Михаил Пушкарский - написанные рецензии

Рецензия на «Ваш ребенок идет в детский сад» (Александр Иванович Алтунин)

Спасибо за актуальную нужную информацию. От всех родителей, бабушек и дедушек.
С уважением,

Михаил Пушкарский   05.06.2025 21:38     Заявить о нарушении
Рецензия на «Душевный трепет скульптора. Эссе» (Александр Иванович Алтунин)

Вполне понятен эстетический аспект женской красоты. Правда, в отличие от других работ, где Вы можете на удивление сказать очень много, даже, о простых предметах, здесь почему-то уделили внимание лишь эстетическому, осязаемому, энергетическому?.. И просто указали на необходимость развитости, добродетельности и духовности модели, необходимость сотворчества... И даже ни в чём не сослались и никак не прокомментировали Ефремова "Лезвие бритвы". Наверное, из-за её материалистической идеологии? Тем не менее, Ефремов поднял эту же тему, и ох как широко и многогранно эту тему попытался раскрыть! И когда - в то время это авангард.
Не говоря уже о Достоевском, который ушёл далеко вперёд в философии красоты - и женской, и вообще...
Собственно, о Достоевском, красоте и красоте женщины у меня есть что сказать. Тема интересная, но, думаю, не столь актуальная. Ограничусь ключевыми положениями.

1. Возможно Вы не стали ссылаться на "Лезвие бритвы", так-как, там нет энергетического аспекта эстетического восприятия. Иными словами, нет ракурса духа. Есть эстетика, нравственность, добродетель, философия - всё на чувственном и рациональном уровне. А например, ваше понятие "трепетность души", как мне видится, это уже о духе. Это то чистое и в определённой мере пробуждённое сознание, которое даровал Господь детям. В нём, собственно, созерцание и духовно-эстетическое переживание жизни, бытия. Также, Декарт в своём "я мыслю, следовательно существую" пережил вспышку озарения через осознание настоящего момента жизни - дух жизни. Но поскольку у него была иная цель исследования, ему показалось, что в этом изречении он высказал философски глубокую мысль. Скорее всего, все эти феномены: "трепетность души", "быть в духе" (в какой-то степени), переживание "здесь и теперь" и переживание духа жизни - это одно духовное переживание - "Я есмь".

2. И у Ефремова, и у Вас и у буддистов, и у святых... И я недавно высказал Вам предположение, что созерцательный план или эйдетическое восприятие художника позволяет видеть больше свойств и взаимоотношений, гармонию и потенцию форм, а также, образов творения и живого. Попросту говоря, чистота и бодрость духа в зрительном созерцании позволяет воспринимать больше информации о бытие и жизни. "Интуиция", кстати, переводится "пристально смотреть". То есть, в идеале это, своего рода, самадхи или правополушарное знание.
Но когда я Вам начал об этом говорить, я вдруг понял, что информация этого канала во многом регламентируется Божьей волей и промыслом, и что касается полноценности интеллекта, ограничение этого духовного канала на это не влияет. Потому, что по Божьему промыслу прежде существуют реалии рационального и нравственного познания этого мира. Хотя, в это, также, вносит свою лепту правое полушарие.

3. Если мы говорим об эстетике женского тела, то мы не можем не говорить об эстетике всего другого в творении Божьем, и согласитесь, одно это совсем ничто относительно красоты, хотя бы, женской духовности и тем более, относительно познания самой духовности и духовного мира.
Да, согласен, что духовность может проявляться в лике и телесном образе, движении. Но насколько? Впрочем не в этом вопрос, понятно, что скульптор работает над телом. И понятно, что когда Господь даёт благодать Святого Духа, верующий существенно преображается, это уже совсем другой лик и телесное движение.
Интересный образ - преображение прп. Серафима Саровского, который через него показал Бог Мотовилову каков есть Дух Святой. То есть, там. где реальная духовность, там уже явления ангельского лика, который может быть и во плоти. Какой скульптор это передаст? Или иконописец когда-нибудь свидетельствовал, что ему в откровении показал Бог образ иконы? Скромность здесь не правило, свидетельство тоже важно.

Знаете, ещё до того, как я уверовал и стал христианином, мне были знакомы те высокие эстетические и духовные чувства, о которых Вы говорите. Я мог наслаждаться природой и жизнью даже просто глядя в окно, и мог несколько часов просидеть в таком созерцании. Но к слову, скажу об одном случае, когда я в первые открыл для себя творческую женскую красоту на этих высших духовных уровнях. Мне в то время понравилась певица Вая Кон Диос, и я так проникся её разнообразной манерой исполнения, что однажды она как-бы мне открылась на иной глубине и уровнях восприятия. Это не передаваемо и ни с какой телесной земной красотой не сравнить. Потом я увлекался тембрами различных муз. инструментов. Их конечно, нельзя возводить в иерархию, тем не менее, у меня на первом месте была скрипка. И вдруг, скрипку победило женское сопрано. Я сейчас затрудняюсь сказать, это было временно или абсолютно? Давно не слушал музыку. Хотя музыку очень люблю. Танцы и балет тоже высокая тема, но не погружаюсь сюда. Несмотря на любовь ко всему красивому, с детства не заморачивался фигурным катанием - "что там Зайцев и Роднина"..? Но недавно, когда появилась триада Щербакова, Трусова и Валиева - они меня сразили наповал: у каждой свой совершенный стиль. И Аня... и после болезни... и Ракета )) Но самая любимая Камила - такая лёгкость и плавность в такой безусловной динамике...

4. Перейдём к Ф. М. Достоевскому. Дмитрий Карамазов: «Красота — это страшная и ужасная вещь! Страшная, потому что неопределимая, и определить нельзя потому, что Бог задал одни загадки. Тут берега сходятся, тут все противоречия вместе живут… Иной высший даже сердцем человек и с умом высоким, начинает с идеала Мадонны, а кончает идеалом содомским... Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей».
"Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал. И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет" (Быт. 6:1-3).
То есть, сыны Божьи - это мужское население, знавшее Бога и имеющее Божье призвание. Но они обольстились женской красотою, и в итоге дошло до разврата и отвержения Бога.
"Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит" (Мф. 19: 10 - 12).

То есть, женская красота - это очень тонкий и хрупкий лёд для так называемого эстета. Вы же сами приводите факты биографии Достоевского, где духовная близость дважды переходила в брачный союз. Для земного устроения - это идеал. Но для духовного мира, ангельской чистоты и жизни, а также, для духовного служения, это, мягко говоря, лишнее. Поэтому, в Книге Откровения о девственниках говорится, как о лучших, наравне с мучениками за Христа.

5. В общем, небесная и духовная красота - это, в первую очередь, нравственность: "Нет больше любви, чем, кто душу положит за друзей своих" (Ин. 15: 13). Если говорить о женщине, то лучше всего здесь сказать о материнской любви и о любви к Богу.
Высоту нравственных идеалов показазывал в своих проповедях Христос. Также, Он за истину и человечество отдал Свою жизнь. И страдая на кресте, Он произносит молитву Богу за тех, кто Его предал и казнил. Невероятно, но факт! И как афористично (эстетично) Он говорил о Своём страдании: "Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому"... “Взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается” (Лук. 22:19,20).

Можно многое сказать о нравственности Бога и Божьего замысла: например, идея, где Сам Бог явился немощному и грешному человечеству... Житие (жизнетворчество) Христа, Евангелие... Сам Христос и Сам Бог... По Достоевскому, тоже, так: "Мир спасёт красота Христова" (Бесы. Подготовительные материалы).

С уважением,

Михаил Пушкарский   25.06.2025 21:01     Заявить о нарушении
Здесь суть в том, чтобы через духовное преображение и божественную любовь изменить биохимию мозга, сделав природу человека ангелоподобной. До недавнего времени я вообще не придавал никакого значения явлению нетленных мощей. Ну прославил некоторых святых Бог таким образом - какое это даёт преимущество? Но вдруг однажды просмотрел ролик нейрофизиолога Святослава Медведева, где он рассказывает о монахах, которые умирали в состоянии медитации, и их тела потом долгое время оставались благовонными и нетленными. И понял, что это не чудо, а законы бытия и результат духовной жизни. Конечно, по благословению Божьему, тем не менее, это предначертанный духовный путь. И это достойно внимания.

Михаил Пушкарский   08.06.2025 00:10   Заявить о нарушении
Вполне понятно желание автора, в контексте эстетического, снова "пройтись по лезвию бритвы" в риторически щепетильном вопросе женской красоты. А у меня есть что дополнить в общем к эстетическому восприятию.

От Луки 11:36, Христос говорит о свете, от которого тело так сияет, словно освещается светильником. Конечно же, это свет духа, даже, свет Божьей благодати. Это состояние зависит от чистоты ока - око должно быть чистым. То есть, смотреть на мир необходимо беспристрастно, без страстей и вожделений. Можно сказать, надо на всё смотреть, как на творение Божье.
Другой аспект тех же слов Спасителя касается “света, который в тебе - не есть ли это тьма”. То есть, часто нам кажется, что мы находимся во свете, особенно если уповаем на дела закона, на внешнее религиозное служение, на свои добрые дела, а внутренность чаши остаётся не очищенной. Мы остаёмся в своём “хорошем” ветхом человеке. В том человеке, у которого высокое может быть “мерзостью пред Богом”.
“Светильник Господень - дух человека, испытывающий все глубины сердца” (Притчи 20: 22).

Михаил Пушкарский   08.06.2025 09:45   Заявить о нарушении
Насчёт нетленности мощей, вопрос остаётся открытым. В своём видеоролике "Нейрофизиология медитации" Святослав Медведев говорит о тибетских монахах. Из его слов, явления с отсутствием в теле процессов разложения после смерти распространенны. Получается намного больше, чем в православии. Но отказывать этому учёному в объективности нет повода. Тогда остаётся понять - что более вероятно: отсутствие тления в теле - это естественный уровень высокого духовного развития или всё же сверхъестественное Божье прославление? Собственно, христианский путь - это совмещение работы над собою и преображения (и применение силы) в действии Святого Духа. И тем не менее, нетленные мощи - это редкость. В буддизме, несомненно, имеется опыт высоких духовных переживаний, и благословение и действие Святого Духа (вероятно, неосознанное) у них тоже должно быть. Но свет Христа и соответствующий уровень познания Бога согласно Ветхого и Нового заветов, очевидно - разница огромная. И благодать и свет Святого Духа по слову Божьему и практически изливаются на исповедующих Христа. Иными словами, "Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа".
И в то же время, понятие Будды о "великом сострадании" можно смело понимать, как "святость".
То есть, начальное переживание Святого Духа "страх Господень" уже позволяет различать душевное чувство "сострадания" от духовного переживания "великого сострадания". “Страх Божий – действие Святого Духа” (епископ Игнатий, Брянчанинов).

Прп. Исаак говорит: "Страх Божий есть начало добродетели. Он почитается порождением веры и сеется в сердце, когда ум отстранится от суетности мирской, чтоб собрать владеющиеся мысли свои от рассеяния непрестанным углублением в будущее возуустроение всяческих" (Сл. 1, с начала); также: "Начало истинной жизни в человеке - страх Божий; а он не терпит пребывать в душе вместе с рассеянием мыслей" (там же, с. 4); еще: "Умудрись же в основание шествия своего положить страх Божий, и в немногие дни станешь у врат Царствия, не кружась по пути" (там же, с. 7).

Св. Иоанн Златоуст так поучает об этом же: «Нет зла, которого не уничтожал бы страх Божий. Как огонь, приняв железо, хотя бы самое испорченное и покрытое большою ржавчиною, делает его ясным и светлым, очищая его и совершенно исправляя повреждение, так и страх Божий в короткое время совершает все и не допускает ничему человеческому вредить тем, которые проникнуты им».

Всё это, конечно, очень интересно...

Михаил Пушкарский   27.06.2025 13:10   Заявить о нарушении
Поясню связь между "великим состраданием" Будды, ветхозаветным и новозаветным "страхом Господним" и святостью, как таковою.
Когда-то, когда я почти ничего не знал о духовной жизни и узнал, что в буддизме просветлённые желают освобождения всей твари, то счёл это излишней чувственностью или идеализмом. Но с приходом к Богу приходит пробуждение, познание смысла жизни, новых горизонтов, происходит переоценка ценностей, познание собственного и всеобщего неведения и невежества. Иными словами, приходит "свет жизни" - что созвучно буддистскому "просветлению". Это, также, высшая осознанность и благородство чувств, это и преображение, и покаяние, это личностный и духовный рост. Пребывая в высшей осознанности и во свете, естественным образом, проявляется больше любви и сострадания к людям и животным. В данном случае, человек осознаёт эту невероятную возможность, родиться человеком, а не животным. Возможность познать соответственно этот уровень жизни, относительно животного, и более того, познать божественный уровень. Относительно этого приходит большее сострадание ко всему живому. Это уже не просто чувство, а духовное переживание, которое субъективно переживается, как "великое сострадание".
Те же самые переживания "великого сострадания" в Святом Духе проявляются, как страх Господень. В страхе Господнем, также, приходит глубоко осознанная потребность в очищении, и сам страх Господень есть очищающий дух (Дух). И это уже путь святости.
Удивительно, насчёт духовного сострадания к животным в плане "освобождения", мы находим у Апостола Павла такие слова:
"Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне" (Рим. 8:19-22).

Михаил Пушкарский   29.06.2025 19:01   Заявить о нарушении
Рецензия на «Девять Тайн Молитвы Отче Наш! Х. В!» (Леонид Крупатин)

Неужели "Пусть выделяется имя Твоё" может сравниться с "Да святится имя Твоё"?
Само значение слова "выделять" и "святить" - что более конкретно и ближе к истине?
Не всё, что выделено может быть свято - но всё, что свято, уже выделено.

Михаил Пушкарский   29.05.2025 14:54     Заявить о нарушении
Совершенно Верно, Михаил!Слава Господу и Матушке Богородице!С Вознесением тебя!

Леонид Крупатин   29.05.2025 14:22   Заявить о нарушении
Взаимно, с Вознесением!
Вспомнил высказывание свт. Феофана Затворника:
"Настоящее же словословие и благоговение бьют ключом из сердца, заставляя ум только изумляться. Сиe производится действием благодати Божией. Она дает чувству вкусить: сколь благ и велик Господь, и за сердцем вводит в созерцание сего ум. И бывает тогда истинное славословие и благоговение в глубине души. Бывает и то, что у них однажды водрузившись, оно не отходит от них никогда, И вот о сем то благодатном воздействии и гласят слова молитвы: да святится имя Твое".

Михаил Пушкарский   30.05.2025 10:49   Заявить о нарушении
Возьму смелость возразить словам Феофана Затворника.Надо убрать несколько лишних слов, которые недооценивают факт влияния благодати Божией.Надо после слов: "в глубине души" ставить запятую, убрать слова: "Бывает и то, что у них" и продолжаем:" и однажды водрузившись, оно не отходит от них никогда.И вот о сем то благодатном воздействии и гласят слова молитвы:"Да Святится Имя Твое!" Те слова ставят под сомнение факт вхождения в душу и разум Благодати навсегда. Простите меня грешника за поправку.

Леонид Крупатин   01.06.2025 06:33   Заявить о нарушении
Просто, чаще бывает, когда благодать даётся вначале, а потом приходит период, где необходимо проявить веру и собственное усилие в Божьем пути и очищении. И немногие способны надлежащим образом пройти этот период, где возможны и искушения. Приходит охлаждение в вере, малое или большое падение, потом раскаяние, ревность и восстановление в благодати.

"В духовной жизни есть три этапа. На первом этапе Бог даёт человеку конфеты и шоколад, потому что видит слабость души и её потребность в утешении.
На втором понемногу отнимает Свою благодать в воспитательных целях, чтобы человек осознал, что без Божией помощи он не может сделать даже самого малого.
Так в человеке рождается смирение и он чувствует необходимость во всём прибегать к Богу.
Третий этап - это постоянное ровное хорошее духовное состояние". — Прп. Паисий Святогорец.
Прп. Силуан Афонский тоже про эти три этапа говорил, может и другие.

Михаил Пушкарский   01.06.2025 20:34   Заявить о нарушении
Я с этой верой родился.Чтобы понять, Вам надо прочитать то, что я публикую после каждой молитвы. Не случайно священник при крещении был моим тёзкой и сказал наперёд мою судьбу и слова его я понял лишь в зрелом возрасте.

Леонид Крупатин   02.06.2025 07:10   Заявить о нарушении
Немного прочёл, будет возможность ещё прочту. Я с Вами полностью согласен - и с тем, что Вы родились с верой, и со всем, о чём пишите. Вы настоящий. с чем Вы родились и кем являетесь - это дар свыше. Кто-то может сказать: "нельзя быть таким самоуверенным, нельзя гордиться собою". Но у Вас другой случай - Вы рады тому, что дал Вам Бог и делитесь этим, делитесь опытом и несёте свет в мир, делаете реальные дела... У Вас великолепные стихи, как патриотические, так и лирика. Несмотря на то, что в Вас деятельный боевой дух, неравнодушие к проблемам народа, у Вас достойная и выдержанная сатира. Однажды я написал рецензию Владимиру Хмыз на "Сибирь - это вам не хухры мухры" потому, что был удивлён, как он с помощью доброго юмора создал именно сатирическое произведение. В Ваших патриотических стихах меня удивляет взвешенный реалистичный иронический стиль. В лирике Вы, также, замечательно передаёте реализм в чувственном образе...
А стих "Нас Новогодний аромат!" теперь будет одним из моих любимых стихов. Собственно, на вашей странице может быть много стихов, которые могут стать моими любимыми стихами. Кстати, в "Новогоднем Аромате" Вы говорите о всём настоящем: о настоящем празднике, о настоящих и высшей пробы, чувствах, о настоящих людях. Бывает немало детских впечатлений жизни и бытия, которые безошибочно можно считать Божьими откровениями - "всё, что создал Бог, весьма хорошо" или "Бог есть свет и нет в Нём никакой тьмы", или "человек создан для счастья".
Много имею впечатлений и о чём можно было с Вами пообщаться, и об Ангелах хранителях... о духовном... и как нам строить общество... И жаль, что Вы и многие замечательные и творческие люди здесь на Прозе и вообще, уже в годах. Хотелось бы их вернуть в лет на двадцать моложе, чтобы они побольше были с нами. Спасибо Вам!

Михаил Пушкарский   03.06.2025 14:35   Заявить о нарушении
Спасибо Вам за добрые слова, но я не зазнаюсь, так как знаю свои недостатки. Спасибо за ПОНИМАНИЕ, что самое ценное в наше время. Я с 1916 года ежедневно публикую молитвы для ВЕРУЮЩИХ и новичков в Православии. Я большой должник перед моими Ангелами-Хранителями. Самостоятельно взял на себя такое послушание, хотя со временем "туган", а труд для Добра мне не в тягость. Храни Вас Бог! Добра Вам!

Леонид Крупатин   04.06.2025 09:17   Заявить о нарушении
Опечатка!!! Публикую с 2016 года молитвы!

Леонид Крупатин   04.06.2025 09:18   Заявить о нарушении
Рецензия на «На пути к гармонии. Глава 7» (Александр Иванович Алтунин)

Последний абзац напомнил слова Ап. Павла:
"Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу - о духовном.
Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут" (Рим. 8: 5-7).
А ведь кто-то читает эти слова, как метафору, и не подозревает, что всё гораздо серьёзней. Таков закон Творца. Человеку дан разум для развития, созидания, познания Бога.

Михаил Пушкарский   18.05.2025 22:09     Заявить о нарушении
Рецензия на «На пути к гармонии. Глава 3» (Александр Иванович Алтунин)

Приходится писать рецензию. Мысли были и раньше, которыми хотелось бы поделиться с Вами и интересующимися вопросами вечности. Но эти две главы (2 и 3) у Вас - целый шквал параллелей с моими мыслями и поднятыми вопросами.
Вообще, что касается понятия гармоничной личности, должное стоит отдать советской эпохе, где гармоничная личность была не только гос. идеологией, но были у людей реальные возможности для образования и развития. Правда, система "научный материализм" и атеизм - одно из высших сатанинских изобретений. О чём тоже можно сказать: "чтобы прельстить и избранных" (Мф. 25: 24).
Если мы говорим о духовности и учителях, то помню, когда я прочёл Евангелие, первое на что обратил внимание в образе Господа Иисуса - на Его ярко отображающуюся гармоничную личность. Да, именно, на это. Его божественную природу я принял до того, и о чудесах тоже уже знал.
В эссе "Мысли о святом Евангелии" это качество Спасителя, надеюсь, мне также, удалось передать. Взять, даже, такой момент: когда Иисус говорил притчу о блудном сыне, он допускает такие атрибуты человеческих ценностей, как пир, богатая одежда и перстень на руку его... Или пир в Кане... Вообще, само общение в свете (обществе, среди которого, и образованные, и власть имущие и т.д.) невозможно не для гармоничной личности...
Да собственно, Вы сами, упомянули вначале о Христе и Будде. И в Будде, конечно, тоже, видится и чувствуется гармония личности. Понятие Будды "срединный путь" (или восьмеричный) тоже - о гармоничном пути.

Много совпадений по тематике, это последняя моя публикация "Запоздалая проповедь на Пасху". Там, также, акцент сделан на небесной природе Учителя... говорится о приоритете содержания, а не формы... говорится о других совпадениях с тем, что у Вас.

Первое, от чего, действительно, можно оттолкнуться и двигаться в этом русле - это триада: интеллект, нравственность, жизнетворчество. И все приведённые Вами проявления этой триады, конечно же актуальны.
У меня в кратце и общих чертах описывается развитие отрока Иисуса - Его светлый разум, чистое сердце и, скажу вашим термином - творческое начало. Правда, четвёртое - это благодать Святого Духа. И согласно возрасту - откровения Святого Духа. Однако, если что, Его уровень не ограничивается откровениями...
И конечно же, вся жизнь Иисуса Христа - это полное творческое воплощение.
В этом, кстати, и сложность. Люди ищут рационалистического или прикладного знания, а Иисус не оставил никаких философских трудов и концепций.
Однако, что касается жизненной мудрости, то никакая мирская мудрость никогда не была сильнее мудрости пророков и Божьих избранников, и Священное Писание это хорошо демонстрирует. Так, в Евангелиях мы имеем пример мудрости Христа в общении с народом и фарисеями.
Однако, основной упор в знании Бога - это вера. Это не сложный, очень интересный и эффективный процесс духовного роста, совершенствования, и обретения необходимого знания от Бога.

Кстати, что хотел давно озвучить. Людям обычно кажется, что главное совершенствование заключается в приобретении знаний, а потом всё остальное. И вообще, им кажется, что накопленные ими знания пригодятся им на небесах или в другом воплощении.
Конечно, в практической этой жизни и даже, для совершенствования духа определённые знания необходимы. И в общем, конечно, интеллектуальное развитие и эрудиция, пробуждает дух. И в тоже время является соблазном, ибо помогает утверждаться в земном мире - чувствовать себя богами на земле.
Но принципиально, что касается знаний, все знания в небесной духовной сфере уже существуют. Миллионы людей разного уровня образования, разных сословий и профессий, переживших клиническую смерть, и побывавших на небесах, свидетельствуют о том, что практически там все всё знают на невероятно высшем уровне.
Из Библии, мы знаем, что знание как строить скинию дал Бог Моисею и дал Дух мудрости во всяком искусстве Веселиилу... Знаем, какую мудрость и знания от Бога имел Соломон... Апостол Павел говорит, что одним Духом даются все дары и знания. Ап. Павел даёт основные характеристики Святого Духа, говорит, как действует Святой Дух и какие имеет качества и признаки.
Поэтому, главное буквально в спасении души и совершенствовании - это через веру и знания веры соединиться с Богом в общении Святого Духа. И вероятно, через Святой Дух и дух человека очистить, освятить и преобразить душу и тело. Вместе с астральным и какие ещё есть оболочки и уровни. О Святом Духе и что такое духовная жизнь у меня ясное представление из прошлого опыта, а об этих энергетических сферах лично мне Господь ничего не открывал. Да и у Святых, тоже - знание Бога и духовной жизни. Хотя, может они всё не рассказывали.

Теперь о перевоплощении. И о жизни в духовном мире.
Создаётся впечатление, что подавляющее большинство людей (кроме христиан, которые не верят в реинкарнацию душ) стремятся обрести лучшее воплощение. А чтобы вообще избавиться от перевоплощений, этого они не хотят из-за неведения о жизни в духовном мире. Но Будда и другие учителя, посвящённые в духовную жизнь называли "Освобождением" с большой буквы избавление от перевоплощений.
Так и о жизни на небесах - в Царстве Небесном, по библейским описаниям, многим уже христианам, земная жизнь кажется богаче и интереснее, чем жизнь Там. Они знают из слов Апостолов и Святых, что божественная жизнь несравненно богаче, и что там не будет страдания. Тем не менее, такие откровенные вопросы задаются. Священников спрашивают о том, как служить вечность Богу, если на службе необходимо терпение выстоять 2 часа. Это от того, что не было откровений от Бога, по которым можно сравнить уровни духовной и земной жизни.
Но в наше современное время, снова, скажу о переживших клиническую смерть и побывавших на небесах. Много чего из того, что они рассказывают, лично я узнал здесь на земле через откровение Святого Духа. Например, в одном из откровений Божьей любви я чётко ощущал и осознавал, что это откровение с небес и это мой истинный отчий дом. Об этом говорят имеющие околосмертный опыт. Вообще откровений о любви Божьей бывает очень много в разной окраске переживаний и разных смыслах.
Например, ещё в любви открывается, что любовь и есть истинный смысл жизни и истинная жизнь. Такая же формулировка есть у Вас и К. Льюиса.
Или откровение о том, что в духовном мире всё можно знать: не успел подумать, как уже ответ. Об этом говорят пережившие клиническую смерть, а я однажды имел такой опыт в откровении.
А вот откровение о том и другом одновременно из ответа актрисы Олеси Железняк в передаче "Простые чудеса с Павлом Астаховым". На вопрос "что для Вас чудо", она ответила: "Жизнь". Она тогда ответила не в философском смысле, а именно в переживании Духа Жизни и Любви, в котором Господь говорит тебе во всём - во всём ты можешь видеть знамения и часто встречать Божьи чудеса. Ф. М. Достоевский в "Братья Карамазовы" в изречении "жизнь есть рай" имел ввиду почти такое же переживание. Иными словами, "с Богом и на земле рай". И без Святого Духа такое вряд ли можно сказать.
Правда, когда в 90х ходили по домам "свидетели Иеговы" и начинали с вопроса: "А Вы знаете, что будет рай на земле", я отвечал, что настоящий верующий не ищет рай на земле - его душа ощущает рай через уход в небеса". И это тоже из опыта откровения Святого Духа.
Правда, "свидетели" на это мне сказали, что на небесах будут только Апостолы и 144000 лучших... Тем не менее, именно так Господь открывает Своё Царствие Небесное христианам. В Библии множество откровений с видением небес и раскрытием небес, и Дух Святой христианам это открывает в благодати - туда и стремится душа.
Конечно, и внутри есть переживание Царства Небесного: "Благослови душа моя Господа, и вся внутренность моя святое имя Его" (Пс. 102). В любом случае, по смерти, душа восходит на небо.
Но, наверное, самое главное и интересное, это то - что, и побывавшие на небесах через околосмертный опыт, и откровение Святого Духа, говорят о том, что земная жизнь в плане ощущения реальности намного менее реальна, чем пребывание на небесах или на земле, но в откровении Божьем.
В общем, зачем эти перевоплощения, где снова зло, страдания, скорби и т.п., да и сам уровень жизни в сравнении очень низкий и "не реальный"?

Михаил Пушкарский   30.06.2025 22:32     Заявить о нарушении
Что касается крещения и, даже, нынешней формы таинства причастия, их следует относить к чину Церковных благословений. Несмотря на то, что такая трактовка вряд ли согласуется с современным церковным пониманием, тем не менее, это так. Поясню свою мысль. Когда Господь дал Моисею все постановления закона, всё это он получил в откровении Святого Духа и передал, как Божье благословление. В заповедях закона, Моисей буквально говорит о благословении для исполняющих их. А обряд жертвоприношения являлся священнодействием, о котором Моисей говорит: “Это святыня великая у Господа” (Исх. 30:10). Обряд благословлял на примирение с Богом, очищение и Его покровительство. То есть, всё это работало и имело реальное действие.
Так и Соломон, когда построил храм Богу, молился Богу о благословлении всех, кто будет в этом храме молится - чтобы Бог слышал их (3 Цар. 8:29, 30).
Относительно крещения в православной церкви, многое в храмовом служении и само крещение взято из ветхозаветных традиций. Но исходя из того, что крестят ничего не осознающих младенцев, сущность этого тогда должна заключатся, также, в благословении. Аврааму Бог дал образ крещения в обрезании, тоже, в откровении в благословение его потомков быть народом Божьим.
Насчёт Причастия, я долгое время не понимал, зачем призывать на Дары (хлеб и вино) Святой Дух? Есть же внятное разъяснение самого Господа Иисуса и Ап. Павла? Если там, где "двое и трое во имя Моё, там и Я среди них" то вера в это и в само таинство, производящее причастие ко Христу, по здравому смыслу, достаточно.
Но однажды, когда раза четыре перечитывал 13-17 главы Евангелия от Иоанна, оказался в переживании Святого Духа - в полноте любви Божьей и тогда увидел, что в определённой полноте любви могут приходить разные специфические откровения-благословения. Например, раньше я знал, что переживание полноты жизни Святого Духа естественным образом выражается словом или как Иисус - поднял две руки вверх при благословении учеников когда возносился на небо. А то, что перекрещивают - думал, это просто православная традиция. А в этом переживании Духа увидел это, как благословение. И тогда вспомнил о таинстве Причастия, и увидел, что традиция призывания Святого Духа на хлеб и вино тоже подходит под благословение. Для себя тогда сделал вывод, что это внесено в церковь по благословению кого-то из Святых. Наверное, это был свт. Иоанн Златоуст.
И конечно же, если крестит, кто не имеет ясного понимания об этом всём и не живёт как христианин, то это не будет работать. А на Причастии, говорит Ап. Павел, если причащаться не искренно, то, напротив, это может привести к болезни или смерти.

Михаил Пушкарский   15.05.2025 19:17   Заявить о нарушении
Кстати, когда Моисей изрёк данный Богом закон жертвоприношения в благословение исполняющим, после того скинию собрания наполнила слава Господня в явлении облака. И когда Соломон молился о благословении молящихся в построенном им храме, храм, также, наполняла слава Господня в явлении облака - что подтверждает право проведения параллелей между двумя этими примерами.

Привожу ссылку на опыт встречи и общения с Богом в переживании и откровении Святого Духа. Хорошее лаконичное свидетельство. Актриса Елена Денисова в программе «Почему я верю».
http://yandex.ru/video/preview/16915444479154195710

Михаил Пушкарский   17.06.2025 00:00   Заявить о нарушении
Рецензия на «Дикие лебеди ч. 1» (Александр Иванович Алтунин)

Александр Иванович, спасибо за очередную просвещающую и вразумляющую статью. Она и как проповедь в хорошем смысле, высокого уровня, солидна, компетентно и интеллигентно многое доводит до самосознания.
Но я ещё о другом. Вчера по поводу закона кармы я высказался, что вселенски он ориентирован на целесообразность, а не на воздаяние. Неверно я высказался. Целесообразность остаётся высшим принципом, но воздаяние, конечно же, тоже, имеет место в своём аспекте и своей мере. Во-первых, у Бога может в одном действии решаться несколько задач. Во-вторых, в земном бытие остаётся смысл зеркального и справедливого вразумления, что хорошо отражается в законе Моисея. Я и, думаю, другие верующие знают ситуации, когда приходит воздаяния тем, кто открыто хулил Бога или делал зло; да и в Библии есть примеры с трактовкой именно воздаяния.
Но есть две позиции, которые, применительно к карме, считаю ошибочными. Первая, о которой говорил - определение условий следующего воплощения, оптимальных для восхождения души, а не воздаяния ради воздаяния. Вторая касается отработки кармы - разве можно убившему человека возместить полноценную утрату его матери чем бы то не было, но не её сыном? Нет. Тогда в чём смысл отработки?
Есть ещё в Откровении Иоанна место гл. 16:6: "И услышал я Ангела вод, который говорил: праведен Ты, Господи, Который еси и был, и свят, потому что так судил; за то, что они пролили кровь святых и пророков, Ты дал им пить кровь: они достойны того". Здесь 1 - совмещение смыслов, 2 - предупреждение, 3 - эстетический аспект торжества справедливости.
Продолжаю изучать Ваши труды. Правда, глаза стали от компьютера быстро уставать.

Михаил Пушкарский   02.05.2025 22:54     Заявить о нарушении
Рецензия на «На пути к гармонии. Глава 1» (Александр Иванович Алтунин)

Александр Иванович, конечно, передать все впечатления и соображения на Ваши богатые содержательные работы, не просто. Прямо, как по Соломону: “не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием”.
Столько мудрых и полезнейших рекомендаций от общих, основополагающих, до советов на все случаи жизни. И это только первая глава!
Между делом, обратил внимание - почти каждую отдельную мысль, тем не менее, можно, продолжать раскрывать... Собственно, Вы сами глубоко и широко раскрыли многие мысли, нравственные, духовные, эстетические категории... Как например, даже, такое вроде бы понятное - чувство благодарности.

Знаете, на Вашей странице я вспомнил изречение Иисуса, на котором никогда не акцентировал внимание. Там, где Он сказал Петру, что тот будет “ловцом человеков”. Задаю себе вопрос: о чём это конкретно? Мой ответ: это о любви, правде и мудрости.
То, что на Вашей странице есть правда и мудрость - это можно увидеть невооружённым взглядом.
Правда, тему экстрасенсорики не буду трогать. Я пока здесь не в теме. Хотя, тот подход, который Вы озвучиваете - это действительно путь развития.
Однако, человек может иметь от природы некие способности, и если его практика будет вслепую и не на пути добра, то итог будет плачевным - Вы сами об этом говорите. И даже на пути добра можно обмануться. Необходимо очень хорошо знать себя, необходимо очень хорошо знать психологию, верить в Бога, жить строго по Его заповедям - это база минимум. И то, думаю, надёжней жить Богом, а остальное всё приложится.
И очень хорошо и важно, что Вы говорите о приоритете нравственности и о воли Божьей пред всем остальным.

Вообще, я хотел сказать о любви. Именно, о той её грани, о которой не помню, чтобы где-то читал. Но Вы об этом говорите. Собственно, и людям это известно практически. Но не осознают. Речь идёт об эстетической составляющей.
У Вас часто это идёт, как приставка: “интеллектуальная эстетика”, “психологическая эстетика” и т.д. То есть, Вы во всём истинно творческом, нравственном, духовном и добродетельном созерцаете красоту.
И вот, даже, буквальный вопрос. Мне ни раз приходилось слышать: что имел ввиду Ф. М. Достоевский, говоря о красоте, “которая спасёт мир”? Часто говорят, что он имел ввиду красоту Христа по роману “Идиот”.
С этим не спорю, хотя с удовольствием бы послушал с этого места поподробнее, кто бы рассказал?
Но знаю, что Вы знаете, почему красота спасёт мир. Поэтому вы часто говорите об эстетике - в чём проявляется красота. Предназначение красоты - преображать мир и вызывать любовь.

Хочу процитировать ваши мысли, которые воплощены в красивых и мудрых афоризмах:

“Не лгите, если хотите развить в себе сильную личность”.

“Обращайтесь с ниже вас стоящими людьми так, как с вышестоящими, и наоборот”.

“По возможности представляйте себе и себя самого и других не такими, каковы вы и они в действительности, но такими, какими вы желали бы сделать себя и их”.

“Упражняйтесь в том, как спокойно и хладнокровно представлять себе как приятные, так и неприятные впечатления”.
Продолжу. Ибо приятные впечатления - это душевные чувства, но ещё не духовные.
Не вовлекаясь в неприятное - также, в приятное, вы сможете пройти огонь, воду, и медные трубы, и станете духовным и совершенным.

“Горе и беды не могут иметь над нами власти, если вы сами этого не захотите. Вы можете и должны забыть о них, не акцентируя своего внимания на том, что преходяще и предельно относительно в этом мире”.
Это, также, отличный инсайт и свет истины, чтобы не впасть в невроз, или выйти из него.

“Вам нужно научиться делать акцент на возможностях вашего внутреннего мира, так как именно в нем вы живете”.
Отличное замечание о внутренней жизни! У меня есть похожее: “Внутренний мир равносилен благодати”.

“Желательно никогда не забывать, что внешний мир - это отражение вашего внутреннего мира”.
Так просто и красиво сказано! Невозможно не прокомментировать.

“Мудрый человек обычно доволен своей судьбой и недоволен собой”.

“Вот в чем мудрость: надо примириться со своей судьбой, как следствием своих ошибок, совершенных в предыдущих этапах жизни, но никогда нельзя удовлетворяться степенью своего развития - необходимо стремиться все время к самосовершенствованию”.
Без комментариев!

“Это особенно актуально применительно к духовным знаниям, так как путь к истине весьма тернист и многих приводит вместо просветления на больничную койку, причем, в лучшем случае на терапевтическую, а в худшем - на психиатрическую. И в этом повинны человеческая нетерпеливость, категоричность, максимализм, претензия на знание абсолютной истины, основанная на естественной и вполне реальной потребности в чувстве собственной значимости”.
Спасибо, Александр Иванович, за такое важное для людей предупреждение! Лично я так и думал, что “у меня нет гордыни - я всего лишь личность и индивидуальность”. И самость незаметно росла пропорционально, скажем, хорошему...

“Настоящая поэзия - это не литературное поприще, это качество внутренней душевной и духовной жизни”.
Поэтому в Книге Откровения Иоанна говорится, что верующие на небесах “поют новую песнь Богу и Христу”. По внутренней благодати Давид сочинял и пел псалмы Богу. Со Христом умножилась вера и благодать Святого Духа, христиане пишут стихи и поют гимны Богу и Христу. И вот, снова "новая песнь" в Царствии Божьем.

“Жить в любви - это жить в состоянии высшего сознания, отражающегося на всех актах повседневной жизни; в состоянии, которое все в вас гармонизирует, поддерживает вас в определенном равновесии; в состоянии, являющемся источником радости, силы, здоровья”.
!!!
“Любовь – это высшая сознательность и форма жизни” (М. П).
"Христос пришел в этот мир и стал человеком для того, чтобы распространить среди других людей ту высшую форму жизни, которая присуща Ему Самому" - Клайв Стейплз Льюис.

Насчёт работы с любовью. Можно достичь такого отношение к любой работе, осознавая, что это необходимая часть или этап создания своей счастливой жизни.

Кто имеет духовные добродетели и разные способности по природе, использует и развивает их в служении Богу, того Бог благословляет в этом, или может наделить сверхъестественными дарами: любовь к ближнему получит дар исцелений, познание себя и понимание людей получит дар различения духов и т.д.

"Необходимо жить в суетном мире, но в то же время жить по законам Космоса. Вот какова должна быть истинная ваша цель.
Посвящая жизнь возвышенной цели, вы ее обогащаете; сила и интенсивность жизни возрастают. Это точно так же, как капитал, который дает прибыль: вы помещаете свой духовный "капитал" в космический "банк", и вместо того, чтобы быть растраченным, потерянным, он растет и вы становитесь богаче. И так как вы становитесь духовно богаче, у вас появляются возможности эффективнее работать, более стойко переносить жизненные невзгоды, чаще ощущать душевное равновесие и комфорт".
Великолепная цитата.

“Человек, живущий духовной жизнью, - это тот, кто так хорошо привел в порядок свой внутренний мир, что там есть все: поэзия, музыка, живопись, и он страдает, когда ему нужно "выйти" и покинуть эту красоту”.

"Бывает, что некоторые устают, им хочется все бросить, но, видя что другие проявляют настойчивость, они ободряются и возобновляют свои усилия"

"Восставая против божественной справедливости, вы утяжеляете ваше бремя; чтобы его облегчить, надо благодарить Небо. Вы скажете: "Как! Благодарить за то, что я несчастен, болен, живу в нищете?" Да, и в этом заключается великий секрет высшей мудрости: даже в несчастье надо найти причину для благодарности. И действительно, научиться благодарить даже за испытания - это наилучший способ их преобразовывать. Если вы восстаете, то тем самым вы показываете только вашу гордыню. И вы не сумеете преобразовать эти испытания в духовное золото и драгоценные камни. Но если вы говорите: "Спасибо, Господи. Конечно есть причина моим страданиям, я должен чему-то научиться. Я несовершенен и, вероятно, наделал глупостей". И, благодаря вашему смирению, вы почувствуете внезапно как что-то улучшится. Лишь такая постановка вашего поведения даст вам возможность доминировать над трудностями и преодолеть их, быть хозяином любых ситуаций".
Истинно - великий секрет высшей мудрости!

"И не надо упрекать других, что они не идут к вам. Станьте приятными, нужными людям, и вы увидите, что они придут к вам! Посмотрите на распустившуюся розу, она благоухает, все тянутся к ней - и пчелы и бабочки; все хотят вдохнуть ее аромат и это потому, что она открылась. Почему же вы остаетесь закрытыми и не "благоухаете"?
Супер! Цитата-афоризм.

Не знаю, почему я с первого раза не смог увидеть системность. Вступление классическое - определяющее место человека - то есть, в обществе. Далее, "золотое правило" - любить ближнего, как самого себя. Как основополагающий принцип, гармонизирующий отношения человека и общества.

Немного скажу о духе. О духе, вместе с его творческим проявлением, добродетельным и духовным потенциалом, о внутреннем мире, когда-то мне понравилось у свт. Феофана Затворника.
Вообще, согласно некоторым святым, дух можно назвать духовным умом, так, как на опыте, в самом себе, видно, насколько дух умнее помышлений плоти. Умнее не только по ведению и благоразумию, но и по силе собранности и трезвости. Сам дух пробуждаясь, начинает чётко различать свет и тьму и приводит к страху Господнему. А потом снова можно быть просто в духе - в тишине, смирении и внутреннем "тихом веянии ветра" - образ внутренней благодати, на которую Господь указал пророку Илии.

С уважением,

Михаил Пушкарский   15.07.2025 07:31     Заявить о нарушении
Четыре лица четырёх небесных животных из Откровения Иоанна - орла летящего, тельца, льва и человека, соответствуют четырём состояниям Духа.
1. Как состояние духа в небесной сфере, обрезание ветхого человека и всего земного - орёл.
2. Труды телесные и пробуждающий, очищающий, духовный страх Господень - телец.
3. Сила жизни, сила и полнота Святого Духа - лев.
4. Разум и мудрость (Дух премудрости и откровения) - человек.

Михаил Пушкарский   02.05.2025 11:05   Заявить о нарушении
Михаил, мне приятно, что в вас есть хорошее чувство интеллектуальной и психологической эстетики. И что вы способны ощущать радость от хорошего уровня эстетики мыслей и чувств другого человека. Вы растете, работаете над собой. И это, несомненно, вызывает и симпатию, и уважение. Отдельный момент - это ваш широкий кругозор, интеллектуальная, психологическая и духовная эрудиция. Конечно, нет предела совершенству. Но, то, что уже вами достигнуто, заслуживает всяческого одобрения. И мне приятно, что я своими работами помогаю вам стать лучше и совершеннее.

Александр Иванович Алтунин   02.05.2025 23:48   Заявить о нарушении
Александр Иванович, как и любой человек, тем более, профессионал в своём деле, Вы, конечно, можете многим мне помочь.
Также, в плане нравственности и психологии Ваши работы могут помочь христианам, которые не имели опыта переживания Святого Духа или не сохранили этого откровения, которое в той или иной степени, всё же, даётся при обращении к Богу во свете Христа и метанойи (перемене сознания и покаяния).
В основном же, для христиан, что касается быть лучше и совершенней, есть, действительно, неисчерпаемый источник мудрости и совершенства - это Библия и Святой Дух.
Свидетельство того, что я понимаю о чём говорю (а не вторю религиозной догме) - освещение христианской тематики у меня на странице.
Кстати, по поводу "будьте совершенны, как совершен ваш Отец Небесный", достигается это лишь в Духе Святом.
Правда, толкований здесь может быть много разных. Видимо, из-за того, что Святые всё внимание сосредотачивали на самих добродетелях, мысль о действии благодати Святого Духа в толковании этого стиха, выпала у них из поля зрения. Однако, двое эту мысль высказали.
Прп. Никодим Святогорец красиво и оригинально протолковал эти заключительные слова Нагорной Проповеди: “Самое совершенное и великое дело, которого только может желать и достигнуть человек, есть сближение с Богом и пребывание в единении с Ним”.
Не менее великолепно сказал еп. Михаил Лузин: “Недостижима для нас Божественная святость, а потому здесь не равенство разумеется, но внутреннее некое уподобление, а главное — сознание нужды нравственного усовершенствования при помощи благодати, соединяющей человека с Богом”.

Михаил Пушкарский   03.05.2025 10:45   Заявить о нарушении
Уточню. Где я сказал, о Библии и Святом Духе, прежде стоило сказать о Христе - как свет веры, Проводник и Учитель, Божье благословение. "Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет" (Ин. 10:9).

Михаил Пушкарский   18.05.2025 15:22   Заявить о нарушении
Рецензия на «Астрологическая психология» (Александр Иванович Алтунин)

Александр Иванович, раз я уже заикнулся о мировоззренческих расхождениях, то напишу сразу. Я эту статью об астрологии имел ввиду. В "Психологическом прогнозировании" в одном из ответов на рецензию, Вы оговариваете этот вопрос. И у меня появился смысл обсудить эту проблему (или проблематику). Ибо, как это понимают обычно - в этом случае, верующего в астрологию (от слова "верование") ни фактами, ни аргументами, невозможно вразумить.
Вы это понимаете, но ссылаясь на Парацельса, всё же принимаете какое-то астрологическое влияние на характер человека. Как это понять? Я могу допустить, что в случае Божьего откровения, информацию считать можно с чего угодно. Так, например, нечто подобное происходило, когда волхвам Господь (Святой Дух) показал звезду на небе, которая их привела к месту рождения Господа Иисуса. Но это, все равно, совсем другое, совсем не астрология. А в чём тогда феномен астрологии?..
С уважением,

Михаил Пушкарский   01.05.2025 14:51     Заявить о нарушении
Я немного занимаюсь астрологической психологией. А в астрологию я не погружаюсь, потому что нет необходимости. У нас нет хорошей школы астрологии, только на Востоке. Астрологическая психология помогает мне в ряде случаев лучше понимать людей. И строить с ними общение в более оптимальном варианте. Но это, конечно, не догма. А всего лишь дополнительный ориентир. Потому как, я больше рассчитываю на свою интуицию.

Александр Иванович Алтунин   02.05.2025 00:33   Заявить о нарушении
Рецензия на «На пути к гармонии. Глава 17» (Александр Иванович Алтунин)

Александр Иванович, прочёл первую главу и не знал с чего начать - огромное поле для творческой мысли. Но выбрал.., и начал.., и допишу после.

А сейчас, когда я просмотрел эту последнюю главу, то пожалуй напишу сначала здесь. К тому же, мне понравились оставленные здесь рецензии. И обе они говорят о том же самом:
"Наполняясь вашими мыслями уже невозможно вернуться к примитивному и упрощенному мировоззрению" (Марина Хрусталёва).
"Создается более многогранное представление о привычных вещах, появляется ряд новых мыслей, полезных для их практического применения" (Виктор Моргунов).
Но это (своё любимое занятие, развивать тему, надеюсь, в хорошем смысле этого слова) оставлю для 1-ой главы.

Кстати, когда я первый раз читал 1-ую главу, первое, обратил внимание на обилие практических рекомендаций в воплощении мудрых афоризмов и цитат. (Цитатой я называю несколько удлинённую прозаически выраженную краткую мудрую мысль). Афоризмы сразу скопировал, чтобы отметить в рецензии.
Насчёт систематизации материала. Подумал, что в силу большого накопленного опыта, когда при любой теме, мыслям приходится выстраиваться в очередь, соблюдая какой-то прядок, можно пойти навстречу этому обстоятельству. Тем более, у мыслителя, философа и ученого в голове всё давно достаточно систематизировано к любой научной и соответствующей литературной форме.
И поэтому мне все-равно было интересно, по какому принципу и "проекту" Вы выстраиваете эту тему гармоничной личности?
Я, конечно, обратил внимание, что в книге акцентируется и сопровождает развитие человека понятие и представление о "духе", но сомневался. Материал всё же обширный... И хорошо, кстати, воспринимается.
Короче, прочитав эти две рецензии, которые говорят о вдохновляющем, нравственно возвышающем, творчески стимулирующем, качестве Ваших произведений, вспомнив 1-ую главу, я ясно увидел и почувствовал как Вы, действительно, чётко грамотно и действенно стремитесь вытянуть любого задумывающегося над своей жизнью (успехи, здоровье, самоуважение, смысл существования) - всех Вы вытягиваете и вводите в сферу духа (обитель Духа).

Что касается этой главы, как Вы сами обозначили: "связи практических наук и духовности", всё говорит о том, что в этом Божья воля - воля, чтобы верующие учёные сами взошли в сферу познания Святого Духа и помогли обычным людям, в том числе, верующим и запечатлённым Святым Духом, но остающихся в невежественном состоянии ума и духа, не знающих, ни себя, ни истинной нравственности, ни истиной духовности и пути. Как говорил Апостол Павел галатам: "Вы шли хорошо: кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине?" (Гал. 5: 7). "Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью"? (Гал. 3:3).

Как-то здесь на Прозе я высказал мнение, что в нравственном богословии Церкви тема творческого аспекта (в восприятии Бога и усвоении спасения) освещается слабо.
На что автор ответил: "С тем, что вами замечено в отзыве, вполне согласен и даже более скажу, что вам не показалось, а так и есть, к сожалению, что тема творческого аспекта в богословии вообще, возьму шире, почти не освещается, если учесть этот аспект в срезе метафизики творчества, а не поверхностного рассмотрения".

С другой стороны в наше время немало образованных священников и верующих учёных. В общем, будем надеяться, что верующие учёные будут светильниками Божьими в православии, протестантизме и среди других верующих.
Взять пример Апостола Павла - он имел хорошее образование, знал несколько языков, отлично знал Священное Писание и Закон. И когда его призвал Бог через видение в небе, и дал ему водительство и свет Святого Духа, то во свете Святого Духа, его знания стали ему светильником и откровением.
Как по слову Иисуса, "всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое" (Мф. 13: 52). То есть, "новое" - откровение Святого Духа, а "старое" - буква Писания.

Правда, Ап. Павел как-то сказал, что он "невежда в слове, но не в познании" (2Кор. 11: 6). Но если бы в Новом Завете не было Посланий Ап. Павла, утрата света была бы немалой.
Разве что, основной свет - это Евангелия. Сильный свет - Откровение Иоанна, но настоящего духовного истолкования его, считаю, пока не существует. Хотя, имеющиеся толкования можно считать духовной пищею, но это очень мало.

Меня впечатляет, что с одной стороны, Ап. Павел духовно и пророчески раскрывает все ветхозаветные прообразы, истолковывает саму духовную жизнь - с другой, снимает всю лишнюю обусловленность Закона Моисеева и призывает к духовной жизни, к хождению и мышлению по духу, к жизни, откровению и водительству во Святом Духе.
И как хорошо он это обосновывает, например: "берегитесь обрезания, потому что обрезание - мы, служащие Богу духом и хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся, хотя я могу надеяться и на плоть. Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я, обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей, по ревности - гонитель Церкви Божией, по правде законной - непорочный. Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. (Флп. 3: 2-7).

Что касается творческого подхода и вообще, творчества.
Творчество, как и любовь, образ Божий в человеке. Через творчество совершенствуется рассудок, сердце наполняется чувством прекрасного, культивируются благородные чувства, созидается внутренний мир.
Зачастую у творческих людей вопрос существования Бога является само собою разумеющимся и утвердительным.
Творчество - "вздох ангела в нашей душе" (как высказался о музыке немецкий писатель Жан Поль, Рихтер).
Можно сказать, что творчество, также - преддверие умного и блаженного духовного мира.
Без любви и творчества заповеди остаются всего лишь законничеством.

К примеру, описание в Откровении Иоанна Нового Иерусалима, где не будет ночи вообще и т.д., показывает, что Святые, также, используя образы, рисуют нам умный и блаженный мир Царства Божьего.
Здесь с одной стороны, ищущему Бога творческому человеку легче войти в этот дивный мир Царствия Божьего. Именно, только это и Благая Весть, способны зажечь любовью и Святым Духом сердце верующего.
Но бывает, потенциал природной любви, которая, тоже, от Бога, имеет жизненную силу и вдохновение, которая по сути есть состояние чистого Адама в земном раю - эта любовь и творчество, как раз таки, продолжает реализовываться на своём уровне, не решаясь сделать, возможно, оставшийся последний шаг на небесной лестнице.

Михаил Пушкарский   30.04.2025 17:11     Заявить о нарушении
Спасибо Михаил за ваши мысли, впечатления и размышления.

Александр Иванович Алтунин   30.04.2025 06:19   Заявить о нарушении
Поделюсь мыслями о реинкарнации. У себя на странице я привожу доводы против. Если говорить об опыте откровения Святого Духа, то само Его действие показывает и подтверждает слова Иисуса, что лишь собственным усилием в самосовершенствовании, без помощи Бога (преображении силою Святого Духа) спастись невозможно. Впрочем, учением о перевоплощением, это может быть не отрицается.
И вот. Снова возникает вопрос: что делать с теми, которые не спаслись, но при определённых обстоятельствах смогли бы это сделать в следующей жизни? Раньше я считал, что если одной жизни не хватило для покаяния, то уже нет вероятности, что в другой оно будет. Сейчас вижу ситуации, когда есть смысл дополнительного воплощения. И там, где исчерпан весь потенциал, есть смысл перевести душу в животный мир. Ведь, есть причины полагать, что существует духовный уровень и тело, ментальный мир и тело, астральный, может быть, эфирный. И в Библии говорится: "огонь их не угасает и червь не умирает". Огонь - я понимаю, это совесть. В этом я просто уверен. Болезненные муки - это, тоже, огонь. А червь, который не умирает - что это? Возможно, что разные энергетические или разно сферные тела...
Насчёт кармы - имеющиеся трактовки в этом учении не нахожу объективными и идейно высокими - аргументы привожу на своей странице. Если говорить идейно о карме - то надо говорить о законе целесообразности, а не воздаянии.

Хорошо Вы сказали о покаянии - что его мало не бывает. Естественно, Вы имеете ввиду постоянный процесс осознанности и совершенствования. А не лицемерие и обряд самоуничижения пред злым богом.
А в первой главе, вспомнилось, как Вы хорошо объяснили процесс познания себя через отслеживание причин и мотивов возникающих мыслей, чувств, состояний. Это та же практика контроля ума и очищения у святых. Мне показалось, что Вы более досконально этот момент осветили.

Михаил Пушкарский   01.05.2025 09:16   Заявить о нарушении