Все времена и народы. Время близко! от Фидея

Все времена и народы

ЧАСТЬ 1.

Фидея дерзновение, Превосходящее голову мою...

Книга Милости и Долготерпения Божия. Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис)

«Вина же и елея не повреждай!».

 
    Кто-то скажет: что за дело Богу называть мелочи, обращаться к несущественному, заботиться о малом ? Переживать за вино? Наказывать ангелам - оставить для человецев «вино утешения» и «елей сострадания»? Почему мол Господь, говоря о вечных судьбах человечества, упоминает некого Антипу? Называет детали о пророчице Иезавели? Разве то важно Богу - у кого какая «первая любовь»? Разве не вечностью Он управляет и не смотрит лишь в самую суть? Разве ЕМУ есть дело — двигать светильники во храме?

... Разберемся в сем, если даст Господь, чуть позже.., но для начала скажем:

Человеку присущи мелочи, это так.

Но У Бога нет мелочей!

Да не скажет никто лукавыми устами, что якобы есть ТО, что не может быть важным для Бога!

Господь создал все и вся — каждую букашку любовно раскрасил, звезду обнаружил взору, назвал каждую по имени её, каждого человека благословил. Чтобы не видеть это, надо не иметь глаз,

И так, у человека есть время и расстояние, удаляющие и приближающие события и предметы.  Он живет в мире измерений и чувств, познающих и отражающих эти «измерения». Земной житель имеет приоритеты и предпочтения,  несущественное и главное, ничтожное и великое.

Но У Бога ВСЕ ВЕЛИКО!

У Бога нет ни расстояния ни времени; Нет мелочи и  главного;  Бог ровен и неизменен, одинаков ко всем и всему. Нет предпочтения ни к отдельному человеку перед другим ни к отдельному народу.
Речь конечно же не идет о приоритете, например, человека над букашкой, но об ином толкуется — нет ничего неважного у Творца. Букашка важна как букашка, человек же важен как человек. В сии творения вложен разный смысл, не уничижающий ничто как несущественное.
«Хорошо сие» - сказал Творец, сотворим небо и землю и все на ней…
«Весьма хорошо!» - прорек Господь, создав человека.

Человек создан как ВЕРШИНА творения, НО ВСЕ ВАЖНО В ЕДИНОМ ДОМОСТРОИТЕЛЬСТВЕ БОЖЬЕМ! Ибо, то есть - стройная система, уму нашему не подвластная. «И если лилию полевую так одел Господь», то и лилия — часть всего организма, часть всего ЗАМЫСЛА и не может быть «неважным».
Человек же создан по «образу и подобию» Бога, и ТОГДА становится действительно Ему подобным, когда исполняет Завет Его. Но, не исполняя сего Завета, и сам становится - как «трава сухая», «плевелы», «огнем сжигаемые», как соль несоленая, которую «выбрасывают вон»! Значит, приоритет не в человеке как таковом, но в его святом предназначении, в его СТРЕМЛЕНИИ СТАТЬ БОГОПОДОБНЫМ, чего нет ни в каком ином творении на земле. И ему, человеку, дается эта ВОЗМОЖНОСТЬ, чего не дается никакому иному созданию. Бог создал мир "для Себя" и человека создал "для Себя", потому: коль человек не следует Творцу своему, то становится БЕССМЫСЛЕННЫМ.

Итак, друзья, нельзя нам с позиции тленного описывать вечность. Это «НЕЛЬЗЯ» сложно для нашего уразумения, так как все в жизни земной выстроено по лестнице иерархии. 

Но не надо нам путать То, что Господь дает человеку для «воспитания» по его немощи, с ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНОЙ БЫТИЯ БОГА И ПРОМЫСЛА БОЖЬЕГО.

Если Бог говорит какому народу: «Ты - мой народ» –  то никак  не значит, что иной народ не ЕГО, а значит только одно:

Господь ХОЧЕТ СКАЗАТЬ ЭТО, по Своему Домостроительству, именно в этот момент, именно такими понятиями, именно так.

И  дабы слышали и другие сие изречение, дает его озвучить во временах и народах.

А  не так:

Как бы мы что-то подслушали случайно, без Воли на то Божьей, и что-то уразумели «секретно сказанное» Им кому-то и сделали выводы свои об «истинных свойствах бога», которые Он от нас "скрывает", "недооценивая" с Высоты Своей нашего «великого ума».

 Это принципиальное и главное, без понимания которого не надо даже и размышлять над приоткрытыми нам судьбами человеческими в ОБРАЗНОМ ВИДЕНИИ. Не надо тогда  и пытаться напрягать маленький ум в познании Того, что превосходит его «силы» в биллионы раз.

Но то, что Откровение апостола Иоанна дано из ВЕЧНОСТИ Божественной во «ВРЕМЯ» человеческое - это есть ЕГО суть.
И переложено апостолом Иоанном с «ЯЗЫКА»  Вечности, на земной «ЯЗЫК» Времени.

"Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит..."

Итак, то - первые очки, какие надо снять со своего носа и перестать размышлять напряженно: Почему у зверя именно десять рогов? - ПРЕЖДЕ, чем понять, что это не то понимания зверя, которое сидит в наших головах, как некого косматого, бегающего по лесу. Но в чувственном восприятии, и только в ощутительном дано нам, чтобы мы могла соотнести неизглаголенное со знакомым нам образом. И да упаси говорить, что сии видения есть только аллегория, опять тем пытаясь уничижить Великое до размеров плотского ума своего.

Человек никак не обозначает в своей жизни ТОГО, чего нет в практике его бытия. Не описывает, не оформляет ни вербально, ни тактильно, ни каким иным образом,  используя некие аллюзии отсутствующего . У него просто НЕТ понятийных категорий  для НЕ Принадлежащего миру временному.

Почему, други, говорю о сем? О времени и безвременье? Может забыл, старый годами, о чем взялся писать? Нет, не забыл, но об этом и пишу.

Это есть основное, что держать надо в уме, погружаясь в Проречение Божьего, будь то дано нам через пророков ветхозаветных, или новозаветные картины грандиозные всех времен и судеб человеческих.
И как у пророков даны были малые (только с точки зрения сжатости — малые) откровения и созерцания, так они развернулись в страшной глубине своей в картинах Апокалипсиса, Откровения, Открытия, Обнажения Некой Божественной Тайны — все суть едино.

ТАЙНА же НЕ ЕСТЬ РЕБУС ИЛИ ЗАГАДКА, которую непременно надо разгадать. ТАЙНА — есть НЕПОСТИЖИМОСТЬ, не имеющая внешнего ключа лишь по воле желающего открыть сею «дверь».
И если что и дается нам к осмыслению, то не по нашему уму, но только по Милости Имеющего Тайну.
Умеет правильно видеть Великое Откровение, с нужного угла зрения, только тот, кто погружен в саму эту Тайну, находится как бы внутри сего Непостижимого, а не изучает плотским глазом ее снаружи, то бишь возносясь над мирозданием в корабле своей космической гордыни и глупости.

И должны помнить все таковые, что: СИЕ НЕ ЕСТЬ ВСЕ, ЧТО ЕСТЬ У ТАЙНЫ БОЖЕСТВЕННОЙ, НО ЛИШЬ ТА МАЛАЯ ЕЕ ЧАСТЬ, КОТОРУЮ ГОСПОДЬ ДАЕТ ЧЕЛОВЕКУ К ПОСТИЖЕНИЮ ПО ВОЛЕ СВОЕЙ. А Воля Его всегда — польза и только польза во спасения человеков.

Здесь, в понимании сего, сокрыто очень важное, самое важное, если хотим непостыдно, на сколько хватит душевных сил, понимать данное нам Слово Господне.

А по другому невозможно — либо понимать, либо нет. У ПРАВЫ НЕТ ПОЛУПРАВДЫ, ибо полуправда — есть ложь! У ИСТИНЫ НЕТ ПОЛУИСТИНЫ, ибо полуистина — это Сатана, отец лжи, перемешивающий правду с ложью.

«Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко.»

Все, что дано нам в  эсхатологических пророчествах, «заключение» чего есть Откровение Иоанна,  некими «рефлексами» отражается в истории человечества, в каждый ее момент:

От Адама и Евы — через каждого человека, каждую эпоху … до КОНЦА МИРА.

И ВСЕ СИЕ ОТРАЖАЛОСЬ И ОТРАЖАЕТСЯ  КАК НЕКИЕ ОТЗВУКИ ПРОРОЧЕСТВ В СУДЬБЕ ОТДЕЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА, ОБЩЕСТВА, ИСТОРИЧЕСКОГО ОТРЕЗКА — КОНЦЕНТРИРУЯСЬ С ВЕЛИКОЙ СИЛОЙ В КОНЦЕ ВРЕМЕН.

Чаша, коей надлежит быть полной ко «времени жатвы», наполняется ежесекундно и исполнится всей полнотой, какой надлежит быть,  в момент ее излияния на весь род человеческий.
Ибо, по Пришествию Бога в мир грешный начались «ПОСЛЕДНИЕ ВРЕМЕНА». Те ВРЕМЕНА, которые были «ОЖИДАНИЕМ» в Ветхом Завете,  стали «СВЕРШЕНИЕМ» в Новом.

«СВЕРШИЛОСЬ!»

Оттого не можем никак сказать как об уже исполнившемся раз и навсегда:

- Вот это, что происходит сейчас, именно это - «Последние времена»;

- Вот антихрист Нейрон — пожиратель душ христианских, стало быть Антихрист пришел уже;

- Вот папа римский — еще один «властелин мира» — все, уже случилось;

- Вот соборы вселенские — произошло все, как нам написано!

- Вот Звезда Полынь упала и пожгла все вокруг — это сбылось;
 
Можем ли говорить такое? Можем, ибо человеку не запретишь говорить.
Да, это есть "движение пророчества" во времени к его завершению, о дате которого знает только Бог.
Пишут святые, что, по Своему Великому Человеколюбию и Долготерпению отодвигает  Господь вновь и вновь эту скорбную кончину мира ( вот как важна наша любовь к ближнему, наша вере, наше покаяние, ибо и от них зависит, когда наступит Судный День!), эту страшную, но и радостную для христиан верных, эпоху человечества.
Однако у каждого человека есть свой собственный, личный "конец времени", свое Откровение, свое противостояние антихристу, своя "смерть первая".

И как думать и понимать Откровение Божие должен истинный христианин?

Прежде всего надлежит помнить - конец мира, это - Второе Пришествие Господа нашего Иисуса Христа! А то, что это за христиане, которые ждут антихриста в трепете, который не имеет никакой возможности явится по своему умыслу, но только по Воле Божьей, когда вера "оскудеет" в человеках ( "пришедше, найду ли веру на земле..?"), но забывают ожидать Спасителя в радости!

А если не христиан, то что тогда ему, как бы, и понимать?

Но не значит же сие, что конец мира только для христиан, а для неверующих безбожников, или иной веры людей, сие — пустое? Можно, конечно, покупать билеты бизнес класса в самолет, но наивно было бы думать, что этот класс спасет тебя при крушении.

Итак, как христианину понимать сие пророчества, дабы не нанести вреда ни себе ни окружающим, коим стремится  «постигший» ложно вывалить на головы всю муть нечистот своего внутреннего «озарения»?

Ибо:

Только «Чистые сердцем Бога узрят».

И не подумает лукавый читатель, что мол старик предупреждает и пугает иных, сам же, окаянный, взялся за эту страшную ношу «Ковчега Завета».
Оттого трепещу и каждое дыхание мое, каждый шаг буду укладывать в следы Святых Отцов, кои душами чистыми проложили путь к Познанию Бога, не отходя и на вздох от Священного Писания и толкований его теми, кто  научался  видению этим же Духом Истины, коим и было изложено Слово Божье.

«Чистые сердцем Бога узрят»

Итак — к Откровению малыми шагами, дабы не упасть в яму самосозерцания мудрствования лукавого, и не стало бы для нас ОТКРЫТИЕ  - ЗАКРЫТИЕМ. Помоги  Бог!


Отчего, как было выше написано, нам не следует подводить черты  якобы уже окончательно сбывшихся некоторых пророчествах, тем указывая на приближение Страшного Суда?

Пророки не видят (либо не различают промыслительно) через «толщу» земного времени, как данные ими картины будущих событий в нем распределяются (ибо располагаются они так только в нашем восприятии, живущих во времени). Они, пророки, видят все "целиком", потому как, сие для Творца не во времени, но все перед Ним, ПРЕДВЕЧНЫМ, единовременно. И два Пришествия Сына Человеческого у пророков ветхозаветных часто сливается в ОДНО ПРИШЕСТВИЕ, которое уже началось и лишь в нашей постепенности времени еще не завершилось.

«Перед ними потрясётся земля, поколеблется небо; солнце и луна помрачатся, и звезды потеряют свой свет. И Господь даст глас Свой пред воинством Своим, ибо весьма многочисленно полчище Его и могуществен исполнитель слова Его; ибо велик день Господень и весьма страшен, и кто выдержит его?»
(Иоил. 2:10-11)
Так часто пророчество имеет в себе:
и исторический смысл настоящего,
и описание будущего,
и Известие о Последних Временах. Исполняются же они во времени, по толкованию и архиепископа Аверкия, как бы с нарастающей силой.

"И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец.
 Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, - читающий да разумеет, -
 тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы;
 и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего;
и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои.
 Горе же беременным и питающим сосцами в те дни!
 Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу,
 ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет.
 И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни."

Господь Иисус Христос говорит и о ближайшем страшном разрушении Иерусалима и о последующих временах, и о КОНЦЕ МИРА сего, и о многом, еще не пришедшем в настоящем.

От того не надо смущаться словами апостолов, которые они повторяли еще почти две тысячи лет назад, что : Конец близок, антихрист уже пришел и суд начался.
Да, ТО можно сказать, если вознестись умозрительно над временем, на сколько нам это возможно. Скажем же так, пользуясь нашим, земным понятийным аппаратом:

ДВЕРЬ В ВЕЧНОСТЬ, ВО СВЯТАЯ СВЯТЫХ, В ЦАРСТВИЕ БОЖИЕ, ОТКРЫЛАСЬ С ПРИХОДОМ ХРИСТА, КРЕСТНОЙ ЕГО СМЕРТИ, но для нас сей момент не сиюминутный, а растянут во времени, ибо мы в НЕМ, во времени, и им живем на земле. Для нас этот процесс постепенен, распределен на сотни, тысячи лет. Но мы можем представить как эта «дверь» медленно (для нашего восприятия), по миллиметру в столетие, образно говоря, открывается чтобы распахнуться к концу времен!

Итак, вернемся к Откровению, данному через апостола, всему человечеству.

Оно сложно для ума тленного… И что, не обращать на него внимание? Да не будет! Если сие дано нам, с чем Церковь соглашается, принимая "Откровение" в ряд своих канонических книг, свершая Литургию, как в первом Видении Божественного Небесного Служения, данного святому Иоанну, значит нам надо его читать, изучать, понимать.

Но как? Как читать его? Как изучать? И, что более немыслимо, как понимать?

Сие возможно только духом Святым,  которым ОНО и было дано! От того, всякий, смотрящий на эту Таинственную Книгу как на беллетристику, НИКОГДА НЕ ПОЙМЕТ НИЧЕГО из того, что там изложено.
Никогда!
А, напротив, бесы скверные такие картины нарисуют в уме несчастного, воспаленном прикосновением к Страшной Тайне, что грозит ему сие неразумное душевным нездоровьем.

Ибо бесы боятся этой книги как огня — там о них и о их судьбе незавидной, о их связанности, об их ничтожестве, об их крайней зависимости от Творца, до степени НЕСУЩЕСТВОВАНИЯ собственного без Его воли, и торжестве Слова Божьего. Они то знают сие, но бояться, как бы человек того не уразумел, тогда влияние их на смертного сократится в разы,  ибо увидит человек ясно:

Кто есть дьявол - клеветник в своем ничтожестве,  и к чему призван человек по замыслу Божьему. Это одно из того, доселе скрытого, что приоткрыто нам по Великому Милосердию Всевышнего.
Но сие не значит, что:

ЭТО, ЯВЛЕННОЕ НАМ, И ЕСТЬ ВЕСЬ ЗАМЫСЕЛ БОЖИЙ! Да не так же! Окаянные мы головы.

Нам не знать во век всех Путей и премудростей Творца, и не видеть никогда, будучи на земле, всей полноты «картины» ЕГО Домостроительства!
Забудем мечтать об этом — это мечты сатанинские.
Ими пал Денница… 
Но всю месть, за нынешнее свое ничтожество, гордый аггел направил на душу человеческую, и, видя подобные мечтательные устремления в человеке, он губит его, внушая человеку, что, якобы он постигает Бога, Божий Замысел и Божью Волю.

И, рисуя несчастному подобные «картины», внушая «прозрения» о судьбах мира –  ложное познание, прикрытое как бы фиговым листочком «истины», –  всё поднебесье бесовское веселится в эти моменты «прозрений» человеческих (кои ныне приобрели массовый характер), как на лучшем своем празднике. Не будем забывать об этой опасности.

Но как же нам ПОСТИЧЬ сие Откровение, коль призваны читать и изучать его, и прибавление произвольное чего-либо к Написанному грозит нам карой, и убавить что-либо - смертельно для нас?

Постигать сие можно только Духом Святым!
ИМ стараться постичь, Его помощью -  ДУХА ИСТИНЫ, данного нам УТЕШИТЕЛЯ, НАУЧИТЕЛЯ, ПРИМИРИТЕЛЯ.
Где же мы, окаянные, возьмем Его? Уж не на рынке ли, как пытались «девы неразумные»? Да не будет!
НО - у тех земных, смертных, как и мы, грешных, как и мы, немощных, как и мы - у СВЯТЫХ ПОДВИЖНИКОВ, чей ум не прибывал во младенчестве, но злоба была умерщвлена в сердцах их.

Но откуда у них, смертных и грешных, как и мы, Дух Святой? 

Он и на нас почует, но не долго, ибо теряем Его по сластолюбию мира, отойдя лишь шаг от Причастия или Исповеди, а святые стяжали Его. Что значит - стяжали? Схватили и не дают «улететь»? Ох, как мал ум наш…
Но так, что:

«Царствие Божие внутрь вас есть»

Дух дышит, где хочет, а хочет Он дышать там, по Словам Самого Господа, где человек очищает сердце свое от непотребства, открывает Ему дверь души своей, не пряча в ее углы всякий греховный хлам.

«Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною. Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его.»

Побеждающему кого? Или что? Не о войнах земных идет речь и не о борьбе с нерадивым соседом…
Но:
 ПОБЕЖДАЮЩЕМУ В СЕБЕ ГРЕХ.

Чем побеждающему? Добрыми делами? Стоянием на молитве? Постом? Ни тем, ни другим, ни третьим. Но — Духом Святым, в нем пребывающим. Этой то жизнью проживая Евангелие, Заповеди Спасения, святые отцы – учителя и «стяжали» Духа Научения, то бишь, сделались способными всегда прибывать в чистоте сердца.
Что же такое странное получается, на первый взгляд?
Дух пребывает в
«ПОБЕЖДАЮЩЕМ», НО ПОБЕЖДАТЬ МОЖНО ГРЕХ ТОЛЬКО Духом Святым?
Как же такое понять?

А то, что ГОСПОДЬ БОГ НАШ, ТРОИЦА ЕДИНОСУЩНАЯ, ВИДЯ УСИЛИЯ САМОГО ЧЕЛОВЕКА, ЕГО ВНУТРЕННЮЮ БОРЬБУ С МЫСЛЯМИ ГРЕХОВНЫМИ И ВСЯКИМ ОТСТУПЛЕНИЕМ ОТ ЗАПОВЕДЕЙ, ПОСЫЛАЕТ ЕМУ УТЕШИТЕЛЯ, ДУХА ИСТИНЫ, ПОМОЩНИКА.
И тогда человек побеждает, но стоит ему отпустить сею борьбу, как Дух оставляет его  и человек такой остается один на один промыслительно с темной силой бесовской, дабы снова начал борьбу свою и  чтобы снова Дух Правды почивал на нем, даря ему Плоды Святости. Эти плоды и есть: Любовь не лицеприятная, Смирение, Терпение, Радость, и далее –  Пророчество, ВИдение и Понимание Слова Божьего Во Имя Его Имени. (Читайте, други, послание апостола святого Павла к Римлянам). И скажем тожде, что свят - это не тот, кто без всякого греха, но тот, КТО ВО ВСЕМ УПОВАЕТ ТОЛЬКО НА БОГА. От того - "Святая святым" слышим мы на Литургии, то есть - Святые Дары уповающим на Спасение в Нем, в Господе нашем Иисусе Христе.
Итак, жизнью своей стяжавшие Духа Научения и Истины проведут нас по тем «комнатам» Тайны, какие Господь соблаговолил приоткрыть человеку для спасению его души.
И только для спасения души и никогда для праздного любопытства и умничанья светского, корысти и славы земной тленной. Да не будет!

Остерегайтесь, безумные, любопытствующие лукаво,  в «грязных сапогах» немытой покаянием и смирением  души, войти во Святая Святых!
Ибо: «Страшно впасть в руки Бога Живаго»! Аминь.

(продолжение следует)


Рецензии
Уважаемый, отче Фидея! Смущают мой разум всякие рационалистические потуги в Предании объяснить триединство Бога. Вместе с тем, отмахиваясь от своей несостоятельности признанием тайны Божественных предметов.
Толкование Священного Писания - тех мест, где якобы указывается на троичность Бога.
Там, где (Ветхий Завет) Аврааму явились три мужа.
Авраам обращался к ним, как к единому Богу. Одни учителя православной Церкви считали, что это Христос и Ангелы – другие, что Бог Отец, Христос и Святой Дух.
Однако, более рассудительный ответ – это трансцендентальный образ Бога, указание на Его вездесущность. Но прежде - Бог - это сверхличность, с соответствующим тому восприятием и предстоянием пред Ним.
К тому же, сам образ не имеет какого-либо описания и указания на различие ипостасей в данном Божестве.
2. Крещение Господа Иисуса Христа в Иордане.
Вот здесь мы видим различные ипостаси Божества: Глас с небес призывает слушаться Иисуса Христа, и Дух Святой в образе голубя сходит на Него. Однако, какая это «Троица» в том смысле и образе, в котором преподносит нам православное Предание? Здесь Бог Отец - невидим. Святой Божий Дух – образ голубя. По логике, дух не имеет образа или может принимать различный образ. Сын Божий – личность Иисуса Христа во плоти.
3. Ссылка на слова Иисуса: «Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа».
Предание здесь усматиривает, что однократное употребление имени говорит о едином здесь Божестве в трёх ипостасях.
На самом деле, это новое крещение представляет собою Божественный свет и посвящение, исповедание и откровение Божественной жизни человекам. С одной стороны, Бог являет Христа миру и во Христе Святой Дух. С другой, Иисус Христос являет нам Откровение Бога и благословение Святого Духа.
Ни на какой догмат Троицы здесь намёка нет.
Чему может научить обычное заявление о том, что Бог один, но имеет три лица (ипостаси)? А хотите знать больше, то здесь великая тайна?!
Напротив, Сам Христос есть слово и дела Бога, являет ярчайший образ святости и благословения, приносит прощение грехов, укрепляет веру и даёт надежду, приносит рождение свыше и жизнь в Святом Духе.
Пророки Ветхого Завета знали Бога, имели откровение Святого Духа и предвещали Мессию Христа. По их посвящению и исповеданию, их можно уже назвать христианами. Но ни у кого из них не возникало необходимости о введении некоего догмата о триединстве Бога. Также, Апостолы имели служение передачи Благой Вести и учения о догматическом основании. Однако, они тоже не видели надобности создавать догмат о триединстве Бога. То, что существует неведомый непознаваемый по своим глубинам Бог Творец, итак всем понятно. То, что Бог есть дух (Святой Дух) тоже все знают. То, что Иисус – Божественная личность, учитель и Господь человеков, тоже можно получить откровение. А домысливать меру и схему их единства ничего не даёт, а лишь создаёт путаницу и соблазны.
Евангелие от Иоанна.

1. Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
2. Оно было в начале у Бога.
3.Все чрез Него на́чало быть, и без Него ничто не на́чало быть, что на́чало быть.
4. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.
5. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.
6. Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн.
7. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него.
8. Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете.
9.Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
10. В мире был, и мир чрез Него на́чал быть, и мир Его не познал.
11.Пришел к своим, и свои Его не приняли.
12.А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими,
13. Которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.
14. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.
15. Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня.
16.И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать,
17.ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа.
Несмотря, что в данном контексте Ап.Иоанн исповедует Бога-Слово, никто не знает образ Его бытия. Можно утверждать, что это образ Богоявления, вероятно, в явлении Ангела. Но не исключено, что речь идёт лишь о Замысле Бога и воплощении Его Слова в пакибытие.
Как и 1 Тимофею 3:16 «Бог явился во плоти, оправдал себя в Духе».
Если смотреть на Богоявление и Боговоплощение в ракурсе Замысла Бога, то в этом открывается Божественная мудрость и нравственность, жертвенная любовь. Уже в этом можно иметь Божье свидетельство, веру и вдохновение.
Но если здесь исповедовать «Троицу» - в трёх ипостасях единого Божества…
Например, как об этом пишет священник Даниил Сысоев «Простыми словами о тайне Троицы».
«Что же мы видим? Наши очи, укрепленные святым Причастием и запечатанные Духом Святым, видят, что Единое пламя одновременно Троично. Мы видим в одном огне Три Светильника, в одной Сущности – Три «Я». Если мы возьмем три зажженные свечи и соединим пламя, то светильника будет три, а пламя одно. Так и Божественная Сущность из Отца изливаясь в Сына и Духа не разделяется и не делается раздельной. Все Три Самосознания пребывают Одно в Другом, и нет зазора, где можно было сказать – «вот здесь есть Отец, но нет Сына или Духа». Одна слава, одно Божество, одна воля. Нет в Троице ничего большего или меньшего по природе, нет ничего временного или сотворенного, нет господствующего или рабского, но присутствует только удивительная гармония, чудесный лад Трех Равных и пребывающих Одно в Другом Самосознаний».
И что, хотелось спросить, в этом познавательного и вдохновенного? И если здесь всё равное – три равных самосознания, то зачем об этом и говорить, как о трёх?
Или же, когда приводится аналогия: Бог-Отец – ум, Бог-Сын – слово, Святой Дух – дух? – Нельзя здесь просто сказать: Бог имеет ум, речь и дух?!
Помимо прочего, в современном православном Предании утверждается:
«Без знания основ учения о Троице невозможно не только уразуметь проповедь Христа — невозможно даже понять, Кто в действительности является этим Благовестником и Проповедником, Кто есть Христос, чей Он Сын, Кто Его Отец».

Но да будет известно: «открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем» (Рим.1:4).
«Без знания учения об Отце и Сыне и Святом Духе нельзя понять, Кем и Кому принесена эта Жертва, каково достоинство этой Жертвы, какова цена нашего Искупления)».
Как это нельзя понять кем?? И не кому принесена, а ради чего жертва! …Которая по сути есть подвиг смирения и самоотречения, победа над миром.
«Без знания о Божественном Триединстве нельзя полноценно понять и многих других положений христианства; например, истины о том, что «Бог есть любовь» (1Ин.4:8)».

Утверждение о том, что любовь к творению может ограничивать Бога, и потому необходима любовь в триединстве Бога: Отца к Сыну и Духу, Сына к Духу и Отцу, Духа к Отцу и Сыну, некорректно.
«Бог есть любовь» было сказано на основании характеристики Духа Божьего во внутреннем переживании. Святой Дух характеризуется жизненной силой и вдохновением, созиданием, творчеством, состраданием, любовью…
У Апостолов и пророков Ветхого Завета были откровения и знания Бога не меньшие, а вероятно, и по более, чем у авторов Предания.
И почему то, они не сочли за необходимость изобретение нового термина. Всё и так понятно, что есть Бог - Творец невидимый и неведомый, есть Его Дух Святой - Его жизнь, сила, нрав, знание - Дух, Который уникальным и универсальным образом имеет со-общение с духом человека. И есть единородный Сын (Слово, Образ, Ангел, Сын Человеческий) - Божественная Личность, Богочеловек.
Но нет... понадобилось изобрести некий в языческом звучании термин, начавший вводить в соблазн и заблуждение... потом ещё нечто добавили - лишнее... и усугубили проблему попыткой всё это объяснить.

Михаил Пушкарский   11.05.2018 18:25     Заявить о нарушении
Спасибо, Михаил, как будет ответ , я его перешлю Вам, это очень важно , действительно, понять и принять "вещи", которые смущают нас... Немного есть в "ответе старца на обвинение в ереси Осипова", там не о "видении" Троицы как таковой, но о нашем понимании общем высшего домостроительства небесного... До скорого:)))

Елена Серебровская-Мильори   30.01.2017 11:58   Заявить о нарушении
Да, еще есть немного в ответе Фидея : о тех , кто верует "неправильно"

Елена Серебровская-Мильори   30.01.2017 13:06   Заявить о нарушении
Спасибо, Елена! Когда есть вещи, которые нас смущают и мы просто не понимаем, это одно. А когда есть реальная аргументация, когда есть духовное рассуждение и конструктивный взгляд, соучастие, чтобы нечто изменить к лучшему, то прежде хотелось бы услышать хотя бы одно честное мнение по данному вопросу, или здравую контр-аргументацию.
Я просто сокращенно законспектировал проблему, хотя получилось немало. Думал, уже понятно будет, где и как необходимо рассуждать, в каком направлении должна выстраиваться богословская мысль.
Я за то, чтобы любые духовные тексты, догматы и богословские концепции отзывались в сердце благодатью или страхом Господним.)) Как, например, Евангелие!!!

Михаил Пушкарский   30.01.2017 15:28   Заявить о нарушении
Вот, Михаил, изложила ответ Вам на своей странице, уж простите, если что невразумительно изложила...

Елена Серебровская-Мильори   07.02.2017 13:48   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.