483 Поколение моряков призыва 1972 года 27 05 1974

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК «Свирепый». ДКБФ 1971-1974».

Глава 483. ВМБ Балтийск. БПК «Свирепый». Поколение моряков-воинов призыва 1972 года. 27.05.1974.

Фотоиллюстрация из ДМБовского альбома Гончарова Николая Кондратьевича, командира отделения радиометристов-наблюдателей, период службы 06.05.1972-10.06.1975.
Моряки БПК «Свирепый» призыва 1972 года (слева-направо-сверху-вниз):
Первый: Петров Леонид Васильевич, гидроакустик, период службы 13.05.1973-12.05.1976;
Второй: Жернов Михаил Васильевич, старший радиометрист штурманский, период службы 10.05.1972-02.06.1975;   
Третий:
Четвёртый: Баракин Владимир Алексеевич, командир отделения гидроакустиков, период службы 14.05.1973-05.05.1976;
Пятый: Салахов Музанат Мирхазинович, гидроакустик, период службы 07.11.1972-13.11.1974;
Шестой: Чапыркин Владимир Николаевич, командир отделения гидроакустиков, период службы 13.05.1972-11.06.1975;
Седьмой: Шибанов Владимир Александрович, командир отделения механиков БП ЗАС, период службы 12.05.1972-10.06.1975;
Восьмой: Дочкин Владимир Яковлевич, старший радиотелеграфист, период службы 10.05.1972-06.05.1975.


В предыдущем:

А каким было поколение моряков-воинов призыва 1972 года?..

Моряки призыва 1972 года ненамного отличались от нас – призывников 1971 года, но всё же отличались, их музыкальным и песенным фоном юношеского воспитания и развития были лучшие отечественные песни и музыкальные композиции песенного конкурса-фестиваля «Песня-1972 года».

В этом году Центральное телевидение (ЦТ) и Всесоюзное радио (ВР) получили уже более 100 000 писем заявок и писем-оценок советских песен. Причём места заявок распределялись в конкурсе так: песни гражданского звучания, эстрадные и песни в народном стиле.

В 1971-1972 годах продолжали быть популярными песни: «Баллада о красках», «Червона рута», «Журавли», «Свадьба», «Товарищ песня», «Не плачь девчонка», «Песня крокодила гены» и многие другие. В эти годы самыми популярными теле- и радиопередачами были: «Голубой огонёк», «Музыкальный киоск», «Встреча с песней», «Юность», «С добрыми утром», «Советская песня», «Артлото», «Музыкальные встречи», «Москва и москвичи».

Все советские люди с удовольствием воспринимали новые песни, которые очень скоро становились народными, близкими и родными, потому что были написаны отличными мастерами песенной поэзии и музыки. Отечественные душевные, патриотические и весёлые песни стали выражением и отражением советского характера, духа и души народа, в том числе и советской молодёжи, призывников, воинов-моряков призыва 1972 года.

Особенной популярностью в народе и вниманием руководителей страны пользовались следующие песни 1972 года (исполнители, название и авторы песни):

Александр Розум и Московский хор молодёжи и студентов под управлением Б. Тевлина – «Я пою о Москве» (Серафим Туликов – Юрий Полухин);

Тамара Синявская – «Гляжу в озёра синие» (из телевизионного фильма «Тени исчезают в полдень», Леонид Афанасьев – Игорь Шаферан);

Кола Бельды – «Увезу тебя я в тундру» (Марк Фрадкин – Михаил Пляцковский);

Виктор Вуячич – «Верасы» (Игорь Лученок – Н.Алтухов), «Комсомольская юность» (Игорь Лученок – Н.Алтухов);

Эдуард Хиль – «Проводы» («Погоди же ты») (Александр Колкер – Ким Рыжов), «Ты и небо» (Александр Морозов – Альберт Азизов), «Ярославия» (Павел Аедоницкий – Лев Ошанин);

Лев Лещенко (победитель песенного фестиваля в «Сопоте») – «Юность» (Полад Бюль Бюль-оглы – Николай Добронравов);

Александр Розум – «Позови меня, Россия» (Валентин Левашов – Владимир Харитонов);

Большой детский хор ЦТ и ВР п/у Виктора Попова – «Погоня» (из кинофильма «Неуловимые мстители», Ян Френкель – Роберт Рождественский), а также выступление солиста хора Серёжи Парамонова – «Песня крокодила Гены» (Владимир Шаинский – Александр Тимофеевский).

Эдита Пьеха – «Белая лебедь» (из кинофильма «Русское поле», Александр Флярковский – Леонид Дербенев);

ВИА «Песняры» - «Берёзовый сок» (Вениамин Баснер – Михаил Матусовский), «Косил Ясь конюшину» (белорусская народная песня);

Муслим Магомаев – «С рождения до вечности» (Оскар Фельцман – Роберт Рождественский), «Благодарю тебя» (Арно Бабаджанян – Роберт Рождественский);

Хор русской песни ЦТ и ВР под управлением Н. Кутузова – «Подари мне платок» (Григорий Пономаренко – Маргарита Агашина);

Майя Кристалинская – «Полынь» (Александра Пахмутова – Роберт Рождественский);

ВИА «Смеричка» - «Водограй» (Владимир Ивасюк);

Иосиф Кобзон и ансамбль МВО под управлением Сурена Баблоева – «Старый марш» (Людмила Лядова – Михаил Владимов), Иосиф Кобзон, а потом Лев Лещенко – «За того парня» (Марк Фрадкин – Роберт Рождественский);

Муслим Магомаев и Большой детской хор ЦТ и ВР п/у Виктора Попова – «Герои спорта» (Александра Пахмутова – Николай Добронравов).

Кроме этого очень популярными были такие песни, как: «Песня остаётся с человеком» (Аркадий Островский – Сергей Островой), «Марш весёлых ребят» (Исаак Дунаевский – Василий Лебедев-Кумач), «Ходит песенка по кругу», «Песня о тревожной молодости», «Ромашки спрятались», «Мои цыплята», «Гимн демократической молодёжи».

Однако в 1972 году эти прекрасные отечественные песни уже не могли остановить революционную волну, шквал, потоп, бурю музыкального рока… «Рок», рок и ещё раз рок – это было самое востребованное в молодёжной среде направление популярной песенной и танцевальной музыки. Задушевные, душевные и сознательно-познавательные отечественные песни уступали место бездумным мелодиям и ритмам зарубежного и отечественного рока…

Вот главная отличительная черта поколения призывников 1971 года от призывников 1972 года – мы в 1971 году были представителями дружных сплочённых рядов и колонн, а эти ребята 1972 года уже были представителями сплочённых «тусовочных» рок-групп, команд, «банд»…

Самыми популярными героями-звёздами молодёжи 1972 года становились не монументальные Муслим Магомаев и Иосиф Кобзон и не задушевные лиричные Лев Лещенко и Эдуард Хиль, а рок-исполнители, которые собирали массу зрителей и слушателей на свои концерты-выступления. Кстати, Владимир Высоцкий и другие барды самодеятельной песни тоже причислялись к рок-героям (звёздам), потому что и те и другие своим поведением и творчеством ярко выделялись среди привычного, шаблонного, «застойного»…

В 1972 году интерес молодёжи к року и рок-н-рольной музыке в Советском Союзе, да и по всем социалистическим странам-государствам, достиг апогея. Все молодые ребята, так или иначе подражали рок-звёздам, мечтали быть похожими на них, вольно или невольно, но копировали или имитировали «звёздное», то есть независимое, свободное, слегка протестное поведение и отношение ко всему окружающему. Вот почему в 1972 году в вооружённых силах СССР начались проблемы с воинской дисциплиной и «годковщиной»…

Ещё в 1971 году в музыкальное, а значит, в духовное пространство Советского Союза ворвались американские рок-исполнители, такие жанры афроамериканской музыки, как «госпел», «соул», «ритм-энд-блюз», а также очень популярными становятся музыкальные композиции в стиле «фолк».

В 1970 году закончила своё легендарное существование «ливерпульская четвёрка» – The Beatles. Вместо группы возникли замечательные индивидуальные рок-исполнители (настоящие «рок-звёзды» - автора): Джордж Харрисон (George Harrison) – «Bangladesh», Пол Маккартни (Paul McCartney) – «Uncle Albert / Admiral Halsey», Джон Леннон (John Lennon) – «Imagine», Ринго Старр со своим синглом 1972 года.

Очень модными становятся страстная латиноамериканская музыка, цыганские песни и танцевальная музыка, а также «блюзы». «О, мами! О, мами мами блюз! О, мами, блюз!» - «завывали» на дискотеках 1971-1972 годов все, кто хоть чуть-чуть имел слух и умел петь…

Источником авангардных рок-ритмов и аккордов была Великобритания, отсюда пришли «хард-рок» группы «Deep Purple» (песня «Black Night»), Led Zeppelin (композиция «Stairway To Heaven»), «глэм-рок» (группа Slade с песней «Coz I Love», группа Sweet – «Co Co», группа T.Rex – «Get It On») и «прог-рок» (группа Atomic Rooster с песней «Tomorrow Night»).

Уже ставшая знаменитой группа Rolling Stones произвела на свет песню классического рока «Brown Sugar», Elton John (Эльон Джон) сочинил свою знаменитую балладу в стиле классического рока «Your Song», а Mungo Jerry – «Lady Rose».

В 1972 году очень популярными в молодёжной среде допризывников были хиты в жанре хард-рока (группа Deep Purple и их песня «Smoke On The Water») и глэм-рока (группа Slade – «Look Wot U Dun», The Sweet – «Little Willy». Это уже по-настоящему была чуждая советскому обществу музыка, слова и ритмы…

Однако ничего с этим поделать было нельзя, «западная музыка» и «западная музыкальная культура» накатывалась на Советский Союз, как атлантические циклоны – неудержимо, стихийно, неотвратимо…

Классический рок (Rolling Stones – «Love In Vain», Ringo Starr – «Back Off Boogaloo», Bread – «Guitar Man»), классический рок-н-ролл (Chuck Berry – «My Ding A Ling Live»), кантри-рок (Neil Young – «Heart Of Gold»), фолк-рок (Don McLean – «American Pie») становятся классикой поп-культуры молодёжи 70-х годов.

В 1972 году в Советском Союзе начинают пользоваться популярностью музыкальные ритмы и композиции из Германии (ФРГ), Франции и Италиии (Адриано Челентано).

А что в СССР? Чем ответили в 1972 году советские композиторы на шквал рока с Запада?

В 1972 году на пике популярности ВИА «Песняры» с песней «Косил Ясь конюшину» и Николай Кола-Бельды с песней «Увезу тебя я в тундру». В 1972 году «всех» охватила страсть куда-нибудь уехать за мечтами, за свободой, за чем-то необычным, за новым, «не таким, как здесь»…

Советские люди ещё с удовольствием массово любят петь «шлягеры» 1972 года: «Стою на полустаночке» Нины Сазоновой из кинофильма «День за днём», «Мы выбираем, нас выбирают» Светланы Крючковой из телефильма «Большая перемена» и «Лесной олень» Аиды Ведищевой из фильма «Ох, уж эта Настя», но призывная молодёжь 1972 года уже «вовсю тащится» от лучших песен и рок-композиций 1972 года:

Deep Purple – «Smoke On The Water»;
Sonny & Cher – «A Cowboys Work Is Never Done»;
Neil Young – «Heart Of Gold»;
Middle of the Road – «Samson and Delilah;
Les Humphries Singers – «Mexico»;
Donny Osmond – «Puppy Love»;
The Temptations – «Papa was a rollin'stone»;
Don McLean – «American Pie»;
Slade – «Look Wot U Dun»;
Michael Jackson (Jacksons 5) – «Rockin' Robin»;
T.Rex – «Metal Guru»;
Lieutenant Pigeon – «Mouldy Old Dough»;
Chicory Tip – «Son Of My Father»;
Chuck Berry – «My Ding A Ling Live»;
Bee Gees – «My World»;
David Bowie – «Starman»;
Rolling Stones – «Love In Vain»;
Uriah Heep – «July Morning»;
The Who – «Join Together»;
Alice Cooper – «School's out»;
The Sweet – «Little Willy»;
Ringo Starr – «Back Off Boogaloo»;
Bread – «Guitar Man»;
Eric Charden & Stone – «L’Avventura»;
C. J;r;me – «Kiss Me»;
Adriano Celetano – «Prisencolinensinainciusol».

В 1972 году мы, призывники 1971 года, оторванные военно-морской службой от реалий окружающей гражданской жизни, были полностью поглощены приёмкой новейшего боевого корабля, освоением новейшей боевой техникой и вооружением, заводскими и ходовыми испытаниями, подготовкой корабля к сдаче курсовых задач и это было самым главным для нас.

В этот процесс боевой подготовки вступали призывники 1972 года и наш бурный поток страстного желания освоить новейший боевой корабль захлёстывал «годков», «молодых» и «салаг», увлекал их надеждой и мечтой на первую БС (боевую службу). Это было настоящее «мужское дело», настоящее приключение, то самое новое, мощное, свободное, рок-н-ролльное, чего хотели и жаждали призывники 1972 года.

Вот почему боевая подготовка, боевая служба и боевой поход БПК «Свирепый» в июле-октябре 1973 года во время «войны Судного Дня» на Ближнем Востоке стали настоящими, реальными, действительными и… легендарными.

Вот почему военные моряки ВМФ СССР призыва 1971 и 1972 годов были истинно советскими…


Рецензии
Многие из этих песен люблю и слушаю.

Александра Казакова 2   08.11.2021 16:14     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.