Приветствую всех заочников советского союза!

Впервые блуждая по коридорам  института, где бесконечные лесенки и ступени приводили, наконец, к нужной аудитории, я видела молодых, веселых людей, пока еще мне незнакомых. Они приветствовали друг друга, что-то шумно обсуждали, изучали расписание занятий, вывешенное на стене. Кто-то, разместившись на широких подоконниках, переписывал лекции. Сознание того, что я являюсь членом этого большого студенческого сообщества, радовало меня.   

Целыми днями я пропадала в институте, и лишь поздно вечером, купив в дежурном гастрономе двести граммов ароматной докторской колбасы и бутылку кефира, возвращалась домой. Надо было успеть на последний трамвай. Гурьбой вваливались мы в вагон и торопились занять свободные места. В вагоне сразу становилось тесно, шумно и весело. Кондуктор, полная радушная тетя в цветастой косынке, отрывала нам билетики по три копейки и охотно отвечала на шуточки парней. Трамвай изрядно качало из стороны в сторону, и приходилось крепко держаться за металлические поручни.  В открытые окна вливалась вечерняя прохлада улиц. Трамвай этот был последним, и люди на остановках ждали его с надеждой. Ночной трамвай кружил по пустынным улицам, подбирая поздних пассажиров. Уличные фонари мелькали в вагонном окне, выхватывая из темноты нежилые постройки и силуэты  светящихся  множеством огней многоэтажек. Я любила вечерний трамвай.

Прошедший день в институте был напряженным, скоро экзамены. В раздумье стояла я  у ночного окна в своей маленькой комнате, дожевывая вкусный ленинградский батон. Вспомнила с улыбкой, как сегодня  в тишине читального зала наш студент заснул над учебником. Очки с его носа с грохотом упали на пол – и это было очень смешно. Мы просто давились от смеха, но, заметьте, никто вслух не рассмеялся. Студент этот был уже пожилым человеком. Грузный  и близорукий, он скорее похож был на профессора, чем на студента, и мы проникались к нему уважением.
 
А сегодняшняя лекция по начертательной геометрии, как всегда, была интересной. Аудитория полна студентами. Преподаватель кафедры начертательной геометрии Борис Полянский объясняет задачу: сложная геометрическая фигура перемещается в пространстве во всех трех плоскостях. Кусочек мела в его пальцах виртуозно скользит по черной доске, рукава пиджака взлетают над головой, как два черных крыла, и очки поблескивают сильными окулярами, когда он поворачивает к нам свою бритую голову. И сам он, энергичный и устремленный, являет собою то ли фокусника, то ли дирижера. Нас, студентов, он завораживал. Были у нашего преподавателя и “любимчики”, умненькие студенты, которым он уделял чуть больше внимания.  Принимая зачеты, он долгим взглядом оценивал сначала работу студента, а потом и самого студента. Улыбка почти никогда не сходила с его умного лица. Но резюме бывало разным. Иногда он, сильно картавя, произносил, обращаясь к студенту:
      - Дорогой мой, у Вас маленькая головка! – и ставил ему “НЕУД”.   
Сам Полянский был головастый во всех отношениях. Удивительно, сколько в эту большую, продолговатую, как крутое яйцо, голову вмещалось знаний, ума и доброжелательности!   

Сейчас вспоминаю, как каждое утро вместе с ленинградцами я спешила в метро, и поезд мчал меня до станции “Технологический институт”, которую мы любовно называли “Техноложкой”. А дальше – дальше занятия в институте до самого вечера. Всё это мне нравилось. Учиться заочно было не просто, но наша жизнь была наполненной и интересной. И мы были молоды!

Я радовалась в Ленинграде всему.  И даже ленинградский дождь вспоминаю с любовью. Успеваешь только запрыгнуть в красный трамвай, а дождь уже хлещет, не шутя, и мутные потоки бегут по стеклу. Но тебе уже ничего не страшно, ты удобно  устроилась  на сидении возле окна и теперь только сочувствуешь пешеходам, спешащим укрыться от ливня в какой-нибудь подворотне.    

А с какими интересными девчатами я познакомилась в Ленинграде на экзаменационных сессиях! С Ритой из Киева, очень обаятельной и умной девушкой,  мы переписывались  долгие годы. Рита очень любила музыку, и, приезжая в Ленинград на сессию, не пропускала в филармонии ни одного концерта Мравинского. Она могла под настроение  прямо на улице запеть “Сказки Венского леса”. Мы были  молоды,  мы  были романтиками и  Штрауса    просто обожали. Мечтательно прикрывая глаза, Рита пела и дирижировала невидимым оркестром, а очарованные ею прохожие мужского пола разворачивались и шли следом за нашей  компанией,  а  порой провожали нас до самой остановки трамвая.

“Защиту” диплома мы отметили небольшой компанией в ресторане на Невском. Я не любила ресторанных залов, с их надрывной музыкой, сигаретным дымом и каким-то, как мне казалось, притворством и помпезностью. Но, сегодняшний вечер был особенным. Было весело и радостно. Все много говорили, cтараясь перекричать громкую музыку. Шипело в бокалах шампанское, звучали тосты в честь Ленинграда и нашего института. Пили за дружбу, за наш диплом инженера, за всех заочников Советского Союза. За столом кто-то из девчат пошутил: “Я институтский значок буду носить всегда, даже на ночной сорочке”. Расставаясь, мы дали слово обязательно писать друг другу и, разумеется, не написали ни разу...


Рецензии
Спасибо, Вилена за интересный рассказ. Эти ностальгические воспоминания навсегда останутся с нами. Вы учились скорее всего в Военмехе или ЛИИЖТЕ. Я учился и одновременно работал, поэтому знаю насколько это трудно, особенно если уже появилась семья. Успехов и удачи!

Виктор Кутуркин   14.03.2017 12:30     Заявить о нарушении
Вам спасибо! А училась я в ЛИСИ. Да, порой было сложно со временем, но всё это было ничто, по сравнению с желанием и нашей молодостью. С уважением. И Вам успехов!

Вилена Федорова   16.03.2017 00:31   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.