Царство снов

Мы чувствуем, что в сновидении таится некое содержание, повествование, только не знаем, какое. Для толкования снов издревле сочиняются, выходят в свет и ложатся под подушки «сонники», где маленькую долю правды окружает большая доля вымысла.

Действительно, между некоторыми образами сновидения, с одной стороны, и событиями или вещами, с другой стороны, прослеживается взаимосвязь. Например, грязная текущая  вода означает опасность, ухудшение дел. Грязная стоячая вода означает нездоровье или приближение болезни. Однако подобных универсальных соответствий немного. Большинство сон-образов создано по индивидуальной мерке. Так для одного человека рыба означает удачу, а для другого - упущенную возможность.

Есть на свете собиратели снов, и для примера мы сейчас позаимствуем один сюжет из их архива. «Я был дельфином, я радостно плыл и выскакивал из воды, всем телом зная, как это делается. Вода была изумрудной. Я купался в серебристых брызгах и был счастлив».

Переживатель этого сновидения поначалу был уверен, что оно сулит ему удачу, и о том же говорил сонник, но дела его ухудшились, а с ними и настроение, так что пришлось истолковать сновидение по-другому. Сон указывал на то, что он - человек хмурый, скучный, подавленный заботами, и ему как раз не удаётся вот так плавать и нырять, так блаженно резвиться, как дельфин. Сон методом от противного указал ему на его неуклюжесть.

Вовсе пустых снов не бывает. Иные видения мы воспринимаем как чепуху, но всё-таки сны умнее развлекательных телепрограмм, и в каждом фрагменте сновидения, в каждом образе живёт некий смысл, иногда многослойный. Но отчего бы сновидению не заговорить с нами нормальным человеческим языком?! Отчего не сказать прямо: «Не ходи завтра на работу - поругаешься с начальником. Возьми больничный». Почему это предупреждение надо было изображать в виде злой собаки, которая рвёт цепь и бежит на сновидца, сбивая лапами миску, полную мутной похлёбки?

Или такая история. Влюбившийся мальчик стоял под окнами своей возлюбленной. Он сильно продрог. Был май, цвела сирень - запах сирени навсегда отдаёт в его душе холодом, тоской и надеждой. Много лет спустя он видит во сне предрассветную комнату: стол, на столе гранёный пузырек духов и в окне ветку сирени. Вероятно, ему следует понять эти образы как указание на то, что былые надежды не сбылись, их время прошло. Гранёный пузырек духов означает квинтэссенцию прошлого: там в нескольких каплях собралось и уместилось всё счастье юности - сокровенный и вместе с тем обманный клад. Предрассветная бледность комнаты означает грусть: ведь настоящая заря тогда не наступила, и сердцу не дали расцвести. Но это не всё! Ведь в памяти осталась нежность и очарование сердечной надежды. 

Поймёт ли он такое сложное указание? Или подумает, что приснилась чепуха? Это дело его прозорливости и честности. (Мы пытаемся толковать сны, а сны давно и успешно толкуют нас.)

Сон, к нашей досаде, не может передать своё сообщение «нормальным» человеческим языком. Для сновидения слово - слишком бледное и отвлечённое средство: оно всего лишь прочитывается. А вот образ, он переживается.

Наше свободное (во сне) сознание хочет как раз того, чтобы мы нечто пережили, поэтому оно не «описывает» своё послание, а передает непосредственно - как личный опыт. Сновидение это явление интимно-сокровенных смыслов в новой, иносказательно-художественной форме; это царство живописи и поэзии, это магия образа.
 
Также полагаю, наше сознание связано с планетарным «информационным полем», и во сне эта связь проявляется в большей мере.

11 сентября 2001 года, находясь в горах Заилийского Алатау, лишённый радиоприборов и контактов с людьми, я увидел во сне, будто еду в длинном автобусе, таком длинном, что не вижу его начала и конца. Автобус резко остановился, в нём стало темно и дымно. Я выглянул из окна и увидел, что автобус горит, его обшивка чернеет и стаскивается, как чулок. Кто-то пытается вылезти из окна наружу, но исчезает в огне и в чёрном дыму.

Вскоре выяснилось: эти образы были взяты из реальности, но с одной поправкой. Автобус должен был стоять вертикально: тогда он являлся бы небоскрёбом, одним из атакованных американских «близнецов».

Не счесть доказательств тому, что сны многое знают. Прошлое, настоящее, будущее куда более прозрачны для спящего ума, чем для ума, озабоченного делами. Каждый человек во сне - провидец. Гадание на кофейной гуще, на бобах, на картах и прочее - жалкий суррогат подлинного гадания, которое доступно любому существу. Жадная тётя, «потомственная гадалка», мерцающая кольцами и браслетами (чтобы отвести наши глаза от её нечестного лица) может отдыхать при своих свечах: ей никогда не дотянуться до прозорливости наших снов.

Забавная фраза «он такой глупый, что даже сны у него глупые» не может быть правдивой. Когда дневной волевой рассудок перестаёт управлять сознанием, тогда освобождённое сознание становится подвижным и чувствительным, сверх-восприимчивым. И для каждого чувства и ощущения наше сознание сочиняет подходящий спектакль, в котором спящий - исполнитель и зритель одновременно. Душа сообщает спящему (сама себе) правду средствами нерассудочного творчества; она создает киноверсию жизни.

Пробудившись, мы сразу же сминаем картины ночных видений и вспоминаем их так, как если бы сон складывался по законам дневной реальности. Такое искажение происходит потому, что рассудок включился в работу и взялся редактировать сны.

При воспоминании сна важно не повредить его, важно быть доверчивым и не умствовать. «Ах, что за чушь! - восклицает некто, вспоминая остросюжетный сон. - Почему она сначала умерла, а потом её застрелили?!» Да потому, что смерть героини была предрешена такими мощными силами, что убийственный выстрел оказался всего лишь следствием убийственного решения. Смерть созрела  раньше выстрела, и об этом доложил сон.
 
Когда мы гадаем при помощи вещей дневного мира, мы неизбежно вносим в гадание помехи, что связано с упрямством и грубостью этих вещей. Сон работает куда тоньше: он использует не материальные тела, но их образы, поэтому сон гадает чисто, хотя порою слишком загадочно.

Завзятые мистики утверждают, что среди них есть мастера управления снами. Хотелось бы верить, но… вряд ли. Технологий такого управления просто не может быть, поскольку сновидение образуется как результат летучей свободы восприятия. Поэтому лучше говорить не в терминах управления, а в терминах просьбы и ожидания. «Покажи мне такого-то человека, я буду ждать», - говорите вы грядущему сновидению. Вы ждёте встречи, и она может произойти. Самый прославленный пример получения во сне ответа на запрос: таблица Менделеева. И подобных примеров немало.

День учит сообразительности; ночь - прозорливости. Наши сны - вовсе не мусор дневных впечатлений. Они - экскурсия в мир живых смыслов.   


Рецензии