C 22:00 до 01:00 на сайте ведутся технические работы, все тексты доступны для чтения, новые публикации временно не осуществляются

Эти связи никогда не прерывались

  Общность евреев, как народа, несмотря   на отсутствие единой территории проживания, достигалась  за счет межобщинных контактов, осуществляемых в древности и средневековье при поездках еврейских купцов, перемещении странствующих раввинов, доставке рукописей и писем. Еврейские общины были разбросаны на огромной территории и, тем не менее, благодаря этим еврейским контактам, сохранили свою идентичность, имели место общие принципы культуры - воспитания, всеобщего образования, быта. Так, например, евреи в диаспоре  повсеместно отмечали праздники,  совершали обряд обрезания, а также соблюдали субботу и кашрут-свод законов о разрешенной и запрещенной пище.
Общины, лишившиеся контактов с соплеменниками, были обречены на ассимиляцию, потерю национально-религиозного самосознания. Так произошло, например, с евреями китайского города Кайфына, не имеющих возможности общаться с соплеменниками из других регионов. От некогда процветающей обшины, обосновавшейся здесь еще в 12 веке, ныне остались лишь смутные воспоминания у их далеких потомков.
Межтерриториальные каналы связей в еврейской диаспоре обеспечивали обмен информацией  между еврейскими общинами и отдельными евреями, разбросанными и разобщенными в мире в течение многих сотен лет. Особенность еврейских сетей связи была обусловлена общей верой и культурой, религиозной практикой, единым конфессиональным  языком - ивритом при наличии знания евреями других языков, нужных для контактов с местным населением и  связям, в первую очередь торговыми, на территории иных стран. Все это вместе с сохраняемой памятью о библейской земле Израиля связывало евреев по всему миру.
Транспортные коммуникации в еврейском мире до эпохи современных средств связи были основным средством общения между еврейскими общинами в исламском мире, христианской Европе, Османской империи и Новом Свете. Еврейские сети коммуникаций была особенно действенной в христианской Европе с середины 15-го столетия и стала глобальной после создания государства Израиль за счет современных средств связи и скоростных транспортных услуг.
После того, как римляне изгнали евреев из Страны Израиля, был создан второй духовный центр в Вавилоне под персидским, а затем арабским владычеством. Здесь находились религиозные ученые, которые  создали талмудическое законоведение, а позднее «гаоны» ("гении"), которые приспосабливали эти законы к жизни. В связи с изменяющимся образом жизни в диаспоре в еврейских общинах,  требовались новые подходы к решению не только духовных, но и гражданских дел.  Учитывая традиционное религиозное  воспитание, понадобились  письменные  сообщения, которые можно было доставить в другие общины, так называемые  респонсы (раввинские мнения), разъясняющие те или иные вопросы обеспечения нормальной жизни иудеев в новых местах проживания. За период с 750 до 1050 года в респонсах были отражены практически все аспекты еврейской жизни. В средние века сформировались связи европейской диаспоры посредством разветвленных караванных маршрутов торговцев и купцов с талмудическими академиями и выдающимися раввинами-учеными Ближнего Востока в лице глав влиятельных академий Вавилонского Талмуда в Суре и Пумбадите.  Просьбы о разъяснениях поступали вместе с денежными пожертвованиями  общин для финансирования и поддержания ешив Вавилонии. Большая часть этих респонс  сохранилась в Каирской генизе - эчто было обусловлено тем, что Египет служил в качестве почтового и торгового  промежуточного пункта того времени.
  Рост числа еврейских общин на берегах Рейна в германских землях, их огромная удаленность от Вавилона, трудности неспокойного и опасного времени, наличие местных мудрецов, знающих реальную обстановку тех местах и способных дать немедленный ответ на возникший вопрос привели к отказу от использования в качестве арбитров по религиозно-церемониальным и гражданским проблемам гаонов из Вавилона. Что же касается торговых связей с исламскими странами и еврейских контактов, то они продолжали развиваться. Межобщинные связи в  Германии поддерживались  Ваадом - комитетом  от городов по реке Рейн - Шпеер, Вормс, Майнц, который вырабатывал вначале постановления, а затем и респонсы. Эта практика началась  с 10 столетия. Респонсы, создаваемые в германских землях, были посвящены проблемам экономики и хозяйственным делам,  церемониально-религиозным вопросам, проблемам семьи, кашрута, быта,  отношений с общиной. В этих респонсах светские дела преобладали над религиозными – интересы общин были сосредоточены на повседневных нуждах граждан.
  Состоялись четыре конгресса Ваада, встречи происходилимежду 1208 и 1245 годом. В них участвовали три ведущие общины Рейна, так и религиозные авторитеты из других мест. Деятельность рабби Гершома, Раши и их продолжателей и создаваемые ими респонсы позднее, к 13 столетию, заложили организационные рамки еврейской автономии, которые сыграли в последующих столетиях решающую роль в формировании ашкеназийского еврейства. Позже, уже в Польше, где возник крупнейший центр еврейских общин, создание новых респонс взяли на себя еврейские религиозные авторитеты этой страны. Респонсы существовали до роспуска еврейской автономии в 19-м веке в Восточной Европе.  Они распространялись по всем еврейским общинам посредством коммуникационных связей.
   Профессиональные ограничения, а также отчуждение и враждебность христианского  и мусульманского  мира к евреям из-за их религии, предвзятое отношение к еврейскому населению со стороны местных народов  обусловили предпосылки для того, чтобы еврейские купцы стали в средние века торговыми посредниками между христианским и исламским миром, а заодно - связующими звеньями по обмену  информацией в еврейской диаспоре. При доминировании негативных отношений с христианами благодаря этим связям  происходило сплочение евреев.
 В конце 15-го века изгнание евреев из Испании (1492) и Португалии (1496) привело к образованию сефардской диаспорой западной торговой сети. Изгнанные еврейские купцы изначально образовали новые торговые центры в Англии, Нидерландах, Италии. Это привело к изменению в лучшую сторону отношения христианских народов Европы к евреям из-за их  политической и экономической полезности и   облегчило еврейским купцам формирование межобщинных связей. 
В рамках европейской феодальной системы наличие еврейской автономии создало правовую основу для иудеев, усилило межобщинные связи и взаимную солидарность между местными и удаленными общинами.  Еврейские коммуникативные сети связи способствовали  противостоянию  насилия над  евреями, изгнаниям, широко распространенной юдофобской пропаганде, погромам, правовым и криминальным конфликтам. Через эти связи информация о кризисных явлениях  в еврейских общинах становилась известной не только в Европе, но и во всем мире и влияла на ответные действия евреев. Позднее более  современные  методы связи, растущие скорости транспортных средств,  использование печатной продукции способствовали усилению такого противодействия и установлению еще более прочных связей.
   В 1579 году король польский и великий князь литовский  Стефан Баторий создал центральное представительство евреев из Польши и Литвы возглавившее образование своеобразного еврейского "государства в государстве" с ответственностью за взыскании налогов, которые были введены для всего еврейского населения в 1549 году. Этот институт, известный как Ваад (Сейм) Четырех Земель, был сформирован на съезде в Люблине в 1581 году, пятой землей (страной) затем стала Литва. Состоял Ваад вначале из семидесяти делегатов еврейских общин, представлявших четыре исторические области: Великая Польша, (столица Познань), Малая Польша, (столица Краков), Червоная Русь (Подолье и Галиция со столицей Львовом) и Волынь (главные города Острог и Кременец). В работе Ваада представители Польши и Литвы принимали участие до 1623 года, затем после введения отдельного налогообложения для литовских евреев, был создан их выделенный Ваад. Он вел переговоры с центральными и местными органами власти через своих представителей, которые поддерживали контакты с депутатами польского Сейма и местными комитетами дворянства,  пытались влиять на принятие решений, касавшихся евреев. Ваад принимал постановления о налогообложении еврейского населения в виде основного и подушного налога; налога для нужд обороны страны; о количестве заинтересованных в кредитных операциях среди евреев; о защите кредиторов от недобросовестных банкротов; о воспитании молодежи; о защите семьи. Традиционно-религиозный образ жизни доминировал в еврейской частной и общественной жизни, данные вопросы также занимали важное место на встречах Ваада. Это объединение просуществовало с 1580 до 1764 года, почти 200 лет.
   Ваад обеспечил региональные связи между сообществами еврейских общин для совместного решения административных задач. За короткое время он превратился в форму независимого самоуправления евреев. Оба Ваада (Польский и Литовский) просуществовали до 1764 года, когда польское правительство их распустило, поскольку оно уже не могло их больше использовать для фискальных целей - распределять налоги между еврейскими общинами, собирать их и представлять финансовым органам государства.
  В средние века и ранний период Новой истории общины регулировали свои проблемы на основе  более тесных связей между общинами, собственных правовых концепций, евреи  старались избегать обращения к соответствующим христианским учреждениям. Объединенные общей религией, культурой и языком при  высоком уровне грамотности, еврейские общины создали со временем относительно стабильные, разбросанные на огромные  расстояния коммуникационные сети в Европе и за ее пределами. Начиная с 16 столетия  печатная продукция и новости распространялись через установленные связи и транспортные маршруты, достигая самых отдаленных регионов.  На протяжении 17 столетия на иудеев Европы обрушились многочисленные беды - казацкие восстания, сопровождающиеся погромами, изгнания и массовые убийства многих евреев в Польше  и  Литве,  нарушение религиозных законов лжемессией Шабтаем Цви и его единомышленниками, что в совокупности привело к ряду трагических последствий, в том числе и к нарушениям коммуникаций.
К этому времени содержание королевских  дворов  и бюджет государств, предоставление субсидий и советы правителям по их финансовым делам стали также доверятся успешным в коммерции иудеям. Придворные евреи смогли использовать обширные торговые сети у себя дома и за рубежом.  Еврейские интересы доминировали в деятельности придворных евреев, и они выступали в качестве штадланов (ходаков, просителей - иврит) у правителей  для отдельных евреев или целых общин. Заступничество привилегированных придворных  евреев и еврейских купцов превратилось в действенную структуру. Она помогала еврейскими общинами Европы, когда их единоверцы попадали  в беду.
   Так, Менаше бен Исраэль (ок. 1604-1657) — известный голландский раввин, приложил много усилий, чтобы убедить англичан разрешить евреям вернуться в Англию, откуда они были изгнаны в 1290 году. В 1655-м году он приехал в Лондон и подал петицию Оливеру Кромвелю, правителю Англии, Ирландии и Шотландии. Нелепость изгнания евреев из Англии Менаше бен Исраэль  доказывал в написанном в  1656 году на латыни и адресованном английскому парламенту сочинении «В защиту евреев».  Хотя его миссия формально окончилась неудачей, она проложила путь для возвращения евреев в Англию.
 Еще один пример:  в 1744-1745 годах императрица Мария Терезия  постановила изгнать  евреев Праги, а позднее - Богемии и Моравии в рамках своей политики, направленной против протестантов.  Евреи из Праги и Вены проинформировали крупные общины в Англии, Италии, Дании и даже в Османской империи об этом указе. Выходец из португальской еврейской семьи Диего де Агилар  и придворный еврей венского двора Самсон Вертгеймер скоординировали свои действия, чтобы предотвратить изгнания. До императрицы дошли также протесты против высылки евреев со стороны  многих влиятельных личностей из христиан. Под влиянием состоятельных евреев было отправлено личное письмо от архиепископа Майнца к императрице, и вскоре несколько европейских дворов выступили против высылки. Итальянские города представили  даже возражения от папы. Отозвался  султан Османской империи.  Их вмешательство привело к тому, что в мае 1745 года чешские и моравские евреи смогли вернуться в свои дома, хотя в Прагу иудеямеям  разрешили вернуться только в 1748 году.
Об эффективности межобщинных сетей связи свидетельствует и другой показательный пример. В феврале 1840 года в Дамаске исчез итальянский монах и его мусульманский слуга. В связи с этим было выдвинуто обвинение против евреев: нашлись свидетели, утверждавшие, что иудеи убили этих людей в ритуальных целях. Многие местные евреи были арестованы и под пытками дали признательные показания. Против обвинения в ритуальных убийствах, жестоком обращении с заключенными и даже смерти четырех заключенных в еврейской прессе Западной Европы выступили  парижский адвокат и политик Адольф Кремьё, поэт Генрих Гейне, барон Джеймс де Ротшильд, венский представитель банковской фирмы Ротшильда Соломон Майер Ротшильд, Совет депутатов британских евреев,  раввин из Магдебурга Людвиг Филипсон. Активная коммуникационная сеть создала предпосылки для того, чтобы английские и французские евреи, а также Дом Ротшильдов сделали все, чтобы освободить своих единоверцев в Дамаске из плена и противостоять созданию предвзятых образов евреев и иудаизма в прессе и у европейской общественности.  Адольф Кремьё с видным представителем еврейской общины Великобритании сэром  Мозесом Монтефиоре, посетив Дамаск, добились освобождения заключенных и отмены вывода о ритуальном убийстве.
   Головная компания семьи Ротшильдов во Франкфурте создала в Европе широкую сеть агентов с обширными деловыми связями, обеспечив тем самым во всех отношениях эффективный обмен информацией.  Семья Ротшильдов использовала свои связи для облегчения страданий как отдельных евреев, так и целых еврейских общин.  В Париже и Лондоне придворные евреи,  связанные с влиятельными личностями и европейскими правительствами, действовали вместе в традиции еврейского заступничества.
Вопросы о законах и требованиях к евреям,  профессиональные ограничения, противостояние   наветам, юдофобскому и антисемитскому восприятию евреев - все это постоянно требовало усиления взаимодействия еврейских диаспор. Дамасское дело продемонстрировало необходимость межобщинной солидарности, скоординированной помощи и сотрудничества в интересах всего еврейского народа, и привело к учреждению первой международной еврейской организации.
Непосредственным толчком к ее созданию стало дело 1858 года, когда шестилетний еврейский мальчик Эдгардо Мортара был похищен папской полицией из дома его родителей в Болонье (Италия). Няня-католичка мальчика, полагая, что ребенок смертельно болен, тайно окрестила его, и церковь взяла на себя право опеки над мальчиком и обеспечение ему христианского религиозного образования. Всеобщее возмущение, которое это дело вызвало в христианских и еврейских кругах, привело к тому, что в Париже в мае 1860 года состоялась встреча группы французских еврейских лидеров, решивших создать этот союз. Провозглашенный в 1860 году в Париже всемирный еврейский  союз являлся крупнейшим объединением евреев во всем мире, он стал их неофициальным дипломатическим представительством. Благодаря этому союзу, евреи и еврейские общины почувствовали себя связанными через границы государств.
   Дело Дрейфуса, рост антисемитизма во Франции и призывы толпы «Смерть евреям!» привело парижского корреспондента венской газеты «Нойе фрайе прессе» Теодора Герцля в 1890-1895 годах к решению создать Всемирную сионистскую организацию. Она  была основана в 1897 году в Базеле,   Герцль был избран ее президентом.
Кризисные ситуации воспринималась евреями как  насилие по отношению к ним, причем они приводили не только к ассимиляции, но и к прямо противоположному самоутверждению евреев в их жизни и культуре. Поскольку еврейские общины и их организации были разбросаны по всей Европе и не были привязаны к национальным государствам, они сохранились и к концу 18 - начала 19 веков, образовав  устойчивую основу еврейской коммуникации.
  Формы еврейского самоуправления во всех странах  Европы к концу 19 века постепенно исчезали. Тем не менее они сохранились в больших городах и существуют как узлы связи евреев в рамках иудаизма, с передачей еврейских знаний и опыта другим регионам. Исчезновение еврейской автономии и частичное нарушение межкоммуникационных связей  было обусловлено  трагическими  обстоятельствами конца 19 и первой половины 20 столетия. Это и еврейские погромы в Российской империи, и  революция 1905 года, Первая мировая война с насильственным изгнанием евреев из районов боев вглубь Российской империи и погромами гражданской войны. Они  привели к массовому отъезду  еврейского населения из мест их постоянного проживания за пределы Российской империи и идущей ей на смену Советской власти. Последовавшие далее - голодомор 1933-1934 годов, переселение части евреев в Биробиджан, Холокост, уничтожение Еврейского Антифашистского комитета и государственный антисемитизм окончательно разрушили еврейское самоуправление.
В плане взаимосвязей евреев мира вспомним визиты Монтефиоре и Герцля в Россию с целью защиты прав евреев, помощь американских еврейских организаций российским соплеменникам в годы Первой мировой войны и во время погромов гражданской войны в России, помощь Джойнта еврейским колхозам до Второй мировой войны, поездка Михоэлса в США и Канаду. Не забудем и огромную помощь СССР со стороны евреев Запада в годы Второй мировой войны. Послевоенные требования мировой еврейской общественности дали евреям возможность выехать из СССР и постсоветского пространства.
   Нынче ведущей организационной структурой еврейского мира является Всемирный еврейский конгресс. В его ведении находятся такие могущественные организации, как Всемирная сионистская организация, Еврейское агентство Сохнут, Еврейский национальный фонд, Фонд основания Израиля  и другие. Всемирный еврейский конгресс определяет политику этих и других еврейских организаций, в том числе распределение немалых средств, находящихся в их распоряжении. Произошедшие демографические изменения, улучшение политических, социальных и экономических позиций евреев диаспоры, рост антисемитизма оказывают сильное воздействие на израильское общество. Все эти изменения происходят на фоне глобализации, и существенного использования систем связи. Необходимость обеспечения непрерывных тесных связей между всеми евреями Израиля и диаспорой  диктуется требованием оказания помощи еврейским общинам, испытывающим трудности.
   Евреи диаспоры проявляют интерес к тому, что происходит в Израиле, они жертвуют деньги, чтобы помочь еврейскому государству и израильтянам, лоббируют интересы Израиля в мире. У двух  частей мирового еврейства - Израиля и диаспоры,- немало общих проблем, решить которые возможно лишь путем  усиления единства евреев мира.


Рецензии