469 Ил-28БМ и мишень 17 05 1974

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК «Свирепый». ДКБФ 1971-1974».

Глава 469. ВМБ Балтийск. БПК «Свирепый». Ил-28БМ и мишень. 17.05.1974.

Фотоиллюстрация из открытой сети Интернет: Балтийское море. БПК «Свирепый». Самолёт-бомбардировщик, он же буксировщик мишеней Ил-28БМ над Балтийским морем. Внешний вид тактического бомбардировщика Ил-28 (ВВС Польши). Чертёж из патента на советскую свободно падающую воздушную мишень (СПВМ). 17.05.1974.


В предыдущем:

Однако БПК «Свирепый» пора было возвращаться в район стрельб, потому что БПК «Бдительный» уже «отстрелялся» и пришла наша очередь стрелять ракетами ЗРК «Оса» по мишеням на парашютах, которые сбрасывали «старенькие» бомбардировщики Ил-28.

Ил-28 (по кодификации НАТО: Beagle – «гончая») – это первый советский двухмоторный реактивный фронтовой бомбардировщик, способный нести тактический (небольшой мощности) ядерный заряд (бомбу, ракету, торпеду). За создание бомбардировщика Ил-28 главному конструктору С.В. Ильюшину и группе конструкторов ОКБ-240 Ильюшина была присуждена Сталинская премия.

Мы, моряки-балтийцы часто видели эти самолёты-бомбардировщики в полёте и в действии, потому что с 50-х годов XX века Ил-28 был «основной ударной силой фронтовой авиации СССР и стран Варшавского договора» (данные в кавычках об Ил-28 из Википедии и других соответствующих первоисточников – автор).

Дело в том, что этот очень узнаваемый со стороны самолёт с прямым крылом и двумя большими двигателями на крыльях, был очень надёжен, а различные боевые задачи решал относительно легко и эффективно.

Правительственное задание ОКБ-240 Ильюшина на разработку фронтового бомбардировщика с турбореактивными двигателями, способного метать тактические ядерные бомбы, было выдано в июне 1948 года, а уже состоялся первый полёт прототипа Ил-28 с английскими двигателями «Нин» фирмы «Ролс-Ройс» (значит, «задел» самолёта в ОКБ-240 и на авиазаводе уже был – автор).

В феврале 1949 года начались государственные испытания нового самолёта, но уже с отечественными двигателями ВК-1 (РД-45Ф). Вместе с Ил-28 в НИИ ВВС испытывались Ту-73 и Ту-78 ОКБ Туполева. «Туполевцы» позднее представили для испытаний ещё один бомбардировщик – Ту-14, аналогичный Ил-28, но с большей дальностью полёта. При этом Ту-14 «был значительно сложнее в производстве и эксплуатации», чем Ил-28.

В середине мая 1949 года на специальном совещании И.В. Сталин утвердил решение о принятии на вооружение советских ВВС тактического бомбардировщика Ил-28. При этом Сталин потребовал увеличить скорость полёта Ил-28 до 900 км/ч «за счёт установки более мощных двигателей ВК-1 со взлётной тягой по 2700 кгс».

8 августа 1949 года Ил-28 с новыми двигателями ВК-1 вновь начал испытываться с НИИ ВВС и практически одновременно началось серийное строительство этого самолёта. Войсковые испытания Ил-28 проводились в Московском военном округе.

9 мая 1950 года советское правительство впервые публично показало народу и Западу новый советский тактический бомбардировщик Ил-28 – полк этих самолётов пролетел над Красной площадью в Москве.

Ил-28 создавался на заводах: №30 в Москве, №166 в Омске и №64 в Воронеже, а затем дополнительно на авиазаводах №1 и №18. В 1950 году был создан учебный Ил-28У, в 1951 году - торпедоносец Ил-28Т, в 1954 году - разведчик Ил-28Р. Всего было выпущено порядка 6300 различных модификаций самолёта Ил-28.

Чем же был хорош тактический бомбардировщик Ил-28?

Это был относительно простой, дешёвый и эффективный самолёт, предназначенный, как, например, знаменитый средний танк Т-34, для выполнения, прежде всего, боевой задачи и только боевой задачи…

Самолёт Ил-28 имел: «в обшивке алюминиевый сплав («дюраль») Д16Т; удачный силовой набор фюзеляжа из шпангоутов и стрингеров; герметизированную и звукоизолированную кабину; прямое, трапециевидное, моноблочное двухлонжеронное крыло; обычную простую механизацию крыла; управление по крену элеронами; стреловидные киль и стабилизатор; электрическое управление триммером руля направления и элеронов, а триммера РВ – механическое (тросовая проводка и шестерёнчатые механизмы)».

Двигатели ВК-1 на Ил-28 установлены в гондолах под крылом, а управлялись тоже просто – тросовыми тягами. Двигатели ВК-1 запускались электростартерами. Фюзеляжные мягкие резиновые баки вмещали 7908 л авиационного топлива.

Шасси у Ил-28 было трёхопорное, с воздушно-масляной амортизацией и спиртоглицериновой смесью в амортизаторах. Передняя «нога» убиралась назад в фюзеляж, а основные стойки шасси –вперёд, в мотогондолы.

Гидросистема Ил-28 (гидронасос, 45 л масла МВП) управляла приводом тормозов колёс на основных стойках, приводом закрылков, выпуском и уборкой шасси. В случае саварии гидросистемы применялась пневмосистема. Причём, кроме компрессоров двигателей были и аварийные воздушные баллоны со сжатым воздухом.

Два стартер-генератора постоянного тока ГСР-9000 и две аккумуляторные батареи 12-А-30 обеспечивали самолёт электроэнергией. Радиооборудование самолёта: РЛС ПСБН-Н, радиокомпас АРК-5, радиовысотомеры РВ-2 и РВ-10, радиостанция РСИУ-3М, радиолокационный ответчик СРО, переговорное устройство СПУ-5.

Ил-28 имел приборное оборудование: гирополукомпас ГПК-46, авиагоризонт АГК-47Б, гиромагнитный компас ДГМК-3, навигационный визир АБ-52, магнитный компас КИ-11, указатель поворота УП-2, часы АВР-М и АЧХО, высотомер ВД-17, указатель скорости КУС-1200, указатель числа М — МА-0,95, а также автопилот АП-5.

На самолётах-разведчиках Ил-28Р устанавливалось фотооборудование: три АФА-33, АФА-75МК, АФА-БА-40, для перспективной съёмки. Ночные авиационные фотоаппараты НАФА-31/50 и НАФА-31/25 были синхронизированы с фотографическими бомбами ФОТАБ-50-35/100-60 и осветительными САБ-100-55/1000-35.

Информация с экрана РЛС ПСБН фиксировалась фотоприставкой ФРЛ-1М. Позднее РЛС ПБСН была заменена на РЛС «Курс» (1953 года). На разведчики также ставился контейнер с дипольными отражателями типа АСО-28 и аппаратура помех «Натрий».

Бомбовое вооружение Ил-28: 12 бомб ФАБ-100 или 8 ФАБ-250М46 или две ФАБ-500М46 или одну ФАБ-1500М46 (ФАБ-3000М46).

Торпедоносец Ил-28Т вооружался одной подвесной реактивной торпедой РАТ-52 в грузоотсек или подвесными минами — АМД-500, АМД-1000, «Лира», «Десна» и др. Позднее под крылья Ил-28Т подвешивались две торпеды. Для торпедометания использовался прицел ПТН-45.

Стрелковое вооружение Ил-28: две неподвижные пушки НР-23 в носовой части фюзеляжа (на торпедоносцах и разведчиках стояла одна носовая пушка) и две пушки в кормовой дистанционной установке Ил-К6 (Ил-К8) с гидравлическим приводом.

Все самолёты ВВС СССР окрашивались «серебрянкой», а экспортные - в различные виды камуфляжа. Приборные доски чёрного цвета, ниши шасси и грузоотсек красились в серый цвет или просто не красились (только грунтовка светло-зелёного «травяного» цвета).

Ил-28 оказался в эксплуатации технически надёжным и простым в управлении (кроме запуска или «розжига» двигателей), при пилотировании самолёт был «достаточно манёвренным и прощающим «хулиганство» пилотов».

Ил-28 использовался в ВС разных стран: Китай, Финляндия, Египет, Алжир, Болгария, Чехословакия, ГДР, Вьетнам, Северная Корея, Йемен, Марокко, Куба, Сомали, Сирия, Нигерия, Индонезия, Афганистан.

Однако в СССР Ил-28 к концу 50-х годов XX века «начал сниматься с эксплуатации и заменяться на Як-28, в ряде полков — Ту-16». Одновременно во время так называемой «хрущёвской оттепели» советские вооружённые силы были сокращены на 1 200 000 человек.

Теперь (70-е годы XX века) небольшая часть Ил-28 использовались как буксировщики и постановщики воздушных мишеней, но могли выполнять и задачи учебного или боевого бомбометания. Кроме этого небольшая часть этих самолётов была переоборудована в летающие радиоуправляемый мишени - Ил-28М.

Кроме этого несколько Ил-28 перекрасили в цвета Аэрофлота и на них перевозили почту и секретные грузы (Ил-20).

Базовый самолёт-бомбардировщик Ил-28 имел слудующие модификации:

Ил-28 Фронтовой бомбардировщик.
Ил-28А Бомбардировщик-носитель тактической ядерной бомбы РДС-4 «Татьяна» мощностью 30 кт.
Ил-28ЗА Зондировщик атмосферы.
Ил-28ЛЛ Летающая лаборатория для доводки РЛС «Сокол».
Ил-28М Радиоуправляемый беспилотный самолёт-мишень. Использовался на полигонах для тренировки ракетчиков ПВО.
Ил-28П Конверсия в почтовый самолёт. Широко использовался для переучивания (перехода) на реактивную технику в гражданской авиации (ГВФ).
Ил-28ПЛ Противолодочный самолёт.
Ил-28Р Фронтовой разведчик.
Ил-28РТР Самолёт радиотехнической разведки.
Ил-28РЭБ Самолёт радиоэлектронной борьбы.
Ил-28С Опытный, с двигателями ВК-5 и стреловидным крылом.
Ил-28Т Торпедоносец. В связи со снятием данного типа самолёта с вооружения модификация доведена не была, на вооружение не принималась.
Ил-28У Учебно-тренировочный бомбардировщик.
Ил-28Ш Опытный штурмовик.
Ил-28 на гусеничном шасси Экспериментальный самолёт для исследования расширения эксплуатационных возможностей.
Ил-28 — буксировщик мишеней.

ТТД (тактико-технические данные) Ил-28:

Экипаж: 3 человека
Длина: 17,60 м
Размах крыла: 21,50 м
Высота: 6,70 м
Площадь крыла: 60,8 м;
Масса пустого: 12 890 кг
Масса снаряженного: 18 400 кг
Максимальная взлетная масса: 23 200 кг
Двигатели: 2 ; ТРД ВК-1А
Тяга: 2 ; 26,5 кН (2700 кгс)
Максимальная скорость: 906 км/ч
Крейсерская скорость: 700 км/ч
Практическая дальность: 2370 км
Перегоночная дальность: 2460 км
Практический потолок: 12 500 м
Скороподъёмность: 15 м/с
Длина разбега: 965 м
Длина пробега: 1700 м
Нагрузка на крыло: 291 кг/м;
Тяговооружённость: 0,31
2 ; 23 мм пушки НР-23 вдоль бортов внизу носовой части, по 100 снарядов на ствол
2 ; 23 мм пушки НР-23 в кормовой оборонительной турели Ил-К6, по 225 снарядов на ствол
Бомбовая нагрузка: (во внутреннем бомбоотсеке) нормальная: 1000 кг, максимальная: 3000 кг.

(Все технические данные Ил-28 из указанных первоисточников – автор).

На Ил-28БМ была демонтирована кормовая стрелковая установка, вместо неё установлена тросовая лебёдка с выпускаемым конусом-мишенью на 2800 метров. Вместо бомб Ил-28БМ возил сбрасываемые свободнопадающие мишени.

Свободнопадающие воздушные мишени (СПВМ) – это изобретение советских инженеров-конструкторов (обладателей патентов F41J9/08 - авиационные мишени, например телеуправляемые, привязные, надувные и F41J2/02 - активные мишени, излучающие инфракрасное излучение): Иштулова А.Г., Ковальчук В.Я., Углова В.М., Ширмовского В.И. и Дружинина В.Г.

Свободнопадающие воздушные мишени (СПВМ) – это мишени, предназначенные для радиолокационных и тепловых систем вооружения. Мишень «снабжена размещённым в центральном корпусе цилиндром с запрессованным горючим составом, парашютной системой и теплостойким фигурным отсеком».

Летящая мишень – это ракетное устройства с указанной «начинкой», но снабжённая ракетным двигателем. К корпусу летящей мишени прикреплены раскрывающиеся при старте крылья стабилизаторов с накладками отражающие поверхности.

Горючий состав образует светотепловое поле, которое фиксируется головками наведения зенитных и иных ракет.

Воздушная мишень содержит: временной механизм 1, воспламенитель 2, головной обтекатель 3, монтажную плиту 4, цилиндр 5, горючий состав 6, дно 7, фигурный отсек 8, центральный корпус 9, парашютную систему 10, пластины 11, крышку 12, фал 13 (смотри фотоиллюстрацию – автор).

Горючий состав служит для обеспечения фиксирования местонахождения мишени в воздухе, для оценки точности наведения на мишень и создания теплосветового поля, представляет собой пиротехнический состав, обеспечивающий силу света не менее 2 000 000 международных свечей, время горения его у земли не менее 3 мин.

Парашютная система свободнопадающей воздушной мишени (СПВМ) обеспечивает медленное снижение и состоит из основного и тормозного куполов с высоты до примерно 15 км, куда доставляется самолётом-носителем, либо твёрдотопливным ракетным двигателем до 40-50 км.

После доставки СПВМ на заданную высоту, по истечении установленного на временном механизме 1 времени от него зажигается воспламенитель 2, который воспламеняет горячий состав 6. Давлением образовавшихся газов после срезания заклёпок, удерживающих дно 7, из центрального корпуса 9 выбрасываются цилиндр 5 с горящим составом 6 и парашютная система 10.

Тормозной купол, наполняясь напором воздуха, отходит от цилиндра 5 и гасит начальную скорость до величины, при которой вводится в действие основной купол парашютной системы 10. Цилиндр 5 с горящим составом 6 снижается на парашюте до земли либо сбивается зенитной ракетой.

Вот этот самолёт Ил-28БМ и эту мишень (СПВМ) мы (БПК «Свирепый») ждали, ждали, ждали и наконец-то, дождались…


Рецензии