Михаил Пушкарский - написанные рецензии

Рецензия на «О действии Бога в мире» (Евгений Терещенко)

Евгений, зная Ваше мировоззрение, не удивляет слышать такие рассуждения от Вас. Но удивляет рецензия Владислава Плеханова, у которого на странице уйма православных публикаций. Даже, не зная по личному опыту, как оно реально бывает, основная масса православных (а баптисты все) понимают, что свои представления и схемы в действии Бога и молитвы не только будут не состоятельны, но и греховны. Сразу же, напомню, что Иисус, давая молитву "Отче наш", предупредил не быть многословными - что Бог знает наперёд что кому нужно. Также, Он говорил, что "Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона"?
Это уже расходится с тем, что необходимы подробности и тем балее "отчётливо представлять себе зрительный образ".
Христиане, просто, знают, что Бог всемогущ, если сочтёт нужным исполнит любую твою просьбу, которая не во зло и тебе не во вред.
Довольно часто христиане чувствуют духом, что Бог принял молитву... ответил в их понимании... действовал в обстоятельствах.
Когда христианин живёт Богом и достиг относительного постоянства жизни по духу, то ему легко общаться в молитве с Богом и Господь отвечает "на полуслове".
Мне понравилась беседа актрисы Олеси Железняк в программе "Простые чудеса с Павлом Астаховым". На вопрос "что такое чудо", она ответила: "Жизнь". Это означает, что когда человек живёт с Богом и реально это ощущает, то вся его жизнь сплошные знамения, Бог может "говорить" через всё.
Почему я так интерпретирую её ответ, который проще понять по другому? Не только потому, что имею такой опыт, но по духу понял. И вот здесь можно сказать о такой духовной связи между людьми, о которой Вы говорите. Но опять же, не линейно прямо, а через общение в Святом Духе (через Бога). То есть, будучи в общении Святого Духа, ты систематически получаешь весточки откровения.
Вообще, духовная жизнь - это жизнь по откровению Святого Духа, всё делается через откровения Святого Духа. Чудеса тоже делаются через откровение Святого Духа: приходит откровение, что Бог уже всё сделал, или откровение, что ты должен делать чтобы произошло чудо. Например, когда Пётр с Иоанном (Деян. 3) перед храмом встретили просящего милостыню хромого, не могущего ходить, то вдруг Петру Господь дал откровение на его исцеление. Ни тот его об этом не просил, ни Пётр об этом не помышлял.
В Ин. 1: 12 говорится о верующих во Иисуса Христа: "А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими".
Что это практически значит? Пусть сначала пояснит Ап. Павел:
14 Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии.
15 Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: ""Авва, Отче!""
16 Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы -- дети Божии.

То есть, после покаяния и принятия веры во Христа, или сначала уверовав, а потом покаявшись, то есть, пробудившись с переоценкой ценностей и духовного взгляда на свою жизнь, приходит ощущение новой жизни - жизни веры, переживание радости Благой Вести в своём сердце. И такой христианин всегда имеет уже "один талант" - молитвенный дух. Это то же самое хождение по духу. Возможно самое не значительное, реально не ощутимое, но когда вспоминаешь о Боге или приходит нужда, приходит молитвенный дух, как добро на связь с Господом в молитве.

Евгений, делюсь по дружески, если что, удалите.

Михаил Пушкарский   03.05.2024 21:48     Заявить о нарушении
Я во многом согласен с Вами, Михаил. Но только для того, чтобы находиться под предводительством Всевышнего не обязательно быть православным или баптистом. Приведу две цитаты Шри Ауробиндо, крепко связанные между собой. 1. «Единство с Богом всегда растет с ростом сознательности, уравновешенности и любви».
2. Чем ближе вы приходите к Божеству, тем более вы живете под Его покровительством». Великолепно! У Вас же получается, что только христиане ведомы по жизни Богом, а остальные люди находятся во власти случая.
Я не хожу в церковь, не участвую в обрядах, но у меня есть своя молитвенная, религиозная практика, в духе А.Осипова, и она дает результаты. Вы можете мне не поверить, но я давно уже ощущаю, что я не один, что все в моей жизни происходит не случайно, а направляется Высшей Волей. Это чувство укрепляется с годами. Оно есть самое большое чудо. Что до мелких чудес, о которых идет речь в моей заметке, то я их не придумал. В заметке я обобщил, осмыслил свой жизненный опыт, свои наблюдения. Каким образом «мелкие» чудеса совмещаются с общим Божьим покровительством и предвидением, я не знаю. Это тайна, загадка, неподъемная для человеческого ума.

Евгений Терещенко   04.05.2024 07:49   Заявить о нарушении
Все-таки, Михаил, Вы не православный христианин. Владислав Проханов - православный. У него широкий взгляд на мир, он ценит философскую мысль разных народов, на мысли отвечает мыслями. Вы же на мои мысли отвечаете обилием цитат из Библии, и даже когда отвечаете мыслями, то не своими личными мыслями. Вы слишком привязаны к тексту библии, на мой взгляд. Все это характерно для протестантских сект, в чем я не вижу ничего плохого. Лишь бы Вы и Ваши единомышленники не впадали в гордыню, и не считали только себя находящимися в истине. Это для Вас важно, не для меня.

Евгений Терещенко   04.05.2024 08:40   Заявить о нарушении
Евгений, очень правильные и великолепные цитаты у Шри Ауробиндо. Я, собственно, в публикации "Что значит Христос умер за наши грехи" о таком пути развития стремился донести. Цитата:
"В Свщ. Писании говорится более о том, что для Бога важны не жертвы, а исполнение заповедей, милосердие, боговедение, дух сокрушённый, сердце смиренное... Это уже путь духовного развития".
Ветхий Завет сам Ап. Павел называет детоводителем ко Христу. А Христос - это совершенствование в духовно-нравственных идеалах, и это приближает к познанию Святого Духа.
Правда, в этой статье много уделяется доктринальным вопросам, но ниже в рецензии самому себе я резюмирую именно выше указанный принцип.
Это просто крайняя публикация, которую Вы читали, поэтому о ней сказал.

Но вообще, в своих эссе и диалогах, и в общении с Вами, каким образом я проявляю ограниченный взгляд на мир и обесцениваю философскую мысль разных народов и их культуру? Где я демонстрирую сектантское воззрение и позицию?
Где на мысли я не отвечаю мыслями? И причём не своими? Вместо конструктивного диалога по существу вопроса, вы пустились в голословные компрометирующие реплики.
На моей странице можно много прочесть того, что больше вы нигде не прочтёте. И уровень, и компетентность, и информативность у меня на должном уровне.

Если я высказал мысль, что христианская вера и посвящение - это нечто большее, чем философия нравственности и общая вера в Бога, что во Христе у верующего более глубокое знание духовной жизни - так это вам подтвердит любой христианин, любой цивилизованный и развитый православный и протестант. В том числе, должен подтвердить и Владислав, если он считает себя православным христианином.

Насчёт библейских цитат. Далеко не надо ходить, в этой рецензии цитатами я лишь подтверждаю свои мысли. Если мы рассуждаем о Духе и о молитве, то я привожу цитаты из компетентного источника - слово Христа в познании Бога и молитвы, я думаю, можно считать высшим авторитетом.
Кроме того, касаемо молитвы, я показал Вам общее понимание христиан, которое расходится с Вашим. Далее, даже в этой рецензии, я буквально разжевал Вам уровни хождения в Боге, показал, в чём сущность духовной жизни во Христе, и показал, как через откровения действует Святой Дух. Даже показал, как делаются чудеса, и подтвердил Свщ. Писанием.
Не взял мысль из Свщ. Писания, а именно подтвердил свою. Наверное, это Вы имеете ввиду о не моих мыслях? Но так далеко не уедешь, я думаю вы это понимаете.
Именно, когда есть свет духовной жизни, тогда легко видно проявление её принципов в Писании. Тем более, я истолковываю саму духовную жизнь и в деталях сам текст Писания.
Кстати, у меня одна из любимых своих работ - "О деревьях в раю. Рассудительно". Там раскрывается разноплановая структура Книги Бытие, и даётся именно духовно-философское истолкование.
Я полностью верю в ваш духовный опыт и чудеса, явленные Богом в Вашей жизни.
Но ещё раз, извините, выводы и обобщения Вашего опыта не сходятся с опытом цивилизованных разносторонне развитых христиан, святых отцов, Апостолов, Пророков и Самого Христа. Об этом аргументировано я с Вами поделился.

Михаил Пушкарский   04.05.2024 19:41   Заявить о нарушении
Вы правы, Михаил, мой выводы и обобщения не совпадают полностью с опытом христиан, а лишь включают в себя опыт христиан, не противоречащий разуму. Но мои выводы и обобщения включают также опыт индуистов, буддистов, теософов, суфиев, известных философов и т.д. Меня интересуют идеи разных религиозных и философских направлений, те идеи, которые мне интересны и важны для моей жизни. Из этих идей я создаю свое личное мировоззрение. Вы идете другим путем, и слава Богу.
Прошу меня простить, если я Вас обидел. Мое восприятие вашего творчества субъективно и человек близкий к Вам по убеждениям очень возможно высоко оценит Ваши труды.

Евгений Терещенко   04.05.2024 20:11   Заявить о нарушении
Рецензия на «О моих мистических опытах» (Евгений Терещенко)

Евгений, соглашусь, что с помощью грибов и т.п., попытка получить истинный мистический опыт, не состоятельна. Также, поверье современных мистиков в древние оккультные познания, приводит их к тем же древним примитивным суждениям и представлениям. Это языческий мир эгоистической страстной природы человека и соответствующих "астральных" духов (программ и приложений).
Буддийские и индуистские религиозно-философские системы - это уже путь познания себя, путь добродетелей, любовь к мудрости. И без таких понятий, как нахождение в осознанности, практика медитации, уже не обходится современная психология.

Что касается состояния покоя, то в нём мы переживаем своё истинное "я". Когда человек в волнении, он уже не в истинном "я". Это я точно знаю.
Кроме того, я помню много детских переживаний, преображение бытия и природы вокруг с бурным переживанием жизни или неким вдохновением, восхищением и переживанием счастья. Среднее между этими переживаниями - это обычный восторг. Но любой человек уже знает, что восторг - уже необычное чувство или переживание.
По видимому, наше истинное "я" - это наша индивидуальная душа, которую дал Бог.

Что касается исчезновения личности, то, например, в переживании Святого Духа ты обретаешь Его сознание, вдохновение и силу. По видимому - в своём духе, который есть эта индивидуальная душа от Бога или высшая её часть.
То же самое, согласен с Вашим пониманием перехода на "чистое сознание". Я думаю, что описываемое Вами состояние, святые называют бесстрастием. Мне тоже знакомо состояние бесстрастия и безмолвия. Оно тоже может иметь ощущение полноты и силы, хоть это бесстрастие и безмолвие.
Первый раз оно пришло само. Когда я только что уверовал, я ощутил его вместе с чувством зрелости и периодами с внутренней силой жизни. Но где-то через два дня у меня произошёл спор с женой, и я вышел прогуляться. И на своё удивление у меня не было обиды, что меня не понимают - вдруг пришла любовь, как к младшей сестре и даже дочери. Тут же пришло понимание, что мне Господь дал христианскую любовь.
Некоторое время я был в этом состоянии, а потом снова пришло бесстрастие и безмолвие. Помню, я тогда обратил внимание, что мысли о своей собственной смерти, не приносили никаких эмоций. И тогда я подумал, что к смерти других я отношусь теперь также, и правильно ли это?
Здесь совпадение с тем, как описываете Вы своё состояние.

Считаю, что высшее предназначение разума в человеке, чтобы осознавать бытие, найти смысл человеческой жизни, познать себя. И когда свой взор и мысль направляешь к небу и вопросам мирозданья, сам этот процесс расширяет сознание.
То есть это философский путь. Хотя, например, Канту, чтобы открыть Творца, хватило двух вещей: нравственный закон внутри человека и звёздное небо над головой.
Также, говорит Свщ. Писание (Пс 18): "небеса проповедуют славу Божию и о делах рук Его вещает твердь".
«Истинные философы, – говорит великий Дионисий, – обязательно должны были через познание сущего подняться к Виновнику сущего».

Познание Бога - это уже более глубокое познание и благословение. Один из примеров следствия такого познания и духовного роста показан в Псалме 18. Более подробное толкование этого псалма есть на моей странице.

В итоге, величайший свет (Путь, Истина и Жизнь) и величайшее благословение явлено через Иисуса Христа. То есть, я говорил, что Господь приводит к Себе лично каждого посредством невероятных обстоятельств, чуда, и явления Духа Святого. Но далее в поиске истины, ищущий по логике вещей придёт к Христу. И через Христа только обретает высшие дары и благословения. Если ищущий будет рассуждать неплохо о Христе (как Рамана Махарши) но не вникнет в Благую Весть и слово Христа, не увидит в Нём большего, чем пророк, то соответственно, того призвания и жизни Святого Духа (как Он есть) в себе иметь не будет. Останется, как сказала бы Бхагават Гита, в гуне добродетелей.
Как-то так...

Михаил Пушкарский   28.04.2024 22:02     Заявить о нарушении
Насчёт чувства бесконечного времени, когда я жене уже в возрасте за 50 лет рассказывал о своих идеях, она всегда удивлённо спрашивала: ты что 1000 лет собираешься жить? Это такое ощущение, когда живёшь с Богом.

Михаил Пушкарский   28.04.2024 22:11   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Михаил!
Приятно, что Вы поняли мой опыт и что у Вас были подобные переживания. Предназначение разума, о котором Вы говорите (найти смысл, познать себя) это для немногих, большинство людей этим не заморачивается. Цель земной жизни человека - подготовка к вечной жизни, для Вас думаю это очевидно, как и для меня. А поскольку люди не хотят ни к чему готовиться, Жизнь (Бог) готовит их сама, проводя через очистительные страдания. Кто не дострадал здесь и умер «неочищенным», тот дострадает «там», пройдя через какое-то «чистилище». Чтобы меньше страдать здесь, нужна вера и жизнь по вере: соблюдение заповедей, определенная аскеза. Обо всем этом я писал неоднократно, но не хочу Вас грузить своими работами. Тем более, что я могу ошибаться. Что до Христа и Святого Духа, то тут мне сложнее разобраться. Для индусов с их учением о божественных аватарах, как раз, нет проблемы признать Иисуса Богом, что они и делают (статья Вивекананды). «Конечно, Иисус Бог» - скажут они. «И Кришна Бог, и Шива» и еще не одного Бога назовут. И Святым Духом их не напугаешь. «Святой Дух. О, гут, гут. Мы этого парня хорошо знаем» - скажут они. Рамане Махарше явился Святой Дух в детстве, после чего он бросил школу и уехал из дома. Они так считают. А про Рамакришну скажут, что он сразу родился в Святом Духе и уже из него не выбирался. Мне трудно судить, чем индусский Святой Дух отличается от нашего, ибо я не знаю ни того, ни другого. Иисусову молитву читаю по утрам, вместе с Отче наш, благодарю Бога за все, за любую мелочь, этим и ограничивается моя религиозная жизнь.

Евгений Терещенко   29.04.2024 07:01   Заявить о нарушении
Да, мне понравилось, как вы высказались об отношении индусов ко Христу и Святому Духу. Так оно и есть, тем более, есть и факты. Я тоже говорил о Махарши, исходя из его высказываний.
Мы с Вами постигаем мир, применяя системное мышление. Это значит, твоя жизнь - твоя игра и партия, учимся у всех, принимаем во внимание всё, но думаем сами, систематизируя все факты, феномены, от религии до науки, и жизненный опыт.
Например, православие спорят с католиками о чистилище, есть ли оно или что вместо него, опираясь на авторитет своих Святых и букву Свщ. Писания. Но Святые обычно повторяют слова своих предшественников, а букву Писания нужно уметь верно истолковать.
Вы же в этом вопросе, как мне видится, смело исходите из жизненного и внутреннего опыта, рассудительности, психологии и нравственных критериев, наподобие, как Иов и Соломон, через рассуждение пришли к выводу, что будет суд и приняли это, как откровение.
Свои выводы вы делаете на столько, насколько продвинулись и убеждены в данном вопросе. Кроме того, точки над i, Вы ставите с опорой на свидетельство. В данном вопросе есть множество свидетельств, побывавших в клинической смерти.

Один из важных практических вопросов, на котором Вы делаете акцент - действительно, подготовка к переходу в иной (духовный) мир. Соломон говорит о времени разбрасывания камней и собирания... И делает заключение: "Помни Создателя твоего в дни юности твоей, доколе не пришли тяжелые дни и не наступили годы, о которых ты будешь говорить: "нет мне удовольствия в них"!
То есть, к тому периоду старости, когда ум и всё необходимое в познании Бога будут немощны, но напротив, начнут одолевать разные недуги, разумно запастись благодатью Святого Духа или пребывая в вере, радости жизни, добром расположении, благодарении, иметь моральную опору в своём внутреннем мире и т. д.

Михаил Пушкарский   29.04.2024 14:39   Заявить о нарушении
Еккл. 3:
16 Еще видел я под солнцем: место суда, а там беззаконие; место правды, а там неправда.
17 И сказал я в сердце своем: ""праведного и нечестивого будет судить Бог; потому что время для всякой вещи и суд над всяким делом там"".
Иов в главе 9:33 сетует на то, что нет посредника между Богом и человеком. Многое ему пришлось вспоминать, наблюдать и переживать, чтобы определились те истины, которые дали откровение. Иов пережил, что все находится в руках Всевышнего (и добрые дни, и злые; и праведность, и падение). Видел, что Бог был с ним и в благополучии и в несчастии («что такое человек, если Бог столько ценит его и обращает на него внимание Свое» и «если же я виновен, то для чего напрасно томлюсь?»). После того, зная, что «от нечистого не рождается чистый», но, будучи искренен, смел и добр сам в себе, Иов вдохновлялся оправданием. Не отрицая грехов юности и в надежде на Божью милость, он говорил: «Хотя бы я и прав был, но не буду отвечать, а буду умалять Судию моего». Зная и созерцая дела Творца, Иов верил в Его мудрость и милость. Иов всё больше искал Заступника и Свидетеля на небесах: «Многоречивые друзья мои! к Богу слезит око мое!». Через лицемерие друзей исходил дух клеветы, а праведного суда и обличения не было. Все это укрепляло веру в промысел Божий. Иов отвечал: «Праведник будет крепко держаться пути своего и, чистый руками, будет больше и больше утверждаться». И вот он засвидетельствовал: «Я знаю, что Искупитель мой жив, и Он в последний день восстановит распадающуюся кожу мою». Иов получил откровение, что « всему свое время». Время праведному суду, оправданию и искуплению положил Бог в своей власти и промысле. Иов также засвидетельствовал: «Знайте, что есть суд».

Михаил Пушкарский   29.04.2024 18:19   Заявить о нарушении
14 Бог говорит однажды и, если того не заметят, в другой раз:
15 во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей, во время дремоты на ложе.
16 Тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление,
17 чтобы отвести человека от какого-либо предприятия и удалить от него гордость,
18 чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом.
19 Или он вразумляется болезнью на ложе своем и жестокою болью во всех костях своих, --
20 и жизнь его отвращается от хлеба и душа его от любимой пищи.
21 Плоть на нем пропадает, так что ее не видно, и показываются кости его, которых не было видно.
22 И душа его приближается к могиле и жизнь его -- к смерти.
23 Если есть у него Ангел-наставник, один из тысячи, чтобы показать человеку прямой путь его, --
24 Бог умилосердится над ним и скажет: освободи его от могилы; Я нашел умилостивление.
25 Тогда тело его сделается свежее, нежели в молодости; он возвратится к дням юности своей.
26 Будет молиться Богу, и Он -- милостив к нему; с радостью взирает на лице его и возвращает человеку праведность его.
27 Он будет смотреть на людей и говорить: грешил я и превращал правду, и не воздано мне;
28 Он освободил душу мою от могилы, и жизнь моя видит свет.
29 Вот, все это делает Бог два-три раза с человеком,
30 чтобы отвести душу его от могилы и просветить его светом живых.

Михаил Пушкарский   29.04.2024 19:34   Заявить о нарушении
Да. Вы специалист в Библии, Михаил, толково излагаете. Снимаю шляпу. Но сам я не привязан к библейским текстам, могу даже им противоречить. Мысли постоянно крутятся в голове, запретить им не могу, они меня не слушаются. И складывается иногда мнение-убеждение, не совпадающее с Библией, а иногда, страшно сказать, с самим Евангелием. «Гордыня» - скажут про меня христиане, среди которых, возможно, окажетесь и Вы. Не знаю, может быть и гордыня, но если мне кажется, что истина в моем видении-понимании, что тогда делать? Можно сказать себе: я дурак, ничего не понимаю, Библия не может ошибаться. Но тогда я должен отказаться от своего разума, не поверить своим аргументам и выводам, какими бы правильными они не казались. Не получается. Вот и идея чистилища. Я не могу верить в вечный ад для грешников, потому что очень уважаю Бога, верю в Его доброту. Я не могу допустить с Его стороны такого коварства, как сотворение глупых, страстных и безвольных существ, каковыми являются люди, и затем осуждение их на вечные мучения. Ведь почему люди косячат? По глупости, в первую очередь, не понимая, что другие люди их духовные братья, связанные с ними незримыми узами. И по слабости, во вторую очередь, если что-то очень хочется, нет сил отказаться. В то же время, для Царства Божьего эти существа явно не годятся, земной жизни им не хватает, чтобы очиститься. Что же делать? Пусть пострадают маленько, пусть их привязанность к телу, к удовольствиям, к вещам, к статусу, к себе любимому «выгорит» синим пламенем, и совесть их пусть хорошо помучит, чтобы они почувствовали, как больно было другим от их косяков. В клинической смерти люди часто видят свои косяки и чувствуют за своих жертв. Отсюда идея чистилища. Я ее не искал, она сама меня нашла.

Евгений Терещенко   29.04.2024 20:26   Заявить о нарушении
Вопрос "вечного ада" в православии, также, имеет рассуждение, подобно Вашему, и буквальное понимание. В частности, А. И. Осипов следует мнению Святых, истолковывающих здесь понятие "вечного", не во временном аспекте.
Я, тоже, в этом вопросе с Вами полностью согласен. Но я ещё знаю из личного опыта откровений, который мне легко обосновать и доказать, что Свщ. Писание действительно изречено Духом Святым - что значит, Иисус не мог об этом говорить от Себя лишь в воспитательных целях, какая-та истина потустороннего мира в этом есть.
Евгений, интересно у Вас есть ещё какие-нибудь интересующие вас вопросы по Библии? Просто, Просто, с Вами можно чем-то поделиться и было бы понимание. Не все же в религии одновременно - шахматисты, ценители искусств и ценители нравственности не только ради соблюдения заповедей.
Не говорю об уровне, а о совокупности необходимых способностей. Кстати, эта совокупность, как раз, таки и определяет - что есть дар рассудительности, который считается у святых отцов высшим даром.

Поясню на примере. Но может я чего-то не допонимаю? В православии много образованных, эрудированных и нравственных священников. Но со мною вряд ли кто согласится, что Евангелие больше, чем Причастие. Они знают, что к таинству необходимо подходить с соответствующим сердцем, но видят это в смиренном и благоговейном поведении, в молитвенном усердии, в соблюдении постов, церковных установлений, и конечно же, "необходимо читать Евангелие, хотя бы по одной главе".
То есть, Христос для них принимается в Таинстве причастия, а потом познаётся в благодати, даваемой через таинство. Самостоятельное чтение Евангелия без причащения и разъяснения Святых считается бесполезным и ведущим к инакомыслию, заблуждению.
Мне, даже, неудобно напоминать, что очень много в Евангелиях доступно, понятно и касается человеческого сердца и духа - очень много доступно понятно и касается сердца, о житие, слове Христа и христианском учении изъяснено в Посланиях Апостолов. И когда-то других учителей у христиан и не было.
Короче, неужели никому не понятно, что образ Христа и познание Его преизбыточно передаётся через Евангелие? В Евангелие показан "Путь, истина и жизнь", его проповедь заповедана Самим Христом.
Когда приходит Утешитель - Святой Дух, то по слову Иисуса, Он прежде напомнит об Иисусе и о всём, что Он делал и говорил ученикам. То есть, Святой Дух в первую очередь влечёт верующего к дальнейшему познанию Христа через Евангелия... И много ли в православии любителей проповедовать Евангелие и раскрывать через Евангелие духовные глубины Христа?
Любят говорить об иконе, что она есть богословие в изображении, пишут иконы Христа и чтут их. Но никто никогда не догадался, в таком ключе, сказать, что самая истинная икона Христа - это Евангелие. В котором, кстати, о внешности Иисуса никогда не говорится, за исключением свидетельства о Его преображении на горе Фавор.

Михаил Пушкарский   30.04.2024 12:50   Заявить о нарушении
В своём эссе "Что значит Христос умер за наши грехи" я призываю христиан порассуждать о духовно-нравственных идеалах, и не зацикливаться на языческих представлениях о жертве Богу и ветхозаветных. Которые, как и сам ветхозаветный закон, Богом даны через Моисея, как - детоводительство. Об этом говорят Апостолы.
Даже, считающийся пророческим аспект образа жертвенного Агнца, явленного в Господе Иисусе, всего лишь образ - творческий подход в развитии духовной культуры. А реальные пророчества указывают на Самого Мессию, Сына Божьего.
И здесь уже Иисус говорит о духовном, более высшем в сознании и нравственности - о духовной любви и поклонению Богу "в духе и истине". И крест здесь - духовный нравственный подвиг, демонстрирующий победу высших идеалов, победу Духа над плотью.
В водительстве Святого Духа, Бог оставляет творческий выбор, позволяет верить и служить по имеющейся благодати, и кто пошёл вверх, тому даёт силу Духа для исполнения взявшего на себя подвига.

В эссе "В чём смысл вознесения Христа" призывается не обмервшлять сверхъестественное чудесное Божье явление богословскими рациональными, в плохом смысле, редукционистскими идеями. А восхититься через это умом и духом - воспарить в вере... пробудиться... познать священнобезмолвие...

Михаил Пушкарский   30.04.2024 14:02   Заявить о нарушении
Я не гружу призывом читать, и даже, можно не отвечать. Буду рад, если увижу "Ок"! ))

Михаил Пушкарский   30.04.2024 14:07   Заявить о нарушении
Рецензия на «О любви Божией» (Владислав Плеханов)

Ап.Павел говорит в 1Кор.13: "о пути достижения любви" говорит о трёх состояниях: прежде - вера, потом - надежда, и любовь.
Бог может непосредственно призвать благодатью Святого Духа и дать любовь. Но в общем порядке, через веру даётся благодать Святого Духа (любовь) и возрастание в благодати и любви.
По обычной логике и значению слов, вера больше надежды. Но Ап.Павел соблюдает другой порядок духовного возрастания. Почему он пишет сначала "вера", потом "надежда"?
Это становится понятно, познав переживание благодати Святого Духа. Не достаточно только верить, что в нас есть благодать.
Когда через веру просвещение и молитвы приходит познание любви в благодати Святого Духа, тогда в этом откровении открывается "новая надежда". И когда полнота откровения любви, как правило, отходит, то "новая надежда", в переживании этого опыта, остаётся. И эта надежда уже больше, чем просто вера. Но любовь из них больше (она Источник). Ап. Павел по этому так добавил - чтобы в этой надежде теперь возрастать в любви.

Человек может иметь веру в Бога через Его творение. Как у Вас в стихах - Бытие, Сознание, Блаженство.
Укрепляют веру человека Божьи дела и слова, которые Бог даёт через Пророков.
И в своё время явился Сам Сын Божий, Который явил великий свет и Божье благословение. В Нём вера буквально воспаряет к Богу. Ум приходит в восхищение ( как у Петра, который увидел чудо Господа Иисуса и пришёл в благоговение, и тут же исповедал свою греховность пред светом Божьим). Вот это, кстати и есть стах Господень, который приходит с первым откровением Божьим. В страхе Господнем пробуждение духа, покаяние (перемена сознания) и начало трезвенного хождения пред Богом. Свет Божий в страхе Господнем даёт надежду. Прп. Максим исповедник хорошо пишет о страхе Господнем, о благоговении, о любви.

Ещё можно сказать: Страх Господень - внутреннее чувство святости, внутреннее иночество от всего мирского, от праздности и страстей, дух поклонения Богу, святое воздыхание. “Страх Божий – действие Святого Духа” (епископ Игнатий, Брянчанинов).

Прп. Исаак говорит: "Страх Божий есть начало добродетели. Он почитается порождением веры и сеется в сердце, когда ум отстранится от суетности мирской, чтоб собрать владеющиеся мысли свои от рассеяния непрестанным углублением в будущее возуустроение всяческих" (Сл. 1, с начала); также: "Начало истинной жизни в человеке - страх Божий; а он не терпит пребывать в душе вместе с рассеянием мыслей" (там же, с. 4); еще: "Умудрись же в основание шествия своего положить страх Божий, и в немногие дни станешь у врат Царствия, не кружась по пути" (там же, с. 7).

Св. Иоанн Златоуст так поучает об этом же: «Нет зла, которого не уничтожал бы страх Божий. Как огонь, приняв железо, хотя бы самое испорченное и покрытое большою ржавчиною, делает его ясным и светлым, очищая его и совершенно исправляя повреждение, так и страх Божий в короткое время совершает все и не допускает ничему человеческому вредить тем, которые проникнуты им».

В общем, во Иисусе Христе и через Иисуса Христа (через Благую Весть, которую Он принёс и которой является Сам) можно получить общение и возрождение от Святого Духа.
Поэтому "идите и научите все народы... крестя во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

О Жертве и Промысле Божьем.
Сын Божий явился, как новый Адам. (Сатана думал, что ввёл человека в беззаконие и греховное состояние, лишающее вечной жизни. Но Бог Сам как Творец и Личность в силе и вправе Сам стать человеком и засвидетельствовать Свой замысел о человеке).
Господь Иисус, являя в Себе Бога и человека восстановил образ и подобие Божье в человеке. То есть, как говорит Ап. Павел к Гал. 3:13 "Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою".
Также, Господь Иисус явил безупречную святость, силу и благословения Божьи, исцеляя многих и воскрешая из смерти.
Но правде Божьей на земле нет места, убивали уже пророков, а уж такой свет. который во Христе, привёл всё царство тьмы в сильнейшее беспокойство, обличая зло и мешая всем его козням, творимым на земле.
Господь Иисус отдал добровольно Свою жизнь, совершая этот подвиг для спасения человечества.
Первый законный ход Господа в искуплении, который не предвидел сатана, это оставшийся на земле один праведный человек - Сам Господь воплотившийся.
Второй законный ход - святой и праведный, сотворивший великие исцеления и явивший великое просвещение Божье, Господь Иисус, был казнён вместо разбойника, и за Своё страдание имеет праведный суд от Творца, которым осуждён весь мир за свои злодеяния. И также, вся власть переходит от Отца к Сыну. Покаявшихся и верующих в Господа Иисуса, Господь Иисус имеет власть оправдать.

Михаил Пушкарский   26.04.2024 08:13     Заявить о нарушении
Прп. Максим Исповедник: О страхе Господнем, который "чист и пребывает вовек" (Пс 18:10).

"Этот страх чист и никогда не отойдёт, потому что он никако соприсущ Богу, как дань от лица тварей, проявляя собою естественное всем благоговеинство пред Его величием, превысшим всякого царства и силы".

Основное переживание Святого Духа - это любовь и этот духовный чистый страх Господень. Вместе это - благоговение. Сам Святой Дух в четырёх животных пред престолом Божьим производит благоговейное поклонение Творцу, день и ночь, взывая свят, свят, свят.

Случайно вычитал в прологе толкования на молитву Господню, прп. Максим Исповедник:

Давид, понимая, что страх, преимущественно перед другими чувствами, входит в состав любви к Богу, говорит: «Страх Господень чист, пребываяй в век века» (Пс. 18:10); очевидно, что он отличает этот страх от другого, то есть от страха наказания за грехи, так как этот последний с появлением любви изгоняется из сердца и совершенно исчезает, как свидетельствует об этом в одном месте своих посланий великий Евангелист Иоанн, говоря: «Любовь изгоняет страх» (1Ин. 4:18). А этот страх, наоборот, сам естественным образом начертывает в сердце закон настоящей любви, навечно сохраняя нетленной у святых людей, посредством благоговейного стыда, их любовь к Богу и друг к другу, которая блюдется ими как священное установление и как образ жизни.

Ещё интересное высказывание прп. Максима Исповедника:

Начало и конец спасения каждого есть Премудрость, которая начиная, прежде порождает страх, и потом усовершившись, к концу порождает любовь. или лучше сказать, по началу она сама осмотрительно бывает страхом, чтобы удерживать любителя своего от худа, а потом к концу естественно сама собою оказывается любовью. исполняя духовной радостью тех, которые сожительством с нею, заменили обладание всеми видимыми благами.

Михаил Пушкарский   25.04.2024 15:38   Заявить о нарушении
Рецензия на «Как понимать смирение?» (Евгений Терещенко)

По последнему абзацу. Ап. Павел в 1Кор. 13 сказал более того: "И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы".

То есть, любовь - это соответствующее сознание и чувство (и чувство единения с человечеством, творением и Богом) для которого естественны, добродетель, созидание, самоотдача. Без любви добрые дела и даже самопожертвование может иметь мотив тщеславия.

Михаил Пушкарский   24.04.2024 10:36     Заявить о нарушении
Совершенно верно!

Евгений Терещенко   24.04.2024 14:30   Заявить о нарушении
Рецензия на «О шахматах» (Евгений Терещенко)

До Вашего эссе, я думал, что грамотно свернув с дебютных вариантов, переиграв компьютер стратегически или позиционно, выиграв одну пешечку. не влезая в осложнения, можно перевес довести до логического конца. Но сейчас понял, что машина умеет считать так, что ей уже достаточно своих вбитых стратегических и позиционных критериев, не говоря о её дебютных познаниях, что она в любом случае тебя пересчитает в любой стратегии и позиции.
Однажды компьютер мне ответил староиндийской защитой, которую я слабо играл. И мне пришла (за белых) идея не рокироваться. Центр белых, и можно использовать время для развития ферзевого фланга. А во время подрыва, тупо уйти королём к себе на ферзевый фланг, где прикроют свои фигуры.
И вдруг этот компьютер стал вести себя, как человек: он не знал что ему играть, никаких инициатив и подрывов, перестраховывающийся перворазрядник. топчущийся на месте. И я выиграл.

Любимые чемпионы и шахматисты - Фишер, Капабланка. Однажды, увидел партию Василия Иванчука, тогда ещё мастера. Помню была шотландская партия. Внёс его в список избранных.

Михаил Пушкарский   23.04.2024 22:59     Заявить о нарушении
Тут многое зависит, уважаемый Михаил, от уровня игры, который вы установите на компьютере. Я раньше часто выигрывал у программы «чессмастер», играя закрытые позиции: «каменную стену в голландской защите» и «систему Аронина-Тайманова в староиндийской защите». Но в более открытых позициях с той же программой я проигрывал почти все партии. Сейчас я иногда играю в онлайне со «стокфишем» на личессе. На 6 уровне счет примерно равный, на 7 уровне проигрываю в одни ворота. Стокфишу что открытая, что закрытая позиция, на 12 уровне он разнесет любого гросса, в любой позиции. Попробуйте поэкспериментировать с этой программой на личессе. Там регистрироваться не нужно.
С уважением.

Евгений Терещенко   24.04.2024 14:29   Заявить о нарушении
Рецензия на «Что значит Христос умер за наши грехи» (Михаил Пушкарский)

Дополнительно ознакомившись с православным толкованием, профессора А. И. Осипова, протоирея Фёдора Бородина, о. Андрея Ткачёва и других, где в принципе принимаются все имеющиеся трактовки и образы, переданные от Апостолов, которые, в свою очередь, включают ветхозаветные смыслы, лишний раз убедился о необходимости во всём этом, определить духовные приоритеты.
По сути, речь идёт об обычных духовно-нравственных идеалах, которые вытеснены куда-то на периферию религиозными стереотипами.

Попытка православия обогащать церковный опыт не только в этом направлении, повело его в "онтологическое" богословие.
Это естественное возвышенное стремление философского постижения, и в то же время, признание Божественной тайны безграничных божественных онтологических процессов.
Однако, это сфера недоказуемого и уступающего духовно-нравственному богословию.

Можно было бы просто сказать о нравственном богословии. Но в том виде, в котором нравственное богословие существует сегодня, духовный свет в нём слаб.
Пророки и Апостолы нас призывают к боговедению, любви и святости. Нравственное богословие призвано раскрывать эти понятия и учить практическому пути обретать любовь и святость.

Например, однажды, я решил дать формулировку любви, чтобы не ограничивать её только чувством. И написал: "Любовь, это высшая сознательность и форма жизни".
На что стразу некоторым православным показалось, что я неизвестно из какой конфессии.
Потом я случайно встретил похожую формулировку у Клайва Льюиса.
"Христос пришел в этот мир и стал человеком для того, чтобы распространить среди других людей ту высшую форму жизни, которая присуща Ему Самому."- Клайв Стейплз Льюис.

Другой пример, у Христа есть простое, но основополагающее высказывание о поклонении Богу, перевод сознания с религиозного ритуального на духовное - о поклонении "в духе и истине".
Об этом не мало говорят Святые, но часто это попытка охватить всё связанное с этим в самом Свщ. Писании. Мне, например, нравится мысль прп. Каллиста и прп. Максима Исповедника. И уже давно я стараюсь простыми словами это истолковать.
И не смотря на простоту этого объяснения, оно не воспринимается или не принимается.
Хотя, самое простое высказывание о природе Святого Духа - у свт. Иоанна Златоуста - из самого названия "Святой". То есть, нужно поразмышлять, что такое святость? В чём свят Бог? Мы поклоняемся святому Богу, следовательно, мы переживаем Божью святость. Именно поэтому Господь Иисус, как только обратился к Богу: "Отче наш и Сущий на небесах", сразу сказал: Да святится имя Твоё.
Точно такое же переживание святого Бога (в Святом Духе) мы находим в начале псалма 102: "Благослови душа моя Господа. и вся внутренность моя - святое имя Его".
Полезно разобраться с тем, что такое любовь? Что такое благоговение? Страх Господень? Всё! Овладев эими чувствами в малой мере, которые уже доступны человеку по природе по образу Божьему, в итоге примется Святой Дух в силе и откровении.
Об этом же, у меня в эссе "В чём смысл вознесения Христа". Написано после того, как прослушал несколько проповедей на эту тему, ищущих смысл воскресения опять в каких-то онтологических смыслах и богословских рассуждениях. Да, есть с этим связи, но не в этом главный смысл.
Также, здесь ошибочно видится "смысл" в "последующих событиях". Бывает в этом смысл, но не факт..

Но вообще, зациклившись в религиозных стереотипах не только нет духовного роста, но бывает рассуждения разворачиваются в противоположную сторону от банальной нравственности.
Собственно, такой случай меня побудил написать о том "что значит Христос умер за наши грехи". Одна христианка, не знаю, какой конфессии, считающая себя светочем истины, возмутилась по поводу высказанной мною мысли в "Юродство проповеди. О Христе", что "нельзя было убивать Святого Праведника Иисуса".
По её логике, через это пришло спасение миру, а без этого... как будто не пришло бы. Получается, и Иуда нужное дело совершил. Думаю, всё понятно, дальнейшие комментарии не нужны.
На эту публикацию, также, пришла рецензия от этой же христианки, полная возмущений. Хотя в данном эссе у меня и намёка нет на прошлые недоразумения.
Сейчас воспользуюсь случаем, совмещу полезное с приятным, написав пояснения к своей публикации, прикрою ту - умышлено компрометирующую рецензию. И попробую сам себе нажать на зеленую )). Наверняка, предыдущая была красная.

Михаил Пушкарский   23.04.2024 12:45     Заявить о нарушении
В пояснении к предыдущей рецензии, если что, есть ответы дополняющие тему.

Михаил Пушкарский   23.04.2024 01:12   Заявить о нарушении
//"Христос пришел в этот мир и стал человеком для того, чтобы распространить среди других людей ту высшую форму жизни, которая присуща Ему Самому."- Клайв Стейплз Льюис.//__Клайв Льюис болен тем же заблуждением, что и Вы, Михаил, видя во Христе лишь Учителя нравственной и религиозной жизни. Но ВЫ особенно, отвергаясь подлинного евангелия - проповедуете ложное, став лжеучителем.

//возмутилась по поводу высказанной мною мысли в "Юродство проповеди. О Христе", что "нельзя было убивать Святого Праведника Иисуса".
По её логике, через это пришло спасение миру, а без этого... как будто не пришло бы. Получается, и Иуда нужное дело совершил//____Как интересно, уж, не меня ли имеете ввиду?

Да, не пришло бы. Спасение без смерти Христа на Кресте не пришло бы! Потому что, спасение может быть только через искупление вины преступника смертью! Поэтому, и Бог вынужден был послать на смерть святого и непорочного Агнца, Сына, на Свой жертвенник искупления мира.И этом учит Библия! Но вы же выборочно читаете: тут нравится, тут не нравится..

Еще раз, Михаил, смотрим в книгу (и постараемся не увидеть фигу):

"потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти" 1 Петра 3:18.
"ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов." Матф.26:28.
""И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая" Марка 14;24
"И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся (на смерть); сие творите в Моё воспоминание.
Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается" Луки 22;19-20.
"видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет
на Себя грех мира" Иоанна 1:29.
«7 И Он пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле.
И когда он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем... говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени" Откровение 5:7.

Так что, Михаил, зрение наладилось? Или всё ещё никак?

Наталия Кобилева 2   23.04.2024 14:40   Заявить о нарушении
Всё, что вы здесь цитируете и однобоко понимаете, истолковано выше в данном произведении. Вам было предоставлено толкование и более озадачивающего слова Исайи. Где Исайя говорит: "Господу было угодно поразить Его, и Он предал Его мучению". И даже здесь это можно понимать цивилизованно и духовно.
Так что, со зрением, или с чем другим, проблемы у Вас. Вы, даже, общаться, чтобы не хамить, не можете.
Да, о Вас я говорил. Ваше ограниченное понимание, что "спасение может быть только через искупление вины преступника смертью", ведёт Вас к безумным выводам: что мученическая смерть Праведника - это добро.
Во-первых, даже, заместительная жертва Спасителя, освобождающая многих преступников, говорит, что не в воздаянии дело, а в исправлении. Ваш тезис - условный. Да если бы у Вас было желание что-то понимать...

О Замысле Искупления, у меня, также. всё расписано от и до. Читайте по ссылке.

Михаил Пушкарский   23.04.2024 16:36   Заявить о нарушении
Именно, предав поруганию, пыткам и убийству Сына Божьего, мир во главе с князем мира сего наполнил через край чашу зла и осуждён окончательно. Верующие и почитающие Христа получают оправдание через Него.
Если бы все покаялись и приняли Христа, тем более, мир был бы помилован и спасён!


Михаил Пушкарский   23.04.2024 16:59   Заявить о нарушении
//мученическая смерть Праведника - это добро//___Да. Это добро! Потому что Бог ничего не делает, что было бы зло. Как и Господь говорит: имею власть отдать жизнь и имею права принять вновь, и никто не отнимает ее у Меня. Также, Он сказал, что только ТОТ, кто примет жертву Христа и омоется Его кровью, станет праведным перед Богом.

И исправление невозможно без сораспятия со Христом и без дара Его праведности в покрытии кровью жертвы Христовой. Сначала мы склоняемся перед Его жертвой, благодаря Его за нее, пьем ее, становясь сопричастными Его страданиям и смерти, сорасп на имя свою ветхую природу, осудив себя на смерть, признав себя достойным смерти и сделав себя причастным суду, который Бог совершил заместительно над Христом. И только тогда мы можем и получить Его прощение, оправдание и очищение грехов плоти и духа. И только потом можно будет говорить об исправлении с помощью Святого Духа.

А Вы собрались исправляться БЕЗ жертвы Христа, оставшись виновным перед Богом. И никакого оправдания никакого Святого Духа Вам Господь не даст, ибо ВЫ ПРЕНЕБРЕГЛИ жертву Сына Божия, попрали ее, не став сопричастными ыи Христу. Поэтому та им,как Вы, предстоит ВТОРОЙ СУД,.Суд для неспасенных, суд осуждения. Будете оправдываться не Христом, а своими делами.Если сможете.

Наталия Кобилева 2   23.04.2024 18:10   Заявить о нарушении
//Полезно разобраться с тем, что такое любовь? Что такое благоговение? Страх Господень? Всё! Овладев эими чувствами в малой мере, которые уже доступны человеку по природе по образу Божьему, в итоге примется Святой Дух в силе и откровении.//____

А вот тут и ловушка. Святой Дух не примется, а обретется, если Христос даст! Дар Духа Святого дает Сам Гссподь Иисус Христос в ответ на выполнение человеком условий: покайтесь и веруйте в Евангелие (искупление Христово) Марка 1:15,
покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа, и получите дар Святого Духа - Деяния 2:38.

В Вашей формуле отсутствует выполнение этих условий. Это лжеевангелие. Вы, может, и примете "Духа", только этот дух будет нечистый. Бес, говоря проще.

Наталия Кобилева 2   23.04.2024 18:47   Заявить о нарушении
Насчёт, примется - не примется Святой Дух, я пишу христианам. Немало христиан долгое время находятся в вере и по разным причинам не смогли принять Святого Духа. Принципиально, да, получение Духа Святого зависит от воли Божьей. Есть условия и есть барьеры. или нехватка знания, способностей - то есть, то что зависит от самого человека. И в чём может помочь ему брат по вере.
По поводу предыдущего вашего ответа, прекращайте клевету. Я просил не искажать мои слова, что я не принимаю жертву Христа. Речь не об отвержении жертвы Христа. а о том, кто как что понимает. Все мои тексты говорят сами за себя, и не вы - единственный эксперт.
Ещё раз напоминаю о вашей ограниченности: забрасывание оппонента заученными религиозными доктринами, игнорируя содержание его текстов, или приводить опровержение цитате, вырванной из контекста, вас обличает в полной мере.
Мне, конечно, не трудно вас удалить или заблокировать...

Михаил Пушкарский   23.04.2024 20:25   Заявить о нарушении
Рецензия на «Где мы свернули не туда?» (Ваня Сталкер)

Спасибо!
"Христос пришел в этот мир и стал человеком для того, чтобы распространить среди других людей ту высшую форму жизни, которая присуща Ему Самому."- Клайв Стейплз Льюис.

Однажды, я решил дать формулировку любви, чтобы не ограничивать её только чувством. И написал: "Любовь, это высшая сознательность и форма жизни".

На что также последовал вопрос от православного, из какой я конфессии. Пора переходить на церковно-славянский, чтоб тебя не шарахались православные ))

Михаил Пушкарский   10.04.2024 22:45     Заявить о нарушении
:) Не понимают, что себе ярлыки клеить нехорошо?
Как можно говорить о себе самом: я - "христианин", я - "православный", я - "мусульманин", я - "буддист", я - "сталинист", я - "ницшеанин", я - "кантист", я - "платонист", я - "атеист", я - "идиот" или я - "умнее всех" и т.п.?
Как минимум - это показатель нескромности. :)
А уж другим ярлыки тем более ни к чему:)
Догматы в мировоззрении и образ жизни - вот "дела" по которым можно "судить".
=Ибо мы не смеем сопоставлять или сравнивать себя с теми, которые сами себя выставляют: они измеряют себя самими собою и сравнивают себя с собою неразумно.
Хвалящийся хвались о Господе. Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь.=
/////////////////////////////
Посмотрите, насобирал про любовь:
"Как это - Любовь?" http://proza.ru/2019/05/11/1761

Благословений нам.

Ваня Сталкер   10.04.2024 22:54   Заявить о нарушении
Рецензия на «Общие научные основания мировых религий» (Сергей Поройков)

Спасибо!
И. Кант смог буквально в двух словах обосновать существование Творца:
"Что убеждает меня в существовании Бога - звёздное небо над головой и нравственный закон внутри меня".

Если по материализму, эволюцией движет естественный отбор и наследственная память. И живёт, по сути, плоть - к примеру, обезьяна. То каким образом отдельная особь обезьяны может быть такой идейной и дальновидной, чтобы беспокоиться о своём виде обезьян, и чтобы это зафиксировалось в наследственной памяти? Такой инстинкт? От амёбы пришёл?..
А какие сложные инстинкты бывают у насекомых? Или та же жгутиковая бактерия, имеющая целый двигатель для передвижения, который не может по логике вещей появиться путём естественного отбора...
Собственно, речь о нравственном законе, который не мог произойти в обезьянней голове. Разве что интуитивно? ))

2. "Звёздное небо над головой" указывает на порядок во Вселенной, разумное её устроение, и нет никакой вероятности в случайном её происхождении.

Кант внёс свой вклад в понимание "разумного начала" , что-то добавил Юнг, Маслоу о высших переживаниях... Как-то просмотрел видеоролик Горяева (не помню инициалы). Понравилось высказывание, что для него Бог - это природа. Собственно, я так и считал, что Бог материалистов - это природа.
Осталось верующим в Природу и Высший Разум, понять, если эти высшие начала сотворили человека, то всё что человек занет, имеет и обладает - всё это знает и всем обладает Высшее Начало, кроме зла и ошибок.
Хотя, всё же, материалисту это трудно понять. Материалист скажет, что природа ошибается и ищет новые пути к совершенству, а человек её венец...

Но есть ещё огромная статистика околосмертного опыта побывавших в клинической смерти, свидетельствующая о высшем духовном мире и Боге. Почему это нельзя рассматривать, как научное доказательство? Такое количество свидетелей среди разных народов и сословий, разве не о чём не говорит?
И здесь, кстати, проливается свет на религиозно-философские воззрения, которые в основном умозрительны. Кроме учения Ветхого и Нового Завета, которые опираются на откровение Святого Духа. А околосмертный опыт - это непосредственное знание.
Так, например, идея перевоплощения говорит о совершенствовании в знаниях и нравственности. А пережившие клиническую смерть говорят о любви. Любовь, которая изливается от Творца, и которой пронизан весь духовный мир. Любовь это единственный критерий, по которому оценивается житие и внутренний мир человека. И как следствие, и как откровение, совершенствоваться необходимо лишь в любви, и смысл жизни, тоже, в любви.
Что касается знаний, все свидетельствуют о том, что по выходу души из тела и пребывая в духовном мире, способности познания, понимания и самого знания, автоматически превосходят земное невероятно по качеству и масштабам. Появляются сверхъестественные способности.

Михаил Пушкарский   04.04.2024 13:39     Заявить о нарушении