489 Фантомас есть? 02 06 1974

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК «Свирепый». ДКБФ 1971-1974».

Глава 489. ВМБ Балтийск. БПК «Свирепый». Фантомас есть? Часть 1.  02.06.1974.

Фотоиллюстрация из третьего тома ДМБовского альбома автора: ВМБ Балтийск. БПК «Свирепый». Кадр из кинофильма «Фантомас» (1964 года). Журналист Фандор в кафе-баре читает свою заметку о Фантомасе в газете «Рассвет». 02.06.1974 года.


В предыдущем:

- Неужели я не смогу обуздать свои хотения? – вслух спросил я себя и свои «внутренние голоса».

- Смогу! – твёрдо и убеждённо ответил я самому себе, не дождавшись подсказки ни моего друга деда «Календаря», ни её заклятой любимой подруги – Феи красоты и страсти. Они оба молчали, предоставив мне свободу выбора…

С этого момента я раз и навсегда научился управлять своими естественными мужскими «хотениями» и уже никогда не позволял им одерживать верх над моей волей, умом и разумом.

Второй день лета 1974 года в Калининградской области выдался на редкость тёплым, даже жарким; с утра было плюс 6,5°С, днём в среднем 11,3°С, а на солнце 18,6°С и более. БПК «Свирепый» после выхода в море чистился, мылся, прихорашивался, стирался и сушился, проветривался и… загорал.

Все свободные от вахты, от работ по службе корабельного наряда и от личных бытовых забот, нарушая приказ «не портить своим голым видом внешний вид корабля», вылезли в укромные места на верхней палубе, обнажились до трусов или по пояс (ныне это называется «топлес» - автор) и с наслаждением загорали в лучах уже по-летнему жаркого солнца.

«Штурмана» (рулевые БЧ-1), «сигнальцы» (сигнальщики) и связисты (БЧ-4) «оккупировали крышу» ходовой рубки и устроились у подножия навигационных РЛС и станций ЗРК «Оса-М».

Июнь начался, лето идёт и весь день воскресенья 2 июня 1974 года как по заказу светило жаркое солнце. От жары и неги мысли куда-то испарились, стало легко и просто, светло и радостно, а тут ещё ребята смешные истории рассказывают…

И неважно, что эти истории-байки ты уже слышал не первый раз, что они всякий раз рассказываются чуть-чуть по другому, главное – ты молод, силён, здоров и ты «годок», почти «ДМБовский годок» и тебя уже никто не теребит нарочито грубыми приказами, указами и капризами…

Я лежал на своей разостланной матросской робе и сквозь жаркую дрёму в голову «лезли» ленивые мысли-вопросы: «Что же молчит Оленька? Что у неё случилось? Наверно ей не понравилось моё последнее письмо. Что написать Юре? Что я могу ему написать? Надо ли писать? Писать, не писать?».

Мысли внезапно недовольно зароились как пчёлы, спутались, зажужжали в голове, потому что с палубы раздался крик-зов, крик-ор: «Ребята! В клуб привезли две серии фильма «Фантомас»! Айда в кино!».

Лень и жара с ветерком тут-же исчезли и испарина возбуждения покрыла всё тело…

Быстро и ознобно повскакали, одели робы, флотские рабочие ботинки с резиновыми вставками («коечтодавы» - автор) и аврально, как по боевой тревоге, вниз по поручням трапов лихим полётом на ют, на построение желающих идти в матросский базовый клуб в кино…

Прав был Владимир Ильич Ленин, когда говорил: «Кино народный вид искусства и новый. Из всех искусств для нас важнейшим является кино». В море и на суше для моряков самым доступным и почти ежедневным видом развлечения, познавания и воспитания является кино и кинофильмы, особенно, кинокомедии...

Почти бегом за 5 минут моряки-свиреповцы, а также моряки с других боевых кораблей строем дошли-добежали до клуба, заняли места и вот на экране начались приключения журналиста Фандора, его невесты Элен, незадачливого комиссара полиции Жюва и знаменитого фантастического преступника – Фантомаса…

С первых мгновений фильма всех нас захватила знаменитая вступительная музыка или музыкальная тема фильма (сейчас это называется «саундтрек» - автор) – тревожная, своеобразная, захватывающая…

Струи знаменитого и красивого фонтана в центре Парижа, зарубежные автомобили, среди которых выделяется роскошный «роллс-ройс». Он подъезжает к большому ювелирному магазину.

Шофёр услужливо берёт из рук красивой статной дамы-пассажирки лохматую собачку и помогает даме выйти. За дамой выходит ещё более статный седовласый и усатый пожилой джентльмен с тростью. Они направляются к дверям магазина, и шофёр спешит открыть им большую стеклянную дверь.

- Моё почтение, мадам, - директор ювелирного салона-магазина целует даме руку в низком поклоне.

- Добрый день, месье, - говорит управляющий гордому седовласому мужчине. – Рад вас видеть у нас. Сейчас вам покажут драгоценности, которые приготовлены для вас, а мне придётся вас оставить.

Пожилой продавец ювелирного салона-магазина предлагает гостям прекрасную коллекцию драгоценностей.

- Ну, что ж, это мне нравится, - говорит пожилой седой мужчина с чертами лица удивительно похожими на лицо знаменитого французского киноактёра Жана Марэ (это он и есть – автор). Красивая женщина в красивой широкополой шляпе молча ему улыбается милой и значительной улыбкой.

Седому мужчине и его красивой молчаливой спутнице показывают наборы ожерелий, браслетов и колье с изумрудами, рубинами, сапфирами и алмазами.

- Прелестно, не правда ли, дорогая, - говорит мужчина с лицом Жана Марэ. – Это я тоже возьму…

- А вот колье, о котором я вам говорил по телефону, - говорит продавец-ювелир и осторожно на бархатной подставке преподносит мужчине бесподобное колье с гроздьями крупных алмазов в обрамлении более мелких бриллиантов.

Женщина томно опускает глаза и улыбается мужчинам.

- Возьму и его, пожалуй, - говорит седой джентльмен и достаёт чековую книжку. – Сколько?

- Семь миллионов шестьсот пятьдесят тысяч новых франков, - говорит продавец, слегка споткнувшись на слове «миллионов». – Куда прикажете их доставить?

- Я возьму их с собой, - сказал пожилой миллионер и недобро стрельнул взглядом на продавца.

Он начертал что-то в чековой книжке и размашисто расписался в ней. За всё время этой процедуры красивая спутница миллионера не произнесла ни единого слова.

- Благодарю вас, месье, - говорит продавец.

Гости встают. Мужчина забирает футляры с драгоценностями, и они покидают старинный ювелирный салон-магазин. Их провожают младшие служки магазина, подают трость, шляпу, открывают перед ними двери.

В обратном порядке шофёр открывает перед «мадам» дверь автомобиля, снимает фирменную фуражку водителя и почтительно ждёт, когда пара займёт места в «роллс-ройсе». Последним в салон автомобиля передаётся лохматая собачка.

- Хозяева ювелирного салона-магазина откровенно радуются…

- Какой удивительный размах!

- Да, неплохая сделка! Лорд Шелтон был явно в духе.

Хозяин с улыбкой берёт со стола чек, подписанный миллионером, его лицо искажает гримаса недоумения и ужаса – вместо исчезнувших слов и цифр на чеке ясно проступает надпись-подпись «Fantomas»…

Снова звучит музыкальная тема фильма «Фантомас», едет роскошный «роллс-ройс» по улицам Лондона и на экране возникают имена актёров и создателей фильма…

Жан Маре (голос Владимира Дружникова),
Луи де Фюнес (голос Владимира Кенигсона),
Милен Демонжо (голос Татьяны Конюховой),
Авторы сценария — Жан Ален и Пьер Фуко,
Режиссёр — Андре Юнебель,
Оператор — Марсель Гриньон,
Художник — Поль-Луи Бутье,
Композитор — Мишель Мань

Фильм дублирован на киностудии «Союзмультфильм» в 1967 году. Премьера фильма во Франции состоялась 4 ноября 1964 года, в США — 5 апреля 1966 года, в Италии и СССР – в 1970 году.

После того, как советские зрители увидели этот фильм, многие начали подражать Фантомасу и другим героям фильма, совершать правонарушения и 23 апреля 1970 года и «до особого распоряжения» все три серии фильма «Фантомас» были сняты с показа в советских кинотеатрах.

Запрет отменили в 1973 году и кинокомедия-пародия «Фантомас» снова начала радовать и восхищать советских зрителей и нас, моряков-балтийцев. Мы видели в этом фильме закрытую от нас сказочную и манящую «заграницу»…

Вот витрина магазина радиотоваров. Зеваки смотрят сквозь стекло на выступление комиссара полиции Жюва.

- Наша полиция не дремлет, - говорит самодовольно комиссар Жюв с телеэкрана. – Не теряйте хладнокровия. Дни Фантомаса уже сочтены. Это вам говорит комиссар Жв. Не нужно бояться, не нужно бояться. Фантомас заурядный преступник. Он такой же человек, как и мы с вами.

- Фантомас – это ерунда, - говорит Жюв и приближает лицо к телекамере. – Трепещи, Фантомас. Ты меняешь маски, но голова всё ж таки у тебя одна! Не советую тебе задирать её слишком высоко. Как бы она у тебя не свалилась, ха-ха-ха-ха! Смеётся тот, кто смеётся последним.

Зеваки на улице вздрагивают от визга тормозов и рёва двигателя машины, разбегаются и стёкла витрины магазина рассыпаются от пули.

Машина заезжает колёсами на тротуар. Взрыв гранаты в разбитой витрине разносит в щепки телевизоры, но один ещё работает и из него доносится бодрый голос комиссара Жюва…

- Запомни, Фантомас, скоро мы с тобой разделаемся! Поверьте мне, господа, у вас нет абсолютно никаких оснований для страха…

Телеведущая в телевизоре, установленном в кафе-баре, благодарит комиссара Жюва за телеинтервью. Эту передачу смотрят люди, среди которых выделяется своей статью красавец Жан Марэ и сидящая у стойки бара на высоком стуле красивая блондинка с причёской «каре» Милен Демонжо.

Люди в кафе-баре откровенно смеются над речью комиссара Жюва.

- Какая чепуха! Полиция сгущает краски и утверждает, что мы недостаточно серьёзны!

Редактор газеты показывает собравшимся в баре сотрудникам редакции корректуру нового выпуска газеты.

- Ну и заголовки ты придумал, - обращается он к корреспонденту Фандору (Жан Марэ). – Послушайте: «Привет, Фантомас», «Фантомас не существует», «Дешёвые фокусы Фантомаса», «Жалкие трюки шута, нелепые и пошлые».

Люди спорят, а фотокорреспондент газеты Элен (Милен Демонжо) азартно заявляет, что Фантомас реален.

- Но это напыщенно и глупо, дорогой, - говорит она своему другу (бой-френду – автор) Фандору.

- Слушай, занимайся своими фотографиями, - раздражённо отвечает ей Фандор. – Послушайте: «Полиция не дремлет» - говорит комиссар Жюв, но она не только дремлет, господин комиссар, но и усыпляет нас». Цены подорожали, а оклады уменьшились и везде, по-вашему, виноват Фантомас!».

Элен и Фандор спорят за столиком в кафе и говорят, что они хотели бы встретиться с этим неуловимым Фантомасом.

- Меня восхищает этот человек, - говорит кокетливо Элен.

- Иногда я себя спрашиваю, - в ответ ехидничает Фандор, - почему до сих пор ты меня восхищаешь?

Но Элен не сдаётся и советует Фандору написать о Фантомасе с выдумкой…

- Даже если Фантомаса нет, то придумай его, - говорит она своему другу и жениху.

- Дорогая! - вдруг осеняет Фандора. – Ну, поцелуй меня! Ты подала мне изумительную мысль!

Вечером на старинном заброшенном кладбище между надгробиями уверенным шагом идёт человек в чёрном трико, маске и широком плаще типа «летучая мышь». Он ставит одну ногу на надгробие, а рукой берётся за каменный крест.

- Дорогой, ты готов? - говорит Элен, приготовившись сделать снимок фотоаппаратом на треноге. – Внимание, снимаю!

Наутро газеты выходят со снимками человека-мыши в маске и с заголовками «Интервью Фантомаса»!, «Чудовище всё рассказало», «Мир во власти безумца», «Покупайте газету «Рассвет». Люди спешат купить газету с первым интервью Фантомаса.

- Скоро я стану править всем миром, - читает газету пожилая супруга своему глуховатому мужу. – И человечество скажет мне спасибо. В деловом клубе джентльмены обсуждают интервью Фантомаса:  «Скоро я получу супероружие», - читают они и смеются.

Господин министр британского правительства готовится к конференции по поводу «интервью Фантомаса» и называет её «минным полем»…

«Когда я пожелаю, то взорву планету» - читает статью в газете темпераментный комиссар Жюв. – «И даже комиссар Жюв ничего не может изменить».

Жюв гневно обращается к своему помощнику инспектору Мишелю Бертрану (Жак Динам - Степан Бубнов), который сосредоточенно и тупо внемлет своему начальнику.

Радостный от успеха редактор газеты «Рассвет» (Робер Дальбан - Алексей Полевой) читает статью Фандора: «И быть может завтра, вы увидите небывалый фейерверк. Это будет зрелище достойное Вселенной. Бессмысленно занимать места. Вы все будете в первых рядах. Конец мира уже близок! О будущем не думайте! Человек – тебе придётся умереть! Так умри красиво!».

- Это сенсация! Бесподобно! – редактор благодарно треплет Фандора по плечу. – Вот этого я от тебя и ждал! Изумительная находка. В молодости я был таким же, я всегда опережал других. Я тоже любил «пустить пыль в глаза»…

- То есть как? – возмутился Фандор.

- Но ведь это выдумка! Враньё… - говорит редактор Фандору, но тот отрицательно качает головой.

- Вовсе нет!

- Иди уж! – по-дружески отвечает ему редактор. – Ты принимаешь меня за дурака…

Они расстаются довольные друг другом, понимающе переглядываясь…

Их общение прерывает ворвавшийся к редактору комиссар Жюв. Он хлопает своего помощника по объёмистому животу и указывает на табличку «Не беспокоить!».

- Что это за нелепая история! – кричит комиссар Жюв.

- Значит, вы подслушивали, господин комиссар! – восклицает Фандор. – Это нехороший метод.

- Хм, поговорим о ваших методах, господин Фандор, - заявляет Жюв. – Вы думаете, что всё позволено, чтобы поднять тираж? Вашу газетку вы заполняете материалами о несуществующих преступлениях! Без них вы бы давно «вылетели в трубу»!

- Вместе с вами, господин комиссар. К сожалению, от преступлений зависит наша общая карьера.

- Пугать людей – вот ваша профессия, - с укоризной говорит комиссар Жюв Фандору и редактору газеты «Рассвет».

- Я докажу, что это всё игра воображения и чушь, - заявляет темпераментно комиссар Жюв. – Моё разоблачение потрясёт мир как настоящий взрыв.

В этот момент за спиной комиссара Жюва и редактора взрывается бомба и все в клубах дыма и осколков валятся на пол…

Сыпется с потолка штукатурка, а помощник комиссара Жюва Бертран сидит на полу, трясёт оглушённой головой, потому что сорванная с петель входная дверь пробита его головой и висит у него на плечах, как колодки арестанта…

- Ну, что же вы, улыбнитесь, - говорит очаровательная Элен в дверях палаты больницы, в которой на кроватях лежат и сидят перебинтованные участники разговора в редакции газеты «Рассвет».

- Мерси, - красавицы делает снимок.

- Не стоит благодарности, - ворчливо отвечает ей комиссар Жюв, а Фандор и редактор газеты «Рассвет» радостно встречают милую молодую женщину в коротком, открытом и тесном платьице.

- Элен, - говорит редактор женщине, - четыре колонки на первой странице. Это ещё поднимет тираж!

Кабинет комиссара Жюва…

- Господа, я вас пригласил, чтобы сообщить своё решение, - комиссар Жюв выходит из-за стола, морщась от боли и прихрамывая. – Долгие дни моего вынужденного бездействия не прошли даром.

- Я мог на досуге подумать о нашей работе. Вот мои выводы.

Комиссара внимательно слушают его сотрудники в штатском, выстроившись перед ним в шеренгу.

- Случился взрыв, но не бывает взрыва без взрывчатки…

Сотрудники важно и понятливо согласно кивают головами…

- Это Фантомас взорвал редакцию и я уверен, что ему помог наш приятель журналист!

- Логично, - соглашается долговязый помощник комиссара Жюва.

- Слушайте меня внимательно: идя за ним по следу, мы легко найдём другого… - многозначительно говорит Жюв и пальцами изображает, как они будут красться за журналистом.

Сотрудники внимательно следят за пальцами комиссара, но до них не доходит, о ком ведёт речь комиссар.

- Фантомаса! – «вскипает» Жюв. – Ну, что же вы!

Поздно вечером при лунном свете по улице, хромая и шаркая ногами, идёт нищий бродяга. Его зловещая тень скользит по стенам домов тесной улочки…

Бродяга в нелепом клифте и шляпе трясёт ногой, - видно что-то ему мешает в башмаке. Это же комиссар Жюв переодетых в нищего бродягу!

Он задирает голову и смотрит на окна самого верхнего этажа старого дома. С лестничной площадки в коридор к дверям квартиры идёт усталый Фандор.

На косяке двери в квартиру он видит приколотую визитку – «До скорой встречи. Фантомас».

- Хороши шутки! – неподражаемо красиво смеётся Фандор (Жан Марэ). – Очень мило.

Он рвёт визитку в клочки и входит в квартиру.

Обычная квартира небогатого журналиста под самой крышей? Письменный стол с машинкой и настольной лампой, постель-лежанка, книжные полки, гардероб, кухонька, умывальник и отдельный туалет.

Фандор наливает себе кофе, затем прилёг на лежанку и раскрыл газету.

В это время на улице к «нищему» комиссару Жюву подходят двое дежурных полицейских и забирают его в участок. Жюв отбивается, сопротивляется, кричит, ругается, возмущается, но полицейские невозмутимы, - порядок есть порядок…

В квартире журналиста Фандора звонит телефон и очень густой мужской баритональный «механический» голос говорит: «Внимание! Через несколько минут вас посетит Фантомас. Внимание! Через несколько минут вас посетит Фантомас».

- Ах! Оставьте меня в покое! Поберегите свои фантазии для ваших читателей! – отвечает Фандор в трубку.

Из-за спинки лежанки протягивается рука с короткой дубинкой и бьёт ею по затылку Фандора. Он теряет сознание…

Что-то случилось с проектором и мы, моряки-балтийцы в матросском базовом клубе-кинотеатре ВМБ Балтийск, первый раз перевели дыхание…

Все зашевелились, заговорили, стали делиться впечатлениями…

А первое впечатление у меня было восторженным! Я отвлёкся от своих бед и печалей, от всего земного и грешного и полностью погрузился в волшебную ауру кино, которое (прав был В.И. Ленин) является важнейшим из искусств…

Что же было дальше?      


Рецензии