Рецензия на «Все времена и народы. Время близко! от Фидея» (Елена Серебровская-Мильори)

Уважаемый, отче Фидея! Смущают мой разум всякие рационалистические потуги в Предании объяснить триединство Бога. Вместе с тем, отмахиваясь от своей несостоятельности признанием тайны Божественных предметов.
Толкование Священного Писания - тех мест, где якобы указывается на троичность Бога.
Там, где (Ветхий Завет) Аврааму явились три мужа.
Авраам обращался к ним, как к единому Богу. Одни учителя православной Церкви считали, что это Христос и Ангелы – другие, что Бог Отец, Христос и Святой Дух.
Однако, более рассудительный ответ – это трансцендентальный образ Бога, указание на Его вездесущность. Но прежде - Бог - это сверхличность, с соответствующим тому восприятием и предстоянием пред Ним.
К тому же, сам образ не имеет какого-либо описания и указания на различие ипостасей в данном Божестве.
2. Крещение Господа Иисуса Христа в Иордане.
Вот здесь мы видим различные ипостаси Божества: Глас с небес призывает слушаться Иисуса Христа, и Дух Святой в образе голубя сходит на Него. Однако, какая это «Троица» в том смысле и образе, в котором преподносит нам православное Предание? Здесь Бог Отец - невидим. Святой Божий Дух – образ голубя. По логике, дух не имеет образа или может принимать различный образ. Сын Божий – личность Иисуса Христа во плоти.
3. Ссылка на слова Иисуса: «Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа».
Предание здесь усматиривает, что однократное употребление имени говорит о едином здесь Божестве в трёх ипостасях.
На самом деле, это новое крещение представляет собою Божественный свет и посвящение, исповедание и откровение Божественной жизни человекам. С одной стороны, Бог являет Христа миру и во Христе Святой Дух. С другой, Иисус Христос являет нам Откровение Бога и благословение Святого Духа.
Ни на какой догмат Троицы здесь намёка нет.
Чему может научить обычное заявление о том, что Бог один, но имеет три лица (ипостаси)? А хотите знать больше, то здесь великая тайна?!
Напротив, Сам Христос есть слово и дела Бога, являет ярчайший образ святости и благословения, приносит прощение грехов, укрепляет веру и даёт надежду, приносит рождение свыше и жизнь в Святом Духе.
Пророки Ветхого Завета знали Бога, имели откровение Святого Духа и предвещали Мессию Христа. По их посвящению и исповеданию, их можно уже назвать христианами. Но ни у кого из них не возникало необходимости о введении некоего догмата о триединстве Бога. Также, Апостолы имели служение передачи Благой Вести и учения о догматическом основании. Однако, они тоже не видели надобности создавать догмат о триединстве Бога. То, что существует неведомый непознаваемый по своим глубинам Бог Творец, итак всем понятно. То, что Бог есть дух (Святой Дух) тоже все знают. То, что Иисус – Божественная личность, учитель и Господь человеков, тоже можно получить откровение. А домысливать меру и схему их единства ничего не даёт, а лишь создаёт путаницу и соблазны.
Евангелие от Иоанна.

1. Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
2. Оно было в начале у Бога.
3.Все чрез Него на́чало быть, и без Него ничто не на́чало быть, что на́чало быть.
4. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.
5. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.
6. Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн.
7. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него.
8. Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете.
9.Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
10. В мире был, и мир чрез Него на́чал быть, и мир Его не познал.
11.Пришел к своим, и свои Его не приняли.
12.А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими,
13. Которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.
14. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.
15. Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня.
16.И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать,
17.ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа.
Несмотря, что в данном контексте Ап.Иоанн исповедует Бога-Слово, никто не знает образ Его бытия. Можно утверждать, что это образ Богоявления, вероятно, в явлении Ангела. Но не исключено, что речь идёт лишь о Замысле Бога и воплощении Его Слова в пакибытие.
Как и 1 Тимофею 3:16 «Бог явился во плоти, оправдал себя в Духе».
Если смотреть на Богоявление и Боговоплощение в ракурсе Замысла Бога, то в этом открывается Божественная мудрость и нравственность, жертвенная любовь. Уже в этом можно иметь Божье свидетельство, веру и вдохновение.
Но если здесь исповедовать «Троицу» - в трёх ипостасях единого Божества…
Например, как об этом пишет священник Даниил Сысоев «Простыми словами о тайне Троицы».
«Что же мы видим? Наши очи, укрепленные святым Причастием и запечатанные Духом Святым, видят, что Единое пламя одновременно Троично. Мы видим в одном огне Три Светильника, в одной Сущности – Три «Я». Если мы возьмем три зажженные свечи и соединим пламя, то светильника будет три, а пламя одно. Так и Божественная Сущность из Отца изливаясь в Сына и Духа не разделяется и не делается раздельной. Все Три Самосознания пребывают Одно в Другом, и нет зазора, где можно было сказать – «вот здесь есть Отец, но нет Сына или Духа». Одна слава, одно Божество, одна воля. Нет в Троице ничего большего или меньшего по природе, нет ничего временного или сотворенного, нет господствующего или рабского, но присутствует только удивительная гармония, чудесный лад Трех Равных и пребывающих Одно в Другом Самосознаний».
И что, хотелось спросить, в этом познавательного и вдохновенного? И если здесь всё равное – три равных самосознания, то зачем об этом и говорить, как о трёх?
Или же, когда приводится аналогия: Бог-Отец – ум, Бог-Сын – слово, Святой Дух – дух? – Нельзя здесь просто сказать: Бог имеет ум, речь и дух?!
Помимо прочего, в современном православном Предании утверждается:
«Без знания основ учения о Троице невозможно не только уразуметь проповедь Христа — невозможно даже понять, Кто в действительности является этим Благовестником и Проповедником, Кто есть Христос, чей Он Сын, Кто Его Отец».

Но да будет известно: «открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем» (Рим.1:4).
«Без знания учения об Отце и Сыне и Святом Духе нельзя понять, Кем и Кому принесена эта Жертва, каково достоинство этой Жертвы, какова цена нашего Искупления)».
Как это нельзя понять кем?? И не кому принесена, а ради чего жертва! …Которая по сути есть подвиг смирения и самоотречения, победа над миром.
«Без знания о Божественном Триединстве нельзя полноценно понять и многих других положений христианства; например, истины о том, что «Бог есть любовь» (1Ин.4:8)».

Утверждение о том, что любовь к творению может ограничивать Бога, и потому необходима любовь в триединстве Бога: Отца к Сыну и Духу, Сына к Духу и Отцу, Духа к Отцу и Сыну, некорректно.
«Бог есть любовь» было сказано на основании характеристики Духа Божьего во внутреннем переживании. Святой Дух характеризуется жизненной силой и вдохновением, созиданием, творчеством, состраданием, любовью…
У Апостолов и пророков Ветхого Завета были откровения и знания Бога не меньшие, а вероятно, и по более, чем у авторов Предания.
И почему то, они не сочли за необходимость изобретение нового термина. Всё и так понятно, что есть Бог - Творец невидимый и неведомый, есть Его Дух Святой - Его жизнь, сила, нрав, знание - Дух, Который уникальным и универсальным образом имеет со-общение с духом человека. И есть единородный Сын (Слово, Образ, Ангел, Сын Человеческий) - Божественная Личность, Богочеловек.
Но нет... понадобилось изобрести некий в языческом звучании термин, начавший вводить в соблазн и заблуждение... потом ещё нечто добавили - лишнее... и усугубили проблему попыткой всё это объяснить.

Михаил Пушкарский   11.05.2018 18:25     Заявить о нарушении
Спасибо, Михаил, как будет ответ , я его перешлю Вам, это очень важно , действительно, понять и принять "вещи", которые смущают нас... Немного есть в "ответе старца на обвинение в ереси Осипова", там не о "видении" Троицы как таковой, но о нашем понимании общем высшего домостроительства небесного... До скорого:)))

Елена Серебровская-Мильори   30.01.2017 11:58   Заявить о нарушении
Да, еще есть немного в ответе Фидея : о тех , кто верует "неправильно"

Елена Серебровская-Мильори   30.01.2017 13:06   Заявить о нарушении
Спасибо, Елена! Когда есть вещи, которые нас смущают и мы просто не понимаем, это одно. А когда есть реальная аргументация, когда есть духовное рассуждение и конструктивный взгляд, соучастие, чтобы нечто изменить к лучшему, то прежде хотелось бы услышать хотя бы одно честное мнение по данному вопросу, или здравую контр-аргументацию.
Я просто сокращенно законспектировал проблему, хотя получилось немало. Думал, уже понятно будет, где и как необходимо рассуждать, в каком направлении должна выстраиваться богословская мысль.
Я за то, чтобы любые духовные тексты, догматы и богословские концепции отзывались в сердце благодатью или страхом Господним.)) Как, например, Евангелие!!!

Михаил Пушкарский   30.01.2017 15:28   Заявить о нарушении
Вот, Михаил, изложила ответ Вам на своей странице, уж простите, если что невразумительно изложила...

Елена Серебровская-Мильори   07.02.2017 13:48   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Елена Серебровская-Мильори
Перейти к списку рецензий, написанных автором Михаил Пушкарский
Перейти к списку рецензий по разделу за 30.01.2017