C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Вы не любите классику?

      Столько времени прошло с того знаменательного дня, заставившего пересмотреть своё представление о причинах упадка современной культурной жизни россиян... А до сей поры не решалась высказаться. Почему? Ответ знаю. Он просто не вызрел. Этот момент. Пугает мысль - может вовсе никогда и не случится?..

     Что ж, попытка первая.

     Когда-то твёрдая уверенность в понимании объективных причин катастрофического падения нравственных и культурных ориентиров заставила вовсе оставить все попытки говорить на подобные темы. Бессмысленно надеяться быть услышанным в толпе глухих. Но что прикажете делать, если ощущение переполненностью эмоциями восторга в часы наслаждения прекрасной музыкой или великолепием живописных полотен старых мастеров рвётся наружу? Как быть с неодолимым страстным желанием выкрикнуть, высказать  разбудить людей и открыть им всю красоту и мощь Искусства? Как быть с непримиримостью собственной? С неприятием происходящего одурманивания животным, предельно приземлённым пониманием смысла человеческого существования, целенаправленно ведущего к скотству "эпохи потребления"?! Не потребления прекрасного, духовного и возвышенного, а пожирания блевотного пойла, что льётся бурными потоками из СМИ, различных увеселительных шоу и с площадей массовых праздничных гуляний...

     Что приводит народ в восхищение? Какие песни он поёт, как танцует и какие фильмы приносят создателям кассовый успех? Что происходит с массовой культурой вообще? Почему Гергиев с оркестром выступает в разрушенной Пальмире под овации всего просвещённого населения планеты, а не где-нибудь в сибирском или дальневосточном городке? Ах, эти Богом забытые города и посёлки... Чем там живут люди? Да и живут ли в полном смысле? Или просто выживают?..

    Улетают мои мысли в такие дремучие дали... До классической ли музыки нынче народу? До шедевров ли живописи эпохи Возрождения?..

    Помни человек! Не хлебом единым...

    О чем это я? Вообще-то было ныне только одно желание. Желание познакомить читателей с необыкновенным автором Прозы. Имя его - Михаил Гольдентул.

    Продолжу свои размышления обязательно!   А сейчас прочтите вот это: http://www.proza.ru/2016/02/11/1832

    Потрясающе написано, не правда ли? Такие неожиданные параллели... Дух захватывает!

                * * *

     Теперь обратимся к статье Михаила о Моцарте. Наверняка читателю покажется ход моих собственных мыслей весьма хаотичным. Но что ж поделать? Когда эмоции захлестывают, а слова не успевают за восторженной реакцией на прочитанное и услышанное, какая может быть стройная система изложения?

    Возвращаюсь  к Михаилу и вновь перечитываю его потрясающее эссе о том, как надо слушать двадцатый концерт Моцарта, и неожиданно меня осеняет... Нет! Вовсе не случайно автор рассказал историю со Сталиным! В его ( автора) неординарно мыслящей голове возникли эти параллели - противоречивая фигура диктатора, его потрясение от музыки великого композитора и само музыкальное произведение восемнадцатого века. Иной век - иные должны бы быть представления о красоте и иное восприятие...
 
     С некоторых пор в России стало традицией тестировать друг друга именно отношением к Иосифу Виссарионовичу. Новые знакомства в Сетях частенько начинаются с вопроса:"А как Вы относитесь к Сталину?" Причём никакие уклончивые ответы не принимаются. Или восторг и рыдания по поводу необходимости вернуть старые Сталинские времена, либо полное поношение "в хвост и в гриву". Таким образом и определяется друг ты или враг. Когда же мир стал черно-белым?! Почему агрессивное отношение к прошлому страны затмевает разум и туманит взгляд на оппонента? Трудные времена вернулись сами-собой и без старого диктатора. Может виной всему новый?..

      Но не будем задаваться вопросами политической сферы, равно как и психотерапевтической. Мы все ж ведём разговор об Искусстве. Любой здравомыслящий читатель меня здесь поправит. Мол, возможно ли оторвать одно от другого без ущерба для элементарной логики? Разумеется нет. Все и со всем взаимосвязано. Но оставим глубокие философские проникновения в действительность и попробуем условно не выходить из заданной в начале темы.

     А помните о чем мы начали? Чисто, казалось бы, искусствоведческая у нас дискуссия вырисовывается. Да и упомянутый замечательный Михаил Гольдентул в своих статьях не выходил за эти рамки. Вернёмся к Моцарту. Вы успели послушать упомянутый двадцатый концерт для фортепьяно с оркестром? Если нет, то стоит остановиться. Иначе пустой выйдет у нас с вами разговор. Слушайте!


                * * *

     Прослушали? Прочли у Михаила о несравненном исполнении Юдиной? И как? Теперь понятно причём тут Сталин? Не событийно. Но по духовной тонкой связи мы невольно выходим на осмысление загадочного явления в истинном Искусстве и в частности в Музыке. Гениальные произведения ВНЕ ВРЕМЕНИ! Почти философская проблема. Почти религиозная. Не удивляйтесь! Вспомните, чьи заказы получали лучшие представители живописного творчества, знаменитые архитекторы и скульпторы. Для кого писал музыку грандиозный Бах? Правильно. Именно церковь во все времена являлась главным меценатом талантов всех творческих направлений. Не думали почему? Не сложно ответить, так как ответ лежит на поверхности! Духовное влияние на народ католической и православной конфессий усиливалось многократно именно с помощью гениальных представителей искусства. Кстати, интересная тема для отдельного разговора...

     По моему глубокому убеждению именно взаимопроникновение, синтез самых разных родов деятельности рождает в материальном и духовном мирах лучшее произведение, да и самое мощное воздействие на сознание человека. Вот и приходим к пониманию, - людям необходимо не искусство ради искусства, не художник или музыкант ради картины или оркестра, а... Творчество для возвышения Духа всех живущих на Земле! Вам кажется сия мысль высокопарной? Но не стоит торопиться в оценках...
 
    Эка, как автора занесло! Подумал так читатель, наверняка. Не о том мы вообще-то речь вели. А мне думается именно о том. И, что самое интересное, - чем сложнее и многообразнее разноплановые ( на первый взгляд ) связи между далекими друг от друга сферами осмысления жизни, творческого созидания, тем мощнее получаем итог. Чего бы это ни касалось. В данном случае - искусствоведческих публикаций. Прочтите любую статью Михаила о живописи ли, о музыке.., вы непременно найдёте такие удивительные взаимосвязи. Полотна мастеров Возрождения и поэзия современников. Музыка XVIII века и политика двадцатого. Пушкин и... Да что это я?! Читайте! Вы попадёте в прекрасный мир гениев, о котором говорит не менее гениальный и тонко чувствующий Красоту Человек!



      


Рецензии
Я разделяю Ваши тревоги.
С искусством и его потреблением происходят довольно таки странные вещи. Отчасти само искусство уперлось в тупик. Куда дальше двигаться? Новых Рембрандтов не просматривается.
И с социальной стороны, коммунизм, то есть то, что было в СССР, мог и делал много для распространения искусства, но одновременно он ограничивал его идеологически, то есть сводил свою работу на нет.
А в кап мире работает закон купли продажи. То есть производится то, что продается. А продается успешно второсортная поп культура.
В Америке все истинное искусство держится на филантропии. А так как богачей много и образованных филантропов среди них много, то положение более или менее стабильно.
Интернет (ютюб) мощный инструмент, но их нужно пропагандировать в правильном направлении.

Я благодарю Вас за поддержку. Одна читательница посоветовала мне, читая мои опусы на экономические и политические темы, писать только об искустве, потому что на остальные темы и без меня хватает пишущих. И Ваша статья подтверждает эту идею. Писать об искусстве.

Михаил Гольдентул   08.01.2017 19:03     Заявить о нарушении
Вот именно одна из причин жуткого положения в этой сфере на наших просторах: отсутствие элементарного вкуса у местных филантропов. "В Америке все истинное искусство держится на филантропии. А так как богачей много и образованных филантропов среди них много, то положение более или менее..." У нас "элита" с деньгами сплошь из грязи в князи за редчайшим исключением.(( Сразу вспоминается Брынцалов с его диким представлением о красоте. А неподражаемый Украинский генпрокурор Пшонка? Взрыв мозга от одних только золотых интерьеров их дворцов.

А другая причина? Где такого уровня,как Вы, искусствоведы? Они не нужны нашей властной верхушке. Разумеется эти не самые главные, но существенные. Основная лежит в политическом кощунстве цели превращения моего народа в удобное для управления быдло ( другого слова не находится ((

Потому Ваши тексты словно глоток чистого горного воздуха в смоге массовой пошлости и безвкусия. Надеюсь у меня получится достойное продолжение разговора о классике.))

Трудно даже выразить мою Вам, Михаил, благодарность. Здоровья Вам и побольше радостных дней!))



Николай Львов 4   08.01.2017 20:36   Заявить о нарушении
Спасибо еще раз. Никак не осилю статью О Ван Гоге. Ваш отзыв придаст мне энергии.


Михаил Гольдентул   09.01.2017 00:26   Заявить о нарушении
"И с социальной стороны, коммунизм, то есть то, что было в СССР, мог и делал много для распространения искусства, но одновременно он ограничивал его идеологически, то есть сводил свою работу на нет."?

-Постой ,постой,чуть помедленнее-я записываю! Что-то в ентом предложении царапнуло:т.е. диалектика- ограничивала развитие и экспансию искусства? Мне представляется ,что она и сама -Искусство с большой буквы,если это ее портрет,а не блики и отражения в кривом зеркале?-"нет,это не золото,сказал Балаганов,медленно пожевывая чугунную пыль на зубах интернета",это не диалектика,а нечто прямо противоположное,а если конкретно-бюрократическое хамство,произвол людишек, поднятых с социального дна общества, турбулентностями борьбы за справедливость и как проклятие народу,стремящемуся к свободе и свету просвещения,могильщики социализма,у которых есть единственный талант,это возможность унизить и запретить- подлинный..

Александр Соколенко 2   14.01.2017 10:30   Заявить о нарушении
Против Вас, Александр, не попрешь. Оказалось верно. Какое оно не было, оно отразило эпоху.

Михаил Гольдентул   14.01.2017 20:44   Заявить о нарушении
Александр! Очень уместно Ваше замечание! Диалектика прекрасное изобретение Создателя! Да только людишьки всегда все портят... Это точно!))

Николай Львов 4   15.01.2017 12:49   Заявить о нарушении
Ну,думаю,что Создатель не мелочился,он придумал материю,способ существования которой-пластика,а диалектику придумал Человек,чтобы существовала возможность и способ наблюдать динамику и фиксировать ее в понятии,жаль,что фиксация-это убийство процесса,труп реальности,поэтому самолет не птица,а гроб с крыльями.

Александр Соколенко 2   15.01.2017 17:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.