На дне и выше

Удар был оглушительный. Хлопнули у самого носа подушки безопасности, воздух от сработанного пиропатрона в салоне  стал зеленым, запахло чем-то резким . Боли не было, но как-то в одночасье возникла липкая тишина.

-Ну, все, приплыл на самое дно океана, в мир водорослей и тины, -  свербила в голове нелепая мысль попавшего в первое свое ДТП Виталия Семеновича Задорожного.

Он пошевелился в удобном кресле своего кроссовера, поднял глаза на лобовое стекло. Действительно, вокруг машины плавали рыбы, медузы, черепахи, извивались ленты морской капусты. Из тьмы подводного каньона вдруг появился большущий красно-белый краб, одетый в форму офицера ГАИ. Глаза у него весело поблескивали, а в клешне слегка покачивался полосатый жезл. Гаишник показал жестом, что настроен миролюбиво. Галантно крутанув хвостом, обитатель водных глубин вежливо попросил показать документы. Не задумываясь о том, что они почему-то прекрасно понимают друг друга и как бы только шевелят губами, шофер открыл дверцу (без усилий в толще воды) и протянул права.
 
- Все нормально, дружище, это было досадное недоразумение, мы сейчас скоренько устраним последствия ДТП, а тобой займется группа психологов и укротителей беды, - пошевелил губами хозяин морской дороги, - главное, сильно не волнуйся.

Осмелев, Виталий Семенович вышел из легковушки, удивился радуге цветов кораллов и губок на обочине дороги, проходящей по самому дну, беспрестанному движению рыб, моллюсков, и прочих живых созданий, похожих на птиц, пауков, червей и насекомых. Пока он напряженно  осматривался, из голубой синевы моря выплыл аппарат, похожий на космический луноход с множеством металлических рук, ковшей, лебедок. Управлял им тип в белой каске, похожий на морского конька. Ловко подцепив кузов пострадавшей машины и установив его на платформу, усатый водитель, помахав плавниками, отбыл в неизвестном направлении.

-Да вы, мил человек, не волнуйтесь, Николь сегодня к вечеру все исправит, будет ваш аппарат как новый, - успокоил добродушный краб и опять позвонил кому-то по телефону, похожему на раковинку.

- С минуту на минуту сюда приплывет русалка Диана с двумя своими подругами Сильвией и Океанеллой, - продолжил инспектор  ГАИ, - они явятся по вашу душу, а пока попейте  целебного напитка из сладких водорослей, растущих на территории нашего морского государства «Три кита».

Краб почтительно протянул сосуд, напоминающий ухо кита, наполненного розовой жидкостью.
 
- Чему бывать, того не миновать, - решил Задорожный и пригубил угощение.

Оно оказалось очень приятным на вкус и успокаивающе  подействовало на «гудящие» нервы попавшего в аварию человека. Все грибовидные морские животные (или растения?) вокруг показались гостю прекрасными розами, не смутили даже маленькие фиолетовые струйки, которые они пускали перед собой, слово курили.

Не успев толком оценить  новое состояние легкой эйфории, Виталий Семенович вдруг почувствовал на себе взгляды трех пар глаз. Это, изящно извиваясь, приближались к нему три  русалки, поблескивая в еле проходящих через толщу воды лучах солнца серебряной чешуей. Красавицы очень осторожно подхватили   мужчину и благополучно и плавно переправили его в соседнюю пещеру, выбитую в белой скале. Это оказалось заведением  реабилитационного толка, где звучала приятная приглушенная музыка, а интерьер располагал к спокойствию и умиротворению. Русалки зажгли красивые пахучие свечи, усадили гостя в кресло и повели душещипательные беседы о радостях жизни. В паузах они делали ему массаж, грациозно танцевали на небольшой подиуме, потчевали вкусными блюдами из мидий, устриц и лосося. Задорожный от такой приятной обстановки погрузился в нежную дрему и быстро забыл о происшествии на дороге. А три красавицы все курили, курили фимиам его достоинствам и чуть ли не подвигам...

Вечером, когда все рыбы и ракообразные устроились в своих нишах на сон, в пещеру заглянул краб и сообщил, что машина починена и можно ехать дальше. На широкополосной дороге  спокойно, как и по всей стране, никаких происшествий не происходит, все организовано так, чтобы водителям было комфортно и безопасно ехать.  Им никто не грозит карами, наоборот, работники дорожных служб всячески помогают шоферам когда надо отдохнуть, что-то исправить,  У них, как заявил краб, нет проблем с печальной статистикой, пробками и агрессией участников дорожного движения.

...Стряхнув с себя оцепенение, похожее на сон, наш герой увидел вокруг другую, черно-белую картину. Около двух побитых машин толпилось много всяких людей. Большинство из них были зеваки. Никто не предлагал помощи, зато недостатка в советах не ощущалось. Незнакомцы стали сразу выяснять — кто виноват, давали рецепты поведения при разборке дела с гаишниками, а те все еще не ехали. Из «японца» текли всякие жидкости, а проходящие авто все норовили сбить аварийный знак, установленный на дороге. Наконец прибыли стражи порядка, оформили все бумаги, поработали рулеткой, и укатили восвояси не сказав ни слова.
 
С этим невозмутимым равнодушием на автотрассах  Задорожный, шофер с 30-летним стажем, сталкивался довольно часто. Ему всегда казалось, что люди в форме здесь похожи на  манекенов с простой программой в голове — обобрать человека, найти любую «зацепку», даже смешную, чтобы обязательно наказать. Им и в голову не приходит, что иногда полезнее грамотно провести профилактическую беседу, может, на первый случай, просто предупредить человека.  Где-то там далеко, в Москве, умные деловые люди собирают убойную статистику происшествий на дорогах страны, которая поражает количеством жертв (десятки тысяч человек), несопоставимых  после терактов, природных катаклизмов, самолетопадов.   Эти люди потом рассылают правильные депеши на места, чтобы как-то остановить трагический вал потерь, но он все не спадает. А газеты и телевидение, с их подачи, все катили и катят бочку на всех, кто держит руль в руках: мол, народ наш очень невежественен, хаотичен, не воздержан в питье, не признает никаких правил езды. Беда с ним! А ведь ясно каждому ежу: на многополосных трассах аварий значительно меньше, чем на узких дорогах. Стройте, дорогие организаторы нашей нелегкой жизни, автобаны, и кардинальный перелом в статистике обеспечен! Да ликвидируйте вы, наконец, совершенно бесполезную организацию ГИБДД , или, хотя бы, кардинально ее переделайте. Составьте новые правила движения, которые вберут в себя все позитивное из зарубежных аналогов.

Еще он не любил все обобщать, знал, что это движение не к истине, а порой, в обратном направлении. Ну и что,  что не случалось аварий прежде— тут на войне как на войне — не собрался, расслабился, отвлекся - получай удар.  Но за десятки лет Бог миловал, хотя гаишники своими дурацкими манерами и в поисках наживы испортили много прекрасных минут хорошей езды. И ведь в прежние времена хоть можно было договориться с людьми в погонах, снизить цену штрафа,  а нынче наставили камер — на полкилометра превысил скорость  на безлюдной дороге или зацепил колесом миллиметр сплошной полосы — получай «письмо счастья», пополняй госказну, опустошенную глупыми решениями чиновников.

 ...И вот первое в жизни ДТП в южном городке Коноплянске, где по вечерам машины носятся как на ралли, из окон их гремит оглушительная музыка, а понятия главной и второстепенных дорог напрочь отсутствует.
 
- Да все нормально, хорошо отделался, ни одной царапины, - хлопали по плечу товарищи, помогавшие с транспортировкой обездвиженной техники.
А Виталий Семенович не мог преодолеть свою заторможенность и непонятное раздвоение. Вроде как бы его в фантастическом погружении на дно успокоили, восстановили легковушку, сняли зажимы, а на деле трудные хлопоты только начинались.

Много он поездил по свету на разных машинах, повидал всяких дорог, инспекторов. Трудновато было рулить в Москве и Питере, на Крайнем Севере, приходилось перестраиваться на трассах Прибалтийских государств, в горах Кавказа, Черногории, Греции, Кипра, Канады.  Ни одного штрафа и аварии!  «Что ж, и на старушку бывает прорушка,-» успокаивал себя бывалый водила, глядя на «расквашенный» нос  японского кроссовера.
 
- Да мне вроде уже восстановили машину, -  опять екнуло у него в мозгу, но он отогнал эту навязчивую мысль, прилетевшую из непонятно каких глубин.

Знакомые рассказывали ему как с помощью лебедок, тросов и кувалд некоторые местные умельцы распрямляли покореженные кузова и смело брались за рихтовку, покраску, сварку. Правда потом автомобиль был обречен на вечный ремонт и доводку, он периодически скрипел и вибрировал, но это горе-мастеров после получения денег не волновало. Главное ведь дешево!

-Послушай, старина, происшествие твое не случайное, в нашем Коноплянске многим не нравится когда у соседа не простые «Жигули», а хорошая иномарка, а свойство зависти — делать свое черное дело, еще никто не отменял, - попытался объяснить «ЧП» приятель Семеныча, знаток парапсихологии Василий Самохвалов. Он в любом событии находил подтекст и скрытую психологическую пружину, зглаз и вмешательство потусторонних сил.
 
-Обычная ошибка на дороге без всякой мистики, ко мне каждый день приезжают в гараж десятки клиентов, и подоплека почти всегда технического свойства или «человеческого фактора», - не согласился с вердиктом парапсихолога новый знакомый Задорожного Гена Астраханский.

Именно его, парня крепкого телосложения, с прической типа «ежик», внимательного и умелого, посоветовали привлечь для восстановления авто все знающие соседи. Одному он «остановил» трещину на лобовом стекле, другому настроил электронику, третьему исправил генератор, четвертому «подварил» глушитель. Словом, универсал. Причем крепыш был организован и четок — от клиента требовался лишь телефонный звонок и фабула неисправности. В назначенное  время умелец быстро диагностировал поломку и предлагал варианты ее исправления.
               
Осматривая покореженного «японца» Гена сразу же осведомился: «Ремонт машины нацелен на дальнейшую продажу или «для себя».

- Конечно второй вариант, подобную марку из-за нынешнего подорожания не купить, а другую мне не надо, - ответствовал Семеныч.

Что-то неуловимое промелькнуло в лице мастера, а улыбка смягчила обязательный в  таких случаях  официальный тон.

-Ну и правильно, меня тоже своя машина устраивает, спрашивается — зачем ее менять если можно отремонтировать, но желательно использовать оригинальные запчасти, - одобрил парень выбор.
 
Неожиданно появившаяся симпатия между седым человеком и молодым как-то сразу упростила деловые отношения, пошли всякие разговоры о северах, на которых оба бывали, об автомобильных вкусах, местных нравах. Коноплянск — место удобное и красивое с разнообразным рельефом и теплым климатом. Однако народ из-за безденежья и безработицы не становился лучше и зацикливался на дешевизне. Многих спасало личное подворье, торговля, а молодежь навостряла лыжи на Москву, Питер, Краснодар. Люди мирились с обычной российской диспропорцией — поля из год в год  давали тучные урожаи пшеницы, свеклы, овощей и фруктов, а народ катастрофически  беднел. Сей факт подтверждался и местным парком легковых автомобилей — преобладали изношенные «копейки», «семерки», а уж потом «девятки» и прочие «Жигули», не то что в городах. Эти авто преобладали и в гараже Астраханыча, как уважительно обращались шоферы к хозяину «ямы».  Он же слушал всякий треп вполуха,  энергично крутил гайки, регулировал зазоры, сливал-заливал жидкости, напрягал ноутбук, и лишь иногда вставлял веское словечко. Очень редко выходил за двери гаража и рассматривал растущую рядом красавицу черешню. Для отдыха глаз.

Они теперь встречались почти каждый день. В гараже-мастерской всегда толпился народ: подъезжали страждущие ремонта, отъезжали получившие его, платили небольшие (по городским меркам) деньги, благодарили. Атмосфера почти как у Ремарка в «Трех товарищах». Ближе к вечеру заглядывали два его закадычных друга -Тимур и Вадим. Пили крепкий кофе, шутили и смеялись, сравнивали отечественный автопром и заморский, ругали правительство за дороговизну и обман. В субботу все трое собирались на даче у Астраханыча, парились в русской баньке, от души стегали друг друга вениками и отключались от дел, механизмов, некоторых нудных клиентов, готовых удавиться за копейку.

- Вы не думайте, что я просто шабашу и у меня черный «нал», нет, все легально, имею патент, плачу налоги, тариф умеренный, отвечаю за сделанное, - успокоил нового клиента Астраханцев, видимо, отвечая на первоначальное недоверие в глазах утомленного возрастом человека.

Но Задорожный сразу понял: перед ним — профессионал и хороший малый, что в глухой провинции редкость.На полках в гараже царил порядок, на любой случай имелся инструмент, поломки парень не драматизировал и ободрял каждого встревоженного владельца авто. Все это отличалось от порядков в официальных центрах сервиса, где ты не видишь мастера и как идет ремонт, а машину потом получаешь как кота в мешке. Деньги однако за штамп в сервисной книжке  приходилось платить немалые. Случались частые обманы, даже с простейшей заменой масла. Не секрет - и за рубежом шоферы потеряли доверие к «официалам» и  стали торить дорожку  в частные гаражи.

Общение с многими владельцами авто, и просто  хорошими знакомыми шефа «народного сервиса», шире открыли глаза Виталию Семеновичу на многие российские болячки, связанные с дорогой. Государство само не исполняло многих обязательств перед участниками движения: по строительству безопасных трасс, созданию действенной автоинспекции и атмосферы взаимного уважительного партнерства, эффективных и правдивых страховых кампаний. Зато оно охотно закручивает гайки в ужесточении законодательства, как будто только оно способно поправить ситуацию с жертвами на дорогах.
 
- Вот взять знаки, которые правила рекомендуют неукоснительно соблюдать, какие они у нас и как установлены, - это включился в разговор местный автомобильный светило с редким прозвищем «Мефистофель», заглянувший к Астраханычу чтобы поменять лампочки и поделиться мнением о долговечности помпы. - Частенько они ставятся на большом расстоянии друг от друга, вместе с рекламой, а иногда еще и по одному экземпляру. Пропустил единственный знак из-за сложностей на трассе, допустил ничтожную погрешность - получай наказание.

- Мне как-то приходилось отвозить груз в Финляндию, так там знак ограничения скорости дублируется много раз, - включился в разговор темноволосый Тимур, припарковавший свою, видавшую виды, «Газель». - Захочешь его забыть — не получится, вот он, голубчик, опять стоит на повороте. И все едут чинком - рядком с одной скоростью, в том числе и россияне, никто никого не обгоняет. А когда покидаешь Суоми и пересекаешь границу, все, как по команде, мчатся с каким-то нервным остервенением. Почему?
 
Отдельная тема — работа ГАИ, тут эмоции хлещут через край. У каждого  к ней свой счет. Смысла в этой  организации большинство видит мало. Поднимай не поднимай зарплату гаишникам, а обстановка на дороге почти не меняется, ее можно определить как слабо контролируемый хаос. Инспекторы озабочены формальным соблюдением правил глубоко не вникая в суть событий. Вот образовался на трассе затор, тысячи машин стоят, нетерпеливые пытаются обвильнуть его и выезжают на «встречку»...   У стражей порядка только тогда возникает мотивация, они начинают грозить нарушителям максимальными карами вместе того, чтобы быстро разрулить ситуцию, хмурят брови, сажают замученного шофера в «отдельную» машину. Сюжет всегда прост — сначала максимально раздувается вина, потом снижается накал обвинения, и стороны начинают договариваться и  торговаться. Деньги из рук в руки не берут, просят положить в бардачок. А ведь решительность хозяев дорог востребована не на сборе штрафов, а на заторах, в пробках, в устранении аварий. Однако здесь все решается медленно и с обозленным нежеланием помочь людям.
 
-Я часто ездил на машине к сыну-студенту в Питер,  поддержать морально и материально, - рассказывает торговый человек Сергей, постоянный клиент в гаражах.- Недавно решил поменять транспорт на железнодорожный. Дорожает бензин, обслуживание, страховка немыслимая, от штрафов спасу нет. До Северной столицы путь не близкий, почти 2,5 тысячи километров, трассы всякие встречаются, много дорожных работ идет. Порой настоишься на МКАДе или в Московской области, потом чуть «притопишь», глядь, а тебя уже засекли.  В итоге после рейса приходит 10 штрафов по 500 рублей каждый, и все - за мизерное превышение скорости.
 
- Дурило, ставь анти-радар и фиксируй приборы на дороге, - советуют ему со всех сторон.

-Вот так, ребята, четвертая часть шоферов страны, по статистике, сократила  поездки из-за невозможности свести концы с концами, - подводит итог короткому брифингу «Мефистофель». - А Дума опять грозит  всевозможными карами вместо того, чтобы наметить умные меры по сокращению числа жертв. Где их больше всего? Правильно, на перекрестках, на переходах. Ну тогда  добейтесь, господа хорошие, нового порядка пересечения перекрестков, поставьте со всех четырех сторон знак «Стоп» ( как в Канаде, где дорожная статистика одна из лучших в мире). Это же обезопасит пешехода!
 
Получается, что автомобильных тем в гаражах, сетях, СМИ, на кухнях, великое множество. Но плакать в жилетку — не стиль российского шофера. Не случайно в Европе и Америке предпочитают нанимать дальнебойщиков из бывшего СССР, ведь случись что на дорогах — они всегда найдут выход. Дорожает бензин, ребята приспосабливают технику под газ, не по карману оригинальные запчасти, находят дешевые аналоги и способы реставрации, навариваю шины дабы не тратиться на новые, а наиболее рисковые даже покупают дешевые поддельные страховые свидетельства. Как говориться: «Голь на выдумку хитра». У богатых же таких проблем нет. В городе миллиардеров, Москве, расклад совсем другой. Владельцы «Порше», «Лексусов», «Мерседесов» даже и разговаривать с инспектором не будут — протянут две американские зеленые бумажки, и до свидания. Здесь законность и порядки на дорогах другие.
 
-Разговоры, разговорами, а кушать хочется всем и всегда, - , частенько повторяет Астраханыч, он  же завзятый любитель мотоциклов, пива, вяленой рыбки, а также нестандартных ситуаций в ремонте.
Это значит, что за его широкой спиной собралась толпа «поломщиков». В отличие от поломников у них совсем другая Мекка. Вот подкатила крошечная «Дэу Матиз» с запахом духов в салоне. Дамочка жалуется, что машинка плохо заводится, была в трех сервисных центрах, но там не помогли, все пытались обмануть. Тут же следуют три наводящих вопроса, нырок под капот и готов вердикт — на АЗС заправили «паленым» бензином.

- Спасибо, мотор цел, - слышит женщина ободряющие фразы, - сейчас будет все «хоккей».

Медсестру на «яме» сменяет строитель, вечно перегружающий свое авто. Здесь вопросов нет — надо смотреть ходовую. Далее следует группа рассерженных на электронику шоферов. Гена включает портативный компьютер, споро выполняет диагностику, не уставая переговариваться по телефону. Команда жаждущих ремонта растет. Ух, ну и денек сегодня! А за пределами гаража действительно день стоит сказочный — южная весна в разгаре — буйство цвета, кипень садов, лазурное небо.

...Таких бравых российских мастеров, компетентных, ловких, не алчных Виталий Семенович встречал не только в России. Как-то заехал отдохнуть с семьей в тишь финской деревушки. Сначала ударился в баню и рыбалку, но потом настал черед пообщаться с сельчанами. Сдержанные и немногословные финны не очень охотно шли на контакт, но когда узнали, что гости прибыли из Санкт-Петербурга, заулыбались и рассказали о своем питерце Федоре. Этот рукастый  парень приехал на ПМЖ из нашей страны и сразу проявил себя мастером с большой буквы — брался отремонтировать любую технику, в том числе автомобильную. Люди ехали к нему со всей суомской округи: никому не отказывал, да и на деньгах  не зацикливался.
 
Такого же российского Левшу Задорожный встретил в...Стране кленового листа. Зовут мужчину Игорем, родом из Волгограда, канадский стаж -15 лет. Все эти годы шофер возил на своем красавце «Кенворде» в соседние США сельскохозяйственную продукцию, выращенную северными фермерами. Те в нем души не чаяли — безотказный, технику знает до винтика, на дороге не теряется, сроки выдерживает, веселый и приятный в общении. К тому же своими руками построил большой дом, помогал в строительстве соседям и знакомым.

- У вас все такие умелые водители? - спрашивали не раз Игоря канадцы имея ввиду его самого.

- За всю Россию не скажу, а на Волге да, такие, - смеялся в ответ бывалый дальнебойщик.

...В хорошем настроении был в тот летний день, утопающий в липовом цвету, и весь гаражный контингент. Солнце ласково обнимало крыши соседних домов, раскрашивало лица  в кремовые цвета спелых абрикос, играло бликами на крыльях легковушек. «Мицубиси»  сиял покрашенным капотом, бампером, новыми фарами.
-Дело сделано, за качество отвечаю, - без пафоса, но с ударением на первом слоге  подвел ремонтный итог Астраханцев.

 Задорожному этот импульс придал силы и уверенность, что теперь все сложится на дороге хорошо. А ночью ему приснился сон, как он снова зарулил в то государство на дне и встретил приветливого краба, помахивающего полосатой палочкой. Его веселое доброе лицо чем-то очень напоминало черты гаражного мастера Гены.  Утром же по «ящику» о  дне  экономическом  талдычил министр с лицом изъеденным  молью по прозвищу «водолаз». Но об этом «дне» нашему герою не хотелось даже думать.   




 



 



 


Рецензии
Прониклась сочувствием к герою. Очень понравилось новое слово " поломщики" и как оно обыграно. Это Ваша находка или так называют на сервисном сленге всех клиентов?

Елена Тимко   08.02.2017 19:28     Заявить о нарушении
Спасибо, Елена, за сочувствие и остроту литературного зрения!

Юрий Прыгов   08.02.2017 23:12   Заявить о нарушении
Не сленг, это мое изобретение...

Юрий Прыгов   11.02.2017 23:32   Заявить о нарушении