Получается мельтешня...

Большинство повестей и романов причиняет двоякий вред читателям: они крадут у них время и деньги. Безымянный автор. // «Ожог» Васи Аксёнова. Роман, который интереснее писать, чем читать. Ярослав Голованов. // …у вас не роман, а четыре повести. Клавдия Рождественская. // Всегда следует разграничивать, с кем имеешь дело – с автором романа или с писателем. В счастливых случаях имеет место совпадение. Но слишком часто роман становится целью писателя. В то время как целью писателя должно быть нечто иное: выражение мироощущения посредством языка. А вовсе не посредством сюжета. Иосиф Бродский. // Совершенно сознаюсь, что в моём романе выставлено много кукол, а не людей, что в нём ходячие книжки, а не лица, принявшие художественную форму (на что требовалось действительно время и выноска идей в уме и в душе). Вышло произведение дикое, но в нём есть с полсотни страниц, которыми я горжусь. Фёдор Достоевский. // Ты просто обязан ещё поработать над этим романом. Кроме освобождения от мусора, стремись к тому, чтобы на более или менее длительных отрезках романа действие концентрировалось вокруг тех или иных главных героев. Этого легко добиться путём сдвижения вместе глав и подглавок, связанных с данным конкретным героем. Когда ты одну линию развития слишком часто перемежаешь с другими, перебиваешь её посторонними эпизодами, получается та мельтешня, при которой никого хорошенько не удаётся рассмотреть, никого не успеваешь полюбить. Читатель ненавидит это, ему становится скучно. Разумеется, в романе немало примеров и правильного, нужного решения – в том смысле, в каком я говорю. Но много и нарушений этого элементарного правила построения большой эпической вещи. Александр Фадеев. // Однако главы плохо связывались друг с другом, отступления утяжеляли текст, и Тургенев был вынужден признать, что на длинной дистанции он чувствовал себя менее уверенно, чем в коротких зарисовках «Записок охотника». Анри Труайя. // Я ещё не привык писать длинно, да и ленив. Мелкая работа меня избаловала. Антон Чехов. // Короче, роман ни куда не годится. Видно я, как говорят, не по этому делу. Из него не удалось даже выкроить повесть страниц на сто, всё испорчено на химическом уровне. Я думаю, для романа нужно не особое состояние, а особые органы, особый характер, проще говоря, особый талант. И дело, конечно, не в объёме, а в каком-то неясном и неформулируемом качестве. Сергей Довлатов. // Очень советую: перестань писать большие вещи. Они требуют организаторского таланта, большого спокойствия, точности, мастерства строить. Мастерство это вырабатывается на вещах малых. Максим Горький. // Прежде чем приступить к роману, надо приучить свою руку свободно передавать мысль в повествовательной форме. Чтобы строить роман, необходимо хорошо знать закон симметрии и равновесия масс. Роман – это целый дворец, и надо, чтобы читатель чувствовал себя в нём свободно, не удивлялся бы и не скучал, как в музее. Иногда надо дать читателю отдохнуть и от героя и от автора. Для этого годится пейзаж, что-нибудь смешное, новая завязка, новые лица. Антон Чехов. // Тридцать две главы романа – это попытка создать нечто столь же стройное и выверенное, как здание, только слова – материал менее осязаемый, чем кирпичи, и читать куда сложнее, чем смотреть. Вирджиния Вулф. // Симфония должна походить на Вселенную. В ней должно быть всё. Писать симфонию – значит всеми средствами имеющейся техники строить новый мир. Густав Малер. // Это трудная форма, но она полнее любой другой даёт возможность познать и отразить действительность, живые страсти и абстрактную философию, историю народа и отдельной души человека. Пётр Проскурин.


Рецензии
Уважаемый Анатолий, доброго Нового года и новое спасибо Вам за труды!
Кое-что из собранного и представленного здесь Вами мне очень созвучно. Например: «…целью писателя должно быть нечто иное: выражение мироощущения посредством языка. А вовсе не посредством сюжета. Иосиф Бродский».
Мне думается, что литература это, прежде всего и перво-наперво, – искусство слова. Слово это такая самоценность, которую нельзя приносить в жертву ни сюжету, ни экшну, ни «бабской» эмоциональности, ни нравам «литературного процесса», ни авторитетам из разновсяческих «союзов писателей». Мне думается, что для автора не авторское тщеславие, а чуткость к слову должна быть превыше всего.

Андрей Медведев-Берлогин   09.01.2017 23:30     Заявить о нарушении
Без чувства слова нет писателя, а без сюжета нет произведения.
Уважаемый Андрей, творческого настроения Вам в Новом 2017 году!

Анатолий Шуклецов   10.01.2017 20:40   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.