Клошар 9. Сокровища

В эту ночь солдатики на него внимания не обращали, занимались своими делами. Долгих слонялся меж их, приглядываясь. Пока не наткнулся на того же офицера, сидящего на высоком барабане в синем мундире с серебряными эполетами обрамлёнными золотой бахромой. Тот даже обрадовался, вскочил, лихо подкрутил чёрные усики и представился: майор Величка, первый маркиз Марк Величка, уточнил он.
Руслан невольно опустил глаза стыдясь лохмотьев, но ... увидел на себе тёмно-зелёный фрак, ярко-красный жилет, обшитый золотым галуном, белую рубашку с высоким воротником и жабо, а на ногах короткие панталоны заканчивающиеся высокими сапогами «a la russe». Столь изысканное одеяние не позволило ему представится иначе как виконт Виленский. Галантный француз взял его под руку и предложил прогуляться, попутно рассказывая о гении своего императора, его непобедимости и непогрешимости.

- Ваш Александр тоже не плох, аристократ и либерал одновременно, - разглагольствовал маркиз, - но ему не везёт с военачальниками. Тот же Кутузов крупно подводил его минимум дважды. Вспомним хотя бы Аустерлиц, какой позор! Полный разгром! Мало того, наши потери в 10 раз меньше русско-прусских. И это всего через шесть лет после блистательных побед вашего Суворова! А Бородино? Не намного лучше. Старого маразматика Михаила от полного уничтожения его армии спасла темнота и то, что он быстро удрал за Москву.

Долгих открыл было рот для возражений, но его отвлёк вкусный запах еды доносившийся от ближайшего солдатского костра, а мгновением позже толчок майора в плечо, со словами: «Виконт, очнитесь».
Разлепив глаза Руслан разглядел в тусклом свете свечи склонённое над ним улыбающееся лицо старика теребящего его за плечо.

- Очнитесь, юноша, завтрак почти готов и нас опять ждут великие дела. Кстати не знал, что вы тоже благородных кровей. Виконт конечно не маркиз, и даже не граф, но всё же поприличней барона, а тем более баронета.
- Я что, во сне разговаривал? За мной раньше такого не замечалось.
- Ну что, вы, - ехидничал старик, - это мне всё майор рассказал. А если серьёзно, милок, то садись за стол, жуй  и внимательно слушай. Раз нам не повезло с противогазами, то сегодня  следует  достать марлевые повязки, даже лучше ватно-марлевые. Кроме этого  спирт, можно даже крепкий самогон, градусов под семьдесят. А также резиновые перчатки несколько пар.
- А вы мне расскажете, зачем?
- Если всё достанешь, так и быть, сегодня же расскажу. Да, кстати, и подхарчиться подсуетись, а то у нас припасы заканчиваются.

Уже вечером, после ужина, получив устную благодарность за смекалку и расторопность, Долгих приготовился внимательно слушать.

- Даже не знаю, с чего начать, - шамкал губами старик, - ну лады, начну с самого главного, с найденных, точнее украденных мною бумаг. Так вот, это добуквенный протокол допроса, в котором есть многое, не относящееся к нашему интересу. А если сделать из текста короткую выжимку, то явствует, что сокровища Барбары находятся в тоннеле между Кафедральным собором и костёлом Святого Духа. Между этими двумя объектами по прямой менее четырёхсот метров, и мы их должны пройти. Вход в тоннель со стороны нашего костёла на нижнем, третьем уровне. По крайней мере других вариантов нет, так как наш средний уровень за два года я обследовал и перекопал по нескольку раз. Следы этой деятельности ты видишь и сейчас.
- А тупики ответвлений, заложенные кирпичами? – засомневался Руслан. – Где лежат останки солдатиков?
- Побывал я и там. Если приглядишься к кладке, то заметишь, что часть кирпичей положены без раствора, то есть держаться на честном слове, на моём честном слове. Да-а ... солдатские косточки довелось ещё раз основательно потревожить, но они вроде не в обиде, даже уважают.
Ты лучше это, не отвлекай а слушай дальше. Вход в нижний, третий уровень я нашёл, покажу. Но соваться туда одному боязно, и в основном из-за того, что этот уровень забит останками людей умерших от холеры и чумы.  А какая там чума, бубонная, лёгочная или моровая язва, в те времена не знали. Сейчас же мы знаем, что штаммы этих болезней сохраняются веками, даже в вечной мерзлоте. Короче, я приглашаю тебя туда прогуляться. Не даром конечно, за половину найденного. Ну как?
- Вы думаете я испугаюсь? Так нет! На своей жизни я уже поставил крест, а тут хоть призрачная, но возможность вырваться из этой клоаки. Только вот вопрос, почему нельзя попробовать проникнут в тоннель со стороны Архикатедры? И откуда у вас уверенность, что тоннель от неё ведёт именно к нам?
- Резонные сомнения. А чтобы их развеять достаточно сунуться в подвалы Кафедрального собора. Там сейчас настоящий музей с экскурсиями и видеокамерами. Нам даже кирпичик поцарапать не дадут, а тем более найти вход в тоннель, давно замурованный.  И второе. Наличие тоннеля не единожды подтверждают летописи ВКЛ, как и некоторых других ходов от собора, скажем до Замковой горы и Старого арсенала. А вот миф о тоннеле в Тракайский замок, это конечно бред, не серьёзно.

- А какие сведения ещё есть в протокольных бумагах?
- А вот здесь милок, мы подобрались к самому главному. По порядку. Грабителей  всего было четверо, причём обыкновенная городская шантрапа, но к сожалению, в условиях военного лихолетья вооружённая. Польская полиция пыталась их задержать при выходе из костёла на Кафедральную площадь, но они открыли огонь и спрятались в подземелье. В перестрелке двое были ранены, а двое других, оставив  товарищей, укрылись в тоннеле. Полиция их преследовала до тех пор, пока они не бросили гранату, от которой свод с грунтом  обрушились, разделив преследователей и грабителей.
- Так эти двое может тогда же и вышли через доминиканский монастырь, а сейчас их потомки где-то жируют. Сами вряд-ли живы, прошло-то уже 74 года.
 - Ну вот тут, юноша, ты не прав. Объясню. Во первых, личности и внешности этих двоих сразу были установлены, но они нигде более не засветились. Во вторых, украденные королевские регалии описаны во многих каталогах утраченных мировых сокровищ, даже фотографии имеются. Но они тоже нигде не всплывали! И не могли. Их и продать-то невозможно, если только в начале легализовать. Но ни один уважающий себя коллекционер, а тем более музей, не купит криминальную историческую реликвию.
- Минуточку, Мастер, а нам-то они зачем? Мы же тоже не сможем их продать.

Маркиз с загадочным видом замолчал, только его глаза продолжали гореть таинственным огнём, а на лице появилась торжествующая улыбка.

- Слушай очень внимательно, отрок! Допрос двух захваченных раненых злоумышленников проходил в Кракове, так как Вильно уже заняли Советы. Так вот, они выдали такое! Короче, когда  срывали с мумифицированного тела Барборы регалии и украшения, то обрамлённый жемчугом пояс не хотел никак расстёгиваться. Варвары применили силу и разорвали одеяние мумии и её плоть. Увиденное заставило их окаменеть от изумления. Из чрева до этого бесплодной королевы высыпалось великое множество драгоценностей. По предположениям, это было наследство от её первого мужа, богатейшего вельможи ВКЛ Альберта Гаштольда!

От услышанного Руслан тоже почти окаменел, сидел с вытаращенными глазами и отвисшей челюстью. Наконец кое-как пришёл в себя  и выдавил:

- А эти сокровища где-то описаны, их можно продать? Да и сколько они могут стоить?
- Описаний нигде нет, но есть упоминания в архивных рукописях  рода Гаштольдов. А вот, если говорить о их цене, то нужны некоторые пояснения. Есть две составляющие стоимости. Первая, ювелирная, скажем драгоценный камень и его обрамление. И вторая – историческая. Так вот вторая на порядок выше первой. И если даже отбросить вторую, то первая по моим прикидкам оценивается в несколько десятков миллионов евро. Но и с первой есть некоторая проблема. Любой ученик ювелира по огранке определит, что она произведена пятьсот лет назад. Тогда количество граней камня были минимальные, поэтому он не переливался, а  искрился. Да и сами грани с тригонометрической точки зрения были не идеальны. А алмазы вообще только-только научились шлифовать. Но об этом всём пока рано, не будем делить шкуру не убитого медведя, примета плохая. Давай ка лучше собираться на боковую, припозднились опять мы что-то. Ведь завтра тебя  опять ждут великие свершения.
- Полезем на нижний уровень?
- Нет, мы ещё не готовы. Нужно достать несколько смен одежды  и уксус. Не хочется шутить с чумой и холерой. Тем более, что одной экскурсией в преисподнюю мы не обойдёмся. Там может быть несколько подземных ходов, ведущих в разные стороны, а наш только один.

- Тогда есть добавка к вашим пожеланиям. Нужен ещё компас, по которому я наверху определю точное направление к Кафедральному собору, и по которому мы будем ориентироваться внизу. Ещё бы не повредил газоанализатор. Так как во всех подземных полостях могут скапливаться  газы различного происхождения, многие из которых взрывоопасны.  Но газоанализатор не обещаю, а вот фонарики в защищённом исполнении добуду.  Ещё есть соображения по вертикальной планировке. Тоннель к Архикатедре должен иметь подъём градуса на три-четыре. Это как бы ещё один ориентир.
- Ну, юноша, в моих глазах прямо взрастаете. Тридцать лет  работы по специальности видать не пропьёшь. Тем не менее бай-бай, забирайтесь в свой гробик, и как говорят в глупых американских боевиках: это приказ!


Вильнюс, 31 декабря 2016 года.
Продолжение следует: http://www.proza.ru/2016/12/31/1887


Рецензии
Исторические загадки украшают Вашу историю, Александр. И углубляют её смысл.
С уважением и читательским удовольствием,

Марина Клименченко   29.07.2018 12:48     Заявить о нарушении
Здесь рождение решимости рисковать жизнью из-за сокровища.
Благодарю за внимание, с расположением,

Алексас Плаукайтис   01.08.2018 14:10   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.