Интервью с Э. Шклярским - Пикник - 2016

     «Пикник» :  35 лет – ещё не вечер!
( интервью с Э. Шклярским и М.Корчемным )   

   
        Наверное, уже лет десять питерская группа «Пикник» каждый год(!) выступает с декабрьским концертом в Смоленске. Всегда успешно. Однако, впервые был аншлаг. Причём, говорят, все билеты были проданы ещё за десять дней до начала представления. И это при явном кризисе в наполняемости зала у других гастролёров. Причина, на мой взгляд, в том, что группа наряду со сдержанной ценовой политикой всегда большое внимание уделяет созданию в зале праздничной, необычной атмосферы, то есть того, чего всем нам сегодня так не хватает. Во-вторых, все уже привыкли, что «Пикник» - это гарантия хорошего звука и необычного шоу. А шоу и в этот раз действительно было запоминающимся. Если кто  не видел, настоятельно рекомендую.
Несмотря на то, что с лидером группы Эдмундом Шклярским мы знакомы целую вечность, никаких особых привилегий со стороны директора группы Владимира  Сафронова   и в этот раз  я не получил – «в вашем распоряжении только двадцать минут». Мы уходим в гримёрку, включаю диктофон:

- Эдмунд, поздравляя «Пикник» с 35-летием группы,  вначале хочу, чтобы ты вспомнил ещё какие-то знаковые события  в уходящем 2016 году. Чем этот год запомнился?
- Если говорить о том, что в этом году отличало от прошлых лет, то это концерты в Питере в старейшем российском  Александринском театре и в Доме музыки в Москве. До этого в Александринском театре не выступала ни одна  рок-группа и , думаю, ещё долго не будет выступать. Сам понимаешь, была особая атмосфера. Был заявлен дресс-код, поэтому многие были в костюмах и платьях, возможно, с бриллиантами. Мы играли со струнным трио, и программа была соответственно адаптирована и к Дому музыки, и к святому театральному залу.
 
- А разве байк-шоу в Севастополе не запомнилось?
- Ну, мы не в первый раз там выступали. Любое байк-шоу, любой фестиваль запоминается суетой и нервозностью. Главное на любом фестивале – успешно унести оттуда ноги. (смеётся)

- Не понял. А зачем тогда  участвовать в этой суете?
- Во-первых, это всё-таки какое-то разнообразие, какой-то адреналин, какой-то шаг в сторону. Когда играешь один, то играешь со своими декорациями в знакомой атмосфере… А на фестивалях,  никогда не знаешь, как будешь звучать. Всё время надо быть готовым к любым неожиданностям. Иногда это полезно.

- Выступая в Крыму, вы не боялись каких-то санкций? Например, запрета в ближайшие годы выступать в Украине?
- Ну, мы как  вся страна  и так все под санкциями. А в Украину мы всё равно не ездим. Сейчас там, скорее всего, не до нас.

- В концерте этого тура на меня сильное впечатление произвел видеоряд  к нескольким песням, в частности, к любимой мной  « Я следом за тобой пойду...»("Твоё сердце должно быть моим"). С сурдопереводом. Очень сильно!  Как родилась идея такой трактовки, кто автор? Кстати, нечто похожее как-то видел в одном из клипов группы "Океан Ельзи"...
- Сурдоперевод – это громко сказано. Просто на видео жестами женщина и мужчина создают определённую атмосферу. Как создавался видеоряд? В это дело вживился наш басист Марат Корчемный, это он придумал такую историю. В принципе,  в данном случае он взял идею из других источников. В этом видеоряде, если узнал, мужскую роль исполняет известный многим актёр Иван Охлобыстин, а женскую – актриса, которая у нас иногда ставит танцы. Её зовут Елена Чурилова.

- Клип «Шарманка» с популярным комиком Сергеем Светлаковым тоже любопытен. Очень неожиданно и интересно на концерте смотрятся видеоряды с  телеведущей программы «Время» Екатериной Андреевой и, особенно, со спортивным журналистом Виктором Гусевым. Гусев  оригинально представляет участников группы в конце концерта.
- Хочу заметить, все эти известные люди появились не случайно. Все они в той или иной степени симпатизируют «Пикнику», бывают на наших концертах, пересекаются с нами по жизни. Снимал всё Марат. Незадолго до начала тура он мобилизовал все свои внутренние резервы. Например, поехал куда-то в другой город снимать Охлобыстина, застал Светлакова в Питере, а Андрееву и Гусева снял в Москве.

- «Пикник» по-прежнему нечасто можно видеть по телевидению. Но мне удалось как-то посмотреть группу в программе «Рожденные в СССР» на канале «Ностальгия» с отличным  ведущим Владимиром Глазуновым  и в программе «Соль» на РенТВ.  Какие у тебя впечатления от этих съёмок ?
- Телевидение – это не радио, всегда присутствует какая-то картинка, какой-то видеоряд. Иногда  возникают необычные ситуации. На РенТВ ударнику пришлось играть за стеклянной перегородкой. В концертах у нас такого  не бывает.  У Глазунова в последний раз мы были втроём без Леонида Кирноса, поэтому пришлось использовать магнитофонную запись ударных инструментов (это хороший выход из ситуации, когда нельзя разместить в студии барабаны). Но больших сложностей на телевидении нет. Если всё настроено правильно, особых трудностей нет. Главное, чтобы программа была профильной, то есть это не было бы какое-то кулинарное шоу.

- Заметил, что, когда берут интервью у наших рок - легенд, они  часто негативно вспоминают 80-е годы прошлого века – мол, преследовали нас бедных, запрещали, «мы так страдали»…   Мне же кажется,  надо благодарить то время, потому что именно тогда появились «Кино», «Браво», «Пикник», «Алиса», «Аквариум» и другие с их лучшими песнями.  Как ты считаешь - не перегибается ли палка с негативом по отношению к советскому времени ?
- Знаешь, как раз вчера я слушал интервью знаменитого художника Михаила Шемякина. Он сказал, что благодарен судьбе, что родился в Советском Союзе, что были сложные условия, благодаря которым он закалился. Я придерживаюсь такого же мнения. Какие-то рамки всегда дают  стимул их преодоления. Как ты знаешь, многие великие писатели существовали во времена цензуры. У некоторых цензором был сам Император. Когда тебя сжимают, волей-неволей мобилизуешься, появляются силы для рывка вперёд.
 
- Перед нашей встречей я с удовольствием перечитал изданный лет десять назад  сборник Алексея Рыбина, посвящённый вашей группе. Там твоя  дочь Алина и ты очень подробно и с юмором рассказываете о всём хорошем и не очень в истории  «Пикника». Ты упоминаешь много групп, которые оказали на тебя влияние. И в  программе этого тура тоже есть звуки «Битлз», «Статус Кво» ...
- «Статус Кво»?   Это тебе, наверное,  померещилось(улыбается)

- Начало песни «Миллион в мешке» напомнило  знаменитую мелодию «Статус Кво», а оригинальное сегодняшнее начало песни «Твоё сердце должно быть моим» заставило вспомнить  «Битлз»… Хотя, вполне возможно, померещилось (общий смех).  Хочу напомнить, что  в этом году исполнилось 50(!) лет ленинградским «Поющим гитарам». А эта суперпопулярная когда-то группа твоих земляков оказала  на тебя какое-то влияние?
- Знаешь, до этого уже были группы , оказавшие влияние. Ну, подумай, какие  песни «Поющих гитар» могли оказать влияние? «Толстый Карлсон»?

- Например, песня «Сумерки» мне  нравится до сих пор.
- « Сумерки » - действительно хорошая песня, но это не «А Hard day`s night» битлов. Мурашки по коже от нее тогда не бегали. Всё-таки это эстрадная история. Хотя на плеере у меня не только рок-н-ролл…

- И что, у тебя на плеере есть «Поющие гитары»?
- Есть. Как и « Песняры », Утёсов, Вертинский, Шаляпин…

- Давно хотел спросить... Понятно, что все песни твоей группы - это песни Эдмунда Шклярского. Но, может быть, есть такие песни «Пикника», где какую-то заметную роль сыграли и другие музыканты? Можешь что-то вспомнить в этом плане?
- Самый свежий пример – это песня моего сына Стаса «Инкогнито», которую  мы сейчас часто исполняем. Когда несколько лет тому назад делали программу с Вадимом Самойловым «Тень Вампира», там были песни на стихи моей дочери Алины. Ещё вспоминаю, что однажды , выступая в Москве в ЦДХ, мы исполнили известную песню « Анна Марья». польской группы «Червоны гитары». Я сделал тогда её русский текст. Если говорить о влияниях более общих, то вспоминается , как наш бас-гитарист Виктор Евсеев как-то подсунул мне кассету в стиле «новая волна», и это нашло своё отражение в каких-то моментах альбома «Иероглиф»…

- Затрону ещё одну тему. Группа много лет успешно гастролирует, в наличии хорошие кассовые сборы. Это всегда сопровождается определёнными трениями внутри любого коллектива. Зависть человеческую ещё никто не отменял. Интересно, какие принципиальные вещи в плане распределения материальных благ внутри группы ты, как безусловный лидер,  проповедуешь? Зависит ли это от стажа в группе, от участия в творческом процессе или это классический оклад и, возможно,  плюс премии?
- Да, у нас уже сложившаяся годами градация. Она, конечно, зависит от стажа. Кто помоложе,  тот получает поменьше, кто постарше – побольше.  Есть своя система бонусов. Они применяются, когда человек проявил повышенную работоспособность, какую-то инициативу и тягу к популяризации группы. (улыбается)

- Тогда позволь рекомендовать тебе  выписать премию Марату  за создание видеоряда к этому туру и  звукооператору Виктору Домбровскому – за создание отличного звука. Они этого заслужили.  Перейду ещё к одной острой теме. Вы уже 35 лет на сцене...  Ты для себя определил время, когда надо «повесить бутсы на гвоздь»? Я это к тому, что сегодня существует большая группа людей, которая материально заинтересована в том, чтобы Э.М. Шклярский продолжал выходить на сцену до бесконечности, невзирая ни на что. Думаю, это опасно. Что должно произойти, чтобы ты прервал концертную деятельность? Те же «Битлз» однажды отказались от концертов  и  стали просто записывать альбомы.
- Ну, есть пример «Роллинг стоунз», которые продолжают выступать.

- Но, может, лучше, чтобы они прекратили? Мне, например, грустно на них сейчас смотреть. Как и на Игги Попа, которого очень люблю.
- Нет. Знаешь, в этом году мы специально ездили на концерт Маккартни  и поняли,  что он до сих пор даст фору очень многим.  Например, в сравнении с  реинкарнацией «Рейнбоу». Совершенно, Сергей, разные уровни. У Маккартни до сих пор всё по взрослому, без скидок на почтенный возраст.  Я был  на концерте   вместе  с Маратом , Леонидом Кирносом и группой поддержки в лице наших жен. У нас у всех сходные впечатления  -  одни междометия и восклицательные знаки! Концерт был очень позитивным и душевным.  Знаешь,  впервые  в тур   была включена одна из моих любимых песен «A Hard Day’s Night»

- То есть никакой крайний рубеж в плане возраста ты для себя не определяешь?
- А какой смысл?

- Так ведь, однажды ( не дай бог!) упасть можно на сцене. Не секрет, что многие  твои ровесники-музыканты имеют проблемы со здоровьем, Например, лидер «Алисы» Константин Кинчев. Уж какой, казалось бы, спортивный человек… Борис Борисович тоже не пышет здоровьем…
- Ничего, Сергей. Если упаду, надеюсь, поднимут. Всё, как известно, в руках Всевышнего.

- Кстати, о Гребенщикове. На ю-тубе сейчас много роликов с его выступлениями в подземных переходах. Там споёт пару песен, в другом городе парочку... Вот и в Минске, куда вы едете сейчас, тоже пел.  В Смоленске он ещё и дерево посадил в центре города... А ты бы смог спеть на улице?
- Думаю, в этом нет ничего необычного. Просто для себя я не вижу особого смысла. Например, есть группы, которые с удовольствием выступают  в «квартирниках», то есть на небольших концертах в домашних условиях.  Мне это никогда  не нравилось, и я избегал участия в этом деле. Мне кажется, в узких компаниях должен быть соответствующий репертуар. Часто это какие-то застольные песни, иногда блатные… Но, если человеку хочется выступать в подземном переходе, почему нет?

- В этом нет элемента нескромности, пиара, зная что через час это видео будет в интернете?
- Сергей, я вспоминаю слова ситариста, который как-то с нами сотрудничал. Он сказал: «Что-то я немного зазнался – надо бы в переходе поиграть». То есть, надо бы смирить гордыню.. Так что игра в переходе – хорош как метод спуститься с небес на грешную землю. (улыбается)


- Судя по твоему сайту «Квазимодо»,  ты нередко путешествуешь по миру и не только с концертами. Какие места и чем особенно запомнились?
- Чаще всего мне  запоминаются природные красоты, например Гранд Каньон. Как ты, наверное, знаешь, этот каньон расположен  в США , и это одно  из самых необычных геологических мест  нашей планеты.

- На вашем сайте увидел, что на 2017 год у вас заявлены концерты в Германии. Где вы планируете выступать, и с чем связаны эти концерты – это приглашение знакомых, участие в фестивалях или сольный тур?
- Мы когда-то выступали в Германии на фестивале, который был неожиданно хорошо организован.  И  нам поступило предложение от устроителей этого фестиваля сыграть уже сольные концерты. Будет несколько площадок – Франкфурт, Берлин, Мюнхен, Кёльн. Эти концерты запланированы на май.

- Обратил внимание, что в этом туре у тебя появилась новая, интересной формы  гитара. Расскажи о ней подробнее.  Вообще, сколько у тебя всего «боевых» гитар?
- У меня сейчас пять (с новой) электогитар, одна 12-ти струнная, одна акустическая, укулеле и мандолина. О новой гитаре, напоминающей по форме символ группы,  я думал уже несколько лет, но все как-то не складывалось. А юбилей группы - самый подходящий повод воплотить задуманное. Гитару по моей просьбе сделал мастер из Санкт - Петербурга Александр Даев. Работа начиналось  медленно (чертежи и всякое такое), но по мере приближения к первому концерту тура дело шло все быстрее и быстрее. И, надо признаться,  результатом я был приятно поражен!
- Этот последний вопрос я не могу не задать, так как это интересует многих. Когда будет новый альбом «Пикника», Эдмунд Мечиславович?

- Набор песен уже есть. Осталось его материализовать. Когда конкретно, сейчас сказать трудно. Может быть,  в наступающем году.


- Спасибо, Эдмунд, и до новых встреч!



         
          

               Закончив обработку своего двенадцатого(!) по счёту интервью с Эдмундом Шклярским,  я вдруг подумал о том, что неплохо бы поговорить с музыкантом, который всё более явно является вторым по значимости человеком в группе  «Пикник» – 49-летним Маратом Корчемным. Он уже тринадцать лет не только яркий бас-гитарист группы, но и хороший шоумен, много делающий для визуального оформления концертов. С Маратом у нас уже был опыт совместной работы над книгой «30 световых лет». Поговорить с Маратом Александровичем  было тем интереснее, что раньше интервью персонально  с ним я нигде не встречал.   Вот, о чём мы говорили:

-  Марат, как и многие, с творчеством «Пикника»  вы познакомились, послушав альбом «Дым».  Что поразило в том первом знаменитом альбоме, какие песни особенно понравились?
-  Альбом «Дым» появился в студиях звукозаписи где-то в 83-м и сразу стал популярным у местных меломанов, к коим и я себя причислял. Сразу цепляли тексты, атмосфера, саунд. Строчки про последний рубль, стакан иллюзий, вампира в черном плаще, золушку, нашивающую дюжину заплат, разлетелись на цитаты. В них было нечто «крутое», как будто тексты из совсем другого времени, из другого мира.  Звучание инструментов, голос – все было необычно и круто. Песни вошли в дворовый репертуар и звучали на танцплощадках следующие пару-тройку лет, не меньше.

-  Интересно, как  лично познакомились с Эдмундом, при каких обстоятельствах?
-  В начале 2000 года  «Пикник» стал навещать с концертами столичные клубы. После одного из таких концертов случайно встретил Славку Образцова, который играл в то время на басу.  Нашлись общие темы поговорить. Потом пошло-поехало. Разок выступал в роли организатора концерта в Липецке. Пересекались с Эдом часто, были общие друзья, интересы. В то время музыкальная жизнь в столице бурно развивалась, появлялись радиостанции, фестивали, новые площадки. Все общались друг с другом, веселое время было. Вот и вылилось, сначала в сотрудничество, затем – в крепкую дружбу.

- Знаю, что вначале вы занимались только сайтом «Пикника», были модератором в том числе, его форума. Форум, кстати, был довольно активным и посещаемым. Почему было решено его закрыть?
- Сайт «Пикника»  – это такое хобби на всю жизнь. Я до сих пор им занимаюсь. Говорят, достойно получается… Форум никогда не модерировал, были добровольцы. Закрыли, когда стало понятно, что пришло время больших социальных сетей. Люди из форумов ушли в «фейсбуки», «вконтакты», «твиттеры», где и пребывают по сей день. Придет время, и «вконтакте» сменит какая-нибудь новомодная площадка. Все стремительно развивается и это здорово!

- Прочитал в интернете, что на ваши музыкальные вкусы сильно повлияли «Битлз», «Пинк Флойд», «Блэк Саббат» и «АС/ DC». Частый вопрос битломанов – кто вам ближе : Леннон или Маккартни? Какие альбомы Битлз самые любимые?
- В юности коллекционировал винил. Первой пластинкой стал «Let it be», второй - «Белый альбом», третьей - «Вечер трудного дня». Детские впечатления самые яркие, поэтому эти альбомы отпечатались навсегда. Леннон ближе во всех отношениях, и по музыкальному материалу и по духу.

- Как получилось, что из модератора сайта  вы стали бас-гитаристом «Пикника»? Что было самым сложным на первом этапе вхождения в состав?
- Случилось несчастье, здоровье подвело Славу Образцова. На носу был концерт в Киеве, буквально три дня оставалось. Шклярский позвонил, сказал «придется тебе подменить». Это была не просьба, а констатация факта. Оставалось выучить материал и в бой. Когда играешь с такими «перцами», вхождение в состав проходит легко. Там все музыканты – крутейшие в своем деле. Оставалось только следовать за ними и постараться ничего не испортить.

- Поскольку Вы играете на басу, манера кого из мировых бас-гитаристов, Вам кажется наиболее совершенной?
- Для меня икона – Тони Левин. Уровень – Бог (  Левин — широкоизвестный бас-гитарист, игравший во многих знаменитых составах.  Считается, что пик его карьеры — участие в «King Crimson» - С.Г.). Не могу позволить себе тратить столько времени на игру, чтобы как-то соответствовать. Просто слушаю, смотрю и восхищаюсь.

- В этом туре, мне показалось, произошёл качественный скачок в визуальной составляющей концерта. Видеоряд стал более активным с точки зрения воздействия на зрителя. Эдмунд сказал мне, что это ваша заслуга. Расскажите, как пришла идея использовать в видео известных и популярных в народе Андрееву, Охлобыстина, Гусева, Светлакова?
- Каждый год стоит задача – придумать что-то новое. Вот был этим летом на концерте Дэвида Гилмора  в Вероне. На «Shine on you crazy diamond» на экране был видос, который до мурашек, до слез пробирает. Вопросов нет. Но они его однажды сняли – и двадцать лет показывают. Или та же «Стена». Два года работы, команда талантливых аниматоров, бюджет как у полета в космос. У нас ресурсы намного скромнее, а результат требуется каждый год новый. В этом сезоне решили, уж коли год юбилейный, пусть будут гости. Созвонились, списались. Удивительно, что все оказались в нужном месте в нужное время. Ивана Охлобыстина снимали в Великом Новгороде, Катю Андрееву и Виктора Гусева – в Москве, Серега Светлаков был пойман в Петербурге. Эксперимент оказался удачным, эффект превзошел ожидания. В нашем «Королевстве кривых» оказались люди, известные всей стране, но в совершенно необычных ролях. Словно пересеклись параллельные миры.

- На мой взгляд, самый сильный клип – к песне «Твоё сердце должно быть моим». Очень удачное решение. Как проходили съёмки? Кто помогал?
-  Съемки проходили в экстремальной, но, в тоже время, очень комфортной атмосфере. Главные роли исполнили Иван Охлобыстин и Елена Чурилова. Снимал известный фотограф Андрей Федечко, благодаря которому эта атмосфера и получилась такой комфортной. Он хорошо чувствует настроение актеров, это важно. У нас было всего пара часов, хорошая камера и три фонаря. Идея простая и понятная. В процессе съемок возникла та самая искра, из которой возгорелось пламя страстей. Андрею оставалось только зафиксировать происходящее.

- Какие у Вас самые любимые песни из репертуара «Пикника» на сегодняшний день? Какие альбомы кажутся лучшими?
- Я очень люблю альбом «Родом ниоткуда» и с удовольствием «лоббирую» его, когда речь идет о составлении трек-листа концертной программы. В каждом альбоме Пикника есть «родная» вещица, которая сразу принимается и становится «своей».

- Когда-то постоянным спутником Шклярского на всех встречах с журналистами был Сергей Воронин. Теперь вы. Какие  впечатления от этих встреч? Какие вопросы наиболее часто задаются?
-  В последнее время мы не часто грешим общением с журналистами. Кажется, уже все рассказано-пересказано... Мы работаем в таком жанре, где приходится быть очень осторожным в плане публичных высказываний. «Пикник» своим творчеством строит хрупкий сказочный мир и следует быть аккуратным, чтобы его не разрушить.

- Насколько удалась вам, как автору-составителю, книга «30 световых лет»? Какие отклики она вызвала, насколько интересна поклонникам группы?
- Самому интересно было бы узнать… Надеюсь, пришлась по душе. Задача оказалась сложнее, чем думал вначале. Я бы с удовольствием написал книгу про любую стороннюю группу. Про свое, родное, писать совсем не просто.

- Есть ли у Вас какие-то творческие планы на ближайшее время, которые можно сейчас озвучить?
- Предстоит работа над большим шоу, которое покажем 7 марта в питерском дворце спорта «Юбилейный». Попробуем удивить размахом и большими формами. Будет много «железа», механические конструкции, необычная видеоинсталяция. Приезжайте в гости, будем рады!

               


                Сергей Горцев

Декабрь 2016

Ещё одиннадцать интервью с Э.Шклярским читайте здесь - http://www.proza.ru/avtor/tektonika&book=10#10


Рецензии
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.