Восточно-Прусская операция-1-9-3-3

Электронная версия данной книги создана исключительно для ознакомления только на локальном компьютере! Скачав файл, вы берете на себя полную ответственность за его дальнейшее использование и распространение. Начиная загрузку, вы подтверждаете свое согласие с данными утверждениями! Реализация данной электронной книги в любых Интернет-магазинах, и на CD (DVD) дисках с целью получения прибыли, незаконна и запрещена! По вопросам приобретения печатной или электронной версии данной книги обращайтесь непосредственно к законным издателям, их представителям, либо к автору!


В. Шпинев «Восточно-Прусская операция. Краткая хроника»–1-9-3-3.

Немецкие оборонительные сооружения в Германии, Польше и Восточной Пруссии (приграничные укрепления, укрепрайоны, бункеры, форты, полевые укрепления).

Форты Кенигсберга.  Слухи и легенды о подземных ходах и помещениях у фортов. Продолжение.

11 и 13 октября 1987 года в «Красной звезде» был опубликован очерк «Подземелья Калининграда: мифы и реальность», а 15 января 1988 года - подборка читательских откликов на него «Нужна экспедиция»… Недавно состоялся первый (ознакомительный) этап экспедиции «Красной звезды» по изучению калининградских подземелий…

Члены экспедиции начали с того, что попытались найти литературу о Кенигсберге. Ее не оказалось. Нашлись лишь беллетристические версии различных авторов - «Вилла Эдит», «Секретный фарватер», «Знак Вишну». С научной точки зрения они не выдерживают критики…

По оценке экспедиции «Красной звезды», А. Овсянов - один из наиболее авторитетных знатоков калининградских подземелий, имеет богатый личный историографический и краеведческий материал. Но только недавно он впервые получил возможность выступить по областному телевидению, раньше подобное не поощрялось…

Экспедиция провела систематизацию искусственных сооружений Калининграда под землей:

1.Форты (фортификационные сооружения) - как правило, сооружения полуподземные, а часть из них находится исключительно на поверхности.

2.Бункеры построены открытым способом - котлован, опалубка, перекрытие, засыпка грунтом. Число помещений в бункерах достигает порой нескольких десятков. По предназначению это были бомбоубежища, командные пункты, помещения штабов. Один из таких бункеров экспедиция (в районе улицы Вагнера) обследовала и сделала съемку (кольцевой ход с комнатами по обе стороны: 36 комнат). Здесь предполагается создать музей антифашистов.
 
3.Подвалы производственного характера - крупные помещения с размерами ходов: 5 метров высота, 7 метров ширина. В глубину от поверхности залегают на 6-8 метров. Сведения о двух-трехъярусных подвалах фактически не подтверждаются. Разговоры, что таковые были под Королевским замком, проверить, пока не удалось.

4.Оборонные сооружения Второй мировой войны.

5.Подземные хранилища ГСМ, боеприпасов.

6.Подвалы жилых домов (предположительно в 1944 году в них начали делать запасные выходы).

Классы таких подземных сооружений встречаются практически во всех крупных городах. Ничего в принципе таинственного тут нет. Их строительство было подчинено законам целесообразности.

Отдельно экспедиция изучала аналогичные сооружения города Балтийска (Пиллау). Они ранее не были изучены совершенно. В Балтийске произведены съемки до 400 метров подземных ходов в фортах. Обнаружены патерны - подземные сооружения под артиллерийскими батареями.

Один из основных предварительных выводов: подземелья Калининграда не образуют единой системы (нет целесообразности, и не позволяют геологические условия). Разумеется, часть помещений фортов, производственных подвалов и т.д. в результате взрывов и других разрушений оказались изолированными. Поэтому версии, что там могут быть захоронены различные ценности, оружие и т.д., пока не проверены.

Как пример можно привести работу экспедиции на территории бывшего немецкого пивзавода «Понарт», так назывался и район Кенигсберга (ныне Балтийский район Калининграда)…
Читатель из Хмельницкой области В. Юзишин… считает, что под бывшим пивзаводом могут храниться ценности, в том числе и часть Янтарной комнаты.

Экспедиция сделала бусбольную съемку подвала бывшего пивзавода, встретилась с рабочими карьероуправления, которые сразу после войны бывали в этих подземельях. Работать пришлось в очень трудных условиях: часть подвалов затоплена водой и мазутом. Мазут разъедал костюмы и сапоги. Обнаружено немало замуровок, более поздних построек. А в целом это самые большие по площади производственные подвалы, которые встретились экспедиции.
Результаты съемок… экспедиция вышлет Овсянову. Думается, схема поможет дальнейшим поискам Янтарной комнаты в Понарте, которые, в частности, после публикации в «Красной звезде» материала «Подземелья Калининграда: мифы и реальность» начали вести представители рижского и калининградского клубов «Поиск».

Наша экспедиция предлагает объединить усилия: город, его подземные коммуникации разбить на участки, документировать обследования, наносить их на единый план. Для этого нужен координационный центр. И лучше всего его, видимо, создать при Калининградском облисполкоме. Тем более что в официальном ответе на корреспонденцию «Подземелья Калининграда: мифы и реальность» председатель облисполкома выражает активное стремление к решению названных проблем.

Загадочный, таинственный подземный Кёнигс6ерг со своей инфраструктурой и разветвлённой сетью ходов — реальность ли это или всего лишь миф? Может быть, где-то глубоко под землёй в районе Ленинского проспекта или проспекта Мира до сих пор находятся в большой массе оружие, приборы и механизмы, спрятанные нацистами. Более вероятно, что большинство подземелий Кёнигсберга давно засыпаны землёй и разрушены, и лишь скелеты охраняют секреты и загадки заброшенных подземелий. Старые подземные коммуникации некогда жили своей жизнью, а ныне умерли и окончательно утонули в глухой и бездонно пустой тишине... Где-то наверху кипит жизнь: строятся новые дома, торговые центры, рабочие вырубают деревья, степенно заседают депутаты... А там, внизу, — немые свидетели прошлого...
А может быть, всё это ни на чём нё основанные слухи, распускаемые, чтобы вызвать интерес калининградцев, не лишённых воображения? Сейчас дать ответ на этот вопрос не может никто, даже так называемые специалисты не могут сказать точно, есть ли на самом деле тот самый подземный город. (Подземелья Кенигсберга – миф или реальность? «Дворник», 20-27 мая 2008 г.).

Конференция «Подземелья города К.» проходила в «штаб-квартире» общества «Альтернатива». Это стилизованный под подземное укрепление подвал в старом здании на улице Коперника, 24. На мероприятии присутствовало около дюжины человек, собравшихся, чтобы заслушать и обсудить доклады людей, активно изучающих тему подземелий Кёнигсберга. Одним из докладчиков был Анатолий Бахтин, главный архивист «Государственного архива Калининградской области».
Он рассказал об обстановке, складывавшейся в Кёнигсберге в апреле-мае 1945 года в связи с окончанием войны, В докладе он сообщил, что в то время в городе царила атмосфера полного хаоса. 13 января 1945 года советские войска прорвали границы Восточной Пруссии и двинулись в направлении Кёнигсберга. В ночь на 28 января весь город без исключения охватила безумная паника. Многие чиновники подались в Пиллау (Балтийск). Гауляйтер Восточной Пруссии Эрих Кох заранее бежал в район нынешнего Приморска и не без комфорта устроился там в бункере. Кох не продолжил бегство на Запад, поскольку знал, что его ждёт в этом случае — фюрер издал указ о немедленном расстреле беглых чинов. Анатолий Бахтин отметил: «Вообще, многие ошибочно думают, что всем заправлял гауляйтер Эрих Кох. Оказывается, что он был простым администратором, ему даже не подчинялась полиция. А вся полиция подчинялась СС и лично Гиммлеру.
Учитывая это, а также факт бегства Коха, участники конференции решили, что следы документов, указывающих на возможные входы в подземелья или описывающих схемы коммуникаций, не следует связывать с личностью Коха. (Подземелья Кенигсберга – миф или реальность? «Дворник», 20-27 мая 2008 г.).

О документах главный архивист области сказал: «Часть архивов - после больших бомбёжек Кёнигсберга - были вывезены в Германию и, по всей вероятности, переправлены на запад. Оставшиеся документы и частично архивы в конце 1944 года вывезли в безопасное от воздушных налётов место на территории Восточной Пруссии. В критические дни января 1945 года вывезенные материалы и оставшиеся в Кёнигсберге уничтожили. Паника среди государственных деятелей и населения в то время достигала огромного размаха, поэтому были основания как можно скорей избавиться от личной ответственности за документы, в особенности за секретные документы гестапо. Никаких данных, опровергающих эти предположения, за всё время, прошедшее после войны, не получено. Однако имеются факты, что многие сотрудники бывших нацистских органов ещё длительное время оставались после войны среди немецкого и русского населения области. Известно, что некоторые из них были оставлены, чтобы попытаться вывезти спрятанные архивы на Запад, а при невозможности транспортировки - завершить процесс уничтожения документов. (Подземелья Кенигсберга – миф или реальность? «Дворник», 20-27 мая 2008 г.).

Далее о подземном городе говорил участник экспедиций по сохранившимся коммуникациям нашего города, поисковик Александр Шевченко. Он сказал, что не раз спускался под землю в различных частях Калининграда, однако никогда не натыкался на явные следы входа в «подземный Кёнигсберг». (Подземелья Кенигсберга – миф или реальность? «Дворник», 20-27 мая 2008 г.).
 
Бахтин рассказал о первопричине всех слухов о подземном городе: «Один знакомый мне рассказывал, что когда был маленький, то неделю шёл из «Бальги» - в Калининград по подземелью. На мою просьбу, показать, где вход, как это было, он не смог ничего ответить. (Подземелья Кенигсберга – миф или реальность? «Дворник», 20-27 мая 2008 г.).

Есть мнение, что все рассказы о подземном Кенигсберге – миф. Основано оно на том, что в каждом доме раньше был подвал. В военное время люди пробивали ходы, соединяли подвалы между собой, чтобы в экстренных случаях можно было переходить из здания в здание. Можно было пройти весь квартал, не выходя на поверхность». (Подземелья Кенигсберга – миф или реальность? «Дворник», 20-27 мая 2008 г.).

Можно ли утверждать о существовании подземного города или лишь о заваленных землей ходах и некогда действовавшей в прошлом разветвленной сети подземных коммуникаций – сейчас сказать невозможно. Всегда найдется человек, уверенный в том, что подземный Кенигсберг существует. (Подземелья Кенигсберга – миф или реальность? «Дворник», 20-27 мая 2008 г.).
 
Действительно, часть подземных сооружений затоплена, но не балтийской водой, да и не потечет она к городу, так как он расположен на 20-30 метров выше уровня моря. Для того чтобы затопить какое-либо подземное сооружение, достаточно нарушить его гидроизоляцию. (http://proza.ru/2016/10/14/1264).

Причиной возникновения слухов о «подземном городе» явились и события августа 1944 года, когда в результате бомбардировки Кенигсберга англо-американской авиацией "многие" выходы из бомбоубежищ были завалены обломками зданий. Улучшая живучесть убежищ, и готовясь к длительной обороне города, фашисты соединяли соседние убежища железобетонными трубами диаметром до полутора метров. Их обнаружение в послевоенное время и породило всякие домыслы и слухи. (http://proza.ru/2016/10/14/1264).

Уже в августе 1944 года центр и его кварталы: Кнайпхоф, Лебенихт, Альтштадт и замок были полностью разрушены двумя бомбардировками британской авиации - задолго до того, как в апреле 1945 года город в тяжелых боях с оставшимися воинскими группировками, после бомбовой и артиллерийской осады был штурмом взят Советской Армией… (http://proza.ru/2012/06/15/1656).

Во время войны дренажная система была нарушена… (http://proza.ru/2012/06/15/1406).

В 1946 году города практически не существовало. Это было, если так можно сказать, пустое место. Он был полностью разрушен. И поэтому советские люди, которые заселили город, вынуждены были не восстанавливать оставшееся, а строить заново. (http://proza.ru/2012/06/15/1656).

Разрушен главным образом центр, а также товарная и пассажирская железнодорожные станции с поселками, густо застроенными многоэтажными зданиями в районе пруда Шлоссе-Тайх (Нижний) по линии внутренних фортов и между реками Старая и Новая Прегель. К западу от пруда Шлоссе городские кварталы разрушены до 70, к востоку- до 80 процентов, район Цитадели - на 90 процентов. Город в целом разрушен на 60 процентов. Исторический Кенигсберг - бывший центр - совершенно разрушен. (http://proza.ru/2012/06/15/1656).

После завершения штурма Кенигсберга и в послевоенное время затопленными подземельями занимались подразделения ЭПРОНа. Сейчас такой организации не существует, но у нее есть преемник. (http://proza.ru/2016/10/14/1264).

Должна, видимо, существовать какая-то организация, которая целенаправленно занимается изучением калининградских подземелий и всем, что с ними связано. Заведующая военным отделом областного историко-художественного музея Е. Пенкина подтвердила: да, такая организация существовала, но с 1 января 1984 года расформирована. Называлась она Государственная историко-археологическая экспедиция. А военным консультантом в ней был полковник А. Овсянов, …старший преподаватель кафедры военно-инженерных дисциплин Калининградского высшего инженерного училища инженерных войск имени А. Жданова.  (http://proza.ru/2012/06/16/376).

А. Овсянов: «Вокруг калининградских подземелий много вымыслов и нездоровых слухов… Более 15 лет в составе государственной историко-археологической экспедиции мне приходилось участвовать в проверках различных версий, бурении скважин в замках и фортификационных сооружениях… Глубоко убежден: подземного города как такового не существует… Но есть разветвленные подвалы, ходы сообщения, подземные хранилища, бункера, убежища и даже затопленные заводы. Правда подземными их можно назвать только с некоторой натяжкой, потому что один этаж все-таки находится над поверхностью земли. В изучении «подземного хозяйства» Калининграда, конечно, пока немало еще белых пятен. Недавно в отдел культуры облисполкома поступило письмо бывшего главного архитектора Калининграда Арсения Владимировича Максимова. Он подробно рассказывает, как проходило сразу после войны изучение подземелий, и ставит под сомнение качество проверки некоторых версий… В то время изучением подземелий занимался профессор Брюсов. У него было два помощника - старшие лейтенанты из местного гарнизона, фамилии которых в архивах не сохранились. Если бы мы смогли найти этих людей, то информация, которой они обладают, очень помогла бы в дальнейшей работе. Что касается слухов и домыслов, то они - результат отсутствия гласности в этом вопросе. Кто-то когда-то наложил табу на эту тему и для экскурсоводов, и для местной прессы… То, о чем мне рассказали в УВД, убедило в другом: есть в проблеме калининградских подземелий реалии, которые значительно серьезней, чем самые «жуткие» мифы о них». (http://proza.ru/2012/06/16/376), (http://proza.ru/2016/10/14/1264).

А. Овсянов: «Один из основных предварительных выводов: подземелья Калининграда не образуют единой системы (нет целесообразности и не позволяют геологические условия)»… (http://proza.ru/2016/10/14/1264).

Мне за многие годы поисковой… деятельности приходилось… проникать в средневековые подземелья многих замков и старинных кирх, подвалы башен и бастионов, разветвленные потерны (подземные ходы) фортов и арсеналов, коллекторы, хранилища топлив, подземные коммуникации промышленных предприятий и другие объекты, но все они не вписываются в рамки… «подземного города», а проведенные исследования его объектов, указанные учеными-биоэнергетиками…, не принесли желаемого результата. Шнеки буровых машин ни разу не вышли на искомые пустоты…
И все же в подземном хозяйстве Кенигсберга, его внутреннем бастионном и внешнем фортовом поясах, множестве городских бункеров, коллекторов, колодцев и других сооружений есть еще масса неясного, неисследованного и непроверенного… Подземное хозяйство города теснейшим образом связано с наземным. Игнорирование старых немецких инженерных устройств, дилетантское вторжение в них чревато самыми серьезными последствиями… Проблема городских подземелий не решена, не исследована… 
(А. Овсянов «В казематах Королевского форта», К., 1999 г.).

Начальник отдела отряда подводно-технических работ М. Лиф: «Подземное хозяйство Калининграда… действительно большое… Под фортификационными сооружениями в районе бывших замков имеются двух - трехэтажные подземелья. В большинстве своем они затоплены, а ходы туда забиты камнями. Те, что осушены, частично используются сейчас под склады. Говорить о существовании целого подземного города, думаю, безосновательно… Недалеко от Калининграда есть подземный авиационный завод. Но он… затоплен, а входы в него завалены камнями». (http://proza.ru/2016/10/14/1264).

Начальник отдела отряда подводно-технических работ М. Лиф: «Нам много приходится работать и в реке Преголе, и в озерах, и в канализационных коммуникациях. Наверное, если бы было что-то значительное под землей, то мы смогли бы обнаружить… Несколько лет назад были в нашей среде разведчики водолазы, обнаружили в одном из озер искусственный грот, вход в который закрывала немецкая якорная мина. Один из них вскоре при неясных обстоятельствах упал с балкона пятого этажа и погиб. Другой после этого пытался склонить знакомого мичмана-сапера частным порядком обезвредить мину. Тот не придал этому разговору серьезного значения. Но когда «кладоискатель», уйдя в очередной раз на озеро, пропал без вести, мичман вспомнил тот разговор и заявил о нем в милицию».

Г. Мацуев прибыл в Кенигсберг в апреле 1945 года. Более десяти лет служил здесь старшиной команды водолазов. Будучи мичманом, уволился в запас и остался работать в отряде подводно-технических работ. За это время 15 тысяч часов провел он под водой. Десятки раз спускался и в затопленные подземелья, …в Преголю, и в озера, лично осматривал многие затопленные подземелья…  (http://proza.ru/2016/10/14/1264).

Один из… бригадиров Г. Мацуев, который сразу после освобождения Кенигсберга прибыл сюда в составе специального подразделения и лично осматривал многие затопленные подземелья: «Много в этом вопросе неясностей. Подземелья… после войны изучались поверхностно, а сейчас эта работа и вовсе не ведется…
Приходилось работать и в подземельях. Хорошо помню, в Королевском замке верхние этажи подвалов в то время затоплены не были. Мы спускались туда через специальные люки. Прошли три этажа, потом по каким-то причинам вернулись. Вскоре входы в подземелье были завалены обломками взорванного дворца… Что касается «синтетической ткани», то я действительно участвовал в ее подъеме, из подвалов. Было это в районе старинных городских ворот… В полу фортификационного сооружения нашли огромный люк. Открыли мы его, а под люком вода стоит. Нырнул - и увидел огромное подземелье со стеллажами, на которых лежало множество каких-то рулонов. Долго мы провозились, пока подняли их на поверхность. Потом нам сказали, что анализ будто бы показал - это порох… После Первой мировой войны Германия не имела права выпускать оружия и взрывчатых веществ больше установленного уровня. Вот в Кенигсберге и делали порох, камуфлируя его под ткань»… (http://proza.ru/2016/10/14/1264).

«Крепость Кенигсберг была подготовлена немецко-фашистскими войсками к длительной обороне, даже в условиях полной изоляции. Подземные военные заводы работали круглосуточно». (Из военных мемуаров). (http://proza.ru/2016/10/14/1264).

Обнаружились под Кёнигсбергом нескольких связанных между собой военных заводов, один по  производству танков, другой по производству самолетов. После сборки и испытаний готовые самолеты вылетали прямо из-под земли по специальному туннелю. Один из них, из последней партии, наши сбили, и он упал в озеро, которое находится на острове (правильнее назвать «междуречье»), за «треснутыми» домами. В хорошую солнечную погоду, когда вода прозрачная, самолет виден с лодки; виден крест на фюзеляже и шлем пилота, который застрял в разбитом окне. (А. Попадин «Город нашего детства. Саги послевоенных времен». 24.10.2001 г. http://www.koenig.ru/time/2/).

Есть совершенно точные данные, что рядом с Кёнигсбергом… располагались подземный авиационный завод и огромное нефтехранилище. Всё это оказалось затоплено, а входы завалены камнями на приличную глубину… (http://sokrytoe.net/3309-...=tayna-kenigsbergskogo-zamka).


Г. Мацуев: «Недалеко от Кенигсберга был подземный авиационный завод. Но он… затоплен, а входы в него завалены камнями…
Группа водолазов из нашего отряда работала в подземном авиационном заводе. Он был затоплен фашистами. Воду пытались откачать, но безрезультатно. Тогда в подземелье засыпали красящий порошок. Изменение цвета воды на некоторых участках прибрежной полосы показало, что заводские подземелья связаны с Балтийским морем. После этого было принято решение прекратить попытки откачать воду. Входы в подземные этажи завода завалили камнями. На том и закончили работы». (http://proza.ru/2016/10/14/1264).

Как выяснилось позднее, неизвестным образом подземелья были соединены с рекой и морем. Поэтому откачивать из них воду — всё равно, что откачивать Балтийское море! Нужно знать, где расположены шлюзы, заслонки и прочие механизмы, перекрывающие доступ в подземные галереи, и только приведя их в действие можно попытаться осушить многоэтажный «подземный Кёнигсберг». Однако этого до сих пор так никто и не сделал… (http://sokrytoe.net/3309-...=tayna-kenigsbergskogo-zamka).

Житель Калининграда: «Здесь эти подземные бомбоубежища тянутся на целый километр. В них прятались работавшие на авиазаводе немцы во время авианалетов». (109).

Иногда термин «подземный завод» ассоциируется с понятием большого подземного комплекса, хотя в действительности речь идет о наземном здании, в покрытие которого уложен грунт в качестве надежной защиты от средств поражения. Такие здания и сооружения известны и до сих пор используются по назначению. Конечно, в подземном хозяйстве нашего города есть еще много неясного, неисследованного, непроверенного… (http://proza.ru/2016/10/14/1264).

«Я работал на верфи, раньше у немцев это была самая большая верфь, целый город у залива, да и под землей – цеха. Залили их немцы, когда отступали в сорок пятом, пытались мы воду откачать, но ничего не удалось сделать. Вытащили два сверлильных станка и баки с краской. Краска эта держалась на бортах так, что зубилом не соскоблишь. Еще там, в подземном заводе, спирт был. Его-то и искали. И немало было искателей, которые так из-под земли и не вышли. На их поиск целые спасательные партии снаряжались, но редко удавалось бедолаг спасти. Находили других, кто с войны еще по подземельям таился. Там все перемешалось – и наши солдаты скрывались, и фашисты, и евреи... Да уж много лет с тех пор прошло, теперь под землей совсем другая публика – бомжи, отверженные, спившиеся, все потерявшие»… (О. Глушкин «Подземный Кенигсберг», http://www.hrono.ru/text/ru/glush0105.html).

«Лет 5 назад мне рассказали про одно происшествие на ул. Портовой. Рабочие готовили ямы под столбы ограждения территории предприятия. Рабочий в одном месте нарвался на твердое сопротивление… Долбил-долбил ломом, а он возьми и провалился под землю… В том месте проходил тоннель немецкой ливневой канализации. Если интересно, поинтересуйтесь в ЭДИС о немецкой системе ливневой канализации. Увидите всю схему подземелий Кенигсберга». (http://www.klops.ru/forum/ topic/2318.../).

В детстве увлекался подземкой, …видел… знаменитые подземелья Южного вокзала, а однажды отрыл заваленный бытовым мусором вход в одно немецкое бомбоубежище… Сейчас уже землёй всё засыпано…
Паутина ходов и сообщений состоит из тех же ливнёвок, просто во время войны их соединяли с домами либо на поверхности ставили временную огневую точку, соединяя её лазом и прочее, например Галицкий в своей книге пишет, что в Кенигсберге (во время войны) все дома, расположенные на расстоянии 30 метров, были соединены вырытыми лазами, от этого всего и байки про подземный город, но даже те строения, которые выложены под землёй в камне, на самом деле очень даже уникальны…
«Главный вход под Королевским замком… Запасной вход через тепломагистраль… Свернули мы за угол и около аптеки нашли нужный люк, приподняли его, и Хохрик ввинтил свое тело в черноту отверстия, а я полез за ним. Пахнуло в лицо затхлостью и вонью, хоть нос затыкай. Осторожно нащупывал я ногами скользкие металлические скобы и спускался вслед за Хохриком все ниже и ниже. Уже не слышно стало шума дождя, его сменило тихое журчание сточных вод, стал и воздух чище, но темнота, хоть глаз выколи. И наконец там, внизу, Хохрик разорвал темноту вспышкой света. Я спрыгнул на ровную площадку. Хохрик повозился с каким-то кабелем и теперь вокруг засветились десятки ламп. «Вот и добрались до первого моего схрона!» - констатировал мой проводник. Потом он повернул задвижки на большой кованой двери и мы очутились в помещении, бывшим очевидно вещевым складом. Чего здесь только не было… (О. Глушкин «Подземный Кенигсберг», http://www.hrono.ru/text/ru/glush0105.html).

Мы… тронулись в путь. Поначалу дорога была легкой.
Мы шли по рельсовому пути, семеня со шпалы на шпалу. Хохрик объяснил, что раньше, сразу после войны, здесь еще ходили поезда, было два направления – одно вело в ставку фюрера «Волчье логово», а другое на Пиллау. Никто из наших властей не поверил, что такое возможно, хотя докладные в обком поступали. Мощные насосы нужны были. Подходы к этим путям и все туннели немцы залили водой, осушать никто не собирался. И вот только года два назад догадались бомжи спустить воду и называют теперь эту подземную дорогу – «большой рельсовый шлях». Мы шли по этому шляху часа два… (О. Глушкин «Подземный Кенигсберг», http://www.hrono.ru/text/ru/glush0105.html).

Мы… втиснули свои тела в металлическую трубу и заскользили вниз навстречу тьме и неизвестности. Вышли мы в большой сводчатый тоннель, освещенный лампой, вделанной в глубокую нишу… Дороги здесь поровней чем на поверхности, да и освещенность получше. Знал я, что остался под землей после немцев целый город, но чтобы так все сохранилось - даже не мог и подумать… (О. Глушкин «Подземный Кенигсберг», http://www.hrono.ru/text/ru/glush0105.html).

Чтобы к Юркану пройти, нам придется еще на уровень спуститься, а там крыс полно… Это все бомжатские выдумки, чтобы никто не лез под землю… Только крыса может убить другую крысу, даже не дотронувшись до нее, более сильная воздействует психически на своего противника и с такой силой, что у слабой крысы останавливается сердце… Хохрик предупредил, что пойдем в абсолютной тьме, фонарик есть, но надо беречь аккумуляторы. И опять мы опустились по металлической трубе и выскользнули в такую густую тьму, что, казалось, она сжимает наши тела. Хохрик включил фонарик, мы стояли почти по колено в маслянистой воде, пахло фекалиями. Вот его подземный рай! Утроба города, куда все спускают отходы… Шли мы не очень долго, вскоре открылся перед нами освещенный проход, который вывел в просторную галерею, свод из старого обожженного кирпича сохранил смутные фигурки ангелов, стены были тоже расписаны многочисленными фигурами, краска потемнела и трудно было что-либо различить, но понял я, что изображены баталии рыцарских времен… После галереи снова нас окутала мгла, но она уже нисколько меня не страшила, я был уверен: мы близки к цели. Идти приходилось по пояс в воде, но сапоги мои воду не пропускали, и я чувствовал, что у меня достанет сил преодолеть любую преграду… (О. Глушкин «Подземный Кенигсберг», http://www.hrono.ru/text/ru/glush0105.html).

Вход остался под водой. Мы сейчас в районе Королевского замка на глубине, я думаю, метров в пятьдесят. Крюки здесь вдоль стен. У немцев здесь был особый следственный отдел, пытали людей, а потом, как туши оставляли висеть на крюках и пускали воду. До входа к Юркану будем под водой добираться»… Лаз оказался совсем рядом, отверстие было узкое, облепленное слизью, мы скользнули в него и очутились сразу на довольно-таки широком пространстве… (О. Глушкин «Подземный Кенигсберг», http://www.hrono.ru/text/ru/glush0105.html).

Под землей свои законы и здесь замедляется время… Я заметался в темноте, натыкаясь на металлические столбы, которых я раньше не заметил. Помещение стало наполняться синеватым газом, трудно стало дышать, я потянулся к рюкзаку, чтобы достать респиратор, но движения мои стали тяжелыми, руки уже не слушались меня... Очнулся я в тесном закутке, довольно-таки теплом и, как показалось мне, весьма уютным. Лежал я на груде изоляционных плит, застеленных старыми ватниками, под боком у меня проходила паровая труба, от нее то и шло тепло, я понял, что попал в типичное прибежище бомжей… Я стал в темноте исследовать помещение, теплые трубы – значит здесь проходит паровая магистраль, были еще трубы, но более тонкие, возможно, для телефонных линий, и вокруг полно тряпья. И такое впечатление, что здесь не один я нахожусь, что все это – широкая единая кровать для тех, кто ищет приюта под землей. Подняться в полный рост было невозможно, я ползком пробрался к противоположному краю, там тоже были трубы, опутанные паутиной… Надо идти, придерживаясь паровой магистрали, и наверняка придешь к разводному колодцу, к выходу на землю… (О. Глушкин «Подземный Кенигсберг», http://www.hrono.ru/text/ru/glush0105.html).

Кто-то открыл задвижку на стоках и вода с Верхнего озера заполняет подземные проходы… (О. Глушкин «Подземный Кенигсберг», http://www.hrono.ru/text/ru/glush0105.html).

Он решил вывести меня на поверхность через полузасыпанный проход, который уводил к подвалам Королевского замка, где должен быть работающий лифт... Он объяснил мне, что там место сбора оборотней-скинхедов, но вряд ли они в праздник туда спускаются. В одном подземелье еще в войну фашисты замуровали еврейских женщин… Самое страшное в заброшенных ходах – это попасть в угарный тупик, можно задохнуться в занорыше с углекислым газом, все стараются сбросить под землю отходы и нечистоты. Дренажные и сточные системы давно никто не чинил. Иногда попадаешь в такую черную жижу, в такое зловоние, что не продохнуть. Хорошо, что у нас с тобой есть противогазы… (О. Глушкин «Подземный Кенигсберг», http://www.hrono.ru/text/ru/glush0105.html).

Скоро сюда хлынет вода и нам всем уже не выбраться… Становилось все холоднее. Все явственнее слышался шум стекающей воды. Под ногами тоже была вода, мы уже шли по щиколотку в холодной воде. Вместо того, чтобы спасаться от потопа, мы устремлялись навстречу ему… Через несколько минут все было кончено. Шум воды прекратился… Она резко отпрянула и в одно мгновение исчезла в бетонной нише, которую я раньше не замечал, я бросился за ней, в нише было узкое отверстие, при всем желании я бы не смог ввинтить в него свое тело… Он стал шарить по стене, пока не нашел заветного тумблера. Один поворот и он втолкнул меня в узкий ящик из красного дерева. Места здесь хватало только на одного. Резко щелкнули дверцы. И я почувствовал, что меня возносит вверх с большой скоростью, виски сдавило, все внутри словно опустилось, живот налился тяжестью и я потерял сознание… Очнулся я на краю неглубокой ямы, слева сияли огни гостиницы, сыпал мелкий дождь, небо было темное и мрачное, я стал искать лаз, чтобы возвратиться в подземелье, исползал все вокруг, выпачкался и все напрасно. Здесь было много ям – на этом месте когда-то стоял Королевский замок, а теперь велись раскопки. Я нашел большую лужу, вымыл руки и почистил одежду. Потом я долго шел по ночному городу, пока, наконец, не добрался до дома… Всю следующую неделю… я тщетно искал возле нашей аптеки тот лаз, через который попал в подземелье. Не смог я попасть и на то место, где выбрался на землю. Все здесь было перекопано и огорожено высоким забором. Говорили, что здесь начали строить новый рынок. Я пытался рассказать местным краеведам о подземном городе…, я говорил с учеными из нашего университета. Никто не хотел мне верить… (О. Глушкин «Подземный Кенигсберг», http://www.hrono.ru/text/ru/ glush0105.html).

В районе Южного вокзала… Ко дну колодца вели металлические скобы-ступеньки. До дна оказалось – метров 5. На дне я… огляделся. В двух направлениях шёл, в человеческий рост, - длиннющий тоннель… Это была всего лишь… немецкая ливнёвая канализация, но вот диаметр тоннелей впечатлил. Сложилось такое впечатление, что они были сконструированы не только для стока. В колодце и соответственно в тоннелях, воды вообще не было. Лазить по ливнёвым катакомбам в одиночку, в тот момент я не решился.
Сам каждый день бываю в районе Южного вокзала, там вокруг него в некоторых местах при прохождении трамваев или тяжёлых машин, чувствительные колебания земли, явно пустоты внизу… (http://kenigsberg-klad.com/forum/viewtopic.php?f=32&t=2131).

Насчёт Южного вокзала, там действительно много ходов и переходов… Под самим вокзалом, так вообще катакомбы. Многие перекрыты уже нашими, проведено много коммуникаций. С отделения милиции… на Южном вокзале… ведёт ход на сам вокзал, но перекрыт стеной сейчас, с маленькой дырой для труб и кабелей, в другую сторону идёт… в здание почты, но перекрыт уже наглухо капитальной стеной. Под перронами там вообще - бродить не перебродить. Это то, что я знаю лично… Был там, не раз…
Главный железнодорожный вокзал (ныне – Южный вокзал)… Под вокзалом, глубоко под землей, располагалась подземная железнодорожная станция, откуда в нескольких направлениях уходили тоннели, в том числе под реку Преголя. Подобные подземные тоннели нашим воинам встречались в Бранево и других польских городах на пути к Германии. Тоннели располагались значительно ниже реки Преголя и Калининградского залива. Электрифицированные тоннели двумя трассами связывали Кенигсберг со знаменитой ставкой Гитлера Вольфшанце, находившейся недалеко от Растенбурга (Кентшин). Для строительства таких сложных подземных сооружений Германия располагала высококвалифицированными кадрами, горнопроходческой и строительной техникой. (http://www.klops.ru/forum/topic/ 2318.../).

В 2005 году, я вынужденно расширил свой подвал… Смотрю, а по штукатурке стены пошли трещины, вырисовывая силуэт проёма. Рядом с моим домом шла стройка, вбивали сваи, вот и пошли трещины. Взял я и отломал пару кусочков штукатурки. А оставшаяся, сама рухнула. Стою я и наблюдаю перед собой… прежде заштукатуренную деревянную дверь без ручки. Взял я молоток, фомку. Вскрыл дверь. За дверью находилось ещё одно помещение… с домашними вещами немцев… Из этого помещения шёл тоннель в ливнёвку… Этот дом в районе ул. Киевской и Садовой…
Забытые подземные сооружения в Калининграде - это десятки тысяч квадратных метров добротных помещений. Их с успехом можно использовать в интересах города (под склады, спортзалы, магазины, мастерские для художников, скульпторов, гражданскую оборону). Необходима планомерная размуровка ценнейших инженерных подземных сооружений. (Сайт Kenig.Org).

По данным областного штаба ГО, в нашем городе насчитывается до 240 бывших немецких бомбоубежищ. Некоторые убежища после их переоборудования можно использовать для размещения небольших предприятий торговли и быта, мастерских, гаражей, клубов. Даже выращивать шампиньоны в них можно…
На улице Литовский вал кооператив «Кентавр» открыл в бывших старых убежищах (№№ 114, 117а) кафе, планируется сдать в аренду кооперативу подземные помещения (блиндаж) на улице Загорской, 1, в других местах. (http://proza.ru/2016/10/14/1264).

Калининградские подземелья до сих пор таят в себе смерть и горе, которые время от времени вырываются на поверхность и уносят жизни, калечат людей, как правило, детей и подростков…
Начальник отдела охраны общественного порядка УВД Калининградского облисполкома подполковник милиции Н. Сапрыкин:
«Необходимо… очистить и подземелья, и калининградскую землю от «сюрпризов» минувшей войны»… (http://proza.ru/2012/06/16/1658).

Старшее поколение помнит послевоенные годы, тот исторический и духовный фон, окружавший жителей поверженного немецкого города. Притягательная тайна, покрывающая его прошлое, скудная информация, почерпнутая из случайных печатных и фотоматериалов, будоражили воображение. Руины соборов, замков, крепостей звали самодеятельных исследователей. Но постепенно руины разбирались, ветхие строения сносились, и подошло время, когда стало очевидно, что постепенное уничтожение архитектурных и исторических памятников по неведению, злому умыслу или от бедности (нехватки средств на восстановление) привело к обезличиванию города. (http://proza.ru/2012/06/15/1406).


Продолжение: http://proza.ru/2017/01/22/694.


Рецензии