Волшебный диван

                набросок пьесы.

     Хорошо там, где нас нет.

 

      Дей - щие лица: Сашка Горбовой, его жена Таня, Танина мама, милиционеры, следователь, солдаты эпохи Петра первого. Алексей Васильевич и его работники,
 Рабочие отделочники.



   
    (Действие происходит в комнате давно не видевшей ремонта.В комнате стоят диван, пара кресел с журнальным
  столиком между ними старый, советских ещё времён, сервант и тумбочка с телевизором. Сашка лежит на диване
  заложив руки за голову, его жена сидит в одном из кресел.Оба немного пьяны. Смотрят новости по телевизору.
   Показывают какую то криминальную передачу. Ведущий рассказывает о вопиющих случаях коррупции.)
     Голос из телевизора:
  -Таким образом, губернатор и его подельники смогли увести из бюджета двенадцать млрд. долларов...
     Таня(закусывая):
  -Офигеть! Двенадцать млрд. долларов! Да нам бы и одного миллиона на всю жизнь хватило.
     Танина мать:
  -Да вы б и его пропили!!!
     Таня:
  -Ой, мам да ну тебя! Ничего бы мы не пропили.Иди вон пряжу свою пряди.
    Мать ворча уходит.
      Сашка.
  -Путин - слабак! Не может с этой коррупцией решить! Да к стенке их как в Китае надо!Расстреливать без суда и
 следствия!Здесь за какие то копейки горбатишься а они миллиарды воруют!И хоть бы хны отсидит лет пять и на
 свободу.
      Танина мать: из своей комнаты
  -Это кто, ты что ли горбатишься? Всю зиму пьянствуешь да телевизор глядишь! Вчерась опять до утра телевизор
 работал.Ты что его не выключаешь? Горбатиться он! Чего тебе горбатиться коль мне пенсию приносят! Как пенсия
 так бабушка любимая, да самая лучшая!
      Таня:
  -Ой, мам, хватит уже ворчать, надоело одно и тоже! Сиди вон пряжу свою пряди.
      Сашка:
  -Не-е-е, что то я в Путине разочаровался, слабак он.
      Таня:
  -Пашка говорит, Путин из всех российских вождей самый адекватный, разумный и это... как его ему присущ
  экономический прагматизм, он вроде как коммунистические вожди деньги направо налево не раздает. А то вон
 Кубе кажись 22 млрд. рублей советского еще долга простили.
      Сашка:
  -Вот вот, а тут за копейки горбатишься!Но все равно Пашка не прав, Путин слабак! А в советское время все
 равно лучше жили!На один рубль можно было кучу всяких продуктов купить!
      Танина мать:
  -Да вы и щас чего надо и чего не надо покупаете на мою пенсию!
      Сашка:
  -Ой, Тань, закрой дверь, надоела она ворчать.
      Таня:(закрыв дверь)
  -А Пашка говорит сейчас лучше жить стало, чем при царях и коммунистах.При царях мы крепостные были у нас
 даже паспортов не было. А при коммунистах сажали за анти... как ее за антисоветскую пропаганду.Вот если б ты
 например сказал бы в советское время Путин слабак то все посадили бы тебя. А дефицит был... Вон дядя Гриша
 рассказывал как он машину в советское время покупал, помнишь?
      Сашка:
 -А -а-а, ну да пять лет копил, три года в очереди ждал и в итоге купил голубой москвич! А хотел жигули.
      Танька:
 -Как он сказал... На жигули блата не хватило! Блат - слабоват!
      Сашка:
 -Ну да, ну да.
                смеются.
      Таня:
 -А щас лафа, открыл интернет нашел объявление, договорился и купил! А в магазине, Сашк, ты сам вспомни...
 дефицит то был. А в девяностых карточки ввели, полный ппц. А щас все есть! Раньше мой первый муж кран найти
 не мог не было их в магазине, воду подводили шлангами тракторными, которые папка с колхоза стырил...
     Сашка:
 -Ну это да, я согласен но все равно в советское время такого бардака не было - порядок был! Пашка твой он
 ничего не смыслит, он советское время чуть чуть застал.Что не говори Путин - слабак!Вот Сталина бы поднять, уж
 он навел бы порядок то своей железной рукой! Это уж мама не горюй!.. Во, Тань, пойдем за Сталина выпьем!
     Таня:
  -Ну пойдем.

    (Уходят.Диктор продолжает вещать о чиновниках коррупционерах. Вскоре, Сашка с женой возвращаются. Таня уходит
  спать в спальню так как очень сильно пьяна.Сашка ложится на диван к телевизору. Ворча продолжает смотреть
  новости.)
     Сашка:
  -Я и говорю Сталина на вас нет! Он бы вас в миг на чистую воду вывел! И покарал бы как следует, как врагов
  народа. А Путин что? Путин слабак. Ему до Сталина еще далеко. Тот бы уж давно всех казнокрадов к стенке
  поставил!

               (Сашка отворачивается от телевизора и засыпает. В комнату входит Танина мама. Оглядывается и
   всхлипывает.)

     Танина мать:
  -Эх, опять напились, черти! Сладу на вас нет, окаянные! Отец пил и дочь туда же!..Да когда ж все это кончится!
         (Горько плача уходит...Лежак дивана, вместе с Сашкой вдруг
 проворачивается вокруг своей оси. Через некоторое время слышится стук, голоса, какой то громкий грохот, затем в
  комнате появляется Танина мать, она пятиться задом, за ней следуют два милиционера эпохи Сталина и человек в
 кожаном плаще.По всей видимости чекист.)

     Танина мать:
  -Ой, что ж это такое! Ой да за что же?.. Сашка, Сашка проснись окаянный, милиция к нам пришла.

            (Милиционеры бесцеремонно будят Сашку.Он садится на диване и непонимающе смотрит на стражей
     правопорядка.Из спальни выглядывает растрепанная Таня.Она неуклюже падает на кресло.)
 
      Чекист в кожаном плаще (Сухим официальным голосом):
  - Горбовой Александр Николаевич?
      Сашка:
  -Кто?.. Где?.. (озирается по сторонам)
      Чекист повторяет:
  -Вы - Горбовой Александр Николаевич?
      Таня:
  -Да он, он! А что такое, мы вроде ничего не натворили?
      Танина мать:
  -Допились, сволочуги! Ужо вас выхмелят, пропойцев! Так вам и надо! Забирайте их, забирайте!
      Таня:
  -Ой, мам, да ну тебя - иди вон пряжу приди!
      Чекист:
  -Пройдемте с нами Александр Николаевич.
      Сашка:
  -А в чем дело? Я вроде веду примерный образ жизни и никого не трогаю!
      Чекист:
  -Следствие разберется.
      Сашка:
  -Ну да, ну да.

            (Вскоре в сопровождении стражей порядка Сашка уходит.Женщины рыдая провожают их.)

                ЗАНАВЕС.


 
     (Темное подвальное помещение, попросту говоря комната допросов НКВД. В комнате за столом сидит Чекист, курит
  и наблюдает за сидящим напротив на стуле Сашкой. Позади Сашки стоит мордоворот со скрещенными на груди руками.
  Комната тускло освещена одной качающейся у потолка лампочкой. Сашка вздрагивает от каждого движения Чекиста.)

      Чекист:
  -Сами во всем признаетесь? Или применить к вам методы воздействия (указывает рукой на стоящего мордоворота)
      Сашка:
  -Зачем же методы!.. не надо, я сам добровольно... Только в чем признаваться скажите?
      Чекист:
  -Антисоветская агитация, контрреволюционная деятельность, попытки подрыва устоев нашего справедливого
  коммунистического общества.
      Сашка:
  -Ничего не понимаю! Это какая то фигня! Какой подрыв, я не террорист! Вы меня с кем то спутали товарищ
  капитан.
      Чекист:
  -Гражданин.
      Сашка:
  -Что?
      Чекист:
  -Для вас, гражданин начальник.
      Сашка:
  -А-а-а. Вот я и говорю, гражданин начальник, вы меня с кем то перепутали я не террорист, и даже не декабрист.
      Чекист:
  -Конечно не декабрист. Декабристов в соседнем кабинете допрашивают. Советую во всем вышеперечисленном
  чистосердечно признаться гражданин Горбовой. Хотя нет, подождите признаваться, я сейчас начальству позвоню,
  узнаю что там у нас с выполнением плана...(подымает трубку и набирает номер.) Товарищ полковник, говорит
 капитан Фомич, что там у нас по плану, каких врагов народа не хватает?.. Так так... Ага... Понял, товарищ
 полковник, не хватает чистокровных немецких шпионов со знанием немецкого языка... Все понял, сделаем. (кладет
 трубку)... Ну, гражданин Горбовой, приступим.
     Сашка:
 -К чему? Я я я не согласен со своим арестом и требую адвоката!
     Чекист:
 - К сожалению адвокаты в тайге, лес валят, гражданин Горбовой! Ну хватит ваньку валять! (бьёт по столу ладонью,
 отчего Сашка испуганно дергается) Какой язык изучали в школе?
     Сашка:
 -Не-не-немецкий.
     Чекист:
 -От это хорошо, нам как раз нужны немецкие шпионы! Шпрехен зи дойч?
     Сашка:
  -Да я уже забыл его!
     Чекист:
  -Будем вспоминать. Итак, вы немецкий шпион, зовут вас Карл Маркс, вы приехали в Советский Союз для ведения
 шпионажа в пользу Германии и лично Отто Бисмарка.
     Сашка:
  -Это какая-то шутка? Бред какой-то?
     Чекист:
  -Какой же бред, гражданин Горбовой! Вот показания вашей жены... а вот показания вашей тещи. Они в один голос
  утверждают что вы немецкий шпион, любите немцев и немецкий язык и часто по ночам смотрите немецкие фильмы ярко
 выраженного порнографического содержания, причем на немецком языке! А вы говорите бред. Вот и личная подпись
 вашей жены. А вот показания ваших соседей. Вы, что думаете мы даром свой хлеб едим, нет гражданин Горбовой!
            (Сашка смотрит в бумаги и начинает рыдать.)
 
     Сашка:
  -Этого не может быть! Я не шпион! И немецкого я не знаю! Да откуда у нас в деревне немцы! Что за чушь! Все это
 не законно! Я буду жаловаться в прокуратуру!
     Чекист:
  -Довольно. Надоело. Сержант приступайте.

         (Мордоворот хватает Сашку за шкирку и швыряет его на пол. Связывает руки за спиной. Начинает бить
    Сашку по голым пяткам резиновой дубинкой.)
     Сашка(корчась):
  -Мама, мамочка! Ой! Ай! Ай-яй-яй-яй!
     Чекист:
  -Кто вы?
     Сашка:
  -Я - Горбовой Александр Николаевич!
     Чекист:
  -Ответ неверный. Сержант.

             (Мордоворот бьёт сильнее и чаще)

   Чекист:
  -Повторяю еще раз: кто вы?
    Сашка:
  -Горбовой... Нет нет я понял, не бейте, пожалуйста... Я Карл Маркс! Точно вспомнил меня зовут Карл Маркс!
    Чекист:
  -Уже теплее но все равно не верно, мне нужны ваши показания на немецком.
    Сашка:
  -Я его не знаю, не помню!
    Чекист:
  -Будем вспоминать, хотя время у нас в обрез, вас ведь врагов народа как собак нерезанных! Сержант.
    Сашка:
  -Мама, Ай, Ой!.. Их бин, Их бин...
    Чекист( наклонившись к Сашке):
  -Что, что? Я не ослышался, гражданин Горбовый вы заговорили на родном для вас языке! Вот что кнут животворящий
 делает! Продолжайте, сержант.
                (сержант снова бьет Сашку по пяткам.)
    Сашка:
  -Майн, майн... майн наме ист Карл Маркс (всхлипывает)... Их бин, их бин... их бин айн шпион Отто фон Бисмарк!
    Чекист:
  -Да, да. Вот, вот! Продолжайте.
    Сашка:
  -Шулд цугебен ист вёллиг! Ангекоммен ин дер Совьетунион цум аусспехен!
    Чекист:
  -Ну вот, голубчик, а говорите не знаю, не помню! Зачем же вы скромничаете. Посадите его сержант.
                (Сержант сажает Сашку на стул, развязывает руки.)
    Чекист:
  -Теперь все  в чем вы только что признались прошу вас записать и засвидетельствовать своей подписью.
    Сашка:
  -И меня отпустят. Я ведь очень люблю и Советский Союз и товарища Сталина!
    Чекист:
  -Ну насчет отпустить это вряд ли, но срок я думаю мы вам скостим. Пишите, гражданин Горбовой, пишите.
                (Сашка пишет. Звонит телефон и чекист берет трубку.)
    Чекист:
  - Да я... Слушаю... Вот как!.. Но мой во всем сознался!.. Понимаю... Да небольшой акцент есть, но я думаю это
  вполне исправимо!.. Понял... Ох как не повезло... Хорошо сделаем... (кладет трубку) Бросайте писать, гражданин
 Горбовой. Должен вас огорчить, в соседнем кабинете подследственный успел сознаться в шпионаже в пользу Германии
 на пару минут раньше вас, к сожалению. А то бы из вас вышел неплохой немецкий шпион! Вы согласны, гражданин
 Горбовой?
    Сашка:
  -Яа, яа!
    Чекист:
  -Вот и я о том же. Но ничего не поделаешь. Сазонов расколол своего врага народа быстрее. А все вы виноваты,
  гражданин Горбовой! Надо было по шустрее немецкий вспоминать! (Сашка начинает икать) В общем план по
 немецким шпионам выполнен - более они не нужны. Теперь, голубчик, нужны шпионы японские! У вас как с японским.
    Сашка( рыдая навзрыд):
  - Не знаю, не изучал, не помню!
    Чекист:
  -Плохо, конечно, но будем вспоминать. Что ж поделаешь, сержант!
                (Мордоворот снова порет Сашку по голым пяткам)
    Сашка:
  - Я правда не знаю!.. Не бейте!.. Пожалейте!.. Я не враг народа я свой, я свой!.. Вспомнил Банзай, банзай!
  Банзай сёгун Хирохито, харакири сепуку катана гари, окинава каратэ Акаяма Сиробеи!Бусидо, айкидо васаби!
  Ос! Хаджимэ!
    Чекист:
  -Ты смотри, сержант, как заговорил! А то я не знаю, не изучал, я не враг. Голубчик, да если б вас сержант Лёвин
  неделю бы в своих руках подержал - вы бы мне войну и мир наизусть пересказали вместе с илиадой...

                ЗАНАВЕС.

   Картина первой сцены.Таня и ее мать сидят в креслах и смотрят телевизор.Раздается стук входной двери. Таня
 смотрит в дверной проем. Появляется похудевший обритый наголо Сашка в ватнике.)

    Таня:
  -Сашка, Сашка вернулся! Наконец-то отпустили.
    Сашка:
  -Да отпустили.
    Танина мать:
  -Что то быстро, при Сталине то я помню по 25 годков срока давали.
    Сашка(обнимаясь с Таней):
  -Спасибо мама! Иди ка ты лучше пряжу свою пряди. Пойдем, Таня, отметим мое возвращение.
      (Все покидают комнату.Телевизор продолжает работать. Диктор говорит о тяжелом положении в Сирии.Вскоре
  в комнату возвращаются Сашка и Таня они немного пьяны. Таня садится в кресло а Сашка ложится на диван.)
      Диктор из телевизора:
  -Положение в непризнанных Донецкой и Луганской народных республиках остается тяжелым...
      Сашка:
  -Блин, я вот не пойму почему Путин туда войска не введет! Давно бы всю эту бандеровскую сволочь разогнали! 
   Гляди невинных людей убивают. Нет я всегда говорил Путин - слабак.
      Таня:
  -Пашка говорит нельзя нам туда войска вводить.
      Сашка:
  -Почему?
      Таня:
  -Ну, вроде как Украина суверенная страна и если мы введем туда войска то ООН вполне законно может посчитать нас
  агрессором. И вполне себе на законных основаниях могут помогать Украине в военном отношении, оружием точно.
      Сашка:
  -Фигня какая-то! Тогда почему в Крым ввели?
      Таня:
  -Потому что Крым автономная республика в составе Украины, и его статус закреплен в конституции Украины, и там,
 по моему, закреплено право Крыма на самоопределение. Вот Крым и воспользовался этим правом. Вся процедура,
 как Пашка говорит прошла в полном соответствии с международным правом. А войска ввели, чтоб Украина не могла
 помешать свободному волеизъявлению крымчан. Как то так.
      Сашка:
  -Тань, ты какие умные слова у меня знаешь. Про Пашку я вообще молчу... Все равно Путин - слабак, надо было
 разбомбить их там всех! Жалко ж Донбасс, почему им нельзя провести референдум? Что там Пашка то говорил?
      Таня:
  - Да я уж точно не помню. Вроде у Донецка и Луганска нет особого статуса в конституции Украины, поэтому нет
 возможности провести референдум о самоопределении, то есть они конечно могут его провести но никакой юридической
 силы результаты иметь не будут. Вроде так. Может я чего напутала. Короче им надо сначала получить какой то
 обособленный статус в составе Украины а потом можно смело проводить референдум о самоопределении, тогда все
 будет в рамках международного права...
      Диктор:
  -А теперь к событиям в Сирии...
      Сашка:
  -А в Сирию мы зачем влезли?
      Таня:
  -Так сирийский президент о помощи попросил.
      Сашка:
  -Сами без денег сидим еще им помогай!
      Таня:
  -На боевую операцию ВКС тратятся деньги заложенные в бюджете на армейские учения.
      Сашка:
  -Короче, вместо полигона тренируются наши летчики в боевых условиях. Тогда пускай, если так. Ну ты, Тань у меня
 голова!
      Таня:
  -А то!
      Диктор:
  -И снова о коррупции...
      Сашка:
  -Опять! Да когда же вас уже всех пересажают? Нет, в Росии без крепкой руки никак! Путин - слабак! Вот Ивана
  грозного бы воскресить, или нет лучше Петра Первого, уж он бы навел порядок своей железной царской рукой! Ух!
  А что, при царях мы кого только не одолевали! Немецких рыцарей побили, монголо татар тоже, пусть через триста
 лет, но все равно побили! Наполеона побили! Я ж говорю Петра Первого надо в президенты!..
              (Из передней слышится шум и грохот обуви. Входит Алексей Васильевич и четыре его работника. Все
   вошедшие одеты в одежду эпохи Перта Первого.)
      Таня:
  -О, какие люди. А что это вы, Алексей Василич, при параде?
      Алексей Васильевич:
  -Так, не зря значит мне доложили - пьянствуете! А позвольте вас спросить Александр, кто барщину должен
 отрабатывать? Я что ли?
      Сашка ( сев на диване и удивленно глядя на наряд Алексея Васильевича)
  -А что это вы в парике? А какая барщина? Вы что Алексей Василич так нарядились, на карнавал что ли?
      Алексей Васильевич:
  -Ах ты еще и переговариваешься со мной бездельник! А ну-ка всыпьте ему по первое число, чтоб протрезвел, холоп!
            (работники хватают Сашку, кладут его на диване, задирают футболку и начинают нещадно пороть
     кнутом.)
      Таня:
  -А чё это? А, Э, У. 
      Сашка(жалобно):
  -Ой, ай, за что? Я ничего не делал?
      Алексей Васильевич:
  -Вот за то что ничего не делаешь тебя и порют. Ишь пригрелся на бабкиной пенсии!
      Танина мать:
  -Так его Алексей Василич, так его робяты пропойцу!
      Сашка:
  -Ай, мама!.. Майн наме ист Карл Маркс! Их бин айн шпион Отто фон Бисмарк! Шулд цугебен ист вёллиг!
      Работник, который порол Сашку:
  -Чего это он?
      Алексей Васильевич:
  -Батюшки, как заговорил-то! Только зря стараешься, это тебя не спасет, голубчик! Так как про барщину ты позабыл,
  да и вообще, работник ты не ахти... ( Алексей Васильевич прохаживается вдоль дивана на котором распластали
   Сашку) Короче говоря, пользы от тебя никакой, тунеядец ты заядлый, то порешил я тебя Сашка отдать в солдаты,
 уж там - я уверен - из тебя человека сделают!
      Таня:
  -В какие солдаты, по контракту что ли?
      Алексей Васильевич:
  -По контракту, по контракту! Его императорское величество охотно его с Сашкой подпишет?
      Один из работников:
  -Ага, аж на двадцать пять лет!
             (Алексей Васильевич и его слуги дружно хохочут.Сашка и Таня испуганно переглядываются. Танина мама
        крестится.)
      Второй работник:
  -Чуть чего не так сразу фить... (хлещет Сашку по спине кнутом.) и сквозь строй со шпицрутенами! Быстренько в
 кусок мяса превратят! Так что собирайся, бездельник.
      Алексей Васильевич:
  -Эт точно! А все ведь сам виноват - надо было барщину добросовестно отрабатывать! Теперь служи отечеству аж
  двадцать пять годков! Хотя, я думаю, ты и пяти не протянешь.
      Один работник:
  -Ваша правда, ваше благородие, не протянет.
      Сашка:
  -Какие еще солдаты? Какие двадцать пять лет? Никуда я не пойду, не имеете права отдавать меня в армию, это все
 должно быть добровольно!
     Второй работник:
  - Вот чудак, при царе-то добровольно!
       Сашка:
  -Я протестую, я буду жаловаться!
       Алексей Васильевич:
  -Ну хватит уже дурака валять, собирайся, чем раньше начнешь служить тем раньше домой вернешься.
       Первый работник:
  -Ну это вряд ли. (обращается к Тане и бабушке) даже и не ждите.
       Алексей Васильевич:
  -Ну все посмеялись и хватит, забирайте его.
      
         ( Сашка намертво вцепляется в диван. Слуги хватают его и пытаются оторвать. Сашка жалобно кричит.
    Вскоре, слуги утаскивают его плачущего из комнаты.)
       Алексей Васильевич:
  - А вы чего расселись! А ну бегом марш барщину отрабатывать! Бегом я сказал! (бьёт Таню плеткой по спине) И ты, карга старая, тоже собирайся!

        Танина мама:
 -Да куды уж мне, Алексей Васильевич, барщину то отрабатывать - я ж в поле помру?
        Алексей Васильевич:
 - Ну тогда пряжу прясть будешь! Пошла!

         (Все уходят из комнаты.)

                ЗАНАВЕС.


                (Та же комната. Она пуста, но телевизор работает. Из телевизора слышен голос
                В Путина. Появляется Сашка одетый в мундир преображенского полка, на голове
                парик.)
       Сашка( сквозь слезы):
  -Дома, я дома! Мама, Таня, я вернулся я дома!.. (смотрит в телевизор и видит в нем Путина. Бросается к
  телевизору и начинает его обнимать и целовать.) Володя, родненький ты мой!.. Братан я все понял!.. Ни надо
  Сталиных и Романовых... Вова - ты лучший, братан, я тебя люблю! Я бухать брошу Володя, клянусь тебе, работать как
 вол буду. Братан, ты наше все, ты супер!( рыдает. Входят Таня с мамой.)
        Таня:
  -Сашк, ты че это?
        Танина мама:
  -От не успел вернутся, уже глаза залил, с телевизором обнимается! Совсем твой муж рехнулся, дочка!
        Сашка:
  -Ой, мам, шла бы ты лучше...
        Танина мама:
  -Знаю, знаю - пряжу прясть! Что-то больно быстро ты вернулся, а то Алексей Васильевич говорил двадцать пять лет, двадцать пять лет?
    (уходит. Сашка обнимается с Таней.)
        Таня:
  - А правда, что так быстро то вернулся - недели не прошло?
        Сашка:
  -Пашка за меня добровольцем пошел.
        Таня:
  -Дай бог ему здоровья... Ну что, пойдем отметим твое возвращение?
        Сашка:
  -Нет, Таня не надо, не надо. Пить бросаем. Будем теперь вести трезвый и честный образ жизни.
                ( В обнимку уходят из комнаты.Пауза. Затем в комнате снова появляются трезвые
   Таня и Сашка. Вместе с ними в комнату входят рабочие отделочники.)
        Сашка: (обводя рукой комнату):
  - Вот тут надо ремонт сделать, чтоб все по евро стандарту было. Потолок натяжной, на стены обои новые, освещение
  блатное, двери новые...
        Таня:
  -И полы, про полы не забудь.
        Сашка:
  -Да и полы! Вы посчитали сколько это все будет стоить?
        Рабочий:
  -Где то в пределах 60 000 рублей.
        Танина мама(войдя в комнату)
  -Сколько!!! 60 000, да вы Таньк сдурели что ли?
        Сашка и Таня хором:
 -Ой, мам, шла бы ты лучше...
           Танина мать:
  -Знаю, знаю - пряжу прясть!


                ЗАНАВЕС.   


Рецензии
К тому, что этот набросок пьесы печатается в разделе драматургия, нужно добавить ещё, что это комедия. Комедия смешная, с преображением ГГ.

ГГ с женой пьют и смотрят телевизор; выражает недовольство властью, сравнивая её с другими историческими периодами. В комнате ГГ появляются люди из упомянутых эпох, и ГГ попадает на допрос в НКВД, а потом в рекруты петровской армии.

Комично то, что появление исторических персон никак не объяснено. Просто появились. В названии указан волшебный диван, но диван в особом волшебном действии не показан и не упомянут.

В художественном тексте есть обусловленное (действующие лица, поступки, место действия), а есть необусловленное. Необусловленность – основа абсурдности, и приём, создающий комичный эффект.

Этот приём работает и на описании жены ГГ. По тексту жена пьянеет от состояния «немного пьяна», до «очень сильно». («Таня уходит
спать в спальню так как очень сильно пьяна»). Для автора в этом тексте существует два независимых понятия «алкоголик» и «постоянно пьющий». Понятие «алкоголик» обусловлено 1) социально 2) психологически 3) морально-нравственно; опуская эти привычные условия, автор создаёт атмосферу абсурда.

Такое же необусловленное и ворчание матери. Её просто отправляют в другую комнату. (Но это «положение дел не меняет»). То ли человеческое горе смешно, когда его не замечают, то ли человеческое горе не замечают, когда оно смешно.

Есть среди безымянных милиционеров, солдат, рабочих отделочников ВГ Алексей Васильевич. Такое его величание тоже ничем не обусловлено.
Не обусловлено и протяжённость по времени действий то, что ГГ постоянно смотрят телевизор. ГГ путает какую-то криминальную передачу с новостями, возвращается из тюрьмы «Что то быстро».

Кроме этого есть ещё ВГ Пашка, которого я не могу не назвать формальным. Проявляется ВГ в том, что его слова пересказывает жена ГГ (в подпитии). Причём пересказывает на таком уровне, что передаёт позицию Пашки по озвученному недовольству власти. ГГ спорит, а потом прислушивается и принимает позицию, озвученную Пашкой. Вообще замечательно, что «постоянно пьющая» жена пересказывает слова другого мужчины, и при этом не ставя в пример, не доказывая что-то и вообще никак не обуславливая. То, что жена проводила много времени с Пашкой (без мужа), тоже не говорится.

Пашка идёт добровольцем в рекруты, освобождая от этой участи ГГ. Этот его поступок тоже не обусловлен.

Есть сцена, где ГГ избивают чекисты и заставляют вспомнить немецкий язык; подписать признание в шпионаже. Комический эффект в том, чтобы заставить пользоваться ГГ тем, чем он по сути никогда не владел.

Случайно оказывается, что план по поимке немецких шпионов выполнен, и теперь нужны японские шпионы. Для сравнения: ГГ тоже выдаёт набор японских слов. Но это набор уже бессвязный. От того, что нарушается условность комичного приёма, пропадает и комичный эффект. Я как читатель понимаю, что должно быть что-то, но уже не комичное. Но это никак не прописывается, а отмечается злорадство со стороны истязателя. Возможно, это недоработка. (Для примера могу привести по памяти случай, когда в тексте для усиления использовался латинский шрифт для иностранных слов).

Наконец, последнее необусловленное – появление «рабочих отделочников».
«Вот тут надо ремонт сделать, чтоб все по евро стандарту было. Потолок натяжной, на стены обои новые, освещение
блатное, двери новые...» (Зачем это в деревне; почему не сделают сами?)

«Непрятность» для ГГ заключается в том, что за это надо платить 60000.

Необусловленность основа абсурда. Но в тексте есть и необусловленное другого рода.

Вообще, всё, что создаёт автор в тексте – можно воспринимать либо как условия, либо как то, что их требует. Автор прописывает то, что требует условий обязательно, а условия же может не прописывать; подразумевать.

Далее: если автор не прописывает условия специально (в тексте есть необусловленное), то он этим может пользоваться, играть, создавать определённые эффекты. Есть то, что автор не прописывает потому, что это как бы нечто само собой разумеющееся. Как герои просто появились по ходу повествования, так и эта часть художественного пространства – просто есть и она такая.

Это та часть художественного пространства, которая наиболее содержательна в художественном тексте. Об этой части можно говорить как об «авторском отношении» (отношении ГГ-рассказчика), терминологии, позиции, видении, концепции и др. Кто не владеет этим пониманием, тому бесполезно просить не отождествлять автора с его героями. Это та часть художественного пространства, которая переходит из одного произведения в другое, и потому становится понятнее при сравнении двух или нескольких произведений.

Необусловленное в пространстве данной пьесы – взаимоотношение ГГ с окружающим миром. Любое взаимодействие ГГ с чужими людьми – проблемное. Просто это так.

Содержание художественного произведения, появляется только тогда, когда оно, произведение, примеряется каким-то образом на действительность. Это значит, что нам нужно рассматривать необусловленное пространство не как приём, а как элемент действительности.

Возьмём для сравнения другой цельный отрывок из «Фраз»:

« И снова водка в рюмке и коромыслом дым! Табак мы весь искурим и водку победим!

На площади сидят два бездомных пса. Смотрят, как перед ними митингуют две многолюдные демонстрации.
Одна под триколором а другая под красным флагом. Один пес спрашивает другого:
-Слышь, Полкан, а ты за кого - за красных или за белых?
Другой отвечает:
-А какая нафик разница? Жизнь-то все равно - собачья!»

Необусловленное в пространстве данного анекдота в том, что жизнь-то собачья. Просто это так.

Это необусловленное одинаково с необусловленным пьесы.

ГГ живёт «собачьей жизнью» при любых условиях. Для него это так потому, что он не понимает разницы в сменяющихся условиях. Это значит, что он не понял бы, что Белые сражаются с красными потому, что видят, что если победят, то будут «белые» условия жизни. Красные – потому что им важны «красные» условия жизни. ГГ не видит – значит, не оценивает, значит не рассуждает. Или не рассуждает – значит, не может увидеть. Такая слабость ума сродни тупости.

Но ГГ тупым не прописывается. Отсутствие видимых условий происходящего переходит из п р и ч и н ы ограниченной жизни ГГ в своеобразное в и д е н и е мира.

Если другие, делая что-то, каким-то образом свои действия объясняют, то они глупые потому, что это не относится к ГГ. Особенно глупы потому, что ещё и объясняют. Если происходящее не делает жизнь ГГ лучше, то оно не существует. Именно это видение мира - тотальной бессмысленности и всеобщей тупости - и становится необусловленным в этих двух произведениях.

Текст очень неряшлив, но читабельность сохраняет то, что это набросок пьесы.

Понравилось, если доработать – будет хорошая штука.

Николай Белоглазов   09.02.2017 21:17     Заявить о нарушении
Ваша рецензия это произведение искусства, однозначно! :)

Павел Соловецкий   04.02.2017 11:19   Заявить о нарушении
Нарвался на комплимент? - спасибо, Павел. Как не крути рецензия - только своеобразное упражнение. Признаюсь, я сам люблю абсурд. Пробовал себя в этом направлении, но мои попытки оказались очень слабы. А у вас очень хорошо получается, Павел. - Спасибо автору.

Удачи!

Николай Белоглазов   04.02.2017 14:22   Заявить о нарушении
И вам успехов в жизни и в творчестве!

Павел Соловецкий   04.02.2017 14:51   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.