Азы искусства

Перейдя на работу в министерство, я еще целых 5лет оставался жить в рабочем поселке завода. Каждое утро надо было успеть на автобус, который довозил до центра города, а потом пересесть на трамвай или автобус.
Дорога была длинная, только на автобусе около часа. Поскольку наша остановка была концевая, каждый день в хвосте автобуса накапливалась группа одних и тех же лиц. Постепенно мы знакомились друг с другом, затевались какие-то общие разговоры и дорога пролетала сравнительно незаметно.
Среди нас была одна женщина, которая заметно отличалась от других своей интеллигентностью.
Однажды у нее через сетчатую сумочку высветилась книга «Суриков».
Я поинтересовался - а кто это?
С ней чуть инфаркт не случился: «Как может цивилизованный человек не знать, кто такой Суриков?»
Я даже оправдываться не стал. Только недавно в муках и бедственности был окончен политехнический институт, когда не только искусством, но и самыми неотложными житейскими проблемами некогда было заниматься.
Все, что было у нас: и время и жизнь отнимала  заочная учеба, требовавшая нормальной работы на заводе, и не менее  успешную учебу в ВУЗе.
Дама, о которой я упомянул, работала в библиотеке. Она недавно вместе с мужем переехала сюда из Ленинграда, где все время работала в музеях.
Я коротко пояснил ей причину своего невежества, она смилостивилась и обещала, что то время, которое мы вместе едем в автобусе, она использует для моего первичного образования.
Она прочла мне краткую вводную лекцию о видах и типах искусства, а затем, поскольку у  нее в руках был Суриков, стала рассказывать о нем.
Первая его большая картина на историческую тему  была «Утро стрелецкой казни».
Вообще то я эту картину видел, будучи в «Третьяковке», но прошел мимо, как и большинство других.
А здесь, несмотря на крайне ограниченное время, она успела объяснить историзм момента, политическую ситуацию и столкновение двух могучих фигур: самодержца и стрельца.
Суть полотна, что стрелец, зная, что его скоро казнят, не опустил головы, а его гордый взгляд, устремленный на царя, свидетельствуют, что его дух и воля не сломлены.
Дух и позиция Сурикова резко отличались  от его коллег, что создавало ему немало трудностей в жизни.
С самых первых своих шагов Суриков пошел не путем скучно-официозной исторической живописи, а путем живого погружения в изображаемое событие, доводя его до степени глубокой сопричастности зрителя к историческому моменту.
Цельность, отличающая натуру Сурикова, пронизывающий его творчество напряженный историзм, могут быть в какой-то степени объяснены обстоятельствами судьбы художника. Уроженец Красноярска, он принадлежал к старинному казачьему роду и с детских лет усвоил многие черты вольнолюбивого характера земляков…
В это время автобус остановился и все стали сходить.
Мы поняли, что дорога кончилась.
Видя мое крайне расстроенное лицо, она пообещала завтра продолжить.
И действительно, назавтра она продолжила свое повествование.
Особых объяснений потребовала картина «Боярыня Морозова».
Я почти ничего не знал о старообрядцах, о причинах их возникновения, о том духе противоречия, который показан между боярыней и окружающими ее людьми. 
Эту картину сопровождает что-то вроде легенды. Художник все был недоволен своей картиной, считая, что на ней не видно реальное движение саней и бег лошадей.
Все его близкие считали, что полотно закончено, и представляет собой великолепную работу. Но художник не соглашался.
Однажды он на улице увидел бегущего мальчишку. Он сразу сдвинулся в сторону и вид сбоку точно изображал искомую им картину бега. Вот тот бегущий мальчишка, который изображен на переднем плане картины, действительно придал ей необходимый динамизм и производит столь сильное впечатление   на зрителя.
Следующим объектом стал  Владимир Серов. Я знал, что весь мир увлекается его «Девушкой с персиками». Но степень моего невежества была столь высока, что картина мне не очень нравилась, ни до  семинара, ни после него.
Больше всех меня поразил Архип Куинджи. Он и работал и жил не так, как все остальные академики художеств.
Его, никому неизвестная и не понятная система смешения красок, поражала всех, включая Великих князей.  Работы его при специальном освещении производили впечатление абсолютной действительности.
Такие картины, как «Лунная ночь на Днепре», «Украинская ночь» и многие другие наделали такой фурор, что люди сутками не могли пробиться, чтобы посмотреть эти картины.
Он был очень добр к своим студентам и держал дома вечно накрытый стол, куда в любое время мог придти любой из голодающих его студентов.
Моя «учительница» приносила мне многие книги о тех великанах искусства, о которых она рассказывала.
Вскорости я сам стал искать и покупать соответствующие книги.
Она очень подробно рассказала мне о картине К. Брюллова  «Последний день Помпеи» и о работе А. Иванова «Явление Христа народу».
В последующем, довольно часто бывая в Москве, я стремился непременно попасть в музей и в первую очередь для того, чтобы увидеть оригиналы произведений, о которых я был уже хорошо наслышан.
От нее я узнал, что картину Левитана «Над вечным покоем» в народе называют «Самой русской картиной»
От нее же я узнал много фамилий неизвестных мне русских художниках  Благодаря ей я начал собирать собственную художественную библиотечку. За прошедшие годы я собрал более полутора сотни книг, альбомов и других произведений по искусству.
 В советское время выпускались на отличной мелованной бумаге различные альбомы с иллюстрациями, хранящихся в том или ином музее шедевров.
Я не владею иностранными языками, а альбомы чаще всего выпускались на языке той страны, где хранились шедевры. Я просто рассматривал картинки. Иногда под ними была краткая аннотация на русском языке.
Попав в  художественную галерею в Лондоне, я был просто поражен, сколько картин мне были знакомы по альбомам.  Конечно, оригиналы нельзя сравнивать с копиями, уменьшенными в 10 раз, а может еще и снятыми не лучшим образом.
Должен сказать, что впоследствии я нередко добродушно ругал свою учительницу. Потому, что любая красочно оформленная литература стоила довольно дорого, не редко на уровне месячной заработной платы. Поэтому библиотечка собиралась не очень быстро, а я не смог привить членам своей семьи активного интереса к этим вопросам.
Думаю, что любой человек, любящий искусство, мог бы упрекнуть меня, что я не назвал таких мастеров как Репин, Айвазовский , Васнецов, Крамской и многих других, которые формировали и продолжают оставаться маяками для  русского, а может и мирового
искусства.
Думаю, что мое безмерное увлечение, также зародилось под влиянием того цикла лекций, которые я выслушал в автобусе.
Вместе с тем, я должен признать, что в течение многих десятилетий ничто не приносило мне такой радости и воодушевления, как удачно приобретенная в комиссионном магазине фигурка. Собирал я в основном бронзу, и постепенно начал понемногу разбираться в этих вещах. Вообще люди говорят, что антиквариат каждые 10 лет удваивается в цене. Ничего подобного. Когда пришла необходимость продавать коллекцию, я даже не всегда мог выручить уплаченные деньги.
Но я никогда не сожалел о времени и деньгах потраченных  на эти цели.   Кто не занимался каким либо собирательством, тому, наверное, трудно понять  степень духовного подъема, и светлой радости, какие испытывают  собиратели, если к ним в коллекцию пришла какая-то  очень понравившаяся вещь, в особенности если он за ней гонялся несколько лет.
Люди! Любите и поддерживайте искусство.


Рецензии
Михаил Савельевич, если бы Вы не были любознательным и общительным, или как сейчас говорят- коммуникабельным, Суриков "проехал" бы мимо Вас в автобусе в авоське библиотекарши неизвестным художником. Может быть, Ваше знакомство с ним состоялось значительно позже.
Для меня источником информации об искусстве в раннем возрасте были книги, журналы "Пионер" и "Огонёк" на хорошей бумаге и с качественными иллюстрациями. А ещё радио- круглая чёрная "тарелка", которая много рассказывала о классической и русской музыке, транслировала оперы, читала поэзию и прозу. Можно было очень многое узнать, слушая эти передачи.
Дома был орфографический словарь и трёхтомный энциклопедический, которым я ещё пользоваться не умела. И,когда перед трансляцией какой-то оперы по радио, может быть "Евгения Онегина", что-то о ней рассказывали, я ничего не поняла. Камнем преткновения было само слово "опера". На следующий день у своей учительницы начальных классов я спрашивала: "Клавдия Петровна, а что такое опЕра?,- делая ударение на "е")))
А из рассказов, напечатанных в журнале "Огонёк", мне до сих пор явно видится рассказ Паустовского "Корзина с еловыми шишками" с красочной, блестящей иллюстрацией густого, тёмно-зелёного старого ельника.

С уважением-
Ваш упрямо-надоедливый, постоянный читатель-

Татьяна Фучиджи   12.01.2017 03:09     Заявить о нарушении
Привет, дорогая Татьяна! У Вас, видимо, достаточно обширный кругозор, потому, что на каждый вопрос Вы можете откликнуться почти профессионально. Я же все, что знаю, учил на ходу. Поэтому и книга "Дорога, равная жизни". Там я показал, что даже теоритически, у меня других возможностей не было. Когда я понял, что достиг уровня среднестатистического неуча, я даже как то успокоился .В последующем смотрел и читал уже для удовольствия, а не для сиюминутного пополнения знаний. С уважением

Михаил Шаргородский   12.01.2017 10:19   Заявить о нарушении
Нам манна с неба не сыпалась. Тем ценнее то, чем мы владеем.
Спасибо, Михаил Савельевич.

Татьяна Фучиджи   12.01.2017 11:16   Заявить о нарушении