Как я строил байдарки
Открыв несколько сайтов, я был разочарован. Разборных байдарок с подробными чертежами было всего две, но каких! Предлагалось сделать байдарку "Сирена" по чертежам из журнала "Катера и яхты" № 39 за 1972 год! и "Таймень" В.А. Строгонова по чертежам из того же журнала за 1974 год! То есть, нафталином от этих конструкций разило за километры!
Да, были и другие конструкции, из фанеры, не разборные каяки, каноэ и байдарки, некоторые довольно убогой конструкции. Особенно поразило убожество конструкции из водопроводных ПВХ труб, испытание которой зачем-то было снято ещё и на видео. Но меня интересовали именно разборные конструкции, и интерес этот был давнишний... Я мысленно перенёсся в середину 80-х годов...
Мысль - сделать разборную, одноместную байдарку, возникла не на пустом месте. Одноместных просто не было в продаже, поэтому умельцы и изощрялись, как могли. Существующие двух и трёх-местные "Салюты" и "Таймени" весили прилично. Это и была ноша для 2 -3 человек, потому что в поход, кроме плавсредств, надо было тащить ещё и снаряжение и продукты.
Мне в этом отношении повезло: друг отца решил завязать с походами, и отдал нам свой изрядно потрёпанный 2-х местный "Салют". Восстановлению он не подлежал, да в этом и не было необходимости - у нас была своя точно такая же байдарка. Какое-то время два мешка с этим "Салютом" валялись в гараже, пока не появилась идея. Я решил, что из этого тур-хлама вполне можно сделать одноместную байдарку, которую вместе со всем снаряжением я мог бы таскать один.
Работы проводились прямо в моей комнате, на полу. А позднее ещё и в садовой будке. Даже тисков приличных не было, и мне приходилось по-всякому изощряться, чтобы просто что-то заклепать. Я решил просто выкинуть середину из базовой конструкции, только и всего, поэтому работа была сделана сравнительно быстро - месяца за два - технические вопросы решались на практике только в свободное от основной работы время, и часто просто методом "научного втыка".
Загвоздка вышла с оболочкой - старая никуда не годилась, а материал на новую ещё надо было где-то найти.
Удалось взять со старой оболочки только резиновые протекторы на штевни, но и это было уже что-то. Материал на оболочку нашёл на городской свалке, на которую свозился мусор не только со всех помоек города, но и со всех его предприятий. А из их числа меня конкретно интересовала только свалка завода РТИ. Там я и нашёл подходящий отрез на одёжку для своей конструкции. Это был прорезиненный с обеих сторон капрон. Этот отрез и пошёл на оболочку.
Работу я решил считать законченной уже зимой 1984 года. Мысль, что я построил свою первую посудину в 24 года, как и знаменитый и мною любимый путешественник одиночка Джошуа Слокам, первым обошедший о одиночку вокруг света, меня ужасно окрыляла!
Только кокпит ещё не был доведён до ума. Я рассудил так: проведу испытания, и если не кильнусь сразу у берега, доделать кокпит будет уже делом техники.
Наступила весна 85-го года. Когда я вынес своё детище на берег реки Уфы, разлив реки сильно способствовал выбросу хорошей порции адреналина в кровь. Низина, по которой летом можно было идти до берега метров триста, была полностью залита водой. Из неё торчали только редкие деревья и кустарники. Только по сплошной полосе того же кустарника-ивняка можно было угадать, где проходит основное русло. Собрав байдарку, я с замиранием сердца спустил её на воду. Смотрелось не плохо. Вместо фальшбортов* приспособил две жерди, которые вырубил топором тут же, на берегу. На них и опирался, когда садился в байдарку или вылезал из неё.
Забравшись в недоделанный кокпит, я почувствовал, что плыву, хотя поначалу конструкции мне показалась крайне неустойчивой.
Сделав круг по мелководью, я понял в чём дело - лодка была не загружена, поэтому легко отзывалась на любые движения весла. На всякий случай, чтоб понизить центр тяжести, я положил на дно байдарки несколько увесистых камней. Как потом оказалось, в этом не было необходимости. Оставалось только проверить лодку на течении. Не без опасения выруливал я со стоячей воды на стремнину. И сначала напрягало сознание того, что под тобой глубина минимум метров 7 - 8 (об уровне подъёма воды сообщали каждый день по радио), но это только первое время. Освоившись, я решил, что можно попробовать сделать круг вокруг Уфы, и сделал. Это послужило началом традиции, и такие плавания стали ежегодными. В зависимости от уровня воды, на путь вокруг Уфы уходило 4 - 6 часов (около 22 километров).
Но тяга к самоделкам на этом не прошла. Много лет я выписывал журнал "Катера и яхты", мечтая о постройке яхты. А однажды в "Букинисте" мне попалась кипа старых журналов, ещё 70-х годов. Пролистав их все, я нашёл два варианта байдарок. Это как раз и были журналы за 72-й и 74-х год, о которых я упомянул в самом начале своего рассказа, и которые повторно нашёл в ново-модном интернете в 2016 году.
"Таймень" Строгонова и был очередной конструкцией, которую мне захотелось повторить в конце 80-х годов.
Правда, не удалось мне сделать её такой же лёгкой, как у него, т. к. на стрингера* были взяты дюралевые лыжные палки.
Утилизация зимнего снаряжения была Строгоновым заложена в конструкцию изначально. Например, на штевни* он советовал взять две хоккейные клюшки. Так что лыжные палки напрашивались сами собой. Удалось достать их в нужном количестве на базе проката при ТЭЦ-4, на которой я тогда работал - их просто списали.
Сама работа над лодкой тоже проходила по месту работы. Я просто оставался после работы на ночёвку, и у меня было несколько часов, как вечером, так и утром. Сверлильный и токарный станки и большие тисы были в моём распоряжении. Увлекательное это было занятие!
Всё начиналось с нуля, с расчётов и чертежей, которые выполнялись на листах миллиметровки. На шпангоуты пошли ножки от дюралевой раскладушки, на стрингера - лыжные палки, на щтевни - клюшки. Кокпит сделал из алюминиевых швеллеров. Оболочка так же была найдена там же - на свалке, так же, как и прорезиненный материал на деку*... В общем, если не считать резинового клея, хоккейных клюшек, и потраченного на работу времени, байдарка мне ничего не стоила.
Испытывал там же - на реке Уфа, во время похода вокруг города. Надо сказать, был момент, когда я натерпелся страху. Обычно, когда мимо проходило какое-то судно, я разворачивался носом к волне - так волна была бессильна - она не могла меня опрокинуть. Но потом я, что называется, обнаглел и перестал кланяться каждому проходящему буксиру и каждой моторной лодке. Мою первую конструкцию волна просто поднимала на гребень и всё.
Но конструкция Строгонова была в этом отношении не продумана. Да, лодка была устойчива на курсе, но оказалась не столь манёвренной, как моё первое детище. Прошла мимо баржа и я с ужасом мог наблюдать, как волна, вместо того, чтобы нырнуть под киль, начинает наползать на нос! Всхожесть байдарки на волну была плохой! Будь волна повыше, она могла бы, прокатившись по носу, хлынуть и в кокпит, прямо мне на ноги!Это тем более было не приятно, что я находился на середине реки, и в случае чего, шансов доплыть до берега у меня было мало даже в спасжилете, потому как вода была ледяная.
Поэтому после этого случая я взял за правило всегда разворачиваться носом к волне .
"Таймень" потом был испытан летом во время сплава по реке Юрюзань. Плюсом его была маленькая осадка. Я продолжал плыть даже там, где многие уже сидели на мели или шли пешком по щиколотку в воде!
Только сделав вторую байдарку, я закончил первую - сделал новый кильсон, и оформил, наконец, кокпит. Кроме того, я развернул её на 180 градусов, сделав нос кормой и наоборот. Так лодка приобрела более обтекаемые формы, а значит и увеличилась скорость. Даже при стоячей воде я шёл со скоростью 6 -7 км в час.
Байдарка Строгонова была потом украдена из гаража искателями металла вместе с двумя 2-х местными байдарками, из которых я планировал сделать разборный швертбот. Первая конструкция, образца 1984 года, избежала этой участи, потому что на момент кражи находилась дома. Воры утащили "Таймень" Строгонова полностью, вместе с оболочкой, и могли бы на нём даже поплавать, если бы не оставили обе клюшки, из которых были сделаны штевни. А без штевней эта связка лыжных палок и двух шпангоутов из раскладушки представляла собой действительно только металлолом...Но даже будь у них штевни, они всё равно не смогли бы собрать байдарку, т. к . не знали, как это делается.
Позднее, в начале 90-х, пройдя на своей "Утопии", как назвал её отец, не одну тысячу километров, я решил поделиться своим опытом по переделке "Салюта" с читателями журнала "Турист". Я сделал подробное описание, и дал точные чертежи с указанием всех размеров. Но меня тогда сильно "кинула" редакция. Они протянули время, пообещав напечатать мои материалы в одном из следующих номеров журнала, и дав сначала конструкцию другого автора, надо сказать идиотскую по форме и содержанию, с примитивным описанием и малопонятными чертежами.
К тому времени, когда вышли мои материалы, инфляция превратила мой гонорар (около 200 рублей) практически в ничто. Да ещё они изъяли из текста ключевые моменты. связанные со сборкой конструкции, и любезно попросили желающих обращаться непосредственно в редакцию за платной консультацией, хотя я предлагал ответить на все вопросы читателей совершенно бесплатно! После чего, естественно, у них стало на одного подписчика меньше. Я и сыну завещал никогда в жизни не выписывать это убожество, называемое "Туристом"...
А к постройке чего-нибудь новенького всегда хочется вернуться. Остаётся только разработать дельную конструкцию, раз уж в распоряжении современных судостроителей нет чертежей свежее 1974 года...
КРАТКИЙ МОРСКОЙ СЛОВАРЬ:
Фальшборта - детали кокпита, параллельные привальному брусу - верхнему ряду стрингеров,
- на них гребец опирается, когда садится в лодку и вылезает из неё
Кокпит - место где сидит гребец.
Дека - верхняя обшивка байдарки, делалась из водоотталкивающего материала, который пришивался к оболочке.
Шпангоут - поперечная деталь конструкции, от его очертаний зависят обводы судна и его мореходные качества.
на шпангоуты опираются детали "палубного" набора - мидельвейсы и бимсы.
Стрингера - продольные детали судна, обеспечивающие его жёсткость в продольном плане.
Штевни - ахтерштевень, и форштевень - кормовая и носовая части судна, соответственно.
Кильсон - килевая часть судна - к нему крепятся шпангоуты и сиденье.
3.01.17.
Свидетельство о публикации №217010301633
Мария Панина Кавминводы 04.01.2017 15:07 Заявить о нарушении
Так у вас своё производство? машинки сами шьют - это здорово:) такую уже в комнате на полу не сделаешь...дядя в своё время работал в Сухуми, станки настраивал по производству цепочек...забавно было наблюдать, как станок сам из проволоки делает эти цепочки...сейчас дядя где-то недалеко от вас живёт, коз держит:)
Игорь Прицко 04.01.2017 15:57 Заявить о нарушении
Мария Панина Кавминводы 04.01.2017 17:47 Заявить о нарушении
я когда с сердцем проблемы начались приспособился настрои Сытина слушать... начитываю их на диктофон своим голосом и слушал периодически...а сейчас в Инете можно вообще найти его настрои на все случаи жизни...а на оздоровление сердца у него много настроев и готовых есть, их эффективность я на себе с 90-х годов проверяю, таблетки так не помогают, попробуйте...
Игорь Прицко 05.01.2017 09:49 Заявить о нарушении
Мария Панина Кавминводы 05.01.2017 10:22 Заявить о нарушении