую фотоиллюстрацию – автор). Вот таким «свирепым» я становился на БПК «Свирепый» всё чаще и чаще…

15 мая 1974 года не было исключением, и я с утра начал потихонечку «свирепеть», потому что опять мне сообщили, что я в списке дежурных службы корабельного наряда БПК «Свирепый». Теперь мне предстоит быть дневальным по кубрику, где спали моряки БЧ-1 и БЧ-4.

Рано утром, вместо физзарядки на пирсе, я с удовольствием размял всё ещё ноющие мышцы рук и ног силовой гимнастикой с гантелями и с последней оставшейся на корабле 16-ти килограммовой гирей. Ночи ещё были прохладные (плюс 3,4°С), а вот утро уже было относительно тёплым (плюс 9,8°С). Днём вообще ярко светило солнце, воздух прогрелся до плюс 15,5°С и я просто нежился в солнечных лучах на баке БПК «Свирепый» в компании курящих матросов и старшин.

Ребята уже знали, что меня «зарядили» быть дневальным по кубрику и обсуждали эту новость. Практически все на баке считали, что «это издевательство над Суворвым», потому что дневальными по кубрикам, как правило, назначали самых «молодых» и «салаг».

Я делал вид, что меня всё это «мало колышет», что «мне всё равно, страдать иль наслаждаться», но в душе «скребли кошки» и я потихоньку «свирепел»…

Сообщив по телефону дежурному по низам, что утреннюю приборку я буду делать в «ленкаюте», что приглашаю его посмотреть, как и что я буду делать, я действительно после завтрака принялся за уборку своего рабочего места. Я добросовестно начал перетаскивать и прятать за боковые панели в корабельной библиотеке листы оргстекла, пластика, а также ставить наклонно к косым бортовым переборкам (возле иллюминатора) «ленкаюты» большие листы фанеры и ДСП.

Вскоре «банки» (скамейки), прикреплённые растяжками к крючкам на палубе «ленкаюты», освободились от залежей материалов для оформления стендов наглядной агитации. Мне осталось только найти место для разно-форматных листов толстого и плотного жёлтого мелкозернистого пенопласта. Прежде чем его куда-то девать, надо было подумать…

В последнее время мне лучше всего думалось под Правила службы корабельного наряда. Поэтому я опять открыл старую потрёпанную книжку и нашёл главу о службе дежурных по внутренним жилым помещениям, в частности, - дневальных по кубрикам.

Я только однажды за все годы моей военно-морской службы стоял вахту и был дневальным по кубрику, но это было на берегу, в посёлке Пионерское, в ноябре-декабре 1971 года, в 9-м Флотском экипаже ДКБФ.

«Кубрики» в 9-м Экипаже были обычными спальнями-казармами с рядами двухэтажных коек, на которых спали матросы-новобранцы. Дневальные дежурили возле тумбочек и столов дежурных по казарме напротив каждого из проходов между рядами коек - это были «разделительные линии» отделений рот (боевых частей).

В обязанности дневальных «по кубрикам» входило: уборка и мытьё «палубы», заправка коек «годков» и «сержантов», наведение идеального порядка в тумбочках возле коек новобранцев, выполнение приказаний и распоряжений начальства. А что же должны были делать дневальные по кубрикам на боевом корабле? Этого я даже и не знал…

Во-первых, дежурными или дневальными по жилым помещениям должны назначаться те матросы и старшины, которые проживают в этих помещениях. Во-вторых, дежурные по помещениям отвечают за служебный и бытовой распорядок и чистоту в помещении. В третьих, дежурные по помещениям дежурят сутки, а дневальные – по вахтам (в 2 или в 3 смены). В четвёртых, дежурные по помещениям встречают «гостей» и начальников, рапортуют им о состоянии дел и сопровождают их в помещении. О посещении бытового или иного помещения «гостями» или начальниками дежурный по помещению немедленно докладывает дежурному по низам и дежурному по кораблю.

Дежурные по помещениям подчиняются дежурному по низам, дежурному по кораблю, а на ходу – вахтенному командиру (офицеру). Дежурный по помещению должен находиться в таком месте, из которого хорошо слышны команды и сигналы, причём дежурный по помещению должен «репетовать» (повторять) все команды так, чтобы они были услышаны и правильно поняты всеми, кто находится в помещении.

Дежурный по бытовому помещению должен:
при побудке следить за быстрым вставанием команды;
следить за уборкой коек и постельных принадлежностей;
руководить приборкой и проветриванием своего помещения;
руководить открыванием и закрыванием иллюминаторов;
руководить открыванием и закрыванием водонепроницаемых дверей и люков, согласно подаваемым дежурным по низам или вахтенным командиром командам;
требовать от живущих в помещении соблюдать чистоту, порядок, форму одежды и соблюдения внутреннего распорядка в помещении;
следить, чтобы в иллюминаторы не выбрасывался мусор и остатки еды;
следить, чтобы во время работ и занятий в помещении находились только те, кто обязан там находиться;
не разрешать спать и лежать в помещении никому, кроме имеющих на то разрешение;
следить, чтобы в палубных лагунах всегда была кипячёная вода, а умывальники имели пресную воду;
наблюдать за соблюдением затемнения;
во время сна и отдыха не допускать в помещении шума, игр, мешающих спать окружающим, открывания и закрывания иллюминаторов и освещения без приказания с вахты;
после 23:00 выключать излишние лампочки и следить, чтобы в помещении было только ночное освещение и чтобы команда после 23:00 вся была в койках.

Кстати, только теперь я узнал, почему командир корабля, капитан 2 ранга Е.П. Назаров ограничивал мои вечерние радиопередачи по КГС (корабельной громкоговорящей связи) «ноля часами» (24:00)… По действующим Правилам трансляция по радио прекращается на корабле с момента «отбоя», то есть после 23:00, но по приказу замполита она может быть продлена до «ноля часов» (24:00).

Однако у дежурного по бытовым помещениям были ещё и главные обязанности – это своевременное «задраивание» водонепроницаемых дверей, люков, горловин, иллюминаторов и боевых крышек и строгий контроль их состояния. Также главной обязанностью дежурного по бытовому помещению было недопущение курения, разжигания огня и других действий, могущих вызвать пожар.

Кроме этого, дежурный по бытовому помещению должен следить, чтобы шкафчики и рундуки в помещении не запирались на ключи и замки. Оказалось, что согласно Правилам «сохранность личных вещей краснофлотцев обеспечивается крепкой товарищеской спайкой всех живущих в помещении, основанной на должной воспитательной работе»…

Вот эта уставная норма Правил службы корабельных нарядов подсказала мне метод и тему для моих дальнейших действий, как комсорга корабля, по незаметному внедрению и воспитанию самых лучших русских и советских флотских традиций в экипаже БПК «Свирепый».

Кстати, доступ в личные «большие чемоданы» краснофлотцев допускается только с разрешения дежурного по низам. Вероятно, такая открытость личных вещей, тумбочек, рундуков, портфелей и чемоданов личного состава нужна была для обеспечения взрыво- и пожаробезопасности корабля.

Кстати, дежурные по помещениям должны кроме нарукавных повязок обеспечиваться дудками или свистками, сигналами на которых они привлекают внимание окружающих и предваряют все подаваемые или передаваемые команды. Мне тут же захотелось внедрить на БПК «Свирепый» традицию подачи сигналов дудками и свистками…

Это были обязанности дежурного по бытовым помещениям, а что должен был делать дневальный в жилом помещении?

Во-первых, дневальный подчиняется дежурному по помещению, во-вторых, следит за сохранностью имущества в помещении, за чистотой и порядком, в третьих, в урочное или ночное время будит команду или наряженных, вступающих на вахту или в наряд, в четвёртых, при общих или индивидуальных сборах требует скорейшего исполнения приказаний, в пятых, в дневное время не позволяет команде спать или лежать на койках, кроме лиц, которым дано на то разрешение.

По получении приказания дневальный закрывает или открывает водонепроницаемые двери, люки, горловины, бортовые иллюминаторы и не допускает без разрешения никого их открывать или закрывать.

Дневальный не допускает курения в неотведённых для этого местах, запрещает команде вход в нежилые помещения без служебной надобности, не разрешает стирать (мыть) бельё в умывальниках и развешивать его в палубах (в коридорах, в жилых и нежилых помещениях).

Дневальный без разрешения дежурного по низам не допускает никого к большим рундукам и чемоданам (с имуществом команды и моряков-краснофлотцев). Дневальный внимательно наблюдает за частными посетителям жилых и нежилых помещений, перед запуском команды прибирает и проветривает помещения, следит за затемнением своего помещения.

В назначенное время дневальный «тушит излишние лампочки» («вырубает свет»), если почему-то электрическое освещение «потухнет», то включает аварийное освещение.

Дневальный обязан немедленно и  сообщать «напрямую» дежурному по кораблю обо всех ЧП (чрезвычайных происшествиях), неотлучно находиться в своём помещении и не покидать его без разрешения дежурного по помещениям.

Дневальный должен уметь пользоваться противопожарными средствами и при появлении дыма обязан без «громкой) огласки известить об этом кого-либо из службы корабельного наряда (дежурных). Одновременно дневальный обязан сам приять меры к устранению возгорания и организовать применение всех средств пожаротушения в своём помещении.

Никто, кроме командира корабля, его помощников, дежурного по кораблю и дежурного по низам, никуда не может посылать дневального…

Вот на этом пункте (статья 127 Правил – автор), я остановился и весело задумался. Интересная статья и редакция – «Никто не может послать дневального»…

Выходит, если кто-то «пошлёт» дневального по «известному адресу», то он в соответствии с уставными норами с полным правом любому, кроме командира, старпома, замполита и дежурных по кораблю и по низам, может сказать: «Сам пошёл!».

Теперь я вспомнил, что когда-то весной 1972 года в дивизионе новостроящихся и ремонтируемых кораблей печатал краткие инструкции с обязанностями дневальных и делал для них рамки со стеклом. Интересно, они сохранились? Согласно правилам эти инструкции дневальных должны быть в каждом помещении…

Также мне стало интересно, куда меня определят, куда нарядят в наряд? Может быть дневальным по гальюну?

Тогда я полностью попаду во власть дежурного по низам и буду обязан всё время наряда находиться в непосредственной близости от обслуживаемого помещения, то есть гальюна, встречать и провожать матросов и старшин, периодически заходить в гальюн и наблюдать за порядком…

Да, дневальный по гальюну обязан поддерживать чистоту помещения и его приспособлений, то есть писсуаров и «дучек»… Выходит, я буду обязан наблюдать за исправным действием водопровода и притоком воды, а в случае какой-либо неисправности «давать знать на дежурство по трюмному подразделению» (в ПЭЖ).

Я должен буду следить за чистотой воздуха в гальюне, наблюдать за вентиляцией и освещением гальюна, обо всех неисправностях «давать знать на дежурство по электротехническому подразделению» (в ПЭЖ).

Интересно, как это «следить за чистотой воздуха» и «давать знать»? Нюхать а потом давать? Чего давать? Как давать? Пробу воздуха из гальюна в ПЭЖ приносить? И кто это писал такие Правила?

Сказать, что я расстроился – это очень мало, я очень-очень-очень расстроился. Воображение представляло мне картинки, когда я чищу и мою палубу гальюна, писсуары и «дучки», а дежурный по низам, стоит за спиной и указывает пальцем на недостаточную чистоту и я мою, драю, чищу «в поте лица своего». Это похлеще посудомойки будет…

Теперь я очень хорошо понимал реакцию некоторых молодых матросов, когда сонные моряки, качаясь от усталости или качки, случайно, невольно или нарочно писали мимо писсуара или гадили мимо «дучки». Дневальным по гальюну приходилось убирать за неряшливыми моряками…

Теперь и мне предстояло пройти это новое испытание, придуманное изощрёнными умами моих непосредственных начальников-командиров, кто-то реально озаботился жгучим хотением показать мне, что военно-морская служба – это не рай и не море мёда с кисельными берегами…

Я ещё немного подумал о том, возможно ли мне, старшине 1 статьи, формально командиру отделения рулевых, годку, которому осталось служить всего 6 месяцев, комсоргу БПК «Свирепый», получившему отличную оценку штаба 128-й бригады 12-й дивизии ракетных кораблей ДКБФ, геройски прошедшему первую БС (боевую службу), успешно сдавшему свои элементы курсовых задач «К-1» и «К-2» и общепризнанному организатору множества отличных культурно-массовых мероприятий для экипажа корабля, избежать этого испытания…

Ничего не придумывалось, поэтому я решил точно так же, как наш санитар-зубодёр Боря Красильников, откровенно и жёстко «забить» на службу, стать таким «супергодком», которого наши отцы-командиры и начальники боятся…

Приняв решение стать «супергодком», я вдруг успокоился и стал ждать неизбежных поворотов судьбы, но такого поворота, который вскоре последовал, я совсем не ожидал…


Рецензии