Нижний ярус

НИЖНИЙ  ЯРУС.

(Опубликовано в г."Литературная Россия" №12 за 2011г.)
*     *     *

В советские времена широко бытовало такое понятие, как «рабочая поэзия» (хотя зародилось оно ещё в конце 19 - начале 20 веков, как только рабочие осознали своё особое положение среди других групп населения Российской империи. А.Белозеров, А.Богданов, А.Гмырев, Е.Нечаев, И.Привалов, Л.Радин, Ф.Шкулёв, - помните ли вы их? А ведь это представители этой самой рабочей поэзии, тогда ещё революционной). Пролетарское же государство  в лице компартии, поддерживая своё реноме, старалось хотя бы таким образом морально поддержать своего гегемона («Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не вешалось!») в противовес «гнилой интеллигенции». Правда, гегемон чаще всего не поддавался на эту «поддержку» и просто поддавал.

Но находились чудаки, которые вместо бутылки и стакана и впрямь брались за перо. Чаще всего эти попытки не выдерживали критики, но всё равно многие люди старались выразить себя в стихах. Тогда и утвердился окончательно этот термин - «рабочая поэзия». С одной стороны, вроде бы с уважением, а с другой, конечно, со снисхождением. Да, «поэзия», но - что с неё взять? - «рабочая». Прямо по Маяковскому, сперва  «попашут», потом «попишут стихи». Другое наименование таких творцов - самодеятельные авторы. Многие самодеятельные поэты стремились «выбиться в люди», повысить свой социальный статус до уровня профессиональных литераторов. Не говоря уже о том, чтобы прославиться на всю страну. Мало кому это удалось. Вспоминаются  с ходу,  как представители рабочей темы в поэзии, разве что юный Ярослав Смеляков, да из живущих позднее только Геннадий Лысенко с Дальнего Востока.

Такая же двусмысленная ситуация, кстати, была и с творчеством пенсионеров, ветеранов. «Я не могу больше работать на благо государства, силы не те, но единственно, чем я могу служить Родине - это писать стихи!» И уважаемые, заслуженные люди строчили вирши, в которых были только рифмованные лозунги, барабанный бой и голый пафос. Но они искренне считали, что это и есть стихи, на Пушкина ведь похоже?

Можно представить себе ужас работников издательств, особенно провинциальных, которым по разнарядке сверху приходилось выпускать к каким-нибудь юбилейным датам  коллективные сборники ветеранов. Недаром, неофициально эти издания и назывались «братскими могилами».

Что касается «рабочей поэзии», то, как и в любом явлении, не всё там было однозначно…

Но вот распался СССР. И наступил момент истины. Повышать свой статус до уровня профессионального литератора рабочим поэтам смысла уже не было - на издание стихов не проживёшь, социальный статус не повысишь.  Можно и не писать, всё равно никому до тебя нет дела, дай бог просто выжить. Только «динозавры шестидесятых» (условное наименование, как вы понимаете) имеют  возможность существовать за счёт творчества (как, отчасти, у нас, так и, в основном, за границей за счёт приобретённого при тоталитаризме имени), да литфункционеры, пристроившиеся на редакторских должностях и на раздаче премий и грантов.

Но случилась странная штука: писать стихи стали, похоже, практически все. Термин «рабочая поэзия»  ушёл в небытие, по крайней мере, с поля литературы. И, наверно, это хорошо: теперь можно оценивать произведение с позиции высокой (или не очень) литературы, а не по признаку социального происхождения или положения. Люди сочиняют стихи (с разной степенью успешности) просто «из любви к искусству». А появившийся Интернет всех уравнял в плане возможности донести до литературного (или окололитературного) сообщества своё «творчество». Чаще всего, любительское, полуграфоманское по характеру. А кто у нас торчит целыми днями в Интернете? Правильно, офисный планктон. Так на смену «рабочей поэзии» пришла «манагерская». Литературное бедствие поменяло своё лицо. У нас, в России, только так и бывает.

Да, ничего не поделаешь, основная масса нынешних стихосочинений  - гумус. Хорошо это или плохо? С точки зрения  литературного критика из Санкт-Петербурга В.Топорова (статья «Передвижники», «Литературная Россия», №26, 25.06.2010г.) это - естественно. «Ярусно-пирамидальная» структура литературы, о которой он говорит, должна на что-то опираться. И вот этот нижний, самый бросовый, слой пирамиды - он же и самый приближённый к жизни, самый массовый, самый читательский, самый «писательский».

К чему это я? Кажется, в 12 веке в Китае была выпущена антология, чей корпус насчитывал  стихи нескольких сот (!!!) выдающихся поэтов. Надо полагать, творили они не на пустом месте. А так как китайская цивилизация насчитывала к тому времени уже, как минимум, 3 тысячелетия, а конфуцианство, поставившее в одно из достоинств государства (ау, премьер Путин и минобрнауки Фурсенко с их удивительными реформами отечественной школы!) образованность, существовало почти 1,5 тысячелетия, а в нашей стране (Россия-СССР-РФ) стихи массово стали писать только около 100 лет назад, то выводы делайте сами. Нашей литературе, в данном случае, поэзии есть куда и на чём расти, и к чему - всё ещё! - стремиться.
*     *     *


Юрий Иванов,
д.Бардово,
Псковская область.


Рецензии